Разделение властей в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:01, дипломная работа

Описание работы

Целью квалификационного исследования является раскрытие особенности разделения властей в Российской Федерации.
Достижение поставленной цели осуществлялось в ходе решения следующих задач:
1. рассмотреть появление и становление концепции разделения властей;
2. раскрыть сущность разделения властей в Российской Федерации;
3. исследовать принцип разделения властей в Конституции Российской Федерации 1993 года;
4. проанализировать проблему реализации конституционного принципа разделения властей в современной России.

Содержание

Введение
Глава I. Появление и становление концепции разделения властей
§1.1 Возникновение и развитие концепции разделения властей, её сущность
§1.2 Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную власти
Глава II. Принцип разделения властей в России
§2.1 Принцип разделения властей в Конституции РФ 1993 года
§2.2 Проблемы реализации конституционного принципа разделения властей в современной России
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 59.21 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение

Глава I. Появление  и становление концепции разделения властей

§1.1 Возникновение  и развитие концепции разделения властей, её сущность

§1.2 Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную власти

Глава II. Принцип  разделения властей в России

§2.1 Принцип разделения властей в Конституции РФ 1993 года

§2.2 Проблемы реализации конституционного принципа разделения властей в современной России

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Данная тема является достаточно актуальной на современном  этапе, особенно для Российского  государства. Связано это в первую очередь с тем, что в советское  время, на протяжении длительного исторического  периода данная тема не находила отражения  в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей  отрицался как идеологически  несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. С коренной реконструкцией государства  и соответствующих государственных  структур, начавшийся на рубеже 80-90-х  годов ХХ века в России, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной  цели -- создания правового государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом государстве, его проблематика, приобретает пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права.

Таким образом, базовым принципом государственного строительства является принцип  разделения властей. На этом фундаменте возводится каркас государства в  большинстве стран, одновременно, он служит той функциональной основой, которая обеспечивает не просто нормальную, а эффективную деятельность государственного механизма, способствует оптимальному развитию отношений в обществе.

Разделение государственной  власти на ветви, самостоятельные по отношению друг к другу, призвано обеспечивать, в конечном итоге, необходимое  соотношение интересов, который  и делает власть цельной и единой. Этот баланс ветвей власти должен обеспечиваться конституционными гарантиями посредством  реализации полномочий законодательных, исполнительных и судебных органов, а споры ветвей власти - разрешаться  конституционным путем и через  правовую процедуру (Конституционный  Суд).

Целью квалификационного  исследования является раскрытие особенности  разделения властей в Российской Федерации.

Достижение поставленной цели осуществлялось в ходе решения  следующих задач:

1. рассмотреть  появление и становление концепции  разделения властей; 

2. раскрыть сущность  разделения властей в Российской  Федерации;

3. исследовать  принцип разделения властей в  Конституции Российской Федерации  1993 года;

4. проанализировать  проблему реализации конституционного  принципа разделения властей  в современной России.

Несмотря на наличие обширной научной литературы - в большей степени исторической, нежели правовой, окончательного осмысления проблемы разделения властей, пока нет. Различные аспекты рассматриваемой проблемы нашли отражение в работах С.А. Авакьяна, Г.В. Атаманчука, А.М. Барнашова, Г.В. Барабашева, Р.Ф. Васильева, Б.Н.Габричидзе, С.Э.Жилинского, Д.Л. Златопольского, Н.Г. Кобеца, О.Е. Кутафина, Б.М. Лазарева, Ю.И. Лейбо, Г.В. Мальцева, В.С. Нерсесянца, М.И. Пискотина, С.В. Соловьевой, Б.А. Страшуна, Ю.А. Тихомирова, Б.Н. Топорнина, Н.В. Черноголовкина, В.Е. Чиркина, Т.М. Шамбы, Б.С. Эбзеева, Л.М. Энтина и др.

 

Глава I. Появление  и становление концепции разделения властей

§ 1.1 Возникновение  и развитие теории разделения властей, ее сущность

Теория разделения властей зародилась во Франции в  середине 18 века и была связана, прежде всего, с борьбой крепнувшей буржуазии  против феодального абсолютизма, борьбой  с системой, тормозившей развитие общества и государства. Появление  новой концепции было связано  с именем Ш.-Л. Монтескье, человека, известного не только в качестве прогрессивного теоретика, но и как опытного практика государственно-правовой деятельности, понимающего проблемы неэффективного функционирования государственных  органов (Монтескье занимал видное положение резидента Бордоского парламента - судебного учреждения). В своей фундаментальной работе "О духе законов" (1748г.). Монтескье изложил результаты длительного исследования политико-правовых установлений нескольких государств, прейдя к выводу, что "свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга" Азаркин Н.М. Монтескье. М., Юридическая литература. 1988. С. 28.

