Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:01, дипломная работа
Целью квалификационного исследования является раскрытие особенности разделения властей в Российской Федерации.
Достижение поставленной цели осуществлялось в ходе решения следующих задач:
1. рассмотреть появление и становление концепции разделения властей;
2. раскрыть сущность разделения властей в Российской Федерации;
3. исследовать принцип разделения властей в Конституции Российской Федерации 1993 года;
4. проанализировать проблему реализации конституционного принципа разделения властей в современной России.
Введение
Глава I. Появление и становление концепции разделения властей
§1.1 Возникновение и развитие концепции разделения властей, её сущность
§1.2 Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную власти
Глава II. Принцип разделения властей в России
§2.1 Принцип разделения властей в Конституции РФ 1993 года
§2.2 Проблемы реализации конституционного принципа разделения властей в современной России
Заключение
Список литературы
Наконец, важной
проблемой практического
.
Таким образом,
исследование реализации принципа разделения
властей наиболее эффективно при
рассмотрении государственного механизма
как единой системы органов. Единство
государственного механизма достигается
на основе распределения функций
между государственными органами, закрепления
самостоятельности каждого
Заключение
В современной правовой науке принцип разделения властей принято относить к основам демократического конституционного строя. Это значит, что он имеет основополагающее значение при решении конкретных вопросов построения государственного механизма.
Назначение принципа разделения властей -- исключить возможность концентрации всей полноты власти в руках одного лица или органа путем установления такой государственности, при которой различные ветви государственной власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.
Сферы реализации трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной - должны быть четко разграничены, они не должны быть помехой друг другу. История доказала, что принцип разделения властей - это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.
Разделение властей должно основываться, прежде всего, на их сотрудничестве, которое, однако, сдерживало бы каждую из них, ставило бы в определенные рамки и балансировало.
Независимость и самостоятельность каждой из трех ветвей власти, и особенно законодательной и исполнительной, не должны быть препятствием к их взаимодействию. Больше того, эффективная власть невозможна без их сотрудничества.
Принцип разделения властей имеет огромное социальное значение. В своем идеале он должен означать, что решения, имеющие большое значение для народа, не могут быть приняты до тех пор, пока по этому вопросу не достигнуто соглашение со стороны всех ветвей власти. В противном случае, сосредоточенная в одних руках власть, будет принимать только выгодные для себя законы, будет использовать политические привилегии в своих интересах, в ущерб интересам народа.
Законодательная
власть - высшая власть в государстве,
так как законы обязательны для
всех. Исполнительная власть обладает
большими правами, в том числе
правом законодательной инициативы,
правом вето, но ее деятельность должна
быть подзаконна. Значение независимости
судебной власти огромно как в
интересах государства, так и
в интересах отдельной
В квалификационной
работе выделяются государственные
органы, не относящиеся ни к одной
из основных ветвей власти, такие как
Президент РФ, администрация Президента
РФ, полномочные представители
Из всего сказанного выше, можно заключить, что, разделение властей - конституционный принцип организации управления государственной жизнью, суть которого заключается в двух аспектах:
а) разделение единой
государственной власти, источником
которой является народ, на три ветви,
представляемые самостоятельными видами
органов государственной
б) разделение властных
функций по уровням системы
Нельзя, безусловно, утверждать, что у теории разделения государственной власти не существует оппонентов, они, конечно же, есть. Некоторые авторы полагают, что в реальной жизни теории разделения властей является лишь «формальной теорией» (например, Е. Грессман, Ф. Садтен). Другие пишут о неэффективности принципа разделения государственной власти в условиях бюрократизации управления, необходимости оперативных решений в экстремальной обстановке. Был сформулирован принципиальный отказ от доктрины разделения государственной власти, который аргументируется статичностью концепции разделения власти. Также указывают на то, что теория разделения государственной власти не подтверждается опытом функционирования государственного механизма. Кроме того, подчеркивается, что формальный подход к разделению государственной власти является вредным, так как практически не реализуем и в каждом государстве имеет свою специфику. Споры начинаются с вопроса о том, существует ли теория разделения властей в цельном виде или есть только конституционный принцип разделения властей, связанный с постоянным, как пишет С. Хендель, “перераспределением и с изменением баланса власти между ее разными ветвями» Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М, Юристъ.2003. С. 290.
Однако, несмотря
на широкий разброс мнений, относительно
цельности и степени
Список литературы
I. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (с изм. и доп. от 30декабря 2008г.) // Собрание законодательства РФ от 26 января 2009г. № 4. Ст.445.
2. Федеральный
конституционный закон от 21 июля
1994г. № 1-ФКЗ «О
3. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996г № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изм. и доп. 29 декабря 2009г.) // Российская газета от 6 января 1997г. № 3.
4. Федеральный
конституционный закон от 26 февраля
1997г. № 1-ФКЗ «Об
5. Федеральный
конституционный закон от 17 декабря
1997г. № 2-ФКЗ «О
6. Федеральный
закон от 17 января 1992г. № 2202-I «О
прокуратуре Российской
7. Федеральный закон от 8 мая 1994г. №3-ФЗ (с изм. и доп. от 28 декабря 2010г) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета от 12 мая 1994г. № 88.
8. Федеральный закон от 11 января 1995г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (с изм. и доп. от 29 декабря 2010г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 января 1995г. № 3. Ст. 167.
9. Федеральный закон от 6 октября 1999г. №184-ФЗ (с изм. и доп. от 21 апреля 2011г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственного власти субъектов Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ от 18 октября 1999г. № 42. Ст.5005.
10. Указ Президента
РФ от 13 мая 2000г. № 849 «О полномочном
представителе Президента
11. Указ Президента
РФ от 9 мая 2004г. № 314 «О системе
и структуре федеральных
II. Учебная и специальная литература
12. Агабеков Г.Б. Концепция разделения властей: история и современность. М.: ИНИОН. 1992.
13. Азаркин Н.М. Монтескье. М., Юридическая литература. 1988.
14. Алексеев С.С. Государство и право. М., Юридическая литература. 1993.
15. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., Инфра-М-Норма. 2001.
16. Баренбойм П.Д. 3000 лет доктрины разделения властей. М.: РОССПЭН. 2003.
17. Баренбойм П.Д. Дух Конституции России и восточное происхождение «западной» доктрины разделения властей М., Наука. 2004.
18. Барнашов А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение /Под ред. А.И. Кима. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та им. В.В. Куйбышева. 1988.
19. Ершов В.В.
Суд в системе органов
20. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М, Юрист.2003.
21. Комарова В.В.,
Магомедов Ш.Б. Глава
22. Кутафин О.Е. Российский констуционализм. М., Норма, 2008.
23. Лазарев В. Общая теория государства и права. М., 2006.
24. Немова С.В. Закрепление принципа разделения властей в Конституции: теория и практика // Юрист. 1998. № 4.
25. Николаев А.
Проблемы реализации принципа
разделения властей в
26. Прозорова Н.С. Теория “Разделения властей” и современное буржуазное государство // Советское государство и право. 1994. № 9.
27. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М., Юрист. 1994.
28. Тихомиров Ю.А. Власть в обществе: единство и разделение // Советское государство и право. 1990. № 2.
29. Чеботарев
Г.Н. Принцип разделения
30. Чиркин В.Е. Государствоведение. М., Юрист. 1999.
31. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., Зерцало. 1998.
32. Чиркин В.Е.
Разделение властей: