Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 21:40, контрольная работа
Уголовное и уголовно-процессуальное право и другие отрасли науки также старательно избегают изучения данной проблемы, хотя и признают ее наличие. Это связано, прежде всего, с тем, что они не обладают необходимым инструментарием для такого комплексного историко-правового исследования, а также в связи с идеологическим компонентом этого явления. Редкие упоминания о рецепции можно встретить в учебной литературе, посвященной гражданскому, уголовно-процессуальному, государственному праву.
Введение…………………………………………………………………………..2
1.Понятие и проблемы рецепции римского права……………………………...3
2. Особенности рецепции римского права на Западе…………………..….….20
Заключение………………………………………………………………….……27
Список литературы………………………………………………………...…….28
Античная модель частного права безнадежно устарела. Кроме того, в самой Римской империи римское право было не столь понятно современникам, как современным ученым. На основании вышеизложенного следует, что рецепция римского права в Германии представляет собой очевидный миф юриспруденции. В действительности была заимствована только общая теория Византийского права (контуры правовых институтов, терминология, латынь и т.д.) и приспособлена к сложившейся в Средневековье правовой системе. Но даже такая «необычная рецепция» позволила создать действующий образец цивилистической мысли, которой именуется Германским Уложением (принят и утвержден императором 18 августа 1896г., вступил в силу 1 января 1900г.). Только в этом ключе необходимо понимать фразу, что «для постройки германского права фундамент и столбы доставил Рим».
В литературе встречается и мнение, отрицающее вообще влияние германской «почвы» при рецепции римского права и создания Германского Уложения. Так, отмечается, что это был кодекс, на который римское право оказало более сильное влияние, чем на какой-либо иной буржуазный кодекс. Но надежды на то, что он явится «истинно немецким правовым документом», закрепляющим традиции германского практического права, не оправдались, поскольку Гражданский кодекс 1900г. является самым «романизированным» кодексом из всех буржуазных кодексов. Германское право было утеряно в эпоху рецепции римского права, которое в XVIв. стало трактоваться как «всеобщее немецкое право». По образу и подобию Германского гражданского уложения были созданы гражданские кодексы Японии, Китая, Греции, некоторых латиноамериканских стран. Исключением не стала и Россия, и это стало вторичной рецепцией римского права.
При рассмотрении рецепции в Средневековый период необходимо учесть и влияние церкви на формирование римского частного права. Активное развитие теории римского права в Средневековье стало возможным с помощью и в рамках канонического права. Эта система права активно развивалась при Папе Римском Иннокентии III, называвшего себя «наместником Иисуса Христа». Он предпринял успешные активные попытки к кодификации ранее разрозненных источников канонического права. Исследователями отмечается, что до тех пор сборники декреталий, даже знаменитый Deccretum, составленный около 1140г. болонским монахом Грацианом, являлись трудами частных лиц и не имели традиционного значения подлинности. Иннокентий III официально поручил
одному из своих нотариусов аналогичную работу, а по окончании ее послал Болонскому университету, который имел монополию пропаганды канонического права в Европе, объявив, что на эти Декреталии можно безбоязненно ссылаться в судах и в школах.
Такое развитие римского права в рамках права канонического привело к тому, что в Средние века церковь, организовавшаяся на подобие государства, выработала себе систему права, в сильной степени проникнутую римским правом, и дала пищу науке канонического права, которая отчасти следовала за церковью в ее полете, отчасти подготавливала и уравнивала ее пути, обобщая частности, устанавливая понятия и классифицируя отношения.
Окраска римско-юридических положений религиозно-нравственными тенденциями составляла характерную черту канонического права; обратная сторона этого смешения состояла в том, что в нравственную сферу вносился римско-юридический критерий. Литература канонического права представляла свои «суммы» (summa), которые содержали общий обзор предмета в связи с учением об исповеди и отпущении грехов; и здесь юридические указания постоянно перемешивались с нравственными. Каноническое право знаменито шлифовкой правовых институтов, разработанных непосредственно римским правом, наполнением его новым содержанием. В литературе отмечается, что, опираясь частично на тексты Юстиниана, но, кроме них, на Библию, естественное право, правила книги покаяний, каноны церковных соборов, епископов и пап, и на германское право, канонисты пришли к выводу, который никогда прежде не был сделан ни в одном из этих источников, взятых в отдельности, а именно: по общему принципу согласованные обязательства имеют обязательную силу - не только моральную, но и юридическую, даже если они были приняты без каких либо формальностей.
