Развитие прав граждан и усиление их гарантийв условиях формирования правового государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

В связи с развитием демократических ценностей в обществе, становлением правового государства, во всём мире огромное значение приобретает проблема прав и свобод человека и гражданина. Этой проблеме посвящено большое количество международных правовых актов, таких как Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Европейская конвенция о защите прав и основных свобод человека 1969 г., Всеобщая декларация прав человека 1948г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………….……………………………………..........3
Формирование правового государства и его признаки.................6
Правовые основы прав и свобод человека..................................11
Современное развитие прав и свобод человека...........................15
Глобальные тенденции в развитии правового статуса личности на современном этапе.................................................................20
Проблемы, связанные с развитием прав человека в России....23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................25 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................27

Работа содержит 1 файл

тгп.docx

— 64.53 Кб (Скачать)

 

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА 

и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПОВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ им. П.А. СТОЛЫПИНА

 

Кафедра теории права

 

КУРСОВОЙ РАБОТА

 

по дисциплине «Теория  государства и права»

 

на тему:

«Развитие прав граждан и  усиление их гарантийв условиях формирования правового государства.» 

 

 

 

Выполнил:

Студент_1_курса,_____группы,

очной (заочной) формы обучения,

направления подготовки: 030501.65 «Юриспруденция»

 

Ф.И.О. Харитонова Ольга Николаевна

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………….……………………………………..........3

  1. Формирование правового государства и его признаки.................6
  2. Правовые основы прав и свобод человека..................................11
  3. Современное развитие прав и свобод человека...........................15
  4. Глобальные тенденции в развитии правового статуса личности на современном этапе.................................................................20
  5. Проблемы, связанные с развитием прав человека в России....23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................25  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................27                                                                                                                  

 

ВВЕДЕНИЕ

В связи с  развитием демократических ценностей  в обществе, становлением правового  государства, во всём мире огромное значение приобретает проблема прав и свобод человека и гражданина. Этой проблеме посвящено большое количество международных  правовых актов, таких как Международный  пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Европейская конвенция о защите прав и основных свобод человека 1969 г., Всеобщая декларация прав человека 1948г. Этому вопросу посвящен и ряд работ отечественных и зарубежных авторов.1

Несомненно, эта  тема представляет большой интерес  для исследования. Для нашей страны проблема развития правового статуса  личности имеет огромное значение, т.к. Россия делает фактически первые шаги к формированию правового государства, а правовое государство не может  существовать без реализации на практике прав и свобод человека и гражданина.

Важным шагом  к реализации концепции прав человека стало принятие Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. В главе второй Конституции законодательно закреплены права и свободы граждан РФ. В современных условиях, когда Россия переходит к рыночным отношениям, расширяется в частности, и экономические свободы, что неизбежно влечёт за собой и расширение «правового поля», изменение правового статуса личности. Уже действует ряд законов, призванных опосредовать указанные процессы. Таким образом, реализуется важнейший принцип «что законом не запрещено, то разрешено».

Исследователи выделяют три значения понятия «правовой статус» Общий правовой статус гражданина - статус лица как гражданина государства; Специальный статус – особенности положения отдельных групп

населения; Индивидуальный статус - правовой статус отдельного лица. Эти значения тесно взаимосвязаны. Характер этой взаимосвязи будет  раскрыт ниже.2

Следует отметить, что правовой статус личности - это  собирательная  категория, она включает в себя:

Права и обязанности  личности;

Законные интересы;

Правосубъектность  гражданств;

Юридическая ответственность;      Правовые принципы.

При этом в  соответствии со статьёй 64 Конституции  РФ, права и обязанности личности образуют основу правового статуса.

Итак, в настоящей  работе будет рассмотрен правовой статус личности в Российской Федерации, формирование концепции прав граждан, а также  глобальные тенденции в развитии прав и свобод человека.

Объектом исследования являются личные права и свободы человека и гражданина и их развитие в правовом государстве.

    Предмет исследования - правовой статус как сложный социальный институт, в основе эволюции которого лежит процесс непрерывного взаимодействия общества, государства и права.3

Целью исследования является системный анализ правового  статуса личности, выявление закономерностей  и особенностей его развития.

  Задачи исследования лежат в изучении правового статуса личности в РФ (основных прав, свобод граждан), раскрытии проблем, связанных с развитием концепции прав человека и её реализацией в России.

