Религия и право, взаимосвязь между ними

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Итак, основная цель курсовой работы раскрыть содержание и сущность двух категорий - права и религии, а также взаимосвязь между ними, оценить их воздействие на общественные явления, степень эффективности этого воздействия. Рассмотреть, на основе двух религий: мусульманство и христианство, влияние церкви на индивида и на общество в целом.

Работа содержит 1 файл

Копия Курсовая.docx

— 53.10 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

     Ведущая роль в формировании духовного мира личности, её сознания и культуры, активной жизненной позиции, принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на преобразования сознания личности. Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества. Такое взаимодействие обусловлено, так как генезис и реальное бытие права и морали определяются едиными сферами общественных отношений, в которых развёртываются сложные и подчас противоречивые связи данных социальных регуляторов.

     Прежде  чем перейти к непосредственному изучению соотношения церкви и государства, а также правового регулирования отношений между ними, целесообразно будет выяснить, что представляет собой правовое регулирование. Итак, правовое регулирование - это, прежде всего процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права). Он основывается на предмете и методе правового регулирования. Предмет правового регулирования составляет определенная форма общественных отношений, которая закрепляется соответствующей группой юридических норм. Так, отношения, связанные с государственным управлением - предмет административного права. Под методом правового регулирования понимается способ воздействия юридических норм на общественные отношения. Метод правового регулирования – совокупность приемов и способов регламентации общественных отношений, воздействия на человеческое поведение. Если предмет отвечает на вопрос, какие отношения регулирует право, то метод - как осуществляется это регулирование. Метод правового регулирования определяется, во-первых, способом создания прав и обязанностей участников, урегулированных правом общественных отношений, характером взаимосвязей субъектов права. Так, административно-правовой (императивный) метод характеризуется созданием правоотношений власти и подчинения. Он характерен, например для административного, уголовно-исполнительного права. Нормы этих отраслей воздействуют на общественную жизнь путем установления властных предписаний, категорических требований, предъявляемых к участникам отношений. В гражданском праве стороны правоотношения выступают как равноправные субъекты, а само правоотношение возникает путем выражения их свободной воли (диспозитивный метод). Основным методом регулирующего воздействия уголовного права является запрет совершать определенные деяния (действия или бездействия), опасные для общества, государства, отдельной личности. Кроме того, в правовом регулировании используются и другие методы: поощрительный, рекомендательный, метод гарантий и др. Метод определяется тем, на базе каких юридически значимых актов возникают правоотношения. В административном праве, например, они возникают на основе актов применения права, т.е. принимаемых полномочными органами властных актов индивидуального значения, в гражданском праве - на основе договора, заключаемого между равноправными контрагентами, в гражданском процессуальном праве - по заявлению (иску) лица или иного субъекта права, которому причинен моральный или материальный ущерб. Наконец, для метода правового регулирования характерны различные по содержанию и порядку назначения меры государственного воздействия, применяемые к нарушителям правовых установлений (уголовные, административные, дисциплинарные, гражданско-правовые и иные санкции). Метод правового регулирования конкретной отрасли права складывается из указанных компонентов. Различное сочетание таких компонентов создает отраслевой метод, определяет его специфику, которая отражается на всех институтах и нормах соответствующей отрасли права.

     Итак, основная цель курсовой работы раскрыть содержание и сущность двух категорий - права и религии, а также взаимосвязь  между ними, оценить их воздействие  на общественные явления, степень эффективности  этого воздействия. Рассмотреть, на основе двух религий: мусульманство и христианство, влияние церкви на индивида и на общество в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основные  понятия: государство, право, религия.
 

   С древнейших времен людей интересовал вопрос, что такое государство и что  такое право. Интересовал прежде всего потому, что государство  и право и в древнем и  в современном мире так или  иначе касаются каждого человека. Есть два значения слова «государство» , во-первых страны, т.е. политико-географического  образования, во-вторых, организации  политической власти, системы институтов власти. Понятие "государство" связанно с двумя более широкими понятиями - "общество и власть".

   Общество - это общность людей на определенной территории, характеризующаяся экономическим  и духовным единством и целостностью организации жизни.1

   Главная черта общества заключается в  том, что оно представляет собой  систему разумных существ, т.е. "особый самостоятельный социальный организм, охватывающий все население на той  или иной территории.

   Личность, общество, государство – это е  только последовательность предметов  исследования, но и шкала их реальной ценности, объективной значимости в  диалектически иерархизированной  политической и правовой жизни. 2

   Под термином "право" понимается обоснованная, оправданная, свобода или возможность  поведения, которая признается в  обществе. Есть еще и другие значения этого слова:

- в смысле  обычных прав - свободы или возможности  поведения, основанной на обычаях,  т.е. нормах, вошедших в привычку.

