Референдум в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 20:23, контрольная работа

Описание работы

Согласно статье 3 Конституции Российской Федерации единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Референдум Российской Федерации на ряду со свободными выборами является высшим и непосредственным выражением власти народа. Именно через референдум граждане осуществляют своё право на непосредственное участие в осуществлении государственной власти. Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях (например, принятие конституции или внесение в неё поправок), что специально предусмотрено в соответствующих конституциях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Понятие и виды референдума в РФ. 4
Глава 2. Вопросы референдума Российской Федерации 6
Глава 3. Инициатива и назначение референдума Российской
Федерации
8
Глава 4. Проведение референдума, подведение результатов,
реализация решения
13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРЕНДУМ В РФ.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

     Центральная избирательная комиссия Российской Федерации проверяет соответствие всех поступивших документов требованиям настоящего Федерального конституционного закона и в течение 15 дней со дня последнего поступления подписных листов направляет их со своим заключением Президенту Российской Федерации, одновременно информируя об этом палаты Федерального Собрания Российской Федерации и инициативную группу.

     Для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, иные комиссии референдума вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума, а также ГАС "Выборы". Сведения о результатах проверки, полученные по каналам связи ГАС "Выборы" и подписанные электронной цифровой подписью должностного лица избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, могут являться основанием для признания подписей участников референдума недействительными

     По  окончании проверки, указанной  составляется итоговый протокол, который подписывается членом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса и представляется Центральной избирательной комиссии Российской Федерации для принятия решения. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Протокол прилагается к решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Внесение изменений в протокол после принятия Центральной избирательной комиссией Российской Федерации указанного решения не допускается. Копия протокола передается уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за пять дней до дня заседания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, на котором должен рассматриваться вопрос о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. В случае, если количества достоверных подписей участников референдума недостаточно для назначения референдума либо количество недостоверных и (или) недействительных подписей составило 5 и более процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума вправе получить в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки, в которых указываются основания (причины) признания подписей участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными.

     Подготовка  и проведение референдума, обеспечение  и защита права на участие в  референдуме, а также контроль за его соблюдением возлагается на комиссии референдума в пределах их компетенции, установленной настоящим Федеральным конституционным законом, федеральными законами.

     Референдум  назначает Президент Российской Федерации. Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент Российской Федерации направляет их в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту Российской Федерации. Решение Конституционного Суда Российской Федерации подлежит незамедлительному опубликованию. 

     Глава 4. Проведение референдума, подведение результатов, реализация решения 

Создается система комиссий по проведению референдума

Систему комиссий референдума составляют следующие комиссии, перечисленные в порядке от вышестоящих к нижестоящим:

  • Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
  • избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
  • территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований, действующие в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, в качестве территориальных избирательных комиссий (далее - территориальные комиссии), а также специальные территориальные комиссии референдума (далее - специальные территориальные комиссии) в случае их сформирования;
  • участковые комиссии референдума (далее - участковые комиссии).

Избирательные комиссии субъекта Российской Федерации при подготовке и проведении референдума:

  1. осуществляет контроль за соблюдением права на участие в референдуме на территории субъекта Российской Федерации;
  2. координирует деятельность нижестоящих комиссий референдума на территории субъекта Российской Федерации, оказывает им методическую, организационно-техническую и иную помощь;
  3. обеспечивает взаимодействие Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с органами государственной власти субъекта Российской Федерации;
  4. распределяет средства, выделенные ей на подготовку и проведение референдума, в том числе между территориальными комиссиями, а также осуществляет контроль за целевым использованием этих средств на территории субъекта Российской Федерации;
  5. заслушивает сообщения представителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и представителей органов местного самоуправления по организационно-техническим вопросам подготовки и проведения референдума;
  6. регистрирует региональные подгруппы;
  7. обеспечивает единообразное использование на территории субъекта Российской Федерации ГАС "Выборы" в соответствии с порядком, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;
  8. обеспечивает соблюдение порядка хранения, передачи в архив и уничтожения по истечении сроков хранения документов, связанных с подготовкой и проведением референдума;
  9. контролирует и обеспечивает соблюдение на территории субъекта Российской Федерации единого порядка подсчета голосов участников референдума, установления итогов голосования и порядка их опубликования (обнародования);
  10. устанавливает единую нумерацию участков референдума на территории субъекта Российской Федерации;
  11. контролирует своевременность и правильность составления списков участников референдума;
  12. осуществляет контроль за финансированием деятельности инициативной группы по проведению референдума и инициативных агитационных групп на территории субъекта Российской Федерации;
  13. осуществляет контроль за соблюдением порядка проведения агитации по вопросам референдума, информирования участников референдума на территории субъекта Российской Федерации;
  14. информирует участников референдума о вопросе (вопросах) референдума, о порядке и сроках подготовки и проведения референдума;
  15. в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, утверждает текст бюллетеня на государственном языке республики в составе Российской Федерации, на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания;
  16. обеспечивает в соответствии с решениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации изготовление бюллетеней и их передачу в территориальные комиссии;
  17. обеспечивает передачу в нижестоящие комиссии референдума открепительных удостоверений, других документов, связанных с подготовкой и проведением референдума;
  18. устанавливает итоги голосования в субъекте Российской Федерации и передает их в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации;
  19. опубликовывает (обнародует) итоги голосования в субъекте Российской Федерации в региональных государственных средствах массовой информации;
  20. рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) территориальных комиссий, их должностных лиц и принимает по ним мотивированные решения;
  21. осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, федеральными законами.
 

     В ходе проведения референдума участвуют  СМИ, которые ранее были зарегистрированы как участники оповещения этого  государственного мероприятия. Финансирование СМИ (реклама) осуществляется из фонда инициативной группы.

     Избирательные комиссии формируют избирательные участки для голосования, проводится письменное уведомление граждан об участке, на котором они могут проголосовать по месту жительства, если гражданин не может, по какой-то либо причине, проголосовать на своем избирательном участке, то ему по его личному  письменному заявлению выдается открепительное удостоверение для голосования в другом регионе, где он временно прибывает, так же установлен порядок досрочного голосования.

     Финансирование  проведения референдума (работу комиссий) осуществляется за счет государства  или региона, на котором проводится референдум. Финансирование инициативной группы осуществляется за счет фонда инициативной группы (сбор подписей, реклама, агитационные акции, оплата агитаторам, наблюдателям от инициативной группы и т.д.).

     Проведение  агитации по вопросам референдума начинается со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума и  создания соответствующего фонда референдума и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

     ЦИК разрабатывается бюллетень для  голосования.

     Порядок голосования установлен статьей 74 Федеральным конституционным законом Российской Федерации от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации": Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени в день проведения референдума. После 20-00 часов проводится подсчет голосов членами избирательной комиссии. При подсчете голосов в помещении для голосования могут находиться  наблюдатели инициативной группы, в том случае, если наблюдатели предоставили направления от инициативной группы. Затем члены избирательной комиссии составляют протокол по строго установленной форме ЦИК и направляют его в ТИК, где члены ТИК заносят данные в систему ГАС «Выборы» и составляют общий протокол по данной территории (муниципальное образование).

