Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:01, дипломная работа
Целью квалификационного исследования является раскрытие особенности разделения властей в Российской Федерации.
Достижение поставленной цели осуществлялось в ходе решения следующих задач:
1. рассмотреть появление и становление концепции разделения властей;
2. раскрыть сущность разделения властей в Российской Федерации;
3. исследовать принцип разделения властей в Конституции Российской Федерации 1993 года;
4. проанализировать проблему реализации конституционного принципа разделения властей в современной России.
Введение
Глава I. Появление и становление концепции разделения властей
§1.1 Возникновение и развитие концепции разделения властей, её сущность
§1.2 Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную власти
Глава II. Принцип разделения властей в России
§2.1 Принцип разделения властей в Конституции РФ 1993 года
§2.2 Проблемы реализации конституционного принципа разделения властей в современной России
Заключение
Список литературы
Оглавление
Введение
Глава I. Появление
и становление концепции
§1.1 Возникновение и развитие концепции разделения властей, её сущность
§1.2 Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную власти
Глава II. Принцип разделения властей в России
§2.1 Принцип разделения властей в Конституции РФ 1993 года
§2.2 Проблемы реализации конституционного принципа разделения властей в современной России
Заключение
Список литературы
Введение
Данная тема
является достаточно актуальной на современном
этапе, особенно для Российского
государства. Связано это в первую
очередь с тем, что в советское
время, на протяжении длительного исторического
периода данная тема не находила отражения
в отечественной правовой концепции,
более того сам факт разделения властей
отрицался как идеологически
несоответствующий общей
Таким образом,
базовым принципом
Разделение государственной власти на ветви, самостоятельные по отношению друг к другу, призвано обеспечивать, в конечном итоге, необходимое соотношение интересов, который и делает власть цельной и единой. Этот баланс ветвей власти должен обеспечиваться конституционными гарантиями посредством реализации полномочий законодательных, исполнительных и судебных органов, а споры ветвей власти - разрешаться конституционным путем и через правовую процедуру (Конституционный Суд).
Целью квалификационного исследования является раскрытие особенности разделения властей в Российской Федерации.
Достижение поставленной цели осуществлялось в ходе решения следующих задач:
1. рассмотреть
появление и становление
2. раскрыть сущность
разделения властей в
3. исследовать
принцип разделения властей в
Конституции Российской
4. проанализировать
проблему реализации
Несмотря на
наличие обширной научной литературы
- в большей степени
Глава I. Появление
и становление концепции
§ 1.1 Возникновение и развитие теории разделения властей, ее сущность
Теория разделения властей зародилась во Франции в середине 18 века и была связана, прежде всего, с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и государства. Появление новой концепции было связано с именем Ш.-Л. Монтескье, человека, известного не только в качестве прогрессивного теоретика, но и как опытного практика государственно-правовой деятельности, понимающего проблемы неэффективного функционирования государственных органов (Монтескье занимал видное положение резидента Бордоского парламента - судебного учреждения). В своей фундаментальной работе "О духе законов" (1748г.). Монтескье изложил результаты длительного исследования политико-правовых установлений нескольких государств, прейдя к выводу, что "свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга" Азаркин Н.М. Монтескье. М., Юридическая литература. 1988. С. 28.
. Как видно,
цель теории - создание безопасности
граждан от произвола и
Конечно же, теория разделения властей возникла не на пустом месте, она явилась логическим продолжением развития политико-правовых идей, возникших в 17 веке в Англии, теория разделения властей стала частью начинавшей формироваться теории правового государства. Вообще, принцип разделения властей имеет очень важное значение для правового государства, так как "реализация этого принципа выступает одним из конституционно-организованных проявлений политического плюрализма в государственной сфере, способного обеспечить столь необходимое для цивилизованного гражданского общества правление правового закона и непредвзятое правосудие" Явич Л.С. Господство права // Правоведение. 1990. № 5. С. 12..
Разберем поподробнее основные положения теории разделения властей (по Монтескье). Во-первых, существует три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная, которые должны быть распределены между разными государственными органами. Если же в руках одного органа сконцентрируется власть, различная по своему содержанию, то появится возможность для злоупотребления этой властью, а следовательно, свободы граждан будут нарушаться. Каждая ветвь власти предназначена для осуществления определенных функций государства. Основное назначение законодательной власти - "выявить право и сформулировать его в виде положительных законов, обязательных для всех граждан..." Азаркин Н.М. Монтескье. М., Юридическая литература. 1988. С. 42.. "Исполнительная власть в свободном государстве предназначена для исполнения законов, устанавливаемых законодательной властью Там же. С. 44. ."Задача судей в том, чтобы решения и приговоры" всегда были лишь точным применением закона. Судебная власть карает преступления и разрешает столкновения частных лиц" Там же. С. 46.. Однако, "хотя органы власти действуют самостоятельно, речь идет не об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности и одновременном тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий" Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М., Юрист. 1994. С. 32..
Во-вторых, должна
действовать система сдержек
и противовесов, дабы власти контролировали
действия друг друга. "Взаимовлияние
законодательной и
Однако, в конституционном проекте Монтескье недостаточно четко проводится идея равновесия властей. Законодательная власть явно играет доминирующую роль, исполнительную власть Монтескье называет ограниченной по своей природе, а судебную - вообще полувластью. Думается, все это было не столь актуально во времена Монтескье, сколь актуально было следующее положение теории разделения властей: определенная ветвь власти должна представлять интересы определенной социальной группы. Судебная власть представляет интересы народа, исполнительная - монарха, верхняя палата законодательного собрания (предусмотренная конституционным проектом Монтескье) - аристократии, нижняя палата собрания - интересы народа. Таким образом, мы видим стремление достигнуть компромисса в борьбе буржуазии (слившейся тогда с народом) и приверженцев абсолютизма.
Позднее теория разделения властей получила сильное практическое и теоретическое развитие. Прежде всего, следует упомянуть труды Ж.- Ж. Руссо. В отличие от Монтескье, Руссо считал, что "законодательная, исполнительная и судебная власти - особые проявления единой власти народа" Чиркин В.Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты // Советское государство и право. 1990. № 8. С. 11.. После этого "тезис о единстве власти использовался разными силами. При этом следует отметить, что речь идет не только о власти определенной социальной общности, даже если это компромисс различных классов, совместно осуществляющих политическое господство, политическое руководство обществом, но и об известной степени организационного единства: все органы государства проводят в конечном счете общую политическую линию, определяемую носителем реальной власти, и как правило, строятся по вертикали" Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. С. 21.. Точка зрения Руссо отвечала требованиям времени и обосновывала революционные процессы во Франции конца 18 века; если Монтескье пытался найти компромисс, то Руссо обосновывал необходимость борьбы с феодализмом. Как взгляды Монтескье, так и взгляды Руссо нашли свое наиболее полное и последовательное отражение в Конституции США 1787 года. Преамбула к этому документу гласит: "Мы, народ Соединенных Штатов..." Там же., отражая тем самым то, что народ является единственным источником власти. Наряду с утверждением единства источника власти, в Конституции США проводится очень четкое организационно-правовое разделение властей. Также в этом документе нашла свое отражение система "сдержек и противовесов": были предусмотрены и процедура импичмента, и отлагательное вето президента, и многие другие институты, которые являются составной частью современного права. Джеймс Медисон - четвертый президент США, игравший, по-видимому, значительную роль в создании Конституции, утверждал: Концентрацию всей власти - законодательной, исполнительной и юридической - в одних руках... можно с полным правом считать определением тирании.
В некоторых
государствах организационно-правовая
сторона рассматриваемой