. Как видно,  цель теории - создание безопасности  граждан от произвола и злоупотреблений  властей, обеспечение политических  свобод.

Конечно же, теория разделения властей возникла не на пустом месте, она явилась логическим продолжением развития политико-правовых идей, возникших в 17 веке в Англии, теория разделения властей стала  частью начинавшей формироваться теории правового государства. Вообще, принцип  разделения властей имеет очень  важное значение для правового государства, так как "реализация этого принципа выступает одним из конституционно-организованных проявлений политического плюрализма в государственной сфере, способного обеспечить столь необходимое для цивилизованного гражданского общества правление правового закона и непредвзятое правосудие" Явич Л.С. Господство права // Правоведение. 1990. № 5. С. 12..

Разберем поподробнее  основные положения теории разделения властей (по Монтескье). Во-первых, существует три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная, которые должны быть распределены между разными государственными органами. Если же в руках одного органа сконцентрируется власть, различная  по своему содержанию, то появится возможность  для злоупотребления этой властью, а следовательно, свободы граждан будут нарушаться. Каждая ветвь власти предназначена для осуществления определенных функций государства. Основное назначение законодательной власти - "выявить право и сформулировать его в виде положительных законов, обязательных для всех граждан..." Азаркин Н.М. Монтескье. М., Юридическая литература. 1988. С. 42.. "Исполнительная власть в свободном государстве предназначена для исполнения законов, устанавливаемых законодательной властью Там же. С. 44. ."Задача судей в том, чтобы решения и приговоры" всегда были лишь точным применением закона. Судебная власть карает преступления и разрешает столкновения частных лиц" Там же. С. 46.. Однако, "хотя органы власти действуют самостоятельно, речь идет не об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности и одновременном тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий" Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М., Юрист. 1994. С. 32..

Во-вторых, должна действовать система сдержек  и противовесов, дабы власти контролировали действия друг друга. "Взаимовлияние  законодательной и исполнительной властей гарантирует реальность права, которое в конечном счете отражает компромисс сталкивающихся воль и интересов различных социальных слоев и сил... За нарушение законов министры могут быть привлечены законодательным собранием к ответственности. В свою очередь, исполнительная власть в лице государя сдерживает от произвола законодательную власть, будучи наделена правом налагать вето на решения законодательного собрания, устанавливает регламент его работы и распускает собрание..." Явич Л.С. Господство права // Правоведение. 1990. № 5. С. 13.. Безусловно, сейчас предусмотрен намного более разнообразный и эффективный механизм сдержек и противовесов", чем тот, который мы видим в трудах Ш. Монтескье, однако уже в его работах были заложены основные принципы и институты, посредством которых взаимодействуют органы государственной власти (что видно из приведенных цитат). В наше время, как правило, законодательная власть ограничивается референдумом, президентским правом вето, Конституционным Судом, а внутренним ее ограничением является двухпалатное построение Парламента". "Исполнительная власть ограничена ответственностью перед Парламентом и подзаконным характером издаваемых ею нормативных актов; должна сохраняться также внутренняя разделенность между Президентом и Правительством, федеральной и региональной властью. Судебная власть подчинена Конституции и закону, а ее внутреннее разделение воплощается в том, что Конституционный Суд выделяется из всей судебной системы, меняется круг полномочий прокуратуры, вводятся системы специальных судов, мировых судей" Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М., Юрист. 1994. С. 32..

Однако, в конституционном проекте Монтескье недостаточно четко проводится идея равновесия властей. Законодательная власть явно играет доминирующую роль, исполнительную власть Монтескье называет ограниченной по своей природе, а судебную - вообще полувластью. Думается, все это было не столь актуально во времена Монтескье, сколь актуально было следующее положение теории разделения властей: определенная ветвь власти должна представлять интересы определенной социальной группы. Судебная власть представляет интересы народа, исполнительная - монарха, верхняя палата законодательного собрания (предусмотренная конституционным проектом Монтескье) - аристократии, нижняя палата собрания - интересы народа. Таким образом, мы видим стремление достигнуть компромисса в борьбе буржуазии (слившейся тогда с народом) и приверженцев абсолютизма.

