Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 21:40, контрольная работа
Уголовное и уголовно-процессуальное право и другие отрасли науки также старательно избегают изучения данной проблемы, хотя и признают ее наличие. Это связано, прежде всего, с тем, что они не обладают необходимым инструментарием для такого комплексного историко-правового исследования, а также в связи с идеологическим компонентом этого явления. Редкие упоминания о рецепции можно встретить в учебной литературе, посвященной гражданскому, уголовно-процессуальному, государственному праву.
Введение…………………………………………………………………………..2
1.Понятие и проблемы рецепции римского права……………………………...3
2. Особенности рецепции римского права на Западе…………………..….….20
Заключение………………………………………………………………….……27
Список литературы………………………………………………………...…….28
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Понятие и
проблемы рецепции римского
2. Особенности рецепции римского права на Западе…………………..….….20
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Правовое явление – рецепция в литературе, как правило, связывается с римским правом. Изначально придается огромное значение влиянию именно права Древнего Рима на становление современных правовых систем. Отмечается, что влияние римского права оставило более или менее глубокие следы в юриспруденции, поэтому вопрос о рецепции римского права рассматривается как один из капитальных для всей истории культуры права в современной Европе. Вообще, идея восхождения европейской правовой традиции к римскому праву настолько прочно определяет пространство профессионального юридического правосознания, что специально в литературе уже практически не обсуждается. Рецепция носит поистине глобальный характер и акцентируется на заимствовании любых элементов человеческой культуры, но в исследованиях по юриспруденции отмечается, что интересует она исключительно цивилистическую науку.
Однако, несмотря на общий приоритет правовых исследований в области цивилистики, другие сферы общественной жизни также заинтересованы в изучении проблем рецепции (например, уголовное, административное право, культурология, социология, религиоведение и т.д.).
Уголовное и уголовно-процессуальное
право и другие отрасли науки также старательно
избегают изучения данной проблемы, хотя
и признают ее наличие. Это связано, прежде
всего, с тем, что они не обладают необходимым
инструментарием для такого комплексного
историко-правового исследования, а также
в связи с идеологическим компонентом
этого явления. Редкие упоминания о рецепции
можно встретить в учебной литературе,
посвященной гражданскому, уголовно-процессуальному,
государственному праву.
1.Понятие и проблемы рецепции римского права.
Различные юридические науки изучают и расширяют отдельные аспекты данной проблемы, чем пополняют знания о рецепции и дают возможность их осмысления и обобщения теорией государства и права. Так, историко-правовая наука накопила достаточно знаний о рецепции, которые позволяют использовать их в теории государства и права. Это касается, прежде всего, «рецепции римского права».
Нельзя забывать, что рецепция выступает только как инструмент обогащения права и в этом качестве он, без сомнения, используется любым обществом.
Правовые системы всех стран не существуют изолированно. Они взаимодействуют друг с другом, ведут нескончаемый культурный диалог. Правовая культура отдельных стран подвергается постоянной "бомбардировке" со стороны попадающих в нее подобно, "метеоритному дождю", случайных фрагментов других правовых культур, юридических текстов, процедур и правовых конструкций. Такая "бомбардировка" позволяет оценить собственный опыт правовой жизни, обрести "зеркало" для его рассмотрения, возможность развивать, совершенствовать отдельные элементы своей правовой системы, наполняя их новыми смыслами.
Так, и само римское право не является оригинальным произведением уникального римского народа. Доказан факт, что многие нововведения времен Константина и Юстиниана происходят из греческого права. Древнегреческое законодательство, в свою очередь, реципировало правовые ценности из Древнего Египта, что было обусловлено определенным «восхищением у древних народов» перед древнеегипетским право. В литературе также отмечается, что наибольшее влияние на эволюцию постклассического римского права оказали юридические воззрения помимо греков и некоторые восточные народы. Насыщали Римское государство новыми правовыми институтами и персональными законодателями соседние Риму страны и народы - Карфаген, этруски, сабиняне, фалиски.
Направления и пути развития рецепции были различны. Рецепция достижений китайского права была добровольной. Не существовало ни навязывания своих законов Китаем, ни сокрытия их от соседей, ни контроля за судьбой китайских законов за пределами Китая. В свою очередь соседи не пренебрегали этими достижениями потому только, что они были чужими, даже если вступали с Китаем в военные конфликты.
