Референдум в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 20:23, контрольная работа

Описание работы

Согласно статье 3 Конституции Российской Федерации единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Референдум Российской Федерации на ряду со свободными выборами является высшим и непосредственным выражением власти народа. Именно через референдум граждане осуществляют своё право на непосредственное участие в осуществлении государственной власти. Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях (например, принятие конституции или внесение в неё поправок), что специально предусмотрено в соответствующих конституциях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Понятие и виды референдума в РФ. 4
Глава 2. Вопросы референдума Российской Федерации 6
Глава 3. Инициатива и назначение референдума Российской
Федерации
8
Глава 4. Проведение референдума, подведение результатов,
реализация решения
13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРЕНДУМ В РФ.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

     Глава 2. Вопросы референдума Российской Федерации 

     Вопросы, выносимые на всенародное голосование или совокупность предлагаемых вариантов принято называть формулой референдума. Она предполагает положительный или отрицательный ответ избирателя, а также выбор из нескольких возможных решений. Принятым считается то решение, которое собрало наибольшее число голосов.

     Выделяют три основные разновидности формулы референдума:

  • Вопрос, обращенный к гражданам, требующий ответа «Да» или «Нет;
  • Несколько различных вопросов, обращенных к гражданам и требующих несколько ответов;
  • Выбор из двух или более альтернатив. Избиратель должен поставить отметку напротив одного из двух вариантов – этот вариант на практике встречается очень редко.

     Причем, вопрос (вопросы), выносимый на референдум, должен быть сформулирован так, чтобы  на него можно было дать лишь однозначный ответ.

     На  референдум Российской Федерации в  обязательном порядке выносится вопросы:

  1. проект новой Конституции Российской Федерации. Порядок принятия Конституционным Собранием такого решения, а также порядок вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом, принимаемым в соответствии со статьей 135 Конституции Российской Федерации.
  2. проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации. Вынесение на референдум указанных проекта нормативного акта или вопроса, назначение, подготовка и проведение референдума осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом с учетом особенностей, предусмотренных соответствующим международным договором Российской Федерации.
  3. Вопросы государственного значения, не указанные в пункте 1 и 2, выносятся на референдум исключительно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.
  4. вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
 

     В соответствии с Федеральным конституционным  законом «О референдуме в Российской Федерации» от 28 июня 2004 г. на всероссийский референдум не могут выноситься следующие вопросы:

  • об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;
  • о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
  • об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
  • о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
  • об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  • о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств Российской Федерации;
  • о введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты;
  • о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
  • об амнистии и о помиловании.

     Очень важно отметить, что вопросы, выносимые  на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

     Следует подчеркнуть, что референдум Российской Федерации не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

     Повторный референдум Российской Федерации не проводится в течение года после  дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума Российской Федерации с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса. 

     Глава 3. Инициатива и назначение референдума

       в Российской Федерации

     В соответствии со статьей 14 Федерального конституционного закона «О референдуме  в Российской Федерации» от 28 июня 2004 года инициатива проведения референдума Российской Федерации принадлежит:

  • не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме, - при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации находится место жительства не более 50 тысяч из них;
  • Конституционному Собранию - в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции Российской Федерации;
  • федеральным органам государственной власти - в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.

Инициатива  проведения референдума, принадлежащая  гражданам Российской Федерации  не может быть выдвинута в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа, а также в случае, если проведение референдума приходится на последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

     Важно отметить, что в период между назначением  референдума Российской Федерации  и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов субъекты не могут выступать с инициативой о проведении нового референдума Российской Федерации.

