Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 00:47, курсовая работа
Проблему рационального устройства государственной власти и ее органов пытаются разрешать, пожалуй, столько времени, сколько существует государство как форма организации общества. Люди, размышлявшие над этой проблемой, уже давно, многие столетия тому назад, заметили, что концентрация государственной власти в чьих-то одних руках неизбежно ведет к отрицательным последствиям.
Введение. 3
Концепция разделения властей: теория и опыт, история и современность 4
1.1Историческое развитие теории разделения властей 4
1.2Теоретическое и практическое исследование теории разделения властей 14
Понятие и особенности судебной власти 23
2.1. Определение судебной власти 23
2.2. Отличительные черты судебной власти 25
Заключение 27
Литература. 29
Важной особенностью российской Конституции является то, что Президент как бы не входит ни в одну из трех властей. Он глава государства и обязан обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80 Конституции РФ). Это, однако, не означает, что создана некая фигура «дирижера», способного руководить всем «оркестром». Президент не вправе вмешиваться в полномочия Федерального Собрания или судебных органов - конституция строго разделяет их полномочия. Разногласия между властями он может регулировать только с помощью согласительных процедур или путем передачи дела в суд. В то же время многие статьи Конституции указывают на то, что фактически Президент признается главой исполнительной власти (право назначать Правительство, право председательствовать на заседаниях Правительства и др.).
Некоторые ученые считают, что отсутствие необходимой четкости в этом вопросе неизбежно порождает противоречия в системе разделения властей и ведет к дублированию и параллелизму в деятельности Правительства и президентских структур (администрация президента, совет безопасности и т. д.)42, что сочетание полномочий главы государства с фактическими полномочиями главы Правительства позволяет Президенту России сосредоточить в своих руках огромную, поистине «суперпрезидентскую», власть и это ставит под сомнение реальный характер принципа разделения властей в современной России, его надежную гарантированность и ожидаемую эффективность43.
Другие авторы полагают, что это естественное переплетение компетенции ветвей власти и что такое переплетение полезно и необходимо, так как выполняет известную задачу «сдержек и противовесов», предупреждающих опасное единовластие, так как «стерильная чистота» разделения властей была бы нефункциональной и потому не нужной44.
Согласно Конституции законодательным и представительным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание - парламент. Он состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы (ст.94, 95).
Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство Российской Федерации (ст.110).
Судебная власть осуществляется «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» (ст.118). В системе государственных органов, осуществляющих судебную власть, в конституционном порядке выделяются следующие.
Конституционный Суд Российской Федерации выступает как судебный орган конституционного контроля, «самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства».
Верховный Суд Российской Федерации является «высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции» (ст.126 Конституции РФ).
Высший Арбитражнй Суд Российской Федерации выступает как высший судебный орган «по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами» (ст.127 Конституции РФ).
Суды связаны с
лиц и органов исполнительной власти и противостоять незаконным действиям этой власти. Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении 2-х других ветвей власти, а в совокупности с ними судебные органы образуют единую государственную власть.
Принцип разделения властей важен также для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью. Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти. Но вместе с тем, следует отметить, что судебная практика безусловно, влияет на направление законодательной деятельности, а также исправляет многие ошибки органов исполнительной власти, более того, своим толкованием права в процессе его применения суды выявляют подлинное содержание правовых норм, часто отличных от первоначальных целей.46
В настоящее время проявляются перспективы развития (или толкования) концепции разделения властей на основе принципа субсидиарности. Идея о субсидиарности ветвей власти впервые возникла в практике органов Европейского союза, в их отношениях с государственными органами его членов, а затем стала переноситься на внутригосударственные отношения. Смысл ее в том, что одна ветвь может дополнять своими действиями другую, помогать ей, в какой-то мере замещать ее, если это не затрагивает существенные прерогативы первой, не встречает ее возражений и согласуется с конституцией. Однако пока принцип субсидиарности не фигурирует ни в одной из конституций стран мира47.
В современной зарубежной политологии есть и другие взгляды о разделении властей. Различают власть постановляющую (власть большинства) и противодействующую (роль оппозиции, эту власть называют трибутарной), проводят разделение власти между правящими и управляемыми, наконец, между решающей и контрольной властями48.