Но что же представляет собой рецепция? Вопрос, несмотря на свою кажущуюся простоту, довольно сложен. Трудности понимания сущности рецепции как правового явления создает традиционное «узкое» смысловое определение содержания рецепции, укрепившееся в современной российской науке. Например, «Юридический словарь» в 1953г. определял рецепцию только как «заимствование чужеземного права». «Юридическая энциклопедия» 2000г. рассматривает рецепцию уже как заимствование и освоение богатства чужой культуры в целях обогащения собственной. «Энциклопедический юридический словарь» 1999г. рассматривает различные определения рецепции «предназначенные» и для теории и для истории права: « В теории права рецепция означает заимствование или воспроизведение. В истории права термин «рецепция» употреблялся для обозначения заимствования, восприятия какой-либо внутригосударственной правовой системой принципов, институтов, основных черт другой внутригосударственной правовой системы». Большая Советская Энциклопедия определяет рецепцию права именно как заимствование и приспособление к условиям какой-либо страны права, выработанного в ином государстве или в предшествующую историческую эпоху.
Некоторые исследователи неоправданно сужают содержание этого понятия, считая, что рецепция предполагает только добровольное восприятие иностранного права в качестве регулятора отношений данного общества.
Современные
российские ученые предпринимают активные
попытки уточнить такое «размытое»
понимание рецепции. Так, предлагается
различать термины «юридическая
экспансия», «юридическое заимствование»,
и непосредственно
рецепцию. Термин «юридическая экспансия» рассматривается как процесс и результат навязывания одним обществом (частью общества, государством, социальной группой и т.п.) своей правовой системы другому обществу. Понятие «заимствование» указывает на процесс добровольной «пересадки» юридических элементов, тогда как термин «рецепция» обыкновенно применяется в науке для обозначения наряду с процессом результата, а именно усвоения каким-либо обществом элементов правовой системы другого общества.
Представляется более правильным рассматривать рецепцию именно как инструмент улучшения, обогащения правовой системы. Но в связи с тем, что рецепция всегда связана с идеологическими установками общества, то связь между правовой системой «донором» и правовой системой – «реципиентом» носит, как правило, глобально идеологический характер.
Решить проблему «отсталости» Российского государства пытался Петр I. Реформы Петра I «явились откликом на всеобъемлющий внутренний кризис, кризис традиционализма, постигший русское государство во второй половине XVIIвека». Он предпринимал активные попытки по созданию нового Уложения, взяв за образец шведский и датский кодексы. Впоследствии, когда законодательные работы затянулись на годы, император повелел заменить систематическое собрание русских законов уже готовым шведским кодексом, что по объективным причинам не завершилось успехом.
Особый
интерес для изучения идеологического
элемента в рецепции представляет собой
рецепция Французского гражданского кодекса
1804г., основанного на римском праве. Уже
в XIXв. его по праву рассматривали как общее
право всей Европы. Само переименование
его в 1807г. из Кодекса Французов в кодекс
Наполеона связывалось не только с его
деятельностью и огромным авторитетом,
но и с сверхтерриториальностью кодекса.
Попытки ввести его в переработанном виде
предпринимались и известным российским
политическим деятелем М.М. Сперанским,
который создал проект гражданского Уложения
(1810г.), явившегося «точным сколком» с Кодекса
Наполеона. Однако рецепция его «буржуазного» духа в российское законодательство не состоялось, прежде всего, по идеологическим причинам. Так, после того, как этот проект гражданского Уложения не увенчался успехом, он предпринял «скрытую», и вследствие этого – удачную попытку по внедрению идей Кодекса Наполеона в Свод Законов Российской Империи. Таким образом, по мнению Г.Ф. Шершеневича, Свод Законов Российской Империи – «право, основанное в общем на гражданско-правовом порядке, который выработан западно-европейской культурой» Другой известный цивилист XIXв. В. Курдиновский видит в этом предположении «поход против великого юриста земли русской».
Сам же граф М.М. Сперанский, отстаивая идею самобытности русского права, писал что «… другие народы вступили в гражданскую жизнь с великим наследством. Мы, напротив, ничего почти не наследовали от Римлян и весьма мало от Греков. Все богатство наше в сем роде есть наше собственное, благоприобретенное», отрицая факт рецепции.
Рецепция представляет собой заимствование правовой системой-реципиентом от правовой системы донора норм, правовых институтов, инструментов, концепций в силу идеологии реципиента в целях улучшения действия своей правовой системы.