     Участники референдума образуют инициативную группу по проведению референдума.  Инициативная группа по проведению референдума  должна состоять из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов Российской Федерации. В  каждую региональную подгруппу инициативной группы по проведению референдума (далее - региональная подгруппа) должно входить не менее 100 участников референдума, место жительства которых находится на территории того субъекта Российской Федерации, где образована региональная подгруппа. Гражданин (граждане) Российской Федерации, выдвинувший (выдвинувшие) предложение об образовании инициативной группы по проведению референдума, не позднее чем за пять дней до дня проведения собрания участников референдума для решения вопроса об образовании региональной подгруппы (далее - собрание региональной подгруппы) уведомляет (уведомляют) в письменной форме избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации о месте и времени проведения собрания, а также о вопросе (вопросах) референдума. Собрание региональной подгруппы проводится на территории того субъекта Российской Федерации, где находится место жительства участников референдума, принимающих участие в собрании.  Собрание региональной подгруппы правомочно, если в нем принимают участие не менее 100 участников референдума, место жительства которых находится на территории того субъекта Российской Федерации, где проводится собрание. Подписи указанных участников референдума в протоколе их регистрации на собрании региональной подгруппы удостоверяются нотариально.  На собрании региональной подгруппы вправе присутствовать представитель избирательной комиссии того субъекта Российской Федерации, на территории которого проводится данное собрание, а также представитель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.  

     В ходатайстве инициативной группы указываются:

  • формулировка вопроса (вопросов) референдума;
  • наименования субъектов Российской Федерации, в которых зарегистрированы региональные подгруппы и на территориях которых предполагается сбор подписей участников референдума.

     А так же прилагается

  • протокол собрания региональной подгруппы, а также протокол регистрации участников референдума на собрании региональной подгруппы;
  • доверенности, оформленные на уполномоченных представителей региональной подгруппы;
  • список членов региональной подгруппы и уполномоченных представителей региональной подгруппы в печатном и машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В списке указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства каждого из указанных лиц, а для уполномоченных представителей региональной подгруппы - также номер телефона каждого из них;
  • письменные заявления членов региональной подгруппы о согласии быть членами инициативной группы по проведению референдума.

     Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, установив соответствие ходатайства  инициативной группы и приложенных  к нему документов требованиям Федерального конституционного закона «О референдуме в Российской Федерации» в течение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство и извещает об этом Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и избирательные комиссии тех субъектов Российской Федерации, которые инициативная группа указала в ходатайстве. В случае отказа в регистрации инициативной группе выдается мотивированное постановление избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» или в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

     Основанием  для отказа в регистрации инициативной группы может быть только нарушение инициативной группой положений Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона.

     С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе добровольно и самостоятельно собирать подписи в поддержку  инициативы проведения референдума Российской Федерации. При этом ранее собранные подписи граждан не учитываются. Регистрационное свидетельство, выданное инициативной группе по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, действительно в течение трех месяцев. Расходы по сбору подписей несет инициативная группа, которая создает свой фонд.

     Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации. В случае вынесения на референдум Российской Федерации законопроекта лицо, проводящее сбор подписей, должно представлять гражданину Российской Федерации по первому его требованию текст этого законопроекта.

     После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства инициативная группа подсчитывает число собранных подписей граждан Российской Федерации по каждому субъекту Российской Федерации, на территории которого проводился сбор подписей, и число собранных подписей граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, а также общее число собранных подписей граждан Российской Федерации, о чем составляется итоговый протокол инициативной группы.

     Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные по соответствующему субъекту Российской Федерации, и экземпляр итогового протокола инициативной группы передаются уполномоченными инициативной группы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, на территории которого собирались подписи.

     Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации  проверяет соблюдение требований Федерального конституционного закона «О референдуме в Российской Федерации» от 28 июня 2004г. При сборе подписей, принимает по результатам проверки постановление и в течение 15 дней направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию своего постановления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Копия постановления избирательной комиссии субъекта Российской Федерации направляется также инициативной группе.

     Подписные листы с подписями граждан  Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, пронумерованные и сброшюрованные по каждому иностранному государству, удостоверяются соответствующим консульским учреждением Российской Федерации и вместе с экземпляром итогового протокола инициативной группы предаются уполномоченным инициативной группы непосредственно в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

Информация о работе Референдум в РФ