Развитие прав граждан и усиление их гарантийв условиях формирования правового государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

В связи с развитием демократических ценностей в обществе, становлением правового государства, во всём мире огромное значение приобретает проблема прав и свобод человека и гражданина. Этой проблеме посвящено большое количество международных правовых актов, таких как Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Европейская конвенция о защите прав и основных свобод человека 1969 г., Всеобщая декларация прав человека 1948г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………….……………………………………..........3
Формирование правового государства и его признаки.................6
Правовые основы прав и свобод человека..................................11
Современное развитие прав и свобод человека...........................15
Глобальные тенденции в развитии правового статуса личности на современном этапе.................................................................20
Проблемы, связанные с развитием прав человека в России....23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................25 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................27

Работа содержит 1 файл

тгп.docx

— 64.53 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Правовые основы прав и свобод человека

Основополагающую роль в системе прав и свобод человека и гражданина занимает институт конституционного права, нормы которого закрепляют основы правового статуса (права и обязанности) личности. Конституционное воплощение этот институт получил в главе 2 действующего Основного Закона Российской Федерации: «Права и свободы человека и гражданина». В ее нормах, в правовой форме  закреплена одна из важнейших основ  конституционного строя России, провозглашенная  в статье 2 Конституции Российской Федерации. В ней устанавливается, что «Человек, его права и свободы  являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность  государства».10 Кроме Конституции, нормы данного института закреплены рядом соответствующих нормативно-правовых актов, прежде всего конституционными федеральными законами, в которых детально раскрывается содержание и порядок реализации закрепленных в Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина. К таким актам относятся законы: «О гражданстве Российской Федерации», «О праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», «О свободе вероисповедания» и другие.

Следует подчеркнуть, что  институт Конституционного права, нормы  которого закрепляют основы правового  статуса личности, отражает наиболее существенные исходные начала прав и  свобод человека, определяющие правовое положение человека в обществе и  государстве, принципы их взаимоотношений.11

Действительно, во всех сферах отношений, регулируемых правом, человек  и гражданин выступает как  субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей, которые определены нормами конкретной отрасли права. Всеми отраслями права предусмотрены  и условия его участия в  качестве субъекта тех или иных видов  правоотношений, при реализации им своей правоспособности. Иначе говоря, правовое положение человека и гражданина в полном объеме характеризуется  совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект  правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.

Поэтому неудивительно, что  Конституционное право выполняет  важную доминирующую роль в закреплении  правового статуса человека и  гражданина и наделении его правами, свободами и обязанностями. Следует  отметить, что другие отрасли российского  права закрепляет совокупность прав и обязанностей в определенной сфере  общественных отношений: имущественных, трудовых, семейных, финансовых, земельных  и т. д.

К предмету прав и свобод человека в этой области  относится закрепление основ  правового статуса личности. Это  в прямой форме выражено в заключительной (64) статье второй главы Конституции. В ней в частности отмечается, что положения настоящей главы  составляют основы правового статуса  личности.

Понятие «основы» отражает, прежде всего, систему взаимоотношений  государства и личности. Оно включает в себя следующие элементы:12

    1. Во-первых, правовые установления, связанные с определением принадлежности к гражданству и регулированием отношений по поводу гражданства.

Гражданство — один из основных элементов правового  статуса лица, качественный определитель принципиальных  начал

взаимоотношений государства и личности, то общее, главное условие, которое необходимо для распространения на него всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также для защиты его государством, где бы это лицо ни находилось. Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица.

  1. Юридически закрепленные общие принципы статуса личности, которые проявляются во всех сферах реализации ее правоспособности, независимо от того, какой отраслью права регулируется данное общественное отношение. Речь идет о таких принципах правового статуса, как равенство прав и свобод человека и гражданина, обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы, их гарантированность, приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации и других.13
  2. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, т. е. те, которые неотделимы от человека, гражданина, принадлежат всякому лицу, как субъекту права, независимо от реализации им своей правоспособности, составляют неотъемлемое ее свойство. Причем к таким основным правам, свободам и обязанностям относятся не только наиболее важные для субъекта, но и основополагающие для всех других его прав и обязанностей, вытекающих из норм различных отраслей права. Они составляют ядро, сердцевину правового статуса личности, определяемого совокупностью норм всех без исключения отраслей права Российской Федерации

Правовой институт, устанавливающий основы правового  статуса личности, занимает важное место в системе Российского  Конституционного права, непосредственно  следуя за правовыми нормами, закрепляющих основы конституционного строя Российской Федерации. Очевидно, что такая последовательность вполне закономерна, поскольку именно основы конституционного строя определяют те начала устройства общества, от которых производно правовой статус человека и гражданина.14

Этим положением предопределено и соотношение первой и второй глав Конституции Российской Федерации. Следует отметить, что  выдвигавшееся в процессе разработки проекта Конституции предложение  начать ее с главы о правах человека и гражданина не получило поддержки.

