Региональные особенности при формировании экономической политики в социальном государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:26, реферат

Описание работы

Процесс возникновения и становления социального государства имеет долгую и сложную историю. В настоящее время оно существует в трех основных проявлениях и его можно анализировать на следующих трех соответствующих уровнях: на научном — как идею и ее развитие в целом ряде концепций, на нормативном — как конституционный принцип, закрепленный в основных законах все возрастающего числа стран, на эмпирическом — как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ВЫБОР

2. ВЫРАБОТКА ЦЕЛЕЙ И ВАРИАНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

4. " КОНЪЮНКТУРНАЯ ПОЛИТИКА"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Реферат по ОСГ.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

Рассмотрим некоторые из них очень коротко. При любом негативном отношении административных методов государственного влияния на экономику, следует отметить, что существуют области, где административные методы не только желательны, но и совершенно необходимы. В некоторых случаях они имеют явное преимущество над всеми другими средствами государственного воздействия и являются единственно возможными. И хотя они в определенной мере притесняют индивидуальную экономическую свободу - все же вполне оправданы. Особенно это касается тех случаев, когда максимальная свобода отдельных рыночных агентов оборачивается тяжелыми потерями для остальных участников экономики и рыночного хозяйства в целом.

Первым делом, нужно отметить необходимость государственного вмешательства и контроля за монопольными рынками. Мы хорошо знаем и убедились на собственном опыте, что может делать в экономике монополист, у которого развязаны руки, и как трудно повлиять на него методами побочного (экономического) вмешательства. Однако мера и степень государственного воздействия на монополии целиком и полностью определяется ее природой. Монополии, как известно, бывают разные - государственные, природные, технологические.

Там, где признана государственная монополия (фундаментальная наука, оборона или торговля алкоголем), следует проводить полномасштабное государственное администрирование. Подразумевается текущее и долгосрочное директивное планирование производства, издержек и цен, прямой контроль по качеству и потребительским характеристикам продукции, гарантированное материально-техническое снабжение, которое опирается на централизованное государственное распределение.

Поскольку некоторые монополии имеют региональный характер, соответственно должны вестись и местные властные структуры. Правительственные службы могут прибегать к жестким акцизным ставкам налогообложения на некоторые виды товаров, если это полезно для общества в целом. Несколько иного отношения заслуживают т.н. "технологические" монополии. Хотя монополия здесь естественна, она все же не государственная. Следовательно, здесь должен быть сравнительно более мягким и режим администрирования. Целесообразным может быть переход от прямого контроля над ценами к определению определенных пределов их колебания и т.д.

Существует, наконец, немалое количество рынков где монополистические структуры неестественны, экономически нецелесообразны, а потому государство в этих случаях имеет право просто демонтировать эту монополию как таковую, что наносит вред всему обществу. Иногда от государства требуется умелое манипулирование административными методами с перспективой их замены экономическими регуляторами.

Важным направлением государственного административного вмешательства является влияние на рыночную среду и на неисчерпаемые ресурсы (проблемы, связанные с последствиями рыночной экономики). В этой сфере экономические регуляторы не просто недостаточны, но и вообще неэффективны. Если вредное производство губит лес, реку или озеро, то никакие финансовые санкции, какими бы крупными они ни были, природе не помогут. Здесь нужны меры превентивного характера. Речь идет о консервации части национальных ресурсов. Здесь, помимо прочего, необходимы жесткие стандарты, а относительно вредных технологий - их прямой запрет.

Разработка и твердое проведение в жизнь стандартов, контроль за их соблюдением всеми участниками экономического процесса - важное направление административного регулирования. Государство и правительственные организации определяют и прямо влияют на поддержание минимальных жизненных стандартов, т.е. не допускают нищего уровня (гарантированный уровень заработной платы, пособия по безработице).

Как мы видим, экономическое пространство, где применяются административные методы регулирования, довольно широко. В странах социальной экономики эти методы давно стали неотъемлемой частью всей системы хозяйствования и никак не противоречат ни экономическим, ни социальным целям.

4.      "Конъюнктурная политика".

Когда речь идет о "конъюнктурной политике", то под этим понимают регулирования общеэкономической ситуации в стране. Ведь экономическое положение любой страны ( конъюнктура)  испытывает постоянные перемены и колебания. После периода благоприятной, иногда говорят "высокой конъюнктуры", наступает ее спад, с последующим упадком (депрессия), после чего может опять начаться подъем (в виде оживления или даже бурной экспансии). Борьба с резкими перепадами конъюнктуры - не самая сложная из проблем, которые приходится решать правительствам разных стран.

Поскольку в каждый данный момент экономика любой страны переживает стадию конъюнктурного цикла, правительство должно проводить определенную конъюнктурную политику. Причем на каждом промежутке экономического цикла меры, к которым прибегает правительство, не только не тождественны, но могут быть и противоположными: правительству приходится всякий раз решать весьма специфические социальные и экономические проблемы. Рассмотрим три типичные ситуации: Начинается спад. Наступает перепроизводство. Объем производства сокращается, рабочая сила освобождается, спрос на кредиты снижается. Некоторые фирмы терпят крах, растет массовая безработица, развитие экономики замедляется.

Во время депрессии предприятиям недостает сбыта, склады переполнены товарами, на рынке труда царит безработица. Нет сбыта - нет и новых инвестиций. Мало-помалу экономическая конъюнктура выравнивается. Оживление производства дает возможность привлечь новую рабочую силу до работы. Приобретает размах рационализация. Нужны новые кредиты. Уровень процента растет.

Во всех перечисленных ситуациях государство не может вести себя одинаково. Чтобы достичь главных задач социальной рыночной экономики - наиболее высокой свободы личности, достижения социальной справедливости и обеспечения социальной безопасности - государство должно осуществлять "конъюнктурную политику". Эта политика весьма противоречива, и в основном связана с противоречивостью самих целей, которые ставит перед собой государство. Так, для повышения жизненного уровня населения главной предпосылкой является постоянный экономический рост. Для его стимулирования государство прибегает к увеличению денежной массы в обороте, но это приводит к инфляции. Попытки ее обуздать - сразу сказываются на экономической активности и конъюнктуре с последующими нежелательными последствиями - спадом и депрессией. Общеэкономическую конъюнктуру определяют четыре предпосылки: развитие экономики, полная занятость, стабильность цен и внешнеэкономическое равновесие.

Правительство любой страны должно проявлять немалое мастерство и искусство, чтобы постоянно добиваться всех четырех названных предпосылок одновременно. Стремление к полной занятости означает предоставление условий для получения работы теми, кто способен и желает работать. Безработица - это, прежде всего, низкая покупательная способность и спад жизненного уровня. Следовательно, для поддержания должной конъюнктуры необходимо обеспечить как можно более высокий уровень занятости населения.

Экономический рост (развитие экономики) - это развитие в направлении, что обеспечивает увеличение производства, повышение качества товаров и услуг. В современной экономике только это дает возможность решать цели "социально-ориентированной экономики". Стабильный уровень цен означает предотвращение инфляции, падение общего уровня цен.

Внешнеэкономическое равновесие означает, что экспорт и импорт должны быть примерно уравновешены. Когда внутренний рынок предлагает более дешевые товары, чем внешний, уровень экспорта растет. Но высокий общий спрос приведет к инфляции. И, наоборот, слишком высокие цены на внутреннем рынке по сравнению с внешним повлекут уменьшения экспорта. Кроме того, возрастет импорт иностранных товаров. Как следствие - спад в развитии экономики.

Одновременное соблюдение всех четырех предпосылок, как отмечалось, довольно сложная задача для государства. Соблюдение "магического четырехугольника" называют настоящим "колдовством" в экономической политике. Конкретный пример такого колдовства продемонстрировал выдающийся теоретик-экономист и одновременно практик - создатель "социальной рыночной экономики" в послевоенной Германии Л. Эрхард.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мировой опыт убедительно показывает, что социальное государство является закономерным результатом эволюционного развития общественных отношений. Признавая человека высшей ценностью, социальное государство видит свою историческую миссию в том, чтобы добиться такого уровня социально-экономического развития страны, который был бы достаточным для обеспечения достойной жизни каждому человеку, живущему на территории государства. Однако достижение этой цели — длительный, очень сложный и даже противоречивый процесс, о чем свидетельствует реальная практика развитых стран. Каждая страна, вставшая на этот путь, проходит его по-своему, но с учетом общих закономерностей формирования социального государства и его последующего развития.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.      Основные проблемы социального развития России - 78/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2004. -№ 15 (235). С.В. Калашников, директор Департамента социального развития и охраны окружающей среды Правительства Российской Федерации, доктор экономических наук.

2.      Алейников Б.Н. Социальное государство и собственность // Государство и право. 2008. N 1.

3.      Кочеткова Л.Н. Социальное государство: европейская теория и российская практика // Власть. 2008. N 4.

4.      Основные проблемы социального развития России-78 // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2004. N 15.

5.      Родионова О.В."Характерные черты социальной функции современного государства"//"История государства и права", 2007, N3

6.      Увачев В.А. Социально-правовое государство и гражданское общество постиндустриальной эпохи: правовые основы функционирования и взаимодействия (на примере стран Западной Европы и США). Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2006.

7.      Храмцов А.Ф. Социальное государство. Практики формирования и функционирования в Европе и России // Социологические исследования. 2007. N 2.

8.      Чиркин В.Е. Социальное государство: юридические индикаторы // Российский юридический журнал. 2007. N 4. С. 54.

 



Информация о работе Региональные особенности при формировании экономической политики в социальном государстве