Региональные особенности при формировании экономической политики в социальном государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:26, реферат

Описание работы

Процесс возникновения и становления социального государства имеет долгую и сложную историю. В настоящее время оно существует в трех основных проявлениях и его можно анализировать на следующих трех соответствующих уровнях: на научном — как идею и ее развитие в целом ряде концепций, на нормативном — как конституционный принцип, закрепленный в основных законах все возрастающего числа стран, на эмпирическом — как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ВЫБОР

2. ВЫРАБОТКА ЦЕЛЕЙ И ВАРИАНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

4. " КОНЪЮНКТУРНАЯ ПОЛИТИКА"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Реферат по ОСГ.doc

— 112.00 Кб (Скачать)


 

НОУ ВПО

Университет Управления «ТИСБИ»

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

« Региональные особенности при формировании экономической политики в социальном государстве. »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Выполнила:

Студентка  группы ГД-113

                                                               Сагадеева З. Р.

                                                          Проверила:

Кандидат истор. наук, доцент,

Ученый секретарь Ученого совета университета

Федорова О. В.

 

Казань-2012


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.      ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ВЫБОР

2.      ВЫРАБОТКА ЦЕЛЕЙ И ВАРИАНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

3.      ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

4.      " КОНЪЮНКТУРНАЯ ПОЛИТИКА"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 


ВВЕДЕНИЕ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА - система методов, инструментов и форм государственного воздействия на социально-экономические процессы, реализующая тот или иной тип экономической стратегии. Сложная структура развитой рыночной экономики требует применения разнообразных инструментов и мер экономической политики. В зависимости от этапа развития страны и конкретной социально-экономической ситуации в соответствии с принятой экономической стратегией - на первый план выступают различные методы и формы экономической политики: бюджетно-финансовой, налоговой или кредитно-денежной.

На современном этапе главной задачей экономической политики государства в индустриально развитых странах становится обеспечение конкурентных преимуществ национальной экономики на мировых рынках. Это достигается, во-первых, путем создания наиболее благоприятных условий для предпринимательства, развития конкурентной рыночной среды. Во-вторых, путем поддержания конкурентоспособности в тех сферах, где эти преимущества по тем или иным причинам не могут быть реализованы при посредстве только механизма свободного рынка. Для выполнения этой задачи используется комплекс мер экономической политики: бюджетно-финансовой, кредитно-денежной, антимонопольной, научно-технической, инновационной, экологической и др.

Реализация экономической стратегии развития России до 2010г. предполагает проведение экономической политики, направленной на модернизацию экономики и ее либерализацию. Этому призваны служить налоговая, инвестиционная, таможенная, внешнеэкономическая и другие формы экономической политики. Содержанием этих форм экономической политики станут меры по улучшению инвестиционного климата, усилению стимулирующей роли налогов, созданию конкурентной рыночной среды, развитию фондового рынка.

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т. д. Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.

Процесс возникновения и становления социального государства имеет долгую и сложную историю. В настоящее время оно существует в трех основных проявлениях и его можно анализировать на следующих трех соответствующих уровнях: на научном — как идею и ее развитие в целом ряде концепций, на нормативном — как конституционный принцип, закрепленный в основных законах все возрастающего числа стран, на эмпирическом — как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп.

 

 

 


1.      Экономическая политика как социально-политический выбор.

Основная цель экономической политики в социальной экономике - забота о оптимальном функционировании рыночного механизма с учетом социальных аспектов. Максимизация благосостояния общества и отдельных его членов выступает как высшая и общая цель экономической политики.

Экономическая политика осуществляется для достижения определенных целей. Они могут охватывать либо отдельные проблемы (например, политика стабилизации, политика на рынке труда, конъюнктурная политика) или государство выдвигает цели, касающиеся тех или иных отраслей национальной экономики (транспорт, угольная промышленность, связь).