Позднее теория разделения властей получила сильное  практическое и теоретическое развитие. Прежде всего, следует упомянуть  труды Ж.- Ж. Руссо. В отличие от Монтескье, Руссо считал, что "законодательная, исполнительная и судебная власти - особые проявления единой власти народа" Чиркин В.Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты // Советское государство и право. 1990. № 8. С. 11.. После этого "тезис о единстве власти использовался разными силами. При этом следует отметить, что речь идет не только о власти определенной социальной общности, даже если это компромисс различных классов, совместно осуществляющих политическое господство, политическое руководство обществом, но и об известной степени организационного единства: все органы государства проводят в конечном счете общую политическую линию, определяемую носителем реальной власти, и как правило, строятся по вертикали" Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. С. 21.. Точка зрения Руссо отвечала требованиям времени и обосновывала революционные процессы во Франции конца 18 века; если Монтескье пытался найти компромисс, то Руссо обосновывал необходимость борьбы с феодализмом. Как взгляды Монтескье, так и взгляды Руссо нашли свое наиболее полное и последовательное отражение в Конституции США 1787 года. Преамбула к этому документу гласит: "Мы, народ Соединенных Штатов..." Там же., отражая тем самым то, что народ является единственным источником власти. Наряду с утверждением единства источника власти, в Конституции США проводится очень четкое организационно-правовое разделение властей. Также в этом документе нашла свое отражение система "сдержек и противовесов": были предусмотрены и процедура импичмента, и отлагательное вето президента, и многие другие институты, которые являются составной частью современного права. Джеймс Медисон - четвертый президент США, игравший, по-видимому, значительную роль в создании Конституции, утверждал: Концентрацию всей власти - законодательной, исполнительной и юридической - в одних руках... можно с полным правом считать определением тирании.

В некоторых  государствах организационно-правовая сторона рассматриваемой концепции  подверглась модификациям" Чиркин В.Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты // Советское государство и право. 1990. № 8. С. 11.. Конституционная доктрина ряда стран Латинской Америки исходит из существования еще одной власти - учредительной, что связано с частыми государственными переворотами. "О существовании четвертой - учредительной власти говорят французские специалисты по сравнительному конституционному праву Ж. Блан, Ж.М. Вирье и Ф. Ваге. По существу шесть властей были перечислены в конституции Алжира 1976 года: политическая (осуществлялась правящей... партией), контрольная, учредительная (создание и изменение конституции)" Там же. и другие. "В связи с концепцией, которая предусматривает возможность отделения президента от исполнительной власти и характеризует его как главу государства, встает вопрос об особой ветви власти - арбитражной. Во французской Конституции 1958 года, например, говорится, что президент своим арбитражем обеспечивает нормальное функционирование публичных властей. Аналогичные формулировки включены в 90-х годах в Конституции Румынии и некоторых стран Африки. Речь идет об арбитраже между властями, а не органами государства. Проект Конституции РФ принятый 12 декабря 1993года предусматривал именно такой подход" Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. С. 21.. Также теория разделения властей иногда применяется относительно разделения власти между субъектом федерации и федеральными государственными органами, принимая за основу взаимоотношений органов различных уровней власти одно из положений теории разделения властей - наделение ветвей (здесь - органов определенного уровня) власти строго определенными полномочиями. Такой подход позволяет избежать национальных конфликтов. Все эти "новшества" - это, скорее, попытка приспособить классическую теорию к реальным особенностям конкретных государств. Суть же теории при этом не меняется, так как не меняется главное - система сдержек и противовесов. Количество называемых или существующих властей не столь важно, сколь важно обеспечение механизма, не позволяющего узурпировать всю власть в руках одного государственного органа или одной ветви власти. Кроме тенденции роста "числа властей" можно отметить тенденцию к "взаимопроникновению властей" Чиркин В.Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты // Советское государство и право. 1990. № 8. С. 11., чему есть масса подтверждений: утверждение палатами парламента многих должностных лиц, назначение (или предложение кандидатов на должность) судей президентом и утверждение их палатой парламента, полномочия Конституционного суда, совмещение мандата министра и парламентария. "Это взаимодействие властей выражается как в организационно-функциональном их сближении на основе Закона, так и в усилении элементов взаимоконтроля" Тихомиров Ю.А. Власть в обществе: единство и разделение // Советское государство и право. 1990. № 2. С. 9.

Информация о работе Разделение властей в РФ