Референдум в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 20:23, контрольная работа

Описание работы

Согласно статье 3 Конституции Российской Федерации единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Референдум Российской Федерации на ряду со свободными выборами является высшим и непосредственным выражением власти народа. Именно через референдум граждане осуществляют своё право на непосредственное участие в осуществлении государственной власти. Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях (например, принятие конституции или внесение в неё поправок), что специально предусмотрено в соответствующих конституциях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Понятие и виды референдума в РФ. 4
Глава 2. Вопросы референдума Российской Федерации 6
Глава 3. Инициатива и назначение референдума Российской
Федерации
8
Глава 4. Проведение референдума, подведение результатов,
реализация решения
13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРЕНДУМ В РФ.doc

— 145.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа  

на  тему 

«РЕФЕРЕНДУМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

НАИМЕНОВАНИЕ стр
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Понятие и виды референдума  в РФ. 4
Глава 2. Вопросы референдума Российской Федерации 6
Глава 3. Инициатива и назначение референдума Российской

              Федерации

8
Глава 4. Проведение референдума, подведение результатов,

              реализация решения

13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 18
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ.

    «Рефере́ндум (от лат. referendium) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба»1. Латинское слово referendum означает "то, что должно быть сообщено". Родиной референдумов принято считать Швейцарию.

    Согласно  статье 3 Конституции Российской Федерации  единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный  народ. Референдум Российской Федерации  на ряду со свободными выборами является высшим и непосредственным выражением власти народа. Именно через референдум граждане осуществляют своё право на непосредственное участие в осуществлении государственной власти. Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях (например, принятие конституции или внесение в неё поправок), что специально предусмотрено в соответствующих конституциях. Другим наиболее распространённым поводом проведения референдума является желание государственной власти получить одобрение, какого – то своего акта, когда она не решается брать на себя ответственность.

    В Российской Федерации референдум впервые  закреплён Законом о референдуме 1990г. «Это был во многом противоречивый закон. Он, например, предоставлял право требовать проведение референдума со стороны 1 млн. граждан Российской Федерации, но в то же время оказывалось, что это право не безусловно, ибо Закон позволял Съезду народных депутатов отклонить требования о назначении референдума»2, что предопределило сравнительно редкое использование референдума, несмотря на то, что в 90-е гг. в стране проходили глубокие реформы и власти нуждались в выявлении воли народа.

    В истории нашей страны были поведены 3 референдума:

  • Первый общероссийский референдум был проведен 17 марта 1991 года. Его формула содержала два вопроса: о сохранении Союза ССР и о введении поста Президента России;
  • Вторым стал общероссийский референдум 25 апреля 1993 года о доверии Президенту и парламенту (он стал как арбитр в конфликте законодательной и исполнительной властью);
  • 12 декабря 1993 года состоялся референдум по принятию новой Конституции Российской Федерации

    В истории нашей страны в этом году предвиделся ещё один референдум 26 марта 2000 г. досрочные выборы Президента Российской Федерации, которому не суждено было состоятся.

    Конституция РФ 1993 года объявила референдум и выборы высшим выражением власти народа, непосредственным ее проявлением. 

    10 октября 1995 года в России был принят Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», в котором установлено, что инициатива по проведению референдума принадлежит не менее чем 2 млн граждан с охватом многих субъектов федерации; на основании этой инициативы Президент с согласия Конституционного Суда РФ назначает дату референдума.

    «Неудачные попытки инициирования ряда референдумов в 1999–2002 годах, изменения, внесенные в Федеральный конституционный закон “О референдуме Российской Федерации” в 2002 году привели к принятию нового закона в 2004 году.»3

    28 июня 2004г. Принят новый Федеральный конституционный закон Российской Федерации N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации"  

    Глава 1. Понятие и виды референдума в РФ. 

     Референдум, как и выборы, представляет собой  узаконенную форму прямого народного  волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Так граждане оказывают  воздействие на формирование органов  государственной власти и тем  самым реализуют своё право на участие в управлении государственными делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольного законопослушания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан.

     Референдум  как политико-правовой институт занимает особое место в системе современной  демократии. С одной стороны, он традиционен, коренится в глубокой истории, напоминает времена древнего прямого народоправства, когда каждый участник народного собрания (агора, вече и т.д.) должен был не просто выразить своё мнение по обсуждаемому важному для всего сообщества вопросу, но и активно участвовать в выработке решения, выражающего общую позицию, общую волю.

     В Конституции Российской Федерации  указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия.

     Каждая  из двух категорий «народ» и «власть», составляющих понятия «народовластие», сложна и требует специального рассмотрения.

     С юридической точки зрения понятие  «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства совокупности людей к соответствующему государству. Народ образует физический субстрат государства.

     Власть  есть возможность распоряжаться  или управлять кем-либо, подчинять своей воле других. Власть как явление социальное возникает вместе с возникновением общества и существует во всяком обществе, поскольку всякое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение.

     С возникновением государства возникает и государственная власть как один из существенных признаков государства. Государственная власть имеет в качестве своих основных элементов общую волю и силу, способную обеспечить подчинение этой общей воле всех членов общества.

     Признание народа верховным носителем всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах.

     Конституция Российской Федерации закрепляет прерогативу  многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, - указывается в части 4, статьи 3. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».

     Таким образом, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

     В зависимости от формы волеизъявления народа в соответствии с частью 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации различаются две формы демократии: прямая (непосредственная) и представительная – осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют (весь народ, население, проживающее на той или иной территории). Причем, некоторые специалисты в области конституционного права России считают, что нельзя говорить о приоритете той или иной формы демократии, так как они равным образом важны для реализации народовластия.

     «Высшим непосредственным выражением власти народа»  – указывается в Конституции  Российской Федерации, - являются референдум и свободные выборы.

     Согласно  Федеральному конституционному закону «О референдуме в Российской Федерации» от 10 октября 1995 г., референдум – это всенародное голосование граждан России по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Государством гарантируется свободное волеизъявление граждан на референдуме, защите демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.

     Самыми  активными и действенными формами  народного участия в управлении делами государства и местного сообщества являются голосование на выборах  и референдумах.

     Референдум  и выборы – это институты прямой демократии, которые похожи по целям и субъектам, но различаются по объектам и результатам. Цель у них – выражение воли народа. Субъективный состав – граждане, которые имеют право принимать участие в референдуме и в выборах. 

     Различают следующие виды референдума:

  • В зависимости от содержания законопроекта выделяют конституционный и обыкновенный референдумы. На конституционный выносят вопросы, связанные с принятием новой конституции или внесением в нее поправок. На обыкновенном или законодательном референдуме решается вопрос о принятии того или иного текущего закона или изменении закона, ранее утвержденного на референдуме;
  • По времени проведения различают превентивный (дозаконодательный) и утверждающий (послезаконодательный) референдумы;
  • Кроме того, референдумы могут быть обязательными и факультативными. На первый выносятся вопросы, прямо указанные в Конституции, поскольку иначе как путем референдума они решены быть не могут. На втором решаются вопросы, вынесение которых на всенародное обсуждение не обязательно. Такой референдум происходит по инициативе либо государственных органов, либо избирателей;
  • По территориальному признаку различают референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум.

     Стоит обратить особое внимание, что в референдуме Российской Федерации имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день проведения референдума Российской Федерации 18 лет.

     Гражданин Российской Федерации, проживающий  или находящийся в период подготовки и проведения референдума Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, обладает всей полнотой прав на участие в референдуме Российской Федерации.

     Не  имеет права участвовать в  референдуме Российской Федерации  гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

     Референдум  Российской Федерации проводится на всей территории Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления, при тайном голосовании.

     Каждый  участник референдума Российской Федерации  обладает одним голосом.

     Важно отметить, что гражданин Российской Федерации голосует на референдуме Российской Федерации лично. Участие в референдуме Российской Федерации является свободным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. В ходе референдума Российской Федерации никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. 

Информация о работе Референдум в РФ