Хозяйственно-политическое решение заключается в осуществлении мер экономической политики, применении определенных инструментов для изменения ситуации с точки зрения определенных экономических целей. Так, с целью достижения большей занятости или для снижения безработицы, разрабатываются мероприятия по созданию новых рабочих мест.

Носителями решений в области экономической политики являются учреждения и граждане общества, которые имеют политические или экономические возможности влияния на хозяйственную ситуацию. Они пытаются изменить эту ситуацию, ставя определенные цели в интересах отдельных групп или общества в целом. Теоретически на этот процесс выработки решений влияют и частные лица, но практически носителями экономической политики выступают политические партии, правительственные органы, управленческие структуры. Немалую роль играют корпоративные организации - промышленные, торговые, ремесленные и сельскохозяйственные палаты, страховые ведомства, профессиональные организации и союзы (прежде всего, профсоюзы и их объединения), научные организации (исследовательские учреждения, экспертные советы и т.п.).

В условиях демократического общества полномочия в принятии политических и социальных решений должны распределяться по принципу разделения власти между парламентом, в котором наряду с правящей партией, представлены также оппозиционные партии, правительством с подчиненными ему структурами, а также судебной властью (особая роль принадлежит Конституционному суду).

В развитых странах экономическая политика не может вестись без учета базовых социальных ценностей - социально-экономического прогресса, свободы, социальной справедливости, безопасности. В концепции "социальной рыночной экономики" социальная справедливость стоит в одном ряду с таким требованием рынка, как максимизация благосостояния. Выработки государственных приоритетов с соответствующей политической стратегией представляет собой сложный многосторонний процесс. Над этим бились выдающиеся ученые всех времен и народов, но эта проблема все еще далека от своего решения . Рассмотрим лишь некоторые ее аспекты. Сразу отметим, что содержание всей системы приоритетов в основном определяется общей конструкцией социально-экономической системы. Действительно, если в основе экономической системы находятся рыночные основы, то правящая партия берет на себя обязательства укреплять механизмы рынка, решать те проблемы, с которыми рынок не справляется. Именно поэтому в системе приоритетов стоит контроль над инфляцией, достижение нового качества экономического роста, снижение безработицы и т.п. Если же экономическая система построена на образец командно-административной, то правительство, скорее всего, пообещает накормить народ, убрать вовремя урожаи, провести некоторую реконструкцию устаревших фондов, т.е. все то, что в нормальной экономике должно обеспечить рыночная система.

Между различными целями экономической политики существует определенная экономическая взаимосвязь. Цели могут быть такими, которые взаимодополняют друг друга, противоречат друг другу, или не касаются друг друга. Характер этой взаимосвязи можно установить лишь зная о намеченной мере экономической политики и имея возможность оценить их с точки зрения приоритетности. Когда, например, перечень целей открывается проблемой инфляции, правительство может рассчитывать на успех своей политической стратегии лишь при условии, что ему удалось верно оценить общественные настроения населения, которое больше всего обеспокоено ростом дороговизны.

Одним из основателей современной теории экономической политики как социального выбора был К. Викселль. В его диссертации "Исследования по теории финансов" (1896г.) содержалось три важнейших методологических положения: методология индивидуализма, концепция "экономического человека" (homo economicus) и подход к "политике как к обмену", т.е. выбору. Выше мы показали, что экономическая наука рассматривает человека как индивида, который определяет ценность благ, делает выбор между ними и участвует в какой-либо деятельности. Определяющий пункт анализа - выбор или решение выбрать одну из возможных альтернатив. Индивиды как покупатели и продавцы товаров и услуг делают выбор в соответствии со своими многочисленными предпочтениями. Индивид, который сегодня делает выбор между мясом или селедкой, завтра будет делать выбор между двумя политическими деятелями. Социальные институты, несомненно, влияют на поведение избирателя и эта взаимосвязь является основным объектом теории "социального выбора".

Структура рынков всегда социальная. Разница между процессом индивидуального выбора и социальной структурой рынка стала основой разграничения таких понятий, как "рынок" и "экономика". При этом предполагалось, что рынок означает процесс обмена товаров, а смыслом экономики является максимизация общественного богатства. Проблема эффективного размещения общественных ресурсов долгое время рассматривалась индивидуальным выбором. Понятие "экономика" и "политика" считались близкими по содержанию, но только при поверхностном их рассмотрении.

Трактовка политики как социального выбора имеет огромное значение для выработки прикладной теории экономической политики. Общество является сложной системой обмена между индивидами, в которой последние пытаются достичь своих частных целей, поскольку не могут реализовать их путем обычного рыночного обмена. Здесь нет других интересов, кроме индивидуальных. Люди идут на рынок, чтобы обменять одну вещь на другую, а не для того, чтобы получить некоторые социальные результаты, кроме торговли и удовлетворения личных потребностей. Индивиды не осознают, что процесс индивидуального выбора приводит к социальным последствиям: перераспределения общественных ресурсов или иному их расположению. Основное различие между рыночной и политической системой, по мнению К. Викселя, заключается не в различных типах ценностей и интересов людей, а условиях, в которых они осуществляют свои различные убеждения.

Почему люди соглашаются терпеть принуждения, которое является неотъемлемой частью коллективных решений?

Ответ прост. Индивиды вынуждены подчиняться в том случае, когда конечные последствия политического "обмена" соответствуют их интересам. Нужна определенная модель социально-политического строя. При отсутствии модели свободного обмена любые методы государственного принуждения придут в противоречие с индивидуалистическими ценностями, на которых основан данный социальный строй.

Производя прикладную теорию экономической политики необходимо учесть определенные сложности, которые связаны с ней. Индивиды в политическом процессе не могут руководствоваться обычными правилами торговли, поскольку потребителем общественных благ является не отдельный индивид, а общество в целом. Однако и в политике существует аналог свободной торговли. Это  согласие между людьми, которое присуще любому обмену. Единство, которое достигается участниками коллективного выбора в политике, аналогична добровольному выбору и обмену товарами на рынке. На рынке люди выбирают мясо или селедку, а в политике соглашаются платить налоги в обмен на блага. Блага  нужны всем и каждому.

Таким образом, представляется возможность дать оценку самой политической системе. Хотя прямых критериев оценки политической деятельности не существует, но побочной оценкой может служить степень оперативности в реализации индивидуальных предпочтений при помощи политических механизмов. Ее следует измерять не в единицах приближения к какому-либо абстрактному идеалу, который игнорирует человека, а наоборот , в единицах обеспечения людей всеми нужными благами, то есть именно тем, что не принимает во внимание командно-административная система хозяйствования.

Решение социальных и хозяйственно-политических задач затруднено целым рядом трудно предсказуемых факторов. На общую экономическую ситуацию (а значит и на экономическую политику) могут влиять все вышеупомянутые носители экономической политики со всеми их предпочтениями, которые не поддаются не только точному, но даже примерному вычету. Экономическая политика всегда осуществляется в определенной, вполне конкретной экономической и политической среде, которая выдвигает многочисленные преграды для самых разнообразных видов. Досконально изучить эту среду со всеми его компонентами невозможно, а поэтому невозможно (всеми доступными мерами) надежно предсказать ее влияние на хозяйственную ситуацию. В конце концов, информация о ситуации, которую необходимо изменить, и по причинам, которые обусловили ее, скорее всего, окажется неполной и неточной, а потому аналитики сталкиваются с трудностями институциональными, правовыми, социальными и технологическими. Все это сказывается на выработке и принятии адекватных экономических решений.

Общеизвестно, что конкретная жизнь гораздо сложнее любой самой совершенной теории. Живая реальность редко укладывается в теоретические схемы. Современная экономическая наука еще не способна наделить политиков совершенными рекомендациями, которые бы точно соответствовали общественному мнению, учитывали многочисленные предпочтения избирателей и позволяли четко управлять ими.

Информация о работе Региональные особенности при формировании экономической политики в социальном государстве