Правовые нормы, закрепляющие основы правового статуса  личности, тесно связаны с другими  конституционно-правовыми институтами, причем эта связь взаимная. Формирование, принципы деятельности органов государственной  власти и органов местного самоуправления основываются на основных началах статуса человека и гражданина и, в свою очередь, содержат соответствующие конкретные гарантии их реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Современное развитие прав и свобод человека

10 декабря  1948 года Генеральная Ассамблея  ООН приняла Всеобщую Декларацию  прав человека. Трудно переоценить  значение этого документа. Впервые  в международной практике Декларация  отразила идею о неразрывной  связи и взаимообусловленности  всего комплекса основных прав  и свобод. Это положение нашло  дальнейшее развитие в резолюции  Генеральной Ассамблеи ООН 4 декабря  1986 года: "Все права человека  и основные свободы неделимы  и взаимозависимы; и развитие  и защита одной категории прав  не могут служить предлогом  или оправданием для освобождения  государств от развития и защиты  других прав." Сегодня Всеобщая  Декларация прав человека15 - это основной международный нормативно-правовой акт, постулирующий права и свободы человека. И хотя Декларация не создает для государств правовых обязательств, тем не менее она оказывает серьезное влияние на регулирование отношений между государствами, так как на основе ее положений в настоящее время разрабатываются и заключаются все международные договоры. Более двадцати лет потребовалось для создания и принятия Генеральной Ассамблеей ООН Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах. Они были приняты в 1966 г. и вступили в силу в 1976 г. Ко второму нормативно-правовому акту относится Факультативный протокол, предусматривающий механизм разбора жалоб от отдельных лиц. Эти три документа вместе составляют Международный Билль о правах человека. Международные пакты о правах человека - это договоры, государства-участники которых-то есть государства, которые официально договорились и согласились придерживаться их положений, - заключили их, чтобы уважать, гарантировать и принимать меры для полного осуществления широкого спектра прав. Международное сотрудничество государств в области правового статуса человека и гражданина протекает в определенных формах:16

1) в создании единых универсальных стандартов по поводу того, какие именно права и свободы человека должны уважаться и соблюдаться.

2) в принятии на себя государствами-участниками международных договоренностей - обязательств придерживаться данных стандартов  в рамках внутреннего правопорядка.

3)  в создании специального механизма – контроля за соблюдением принятых государствами обязательств. Этот механизм включает в себя процедуру представления в различные органы и комитеты (например, в Экономический и Социальный Совет ООН, Комиссию по правам человека) докладов-отчетов государств-участников о проведении ими в жизнь положений соглашений.

Представляется  важным, что эти доклады рассматриваются  на открытых заседаниях, доступных  для общественности и прессы. Комиссия по правам человека рассматривает жалобы отдельных лиц о нарушении  их прав государствами, в которых  они проживают.

В настоящее  время Декларация прав человека, включает в себя около семидесяти основополагающих международных договоров и деклараций. К ним относятся Международный  Билль о правах человека, а также  принятые на его основе международно-правовые документы о самоопределении  народов, о предупреждении дискриминации, геноцида, апартеида, рабства, о праве  на гражданство, о праве на убежище, о правах беженцев, о свободе информации, о свободе ассоциаций, о браке  и семье, правах детей и молодежи, о социальном прогрессе, обеспечении  и развитии и т.д. К этим актам  относится также ряд договоренностей, касающихся правового статуса отдельных  категорий граждан: женщин, детей, инвалидов, умственно отсталых лиц, беженцев, апатридов (лицо, которое не рассматривается  гражданином каким-либо государством в силу закона этого государства) и др. Все они дополняют и конкретизируют механизмы выполнения международных соглашений.17

