Разделение властей

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 00:47, курсовая работа

Описание работы

Проблему рационального устройства государственной власти и ее органов пытаются разрешать, пожалуй, столько времени, сколько существует государство как форма организации общества. Люди, размышлявшие над этой проблемой, уже давно, многие столетия тому назад, заметили, что концентрация государственной власти в чьих-то одних руках неизбежно ведет к отрицательным последствиям.

Содержание

Введение. 3
Концепция разделения властей: теория и опыт, история и современность 4

1.1Историческое развитие теории разделения властей 4

1.2Теоретическое и практическое исследование теории разделения властей 14
Понятие и особенности судебной власти 23



2.1. Определение судебной власти 23

2.2. Отличительные черты судебной власти 25

Заключение 27

Литература. 29

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

     Важной  особенностью российской Конституции  является то, что Президент как  бы не входит ни в одну из трех властей. Он глава государства и обязан обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной  власти (ст. 80 Конституции РФ).  Это, однако, не означает, что создана некая фигура «дирижера», способного руководить всем «оркестром». Президент не вправе вмешиваться в полномочия Федерального Собрания или судебных органов - конституция строго разделяет их полномочия. Разногласия между властями он может регулировать только с помощью согласительных процедур  или путем передачи дела в суд. В то же время многие статьи Конституции указывают на то, что фактически Президент признается главой исполнительной власти (право назначать Правительство, право председательствовать на заседаниях Правительства и др.).

     Некоторые ученые считают, что отсутствие необходимой  четкости в этом вопросе неизбежно  порождает противоречия в системе  разделения властей и ведет к  дублированию и параллелизму в деятельности Правительства и президентских структур (администрация президента, совет безопасности и т. д.)42, что сочетание полномочий главы государства с фактическими полномочиями главы Правительства позволяет Президенту России сосредоточить в своих руках огромную, поистине «суперпрезидентскую», власть  и это ставит под сомнение реальный характер принципа разделения властей в современной России, его надежную гарантированность и ожидаемую эффективность43.

     Другие  авторы полагают, что это естественное переплетение компетенции ветвей власти и что такое переплетение полезно и необходимо, так как выполняет известную задачу «сдержек и противовесов», предупреждающих опасное единовластие, так как «стерильная чистота» разделения властей была бы нефункциональной и потому не нужной44.

  Согласно Конституции законодательным и представительным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание - парламент. Он состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы (ст.94, 95).

      Исполнительную  власть в стране осуществляет Правительство Российской Федерации (ст.110).

      Судебная  власть осуществляется «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» (ст.118). В системе государственных органов, осуществляющих судебную власть, в  конституционном порядке выделяются следующие.

      Конституционный Суд Российской Федерации  выступает  как судебный орган конституционного контроля, «самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства».

      Верховный Суд Российской Федерации  является «высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции» (ст.126 Конституции РФ).

      Высший  Арбитражнй Суд Российской Федерации  выступает как высший  судебный орган «по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами» (ст.127 Конституции РФ).

       Суды связаны с законодательной  и исполнительной властью обязанностью  применять законы и другие  нормативные правовые акты, а  также в отношении назначения судей на их должности; но судебная власть обладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, если они будут ею признаны неконституционными. «Предоставление судам права признавать недействительными и отменять нормы органов власти и управления, - отмечает Р.З. Лившиц, - кардинально меняет роль суда. Он перестал быть органом разрешения индивидуальных споров, его компетенция распространяется на нормотворчество…При этом авторитет суда в определенном смысле поднимается выше авторитета другого властного органа, поскольку суд может отменить решение этого органа, а тот не может отменить решение суда45».  Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится  к обязанностям исполнительной власти. Гражданам предоставляется  возможность судебного обжалования действий (бездействия) должностных

лиц и  органов исполнительной власти и  противостоять незаконным действиям  этой власти. Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении 2-х других ветвей власти, а в совокупности с ними судебные органы образуют единую государственную власть.

  Принцип разделения властей важен также для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью. Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти. Но вместе с тем, следует отметить, что судебная практика безусловно, влияет на направление законодательной деятельности, а также исправляет многие ошибки органов исполнительной власти, более того, своим толкованием права в процессе его применения суды выявляют подлинное содержание правовых норм, часто отличных от первоначальных целей.46

     В настоящее время проявляются  перспективы развития (или толкования)  концепции  разделения властей на основе принципа субсидиарности. Идея о субсидиарности ветвей власти впервые возникла в практике органов Европейского союза, в их отношениях с государственными органами его членов, а затем стала  переноситься на внутригосударственные отношения. Смысл ее в том, что одна ветвь может дополнять своими действиями другую, помогать ей, в какой-то мере замещать ее, если это не затрагивает существенные прерогативы первой, не встречает ее возражений и согласуется с конституцией. Однако пока принцип субсидиарности не фигурирует ни в одной  из конституций стран мира47.

     В современной зарубежной политологии  есть и другие взгляды о разделении властей. Различают власть постановляющую (власть большинства) и противодействующую (роль оппозиции, эту власть называют трибутарной), проводят разделение власти между правящими и управляемыми, наконец, между решающей и контрольной властями48.

     Выше  речь шла о горизонтальном разделении властей на уровне государства как  целого, без учета особенностей его  политико-территориального устройства. Вместе с тем в федерациях, унитарных государствах, имеющих автономные образования политического характера, существует вертикальное разделение властей (государственной власти федерации и государственной власти ее субъектов, а также государственной власти политической автономии в унитарном государстве), а в связи с концепциями публичной власти территориального коллектива – также разделение государственной власти и власти местного самоуправления49.

     Разделение  властей является реальным юридическим средством разрешения возникающих между кем-либо споров и противоречий, сдерживания различных органов государственной власти как по «горизонтали», так и по «вертикали» с целью защиты прав и интересов от произвола и беззакония государственных органов и должностных лиц50.

     Разделение  властей - демократическая концепция. Она направлена против авторитаризма, тоталитаризма. Однако преувеличение  значения разделимости ведет к неуправляемости  государства.  
 

     II Понятие и особенности судебной власти

2.1. Определение судебной  власти

       Единого  подхода к определению  судебной власти нет. Некоторые  авторы исходят из ее организационной  формы - системы судебных органов, продолжая тем самым традицию, свойственную не только советскому, но и дореволюционному периоду отечественной истории.

     Так, по мнению И.Я. Фойницкого, « судебная власть в узком смысле, за выделением момента судебного верховенства, образует систему подчиненных закону органов, призванных к применению закона в порядке судебного производства51», а все, что охватывается понятием судебного верховенства, принадлежит не судебной, а верховной власти, под которой понималась власть монарха.

     В наше время определение судебной власти через систему органов (функциональный подход)  также достаточно распространено в отечественной литературе. Например, некоторые юристы определяют судебную власть как « предоставленные специальным органам государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права и реализации этих полномочий  путем конституционного, гражданского, уголовного, административного, арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных норм»52.

     Стремясь  объединить структурный и функциональный подходы, а также более четко  выразить сущность судебной власти, В.А. Лазарева пишет: « Судебная власть может быть определена как принадлежащая судам РФ исключительное властное полномочие разрешать возникающие в обществе конфликты правового характера путем осуществления в особой процессуальной форме правосудия и принятия обязательных для исполнения решений»53.

     Необходимо  избежать отождествления этой ветви  власти с судебной системой. Так  как само по себе наличие судов, а  также тех  или иных правил разрешения возникающих в обществе конфликтов еще не свидетельствует о наличии феномена судебной власти. Другими словами, система судебных органов и судебная власть - понятия не тождественные. Судебная власть невозможна без судебной системы, однако наличие системы органов еще не говорит о том, что в данном государстве есть судебная власть. Внешнее сходство этих социальных феноменов усиливается тем обстоятельством, что и при наличии, и  при отсутствии судебной власти решения судов носят обязательный характер и их исполнение обеспечивается всей мощью государственной машины. Даже теоретическое допущение судебной власти как чего-то отличного от одной из функций, реализуемых органами государства, предполагает делимость государственной власти,  а следовательно, и ее суверенитета.

     М.В. Баглай дает следующие определение  судебной власти: «Судебная власть - это политический и правовой феномен, который адекватно отражает стремление к формированию правового государства, основанного на доктрине разделения властей»54.

     Судебная  власть - это особый вид власти, по своей природе существенно отличающийся от законодательной и исполнительной составляющих систему власти.

     Основное  назначение судебной власти – охрана членов общества от любого произвола  граждан и от неправильных действий самого государства, его органов, должностных  лиц. Без осуществления подобной деятельности государство не может считаться правовым.

     Обеспечивая разрешение возникающих в обществе конфликтов на основе права, подчинение закону всех субъектов общественной жизни судебная власть играет крайне важную роль в сдерживании и ограничении законодательной и исполнительной ветвей власти, осуществлении правового контроля над их деятельностью. Эта функция будет наиболее эффективна лишь в том случае, если судебная власть имеет возможность оценивать соответствие Конституции деятельности законодательной и исполнительной властей, признавать недействующими те их акты, которые противоречат основному закону.

      Вместе  с законодательной и исполнительной властями судебная власть включена в  систему народовластия. Она обеспечивает реализацию важнейших конституционных прав и свобод человека и гражданина, прав коллективов и народа в целом. 

     2.2.Отличительные  черты судебной  власти:

1.Судебная власть - одна из ветвей государственной власти, построенной в соответствии с принципом разделения властей.

Она занимает свое особое место в системе разделения властей  и выполняет свои специфические функции.

2.Судебная власть осуществляется только судом как специально уполномоченным государственным органом составляющие в совокупности судебную систему. Эта жестко структурированная система создается и изменяется только в законодательном порядке, а ее деятельность происходит в рамках столь же строго и детально регламентированной законом процедуры. Ее кадровый состав – судьи – образует особый профессиональный слой, так называемый судейский корпус, который как таковой, равно как и составляющие его судьи, имеет особый правовой статус;

3. Судебная власть реализуется с помощью специальных средств, которыми обладает суд: рассмотрение гражданских и уголовных дел и вынесение по ним общеобязательных решений, вынесение частных определений, признание нормативно-правовых актов противоречащими Конституции РФ и т.п.;

Информация о работе Разделение властей