- в смысле  моральных прав - свободы или возможности  поведения, основанной на принципах  добра и справедливости.

- в смысле  корпоративных прав - свободы или  возможности поведения, основанной  на уставных и иных положениях, которые действуют внутри общественных, негосударственных объединениях, организаций,  партий.

-в юридическом  смысле - свободы или возможности  поведения, называемой субъективным  правом, основанной на законе, иных  официальных источниках.3

   Религия – это особая форма осознания  мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных  норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение  людей в организации (церковь, религиозную  общину).

   Светским  государством следует считать такое  государство, в котором не существует какой-либо официальной, государственной  религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным.

   Мораль - система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях  людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному  классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего  общества, определенного класса либо социальной группы.

   Термин  “мораль” по содержанию – латинский  аналог древнегреческого ethos (этика). В  латинском языке есть слово “mos” (множественное число – “mores”), обозначающее нрав, обычай, моду, устойчивый порядок. На его базе Цицерон с  целью обогащения языка образовал  прилагательное “моральный” (moralis) для  обозначения этики, назвав её philosophia moralis. Уже позднее, предположительно в IV веке, появляется слово “мораль” (4moralitas), в качестве собирательной характеристики моральных проявлений.

   Религиозная мораль представляет собой совокупность нравственных понятий, принципов, этических  норм, складывающихся под непосредственным влиянием религиозного мировоззрения. Утверждая, что нравственность имеет  сверхъестественное, божественное происхождение, проповедники всех религий провозглашают  тем самым вечность и неизменность своих моральных установлений, их вневременной характер.

   Роли  морали в жизни общества и отдельной  личности многочисленны. Трудно объяснить, почему существует нравственность, зато ясно, для чего она существует. Если для прочих земных тварей образ жизни  и судьба предписаны от природы, то человек - существо историческое - составляет свою судьбу сам. Для него нет раз  и навсегда написанного закона. Что  есть человек, никогда не может быть решено окончательно, ибо ни история, ни наша личная судьба еще не завершены. 

  1. Мусульманская религия и право

   Из  мировых религий самая молодая  — ислам, или мусульманство. Эта  религия возникла в начале VII в. н. э. на Аравийском полуострове. Сформировавшись  в качестве монотеистического вероучения, ислам испытал заметное влияние  со стороны более ранних монотеистических религий - христианства и иудаизма Ислам, как и многие другие религии, неоднороден. Он распадается на два главных  направления: суннизм и шиизм. Нередко, определяя две основные ветви  ислама, утверждают, что шиизм отличается от суннизма прежде всего тем, что  не признает сунну - "священное предание", представляющее сборник рассказов о жизни и деятельности Мухаммеда. В действительности же сунна признается и шиитами, но они основывают ее только на авторитете семьи Мухаммеда, в то время как сунниты -также и на свидетельствах сподвижников пророка. Кроме сунны шииты имеют и свое особое "священное предание" - ахбар. В шиизме сильно развит культ святых мучеников. Из мучеников особым почитанием пользуется второй сын халифа Али - Хусейн. Одним из важнейших положений шиизма является вера в "скрытого имама", который должен появиться вновь и установить на земле божье царство. Как и сунниты, шииты признают Коран божественным откровением, однако допускают иносказательное толкование текста этой книги. В отличие от суннитов, для которых священными городами считаются Мекка и Медина в Саудовской Аравии, местом паломничества шиитов являются в первую очередь иракские города Эн-Наджаф и Кербела, где, согласно преданию, погребены халиф Али и его сын - "великомученик" Хусейн.5

   Тесная  взаимосвязь правовых и религиозных  предписаний ислама, религиозная  основа мусульманского права, его «мусульманский»  характер не вызывают сомнений. Это  реальный факт, подтверждаемый анализом особенностей мусульманского права  как системы действующих юридических  норм. В первую очередь речь идет об общем для всех нормативных  положений ислама происхождении. Так, основными источниками мусульманского права — как и неюридических норм ислама — признаются Коран и сунна, в основе которых якобы лежит божественное откровение и которые закрепляют прежде вceгo основы веры, правила религиозного культа и морали, определяющие в целом содержание мусульманского права в юридическом смысле. Его направленность на реализацию идеалов ислама как религиозной системы, включение в его состав ряда норм религиозного культа объясняют, почему мусульманское право нередко справедливо называют квинтэссенцией, главным звеном ислама, наиболее ясным выражением мусульманской идеологии. В частности, для понимания не только общей идеологической основы, но и ряда юридических особенностей мусульманского права важное значение имеет концепция «интереса», исходящая из нацеленности права на защиту пяти основных ценностей, среди которых первое место отводится религии.

     Другой  общей чертой всех сложившихся в  исламе социо-нормативных регуляторов, тесно связанной с первой, является то, что нормативное содержание его  юридических предписаний и характерные  особенности их формулирования в  средневековом мусульманском .праве  в большинстве случаев ничем  не отличались, например, от норм религиозного культа (ибадат). Не случайно последние  традиционно рассматривались и  продолжают рассматриваться в качестве неотъемлемой части мусульманского права в широком смысле. В этом отношении юридические и религиозные  нормы ислама имели одни источники, сходную структуру и в значительной мере, как будет показано ниже, совпадающий  механизм действия.

     Опора на религиозные догматы и нацеленность на защиту основ веры прослеживаются на уровне всех отраслей мусульманского права. Так, нормы «личного статуса» — отрасли, занимающей центральное  место в системе мусульманского права, действуют главным образом  среди мусульман, хотя в современных  условиях во многих мусульманских странах  религиозный принцип применения не распространяется на нормы, регулирующие вопросы наследования, завещания  и ограничения правоспособности. Данные нормы запрещают мусульманке  выходить замуж за немусульманина. Присутствующие при заключении брачного договора свидетели должны быть мусульманами. Институт вакуфного имущества исходит из признания  верховного права собственности на такое имущество за Аллахом и использования его на религиозно-благотворительные цели.

     Мусульманское  право имеет четыре источника   права.  Это  прежде  всего  Коран - священная книга ислама,  затем  Сунна,  или  традиции,  связанные  с посланцем бога, в- третьих,  иджма,  или  единое  соглашение мусульманского общества, и, наконец, в- четвертых, кийас,  или умозаключения по аналогии. Все религиозные нормы ислама, (которые составляют элемент религиозной, а не правовой системы, можно разделить на две основные группы. Первую составляют культовые правила поведения (ибадат), регулирующие порядок омовения, совершения молитвы и паломничества, соблюдение поста, уплату заката и т. п. Вторая представлена закрепленными Кораном и сунной нормами поведения людей в их взаимоотношениях во внецерковной сфере (муамалат и ахлак), многие из которых, помимо общей санкции, обеспечиваются и конкретной мерой ответственности за их нарушение. В этом отношении данная категория предписаний включает несколько разновидностей норм: правила поведения, поддерживаемые чисто религиозными санкциями, сводящимися к наказанию их нарушителей в потустороннем мире (например, «геенна огненная» грозит отступникам от ислама); нормы, обеспечиваемые религиозной санкцией, применяемой в земной жизни (например, наказание неумышленного убийства религиозным искуплением — обязательным соблюдением поста в течение определенного срока); правила поведения, гарантированные «земной» ответственностью, не имеющей прямой связи с религиозной совестью нарушителя и по своему содержанию совпадающей с общепринятыми видами юридических санкций (применение за прелюбодеяние телесного наказания); нормы, нарушение которых влечет как чисто религиозную, «божественную», кару, так и «земную» ответственность (например, лицо, совершившее умышленное убийство, «попадает в геенну», а до этого подлежит смертной казни). Однако в любом случае, вне зависимости от применения .к нарушителю «земного» наказания, он рассматривается как грешник, преступивший религиозную норму, и в силу этого несет ответственность в загробной жизни. Неотвратимость религиозного «потустороннего» наказания — отличительная черта гарантированности мусульманских религиозных норм.6

   Следует подчеркнуть, что все эти нормативы  сами по себе являются чисто религиозными и составляют элемент, нормативную  основу ислама как религиозной системы. Вопреки мнению мусульманских юристов  и многих советских исследователей, Коран и сунна сами по себе не содержат правовых норм: там имеются  лишь религиозные правила поведения (другое дело, что некоторые из них  явились источниками норм мусульманского права). Они не входят в правовую надстройку и не включаются непосредственно  в состав мусульманского права как  системы юридических норм. В месте  с тем, было бы неверным утверждать, что между религиозными нормами  ислама и мусульманским правом нет  никакой связи. Такая связь прослеживается прежде всего в совпадении по своему содержанию многих правил поведения, формулируемых  как религиозными нормами ислама, так и мусульманским правом, что  объясняется приданием целому ряду религиозных норм характера правовых правил поведения путем их санкционирования в той или иной форме государством. Примером такого совпадения может служить  норма, позволяющая мусульманину одновременно состоять в браке с четырьмя женщинами. Закрепленное в Коране, это правило  выступает религиозной нормой. Бели же она санкционируется государством (например, фиксируется в законе или фактически защищается судом), то «порождает» соответствующую правовую норму, становится ее источником. Складывающаяся таким образом на основе религиозной  нормы норма юридическая является уже элементом правовой надстройки, а система таких норм составляет существенную часть нормативного состава  мусульманского права.

Информация о работе Религия и право, взаимосвязь между ними