Следует отметить, что международные нормы и  стандарты в области правового  статуса человека и гражданина устанавливаются  путем соглашений между государствами, но не создают непосредственно прав и свобод человека. Эти нормы обязательны  только для государств и между  государствами. Осуществление, претворение в жизнь этих норм и стандартов является долгом и обязанностью государств-участников международных договоров о правах человека, в случае ратификации которых, они (государства) обязуются привести свое национальное законодательство в соответствие с обязательными международными нормативно-правовыми нормами. Международная защита прав и свобод человека, осуществляемая международно-правовыми средствами, основываясь на общепризнанном принципе уважения к правам человека, служит хотя и важной, но все же вспомогательной мерой. Реальное обеспечение правового статуса человека и гражданина остается в основном внутренним делом каждого государства и его конституционного права. Непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека осуществляется в том порядке и теми органами государства, какие предусмотрены его конституцией. Международные нормативно-правовые акты имеют различную юридическую силу. Ряд договоров носит декларативный характер, а их положения являются лишь нормами-рекомендациями. Например, Всеобщая Декларация прав человека не создает обязательных норм поведения стран-участниц, но она оказывает большое влияние на отношения между государствами. И более того, многие ее статьи входят в современные Конституции различных государств, в том числе и в Конституцию Российской Федерации 1993 г. Другие нормативно-правовые акты представляют собой международные договоры, содержащие обязательные для государств нормы поведения. В случае ратификации договора, т.е. утверждения верховным органом государственной власти страны международного договора, подписанного уполномоченным представителем этого государства на международном форуме, его положения становятся обязательным для применения внутри страны.18 Примерами таких договоров являются Международные Пакты об экономических, социальных, культурных, гражданских и политических правах: 1966 г., которые были ратифицированы СССР 18 сентября 1973 года, а вступили в силу в 1976 году. Претворение стандартов обоих Пактов является обязанностью всех государств, подписавших данные документы. Следующим важнейшим шагом в развитии прав и свобод человека после создания ООН стал Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.). Он выражает концепцию безопасности и правового статуса человека и гражданина, основанную на общепризнанных демократических началах и стандартах, и исходит из того, что от решения многих проблем в гуманитарной области прямо зависит налаживание цивилизованных и корректных международных отношений. Важной вехой в развитии прав и свобод человека стал Итоговый документ Венской встречи представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1989 г.). Документ принят согласием (консенсусом) 33 европейских государств, США и Канады, после двухлетней напряженной работы. Политические обязательства и договоренности по правам человека и основным свободам, содержащиеся в итоговом документе, дали новый импульс развитию процесса, начатого в Хельсинки. Венская встреча ознаменовала собой принципиально новый этап в общеевропейском гуманитарном и правовом сотрудничестве, так как в настоящее время именно гуманитарное и правовое сотрудничество является одним из ключевых факторов укрепления безопасности в мире. Понятие безопасности в мире включает в себя не только военно-политическую, но и правовую, гражданскую, социальную, культурную защищенность личности. Проходящий в мире процесс сближения стран и интересов людей требует единства прав и обязанностей, ответственности, создания единого правового пространства. Во время Венской встречи впервые официально вошел в лексикон термин "человеческое измерение".19 Это означало поворот хельсинского процесса в сторону человека, его интересов и забот, это сделало человека отправной точкой всех принимаемых договоренностей. Под "человеческим измерением" понимается весь комплекс прав и свобод человека: личных, гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и др., а также контакты между людьми, сотрудничество в области информации, культуры, образования. Важнейшим достижением   Венской встречи  явилась  договоренность   государств-участников способствовать тому, чтобы все люди знали свои права и обязанности. С этой целью государства-участники обязались широко публиковать и делать доступными для населения все законы, административные правила и процедуры, поощрять обсуждения в школах и других учебных заведениях вопросы защиты правового статуса человека и гражданина и основных его свобод. После 1989 года аналогичные встречи состоялись в Копенгагене (1990г.) и в Москве (1991г.). Эти встречи способствовали развитию международного сотрудничества в гуманитарной сфере. Положения, зафиксированные в вышеуказанных документах, позволяют нам дать определение "прав и свобод человека" и назвать условную их классификацию.20

 

 

4. Глобальные тенденции в развитии правового статуса личности на современном этапе.

Развитие международного сотрудничества в области закрепления  и защиты прав и свобод человека шло по двум направлениям. Первое характеризовалось  разработкой и принятием общих  и специальных актов в области  закрепления прав человека. Второе - сотрудничеством государств в области  создания реального механизма защиты прав человека и контроля за их соблюдением. Создание комплексной системы обеспечения  и защиты, зафиксированных в международно-правовых актах и во внутри государственном  законодательстве прав и свобод человека и системы международных органов, наделенных функциями международного контроля за деятельностью государств в сфере обеспечения прав и  свобод человека, является важнейшей  функцией МП. Одной из характерных  особенностей развития сотрудничества государств в области прав человека на современном этапе является создание системы международного контроля за претворением в жизнь взятых ими  на себя юридических обязательств. Его учреждение и функционирование, как на функциональном, так и на региональном уровне является одним из наиболее значительных достижении в международном регулировании прав человека второй половины двадцатого века. Субъектами указанных направлений сотрудничества в области закрепления и защиты прав и свобод человека являются в основном государства и международные и межправительственные организации.21 Ведущая роль государств в таком сотрудничестве проявляется, прежде всего в том, что они играют решающую роль в разработке и принятии международно-правовых актов в области прав человека, а также в создании как специализированных международных межправительственных организаций, занимающихся вопросами защиты прав человека, так и универсальных международных организаций, одним из направлений деятельности которых является защита прав человека. Ни что не препятствует государствам добровольно передавать на обсуждение международных организаций вопросы, касающиеся нарушения прав человека. Обычно это делается на основе международных договоров. Соответствующие положения содержатся в первом Факультативном протоколе к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966г., Европейской конвенции о защите прав человека об основных свобод 1950г., Американской конвенции прав человека 1969г. Все эти договоры предусматривают возможность рассмотрения в международных организациях так называемых частных жалоб. Роль международных контрольных органов, созданных государствами в современных условиях постоянно возрастают. Все большее внимание уделяется их функциям и полномочиям в деятельности ООН и в различных универсальных и региональных соглашениях. Как известно, в международных отношениях нет надгосударственной власти, которая могла бы контролировать осуществление принципов и норм международного права, в необходимых случаях принудительно претворять их в жизнь или налагать санкции за нарушение взятых обязательств. Поэтому государства и предусмотрели создание международного контрольного механизма, возникшего в результате расширения международного правотворчества.22

Информация о работе Развитие прав граждан и усиление их гарантийв условиях формирования правового государства