Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 16:25, курсовая работа
Европейская политика регионального развития базируется на политическом принципе, в соответствии с которым более богатые страны и регионы должны проявлять солидарность с более бедными странами и регионами, а также на экономическом принципе, в соответствии с которым более низкие объемы производства в бедных странах-участниках и регионах, или странах и регионах с высокими уровнями безработицы представляют собой потерю потенциала и возможности для Европейского Союза в целом.
КУРСОВАЯ
РАБОТА
на тему «Региональная политика Европейского союза»
Я выбрал эту тему, потому что мне небезразлично будущее нашей страны. Я хотел бы видеть будущее России благополучным и процветающим, поэтому меня интересует тема региональной политики. В дальнейшем я бы хотел, чтобы моя профессия была связана с государственным управлением, и я внёс свою лепту в развитие региональной политики. Ранее я писал курсовую работу о региональной политики Российской Федерации, сейчас хочу затронуть тему региональной политики Европейского союза, чтобы в будущем сопоставить, сравнить и сделать выводы о перспективах развития нашего государства.
Актуальность темы
Региональная
политика уже несколько десятилетий
входит в число ключевых на правлений
социально экономической
На
глобальном уровне, пока Европейский
Союз остается центром сосредоточения
значительного богатства и
Предмет исследования
Европейская
политика регионального развития базируется
на политическом принципе, в соответствии
с которым более богатые страны
и регионы должны проявлять солидарность
с более бедными странами и
регионами, а также на экономическом
принципе, в соответствии с которым
более низкие объемы производства в
бедных странах-участниках и регионах,
или странах и регионах с высокими
уровнями безработицы представляют
собой потерю потенциала и возможности
для Европейского Союза в целом.
Инвестиции в современную инфраструктуру
и инновационную деятельность, более
качественное образование и профессиональная
подготовка для людей в слабых
регионах открывают ценные новые
рынки и расширяют
Региональное
развитие является процессом, который
требует действенных и
Принципы
регионального развития проверялись
и неоднократно совершенствовались
на протяжении многих лет, чтобы можно
было разрабатывать различные
На
сегодняшний день в Евросоюз входят:
Бельгия, Германия, Италия, Люксембург,
Нидерланды, Франция, Великобритания,
Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия,
Австрия, Финляндия, Швеция, Венгрия, Кипр,
Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия,
Словения, Чехия, Эстония, Болгария, Румыния.
Европейский
Союз, который с 2007 г. состоит уже из
27 государств с суммарным населением 495
млн. чел. и общей площадью 4,4 млн. кв. км,
представляет собой, вне всяких сомнений,
наиболее успешную в мире интеграционную
группировку. Об этом свидетельствуют
и высокая степень экономической взаимозависимости
стран-членов, и глубина политической
интеграции в Евросоюзе. Вместе с тем именно
в Европе зародилось и успешно продолжает
развиваться большинство наиболее дееспособных
национальных государств. Одновременно
в пределах ЕС существуют многочисленные,
устойчивые на протяжении десятилетий
и даже веков региональные общности самого
разного вида. Более того, именно в рамках
Евросоюза получил максимальное развитие
принцип субсидиарности (когда полномочия
передаются вышестоящим административно-
Важной
причиной сохранения в странах ЕС
устойчивых региональных общностей, по
нашему мнению, является широко распространенная
у европейцев многоуровневая самоидентификация.
Например, хорошо известно, что за пределами
своей страны жители Германии, Великобритании
или Испании представляются соответственно
как немцы, британцы и испанцы. Однако
при общении у себя на родине эти
люди всегда подчеркивают свою региональную
принадлежность – баварец, шотландец
или каталонец четко отличает себя, например,
от жителя Саксонии или Уэльса. Естественно,
в разных странах ЕС (да и внутри них от
района к району) степень такой сложносоставной
территориальной идентичности различается2.
Тем не менее во многих случаях именно
она не позволяет стереть региональные
границы даже в случае создания искусственных
сеток административно-
Вместе
с тем более-менее точное совпадение
формальных (административных) и неформальных
(то есть существующих только в представлениях
населения) регионов встречается в
Европе редко. В некоторых странах
ЕС сложившиеся в предыдущие исторические
периоды формальные границы регионов
сложно изменить из-за противодействия
разных политических сил, боящихся потерять
в ходе реформ свои властные позиции.
Напротив, в ряде европейских государств
кардинальное преобразование АТД все
же состоялось, но не из-за стремления
приблизить его к нынешним экономическим
или этнокультурным границам, а с
целью резко изменить политический
ландшафт в стране (хорошими иллюстрациями
могут служить послевоенное устройство
Германии и реформы в
Границы субъектов двух других федераций в пределах ЕС – Австрии и Германии – лишены какой-либо этнической основы и сформировались в основном в пределах средневековых государств, а затем административных единиц Австрийской и Германской империй. Так, из 9 земель Австрии 7 существовали уже в XIX в. (хотя часть территорий была потеряна ими по итогам первом мировой войны). Лишь Вена получила статус самостоятельной земли в 1920 г., а Бургенланд вошел в состав Австрии в 1921 г., ранее будучи немецкоязычной частью Венгрии. В Германии из-за значительных территориальных потерь по итогам мировых войн, ликвидации земли Пруссия как оплота нацизма, введения оккупационных зон союзниками, а также упразднения федерального устройства в ГДР о непрерывной многовековой традиции государственности можно говорить только по отношению к Баварии и ганзейским городам-землям Гамбургу и Бремену. Однако еще 7 федеральных земель из 16 продолжают в той или иной степени традиции ранее существовавших одного или нескольких феодальных государств, а затем земель Германской империи – это Саксония, Тюрингия, Баден-Вюртемберг, Гессен, Нижняя Саксония, Мекленбург-Передняя Померания и Шлезвиг-Гольштейн.