     Опубликование (обнародование) итогов голосования  и результатов референдума

  1. Итоги голосования по каждому участку референдума, каждой территории, каждому субъекту Российской Федерации в объеме данных, содержащихся в протоколах соответствующих комиссий референдума и непосредственно нижестоящих комиссий референдума об итогах голосования, предоставляются для ознакомления любым участникам референдума, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию незамедлительно после подписания протоколов об итогах голосования, о результатах референдума членами той комиссии референдума, в которую поступило такое требование. Указанные данные предоставляет соответствующая комиссия референдума.
  2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации направляет предварительные данные о результатах референдума редакциям средств массовой информации по мере поступления этих данных в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
  3. Официальное опубликование результатов референдума осуществляется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в течение трех дней со дня подписания ею протокола о результатах референдума. Одновременно Центральная избирательная комиссия Российской Федерации опубликовывает данные, содержащиеся в протоколе о результатах референдума.
  4. В течение десяти дней со дня подписания Центральной избирательной комиссией Российской Федерации протокола о результатах референдума Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в своем официальном печатном органе опубликовывает полные данные, содержащиеся в протоколах всех избирательных комиссий субъектов Российской Федерации об итогах голосования.
  5. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации не позднее чем через три недели со дня голосования осуществляет официальное опубликование данных, содержащихся в протоколах всех территориальных и участковых комиссий об итогах голосования, в региональном государственном периодическом печатном издании, при этом официальному опубликованию подлежат все числовые данные, содержащиеся в протоколе каждой участковой комиссии. В случае проведения на отдельных участках референдума, отдельных территориях повторного подсчета голосов участников референдума, результаты которого поступают в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации после этого срока, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации официально опубликовывает уточненные данные в течение одной недели со дня принятия на их основании соответствующего решения. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе осуществить официальное опубликование данных, содержащихся в протоколах участковых комиссий об итогах голосования, в одном или нескольких муниципальных периодических печатных изданиях.
  6. В течение двух месяцев со дня голосования Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в своем официальном печатном органе опубликовывает информацию, включающую в себя полные данные, содержащиеся в протоколах всех комиссий референдума, за исключением участковых комиссий, об итогах голосования, о результатах референдума. Не позднее чем через семь дней со дня такого опубликования указанные данные размещаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в сети "Интернет".

    Далее осуществляется реализация итого Референдума.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Свобода выбора является важнейшим фактором интеллектуального совершенствования  человека, нормального духовного и нравственного развития каждой личности. Как верно подметил английский теоретик политического либерализма Дж. Милль, идеи которого и поныне определяют развитие конституционного права, способность человека понимать, судить, различать, что хорошо и что дурно, умственная деятельность и даже нравственная оценка предметов упражняются только тогда, когда человек делает выбор. Этим следует объяснить и то обстоятельство, что для политически активных граждан референдум – это нормальная потребность и возможность выражения своей позиции.

     Конституция Российской Федерации провозглашает  и закрепляет единственным источником власти многонациональный народ  России и признает за ним полноту  верховной власти, определяет механизм ее осуществления, где лидирующее положение занимает непосредственное волеизъявление народа (прямое правление), а высшим его проявлением являются референдум и выборы.

     Вышесказанное позволяет судить об изменении в  приоритете форм осуществления народом  принадлежащей ему государственной  власти в пользу непосредственной демократии. Следует определить роль и значение референдума как самой яркой формы непосредственного волеизъявления народа.

     Политическое  значение института референдума  состоит в том, что с его  помощью граждане приобретают возможность  эффективного воздействия на формирование политики государственных и иных органов власти, а последние, в свою очередь, - возможность сверять свои решения с мнением народа или отдельной ее части.

     Однако  необходимо обратить внимание, что  свою политическую и демократическую функцию референдум может выполнить только при наличии согласованного законодательства.

     Только  с усвоением народом демократических  ценностей важнейший демократический  институт референдума начнет играть все более и более важную роль в процессе становления и развития демократического правового государства в России. Сегодня идет совершенствование законодательства о референдумах, в России, и как показывает практика, институт референдума широко используется, а значит происходит становление и развитие демократического государства и роль и место в этом референдума велика. 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конституция  Российской Федерации.

2. Федеральный  конституционный закон «О референдуме  в Российской Федерации» от 10 октября 1995 года

3. Федеральный  конституционный закон Российской Федерации от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации"

4. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001.  

Сноски: 

  1. ru.wikipedia.org
  2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001. Параграф 7 Референдум.
  3. А.Е.Любаров «Референдум в Российской Федерации: история и проблемы законодательного регулирования» Опубликовано в журнале "Политика и общество", 2005, № 2, с. 70-82

Информация о работе Референдум в РФ