Влиянием именно идеологического фактора
обусловлено мнение виднейшего представителя
иудаизма раввина доктора Й. Герца, который,
рассматривая возможность рецепции правовых
институтов из вавилонского права в иудейское,
убежденно отрицает саму такую возможность,
несмотря на факт выявления исследованиями
24 аналогий и параллелей между законами
Торы и законами Кодекса Хаммурапи. Он
считает, что если бы рецепция была, то
была бы заимствована в первую очередь
правовая терминология кодекса Хаммурапи,
«ведь более высокая культура всегда вынуждает
носителей менее развитой культуры пользоваться
ее достижениями и, прежде всего, это касается
разговорного языка».
При рассмотрении проблем рецепции нельзя не заметить общность всех правовых институтов и определенную закономерность их независимого возникновения. Из самых древних законодательных источников, ставших нам известными,- законов Эшнунны следует, что субъект обязательственных правоотношений должен быть правосубъектен (пар.16): «Сыну человека не выделенному и рабу нельзя давать взаймы». Из различных древнейших источников выясняется, что еще задолго до Древнего Рима сформировались отлаженные институты права собственности, обязательственных правоотношений, наследственного права, например, в Древнем Египте. Римский юрист Гай замечал, что «по праву почти всех государств малолетние находятся под опекою, так как сообразно с естественным правом, чтобы не достигший совершеннолетнего возраста был под покровительством другого лица. И нет почти ни одного государства, в котором не позволялось бы родителям назначать завещанием опекуна своим несовершеннолетним детям».
А.М. Самозванцев в этой связи пишет, что параллели, которые можно провести между разумом положений права римского и индийского, обнаруживает их близость. Однако не нужно забывать, что обе системы права складывались на разном материале и были результатом развития разных традиций.
По мнению автора, правовые системы древности,
так же как и современности по форме содержат
гораздо больше общего, чем можно первоначально
предположить. Так, французский исследователь
мусульманского права Р. Шарль высказался,
что мусульманское право, несмотря на
наличие в нем множества свойственных
ему органических особенностей, по существу,
гораздо менее оригинально, чем это можно
предположить: Тора, Мишна, Талмуд с одной
стороны, а с другой кодекс Юстиниана содержат
много общего с сунной. С другой стороны, мусульманские
юристы-теологи считают, что в отличие
от других религий (иудаизма, христианства),
ислам создал всеобъемлющую юридическую
и законодательную систему, пригодную
для всех времен и
ситуаций, содержащую неизменные и непреходящие базовые принципы, отвечающим потребностям меняющейся обстановки.
«Переваривание» иностранных правовых институтов и обычаев характерно даже для самых радикальных правовых систем. Так, иудаизм в принципе жестко требует запрещения даже в обычной жизни смешения еврея с не евреями. Иудаизм требовал, чтобы евреи не походили на не евреев ни в прическе, ни в других такого рода вещах, как сказано в Писании: «И не ходите по обычаям народа…». И сказано: «Остерегайся, чтобы не споткнуться, идя за ними».
Но даже несмотря даже на такую жесткость постановки вопроса, иудейское право заимствовало в широкой мере иностранные правовые обычаи, институты, инструменты. Общество в обыденной жизни никогда не будет применять иностранный правовой институт чуждый ему по духу. По-видимому, нежелание видеть закономерности развития права у разных народов, выделение только римского права как образца для подражания – объясняется, прежде всего, идеологической направленностью научных исследований. Но такие закономерности объективно существуют, и они постоянно проявляются как в современной жизни, так и при изучении правовых систем прошлого.
Несовпадение
правовой ментальности общества с идеологическими
установками рецепции приводит в большинстве
случаев либо к временному успеху, либо
к отторжению реципированных институтов,
либо к полной «переработке» чужеземных
порядков. Это, прежде всего, касается
стран Африки, освободившихся от колониальной
зависимости. Особенно тех стран, где страны-колонизаторы
сменяли друг друга. Исследователи отмечают,
что в этих странах и в настоящее время
в позитивном праве прослеживаются напластования
различных правовых систем. Поэтому можно
признать ошибочными опасения некоторых
ученых, что в ряде случаев рецепция чужого
права может привести к юридической «декультурации».
Последняя выражается в том, что прежнее
право
Информация о работе Рецепции римского права в странах западной Европы