Права человека и гражданина находятся под пристальным  вниманием отечественных и зарубежных исследователей. К концу XX столетия в ряде развитых стран сложились такие типы правовых и политических систем, принципы построения которых во многом соответствуют идеям правовой государственности. В конституциях и иных законодательных актах ФРГ, США, Франции, России, Англии, Австрии, Греции, Болгарии и других стран содержатся положения, прямо или косвенно фиксирующие, что данное государственное образование является правовым. Так, на конституционном уровне формула правового государства в сочетании с принципом социальности прямо зафиксирована в Основном законе ФРГ 1949 г., в Конституции Испании 1978 г. (статья 1). Конституции РФ в статье 1 также объявляет Российскую Федерацию "демократически правовым государством".4 Эта проблема весьма хорошо изучена, однако, на мой взгляд, в работах учёных недостаточно исследованы проблемы, связанные с реализацией прав человека и с их защитой.

В заключение работы сделана попытка обобщить изложенный материал и дать оценку, насколько полно реализуются  права и свободы человека и  гражданина в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Формирование правового государства и его признаки.

Правовое государство - это государство, обслуживающее  потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности  обмениваемых благ, на фактическом  соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу  и безопасность, ибо духовным фундаментом  его является признание прав человека.5

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым  судом, где признаются и гарантируются  права и свободы человека и  где в основу организации государственной  власти положен принцип разделений законодательной, исполнительной и  судебной властей.

Современное правовое государство - это демократическое  государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно  или через представителей). Это  предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность  в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что  находит свое выражение, в частности  в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе  прессы и т.п.

Правовому государству  присущи следующие признаки:6

1. Принцип  приоритета права.

Приоритет права означает: а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с  позиций права, закона;  б)  соединение общечеловеческих    нравственно-правовых    ценностей    (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; в) необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).

2. Принцип правовой  защищенности человека и гражданина.

Названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с  государством и его органами, с  другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных  объектов.

Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д.

Абсолютность (тотальность) этого  принципа состоит в том, что все  взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы  действия права, со стороны государства  это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.

Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет  специфические правовые признаки. Это: 1) равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина; 2) особые тип правового регулирования и форма правоотношений; 3) стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.7

1) Нормальные правовые  отношения предполагают равенство  и взаимную ответственность их  сторон. Государство, вступая во  взаимоотношения с множеством  различных общественных образований  и со всеми гражданами, уже,  поэтому обладает огромным объемом  прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный представитель  народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у  отдельного гражданина (издавать  общеобязательные нормы, взимать  налоги и т. д.). И все же  оснований для утверждения, что  государство располагает большими  правами, чем гражданин, не  существует. В конкретных правоотношениях  у них равные права и соответствующие  им обязанности. Причем в правовом  государстве должен быть отработан  и механизм взаимной ответственности  за нарушение прав, невыполнение  обязанностей.

     2) Поскольку резюмируется, что правовое государство и гражданин — равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т.д.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в результате всенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства.

     3) Устойчивый, стабильный правовой статус гражданина (система его прав и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что' его права могут быть в любой момент нарушены.

     3.Принцип единства права и закона.8 В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен 
отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть  принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным  или назначенным. И, наконец, при его издании должен быть использован весь 
комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой 
практикой. Это логически выверенные и соизмеримые с 
гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия, 
адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования, последовательные демократические  процедуры принятия законов и др.

4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Власть в государстве может олицетворять один  человек (монарх, диктатор), она может принадлежать группе лиц (хунте, 
верхушке партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т. п.). Но для  правового государства характерным является демократический способ приобретения власти,  наделение ею только в соответствии с правом, законом.

Традиционная концепция  разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно  к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек  и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями  власти своих функций. Законодательная  власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная  от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. В Англии, США и других странах судебная власть явилась источником и стержнем формирования всей правовой системы. В России начало реальному разделению властей положила судебная реформа 1864 г.9

Наряду с  изложенным правовому государству присущи и принципы верховенства закона — высшего нормативно-правового акта, конституционно-правового контроля, политического плюрализма и др.

Информация о работе Развитие прав граждан и усиление их гарантийв условиях формирования правового государства