Таким образом, принципы, окончательно сформулированные в каноническом праве и выведенные из Византийской компиляции, относящиеся к договорам, воплотили то, что называется современной договорной теорией права, это
очевидная заслуга канонического права. Эти принципы выражаются в следующем:
- соглашения
должны иметь юридически
- соглашения, заключенные под воздействием обмана, насилия, заблуждения не должны иметь юридической силы;
- права
третьей стороны,
- договор
может быть подвергнут
- при исполнении, его толковании требуется интерпретация;
- при неясности договорных условий, неясность трактуется в пользу покупателя;
- недобросовестные
договоры не подлежат
- молчание
может быть истолковано как
повод к выводам относительно
намерения сторон при
Важные
вопросы, касающиеся догматов веры, церковной
организации, а в некоторых случаях, формирование
правовых институтов, философии их применения,
выносилась Церковью на публичное обсуждение.
Исследователи отмечают, что свод корпоративного
права, который развился в католической
церкви в конце XI- XIII в. характеризуется
как подсистема внутри системы канонического
права в целом. Церковные власти использовали
теорию римского права в рамках канонического
права не только для своих утилитарных,
но и в политических целях. Так, профессор
Нью-Йоркского университета М. Ямпольский
отмечает, что именно на римском праве
основывался используемый церковью принцип
plena potestas - полноты власти. В римском праве
этот принцип означал возможность передачи
всех прав и полномочий в ведении дела
некоему юридическому лицу. В 1200 году Иннокентий
III применил этот принцип к собственной
власти. В соответствии со средневековым
корпоративным правом он утверждал, что
церковь как своего рода корпорация, передала
всю имеющуюся у нее власть, согласно принципу
plena potestas, папе. Впервые принцип plena potestas
был применен в конце XII века папой Александром
III (1159-1181) для полноты его власти папскому
легату. Принцип этот приобрел распространение
и силу параллельного понятия Sacerdotium. Согласно
новому его пониманию, церковная иерархия
начинает мыслиться как совокупность
копрораций, каждая из которых имеет своего
полновластного представителя. Каждая
церковная «корпорация» составляющая
Sacerdotium, возглавлялась иерархом, которому
члены корпорации передавали всю полноту
имеющейся у них власти. Папа Иннокентий
IV (1243-1254) утверждал, что вся церковная
иерархия, будучи корпорацией, передавала
всю имеющуюся у нее власть своему главе
в соответствии с принципом plenitudo potestatis.
Таким образом, сам принцип абсолютной
власти впервые юридически оформляется
в рамках церкви на основе примеров римского
права.
Заключение
Различные юридические науки изучают и расширяют отдельные аспекты данной проблемы, чем пополняют знания о рецепции и дают возможность их осмысления и обобщения теорией государства и права. Так, историко-правовая наука накопила достаточно знаний о рецепции, которые позволяют использовать их в теории государства и права. Это касается, прежде всего, «рецепции римского права».
Нельзя забывать, что рецепция выступает только как инструмент обогащения права и в этом качестве он, без сомнения, используется любым обществом.
Правовые
системы всех стран не существуют
изолированно. Они взаимодействуют
друг с другом, ведут нескончаемый культурный
диалог. Правовая культура отдельных стран
подвергается постоянной "бомбардировке"
со стороны попадающих в нее подобно, "метеоритному
дождю", случайных фрагментов других
правовых культур, юридических текстов,
процедур и правовых конструкций. Такая
"бомбардировка" позволяет оценить
собственный опыт правовой жизни, обрести
"зеркало" для его рассмотрения, возможность
развивать, совершенствовать отдельные
элементы своей правовой системы, наполняя
их новыми смыслами. Именно поэтому, эта
проблема является наиболее актуальной.
Список
литературы
1. Хрестоматия
по истории государства и права зарубежных
стран в 2 т. Т.1. Древний мир и Средние века
в ред. Н. А. Крашенинникова , 2003г.
2. Хрестоматия по истории государства
и права зарубежных стран в 2 т. Т.2. Современное
государство и право в ред. Н. А. Крашенинникова
,2003г.
3. Хрестоматия по истории государства
и права зарубежных стран: учебное пособие
в ред. В. Н. Садиков , 2005г.
4. История государства
и права зарубежных стран учебник для
вузов в 2 ч. Ч.1. О. А. Жидков, 2004г..
5. История государства и права зарубежных
стран учебник для вузов в 2 ч. Ч.2. Л. М.
Гудошников, О. А. Жидков, Н. А. Крашенинникова,2004г.
6. История государства
и права зарубежных стран: учебное пособие,
в ред. Вологдин А.А., 2005г.
7. Всеобщая история государства и
права. Учебник для вузов. В ред. К.И. Батыра.
, 1995г.
8. История государства и права зарубежных
стран. Учебник для студентов вузов, юристов.
В ред. Прудников М.Н. ,2003г.
9. Севастьянов А.В. , История государства и права зарубежных стран. В ред. Севастьянов А.В. ,2005г.
10. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. В ред. Косарев А.И. ,2002г.
11. История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов. В ред. Чибиряева С.А. ,2002г.
12. Всеобщая история государства и права. В ред. Графский Г.Ф. , 2000г.
Информация о работе Рецепции римского права в странах западной Европы