Выше речь шла о горизонтальном разделении властей на уровне государства как целого, без учета особенностей его политико-территориального устройства. Вместе с тем в федерациях, унитарных государствах, имеющих автономные образования политического характера, существует вертикальное разделение властей (государственной власти федерации и государственной власти ее субъектов, а также государственной власти политической автономии в унитарном государстве), а в связи с концепциями публичной власти территориального коллектива – также разделение государственной власти и власти местного самоуправления49.
Разделение властей является реальным юридическим средством разрешения возникающих между кем-либо споров и противоречий, сдерживания различных органов государственной власти как по «горизонтали», так и по «вертикали» с целью защиты прав и интересов от произвола и беззакония государственных органов и должностных лиц50.
Разделение
властей - демократическая концепция.
Она направлена против авторитаризма,
тоталитаризма. Однако преувеличение
значения разделимости ведет к неуправляемости
государства.
II Понятие и особенности судебной власти
2.1. Определение судебной власти
Единого подхода к
Так, по мнению И.Я. Фойницкого, « судебная власть в узком смысле, за выделением момента судебного верховенства, образует систему подчиненных закону органов, призванных к применению закона в порядке судебного производства51», а все, что охватывается понятием судебного верховенства, принадлежит не судебной, а верховной власти, под которой понималась власть монарха.
В наше время определение судебной власти через систему органов (функциональный подход) также достаточно распространено в отечественной литературе. Например, некоторые юристы определяют судебную власть как « предоставленные специальным органам государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права и реализации этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного, арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных норм»52.
Стремясь объединить структурный и функциональный подходы, а также более четко выразить сущность судебной власти, В.А. Лазарева пишет: « Судебная власть может быть определена как принадлежащая судам РФ исключительное властное полномочие разрешать возникающие в обществе конфликты правового характера путем осуществления в особой процессуальной форме правосудия и принятия обязательных для исполнения решений»53.
Необходимо избежать отождествления этой ветви власти с судебной системой. Так как само по себе наличие судов, а также тех или иных правил разрешения возникающих в обществе конфликтов еще не свидетельствует о наличии феномена судебной власти. Другими словами, система судебных органов и судебная власть - понятия не тождественные. Судебная власть невозможна без судебной системы, однако наличие системы органов еще не говорит о том, что в данном государстве есть судебная власть. Внешнее сходство этих социальных феноменов усиливается тем обстоятельством, что и при наличии, и при отсутствии судебной власти решения судов носят обязательный характер и их исполнение обеспечивается всей мощью государственной машины. Даже теоретическое допущение судебной власти как чего-то отличного от одной из функций, реализуемых органами государства, предполагает делимость государственной власти, а следовательно, и ее суверенитета.
М.В. Баглай дает следующие определение судебной власти: «Судебная власть - это политический и правовой феномен, который адекватно отражает стремление к формированию правового государства, основанного на доктрине разделения властей»54.
Судебная власть - это особый вид власти, по своей природе существенно отличающийся от законодательной и исполнительной составляющих систему власти.
Основное назначение судебной власти – охрана членов общества от любого произвола граждан и от неправильных действий самого государства, его органов, должностных лиц. Без осуществления подобной деятельности государство не может считаться правовым.
Обеспечивая разрешение возникающих в обществе конфликтов на основе права, подчинение закону всех субъектов общественной жизни судебная власть играет крайне важную роль в сдерживании и ограничении законодательной и исполнительной ветвей власти, осуществлении правового контроля над их деятельностью. Эта функция будет наиболее эффективна лишь в том случае, если судебная власть имеет возможность оценивать соответствие Конституции деятельности законодательной и исполнительной властей, признавать недействующими те их акты, которые противоречат основному закону.
Вместе
с законодательной и
2.2.Отличительные черты судебной власти:
1.Судебная власть - одна из ветвей государственной власти, построенной в соответствии с принципом разделения властей.
Она занимает свое особое место в системе разделения властей и выполняет свои специфические функции.
2.Судебная власть осуществляется только судом как специально уполномоченным государственным органом составляющие в совокупности судебную систему. Эта жестко структурированная система создается и изменяется только в законодательном порядке, а ее деятельность происходит в рамках столь же строго и детально регламентированной законом процедуры. Ее кадровый состав – судьи – образует особый профессиональный слой, так называемый судейский корпус, который как таковой, равно как и составляющие его судьи, имеет особый правовой статус;
3. Судебная власть реализуется с помощью специальных средств, которыми обладает суд: рассмотрение гражданских и уголовных дел и вынесение по ним общеобязательных решений, вынесение частных определений, признание нормативно-правовых актов противоречащими Конституции РФ и т.п.;