На
следующих уровнях АТД обычно
большую роль играют социально-географические
факторы устойчивого
Некоторые страны ЕС не могут похвастаться столь длительными традициями государственности, обретя независимость лишь в XX в. В некоторых случаях региональное деление сохраняется без значительных изменений по сравнению с периодом нахождения в составе крупных европейских империй (например, в Ирландии). Однако чаще молодые государства разрабатывали новые сетки АТД, которые, как правило, базировались на социально-географических факторах: вокруг каждого из крупных городов, игравших роль экономических центров, формировались отдельные регионы. В наибольшей степени эта тенденция была характерна для стран ЦВЕ, особенно в социалистический период.
Природно-географические факторы в наилучшей степени способствуют консолидации регионов в случае их изолированности. Необходимо отметить, что некоторые территории стран-членов ЕС, особенно заморские владения, вообще не входят в Евросоюз или имеют в нем особый статус. Так, испанские Канарские острова, автономные Аландские острова в Финляндии (где преобладает шведское население) и 4 заморских департамента Франции (Мартиника, Гваделупа, Реюньон и Гвиана) являются территорией ЕС, но не входят в гармонизированную зону по налогу на добавленную стоимость (НДС). Испанские анклавы в Африке – автономные города Сеута и Мелилья, равно как и британский Гибралтар, также относятся к ЕС, но на них не распространяются единая сельскохозяйственная политика, таможенная территория и зона НДС. Для португальских автономных регионов Азорские острова и острова Мадейра также допускаются исключения из законодательства ЕС, налоговых, таможенных и прочих режимов, но пока они не применяются. Британские Нормандские острова и остров Мэн входят не только в ЕС, но и в таможенную территорию Евросоюза, однако на них не распространяется свобода перемещения людей, услуг и капитала. Гренландия отказалась быть в ЕС как часть Дании в 1982 г. Также вне Евросоюза находятся датские Фарерские острова, заморские территории Франции, владения Великобритании и Нидерландов. Особый статус у германских и итальянских анклавов в Швейцарии, горы Афон в Греции, непризнанной турецкой республики Северного Кипра и ряда других территорий. Вместе с тем природно-географические факторы могут играть роль и при разграничении «обычных» регионов – так, обычно естественными границами выступают крупные реки, горные хребты.
Отдельного упоминания заслуживают еврорегионы, первый из которых возник в 1958 г. на границе ФРГ и Нидерландов. В настоящее время в приграничных районах европейских стран, в том числе членов ЕС, действуют свыше 100 еврорегионов и подобных им образований другого правового статуса, причем самого разного территориального охвата – от небольшого количества муниципалитетов двух соседних стран до значительного количества крупных регионов сразу нескольких государств. Функционирование еврорегионов базируется на принципах «Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей», подписанной в 1980 г. По мнению экспертов, пока еврорегионам не удалось достичь масштабной цели формирования новых региональных общностей людей, идентифицирующих себя в первую очередь с еврорегионом, а не с его национальными частями. Несмотря на то, что эти проекты обычно стартовали на базе трансграничных экономических районов, территория которых к тому же обычно меняла несколько раз в прошлом свою государственную принадлежность, еврорегионы в основном оказываются если и не «пустышками», то образцами «малой» интеграции. Они содействуют развитию приграничных гуманитарных контактов и туризма, охране окружающей среды, связям малого и среднего бизнеса, реализации трансграничных транспортных проектов4.
Сформировавшиеся к 80–90-м годам XX в. – периоду активизации наднациональной региональной политики ЕС – системы АТД европейских стран оказались слишком разнородными. На практике было затруднено даже сопоставление регионов разных государств по уровню социально-экономического развития и имеющемуся потенциалу устойчивого хозяйственного роста. Еще больше сложностей встало перед структурными фондами ЕС, которые должны распределять финансовые средства между отдельными регионами. Так, с одной стороны, Германия при населении 82,5 млн. чел. состоит из 16 федеральных земель. С другой стороны, в соседних Нидерландах, где живет 16,3 млн. чел., имеется 12 провинций, а, например, Литва с 3,4 млн. жителей разделена на 10 уездов. Таким образом, в среднем население региона первого уровня АТД в Германии почти вчетверо больше, чем в Нидерландах, а разрыв с Литвой вообще 15-кратный.
Первую
версию единой многоуровневой системы
регионов ЕС еще в 70-х годах представил
Евростат, введя так называемую Номенклатуру
территориальных единиц для статистического
учета (NUTS). При этом каждый регион снабжен
своим численно-буквенным кодом, который
остается неизменным при переименовании
региона (например, в Испании в 2002 г. при
придании статуса первого официального
названия ряда провинций варианту на галисийском
или каталонском языках, а не испанском).
В то же время код региона меняется при
корректировке границ даже в случае сохранения
прежнего названия региона (например,
при разукрупнении нескольких итальянских
провинций в конце 90-х годов). При этом
код нижних уровней NUTS содержит указание
на принадлежность к региону более высокого
уровня. Все это, бесспорно, облегчает
сопоставление административно-
Информация о работе Региональная политика Европейского союза