Разделение властей в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:01, дипломная работа

Описание работы

Целью квалификационного исследования является раскрытие особенности разделения властей в Российской Федерации.
Достижение поставленной цели осуществлялось в ходе решения следующих задач:
1. рассмотреть появление и становление концепции разделения властей;
2. раскрыть сущность разделения властей в Российской Федерации;
3. исследовать принцип разделения властей в Конституции Российской Федерации 1993 года;
4. проанализировать проблему реализации конституционного принципа разделения властей в современной России.

Содержание

Введение
Глава I. Появление и становление концепции разделения властей
§1.1 Возникновение и развитие концепции разделения властей, её сущность
§1.2 Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную власти
Глава II. Принцип разделения властей в России
§2.1 Принцип разделения властей в Конституции РФ 1993 года
§2.2 Проблемы реализации конституционного принципа разделения властей в современной России
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 59.21 Кб (Скачать)

К сожалению, все  еще традиционно слабым местом остается в России судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются  с трудом. И в данном случае ощущается  противодействие и давление со стороны  других ветвей власти.

Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость  и т.д., они очень часто не могут  полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. (Так закон о статусе судей, в котором говорится о предоставление судьи в течение полугода свободного жилья очень часто не может быть выполнен из-за отсутствия такого).

По Конституции  РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный  Суд, Конституционный Суд.

Верховный суд  является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст.126).

Высший Арбитражный  Суд РФ является высшим судебным органом  по разрешению экономических споров (ст.127).

Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ. О соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125).

В связи с  принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган  для России и ее граждан.

Принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен  и в той или иной мере применяется  в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма  сдержек и противовесов - одна из важных задач России Немова С.В. Закрепление принципа разделения властей в Конституции: теория и практика // Юрист. 1998. № 4. С. 51-54.

.

§2.2 Проблемы реализации конституционного принципа разделения властей в современной России

Современное российское государство представляет собой  сложную социальную систему, и среди  ее элементов важнейшее место  занимает публичная власть со своими институтами. Государственные органы призваны обеспечивать эволюционное развитие общества в условиях политических, экономических и социальных преобразований.

Принятие Конституции  РФ дало мощный импульс для становления  российской государственности. Конституция  стала своеобразным очередным этапом реформирования государственных органов, провозгласив действие фундаментального принципа осуществления публичной  власти - принципа разделения властей  Николаев А. Проблемы реализации принципа разделения властей в Конституции РФ // Право и жизнь. 2000. № 25. С. 24. .

Как было сказано  выше, государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное  Собрание, Правительство РФ и суды РФ. Следуя структуре Конституции  РФ необходимо выделить особое положение  Президента РФ в системе государственных  органов. Президент наделен полномочиями, позволяющими ему обеспечивать согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80 Конституции РФ Конституция  Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ от 30 декабря 2008г. №6-ФКЗ, от 30 декабря 2008г. №7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ от 26 января 2009г. № 4.). При этом Президент, являющийся гарантом Конституции, прав и свобод человека, выступает как самостоятельная  ветвь государственной власти, причём целый ряд конституционных норм определяет верховенство президентской  власти над другими. Так, ст. 80 подчеркивает, что Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней  политики государства в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Данное положение весьма абстрактно, а отсутствие специального закона о Президенте дает основание для расширительного толкования этой нормы.

Президент обладает мощными рычагами воздействия на законодательную и исполнительную ветви государственной власти. На законотворческую работу парламента он вправе влиять, пользуясь правом отлагать федеральные законы, причем Конституция  не требует юридического обоснования  данного действия.

Другим средством  воздействия на парламентариев является право Президента на роспуск Государственной  Думы. Первый случай, в котором Президент  может распустить нижнюю палату Федерального Собрания, предусмотрен в процедуре  формирования Правительства РФ (ч.4 ст. 111 Конституции РФ). Президент  начинает формирование Правительства  с внесения в Государственную  Думу предложения о кандидатуре  Председателя Правительства, которое  рассматривается Государственной  Думой в течение недели со дня  внесения предложения. При этом Конституция  не обязывает Президента не предлагать кандидатуры, ранее отвергнутые  Государственной Думой. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Президент  распускает Государственную Думу и  назначает новые выборы. Причём роспуск  Государственной Думы является обязанностью Президента, а не правом. Вместе с  тем, ч. 4 ст. 111 Конституции РФ предполагает, что решения о назначении Председателя Правительства и о роспуске Государственной Думы должны приниматься одновременно. Президент не может назначить Председателя Правительства и отложить роспуск Думы на неопределенный срок.

Таким образом, Президент при назначении Председателя Правительства имеет возможность  распустить нижнюю палату Федерального Собрания, троекратно предлагая заведомо неприемлемые или некомпетентные кандидатуры, которые будут отклонены Государственной  Думой (конечно, если думское большинство  не ставит цель - любой ценой не допустить  роспуск Думы). После этого Президент  назначает Председателя Правительства, причем совершенно не обязательно, что  новый Председатель будет выбран из трех предыдущих кандидатур и распускает нижнюю палату Федерального Собрания.

Государственная Дума может быть распущена в случаях, предусмотренных ст. 117 Конституции. В ч. 3 ст. 117 говорится о выражении недоверия Правительству. Принятие Думой постановления о недоверии Правительству не означает его отставки, так как Президент имеет право отклонить данное постановление. «В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства Российской Федерации либо распускает Государственную Думу» (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ). Значит если Государственная Дума и осуществит данную процедуру, всегда имеется возможность защитить Правительство благодаря альтернативе, предусмотренной в ч. 3 ст. 117, т.е. сам смысл выражения недоверия извращается. Для сравнения: во Франции, форму правления в которой иногда считают аналогичной российской в контексте досрочного роспуска парламента, последствием выражения порицания Правительству будет, как минимум, вручение Президенту Республики заявления об отставке Правительства Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. М., Юрид. лит. 1995. С. 74..

Председатель  Правительства может поставить  перед Государственной Думой  вопрос о доверии Правительству  Российской Федерации, и в случае если Государственная Дума в доверии  отказывает, то Президент в течение  семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

Также Президент  Российской Федерации может оказывать  большое влияние на исполнительную власть. Обусловлено это тем, что  Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации; принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации.

Являясь формально  главой исполнительной власти, Президент  оказывает решающее воздействие  на работу Правительства. Многие полномочия Президента либо имеют непосредственно  исполнительный характер, либо приближенны  к исполнительной власти. При этом необходимо отметить сложность переплетения сфер деятельности и полномочий Президента и Правительства. Это вызвано  тем, что Конституция закрепила  ряд функций государственного управления одновременно за Президентом и Правительством, не обеспечив четкого разделения между ними Комарова В.В., Магомедов Ш.Б. Глава государства в Российской Федерации. М., Проспект. 1999. С. 116..

Наибольшей критики  заслуживает, на мой взгляд, порядок  отрешения Президента от занимаемой должности. Он включает несколько этапов. Сначала Государственная Дума должна выдвинуть обвинения против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления. При этом не выделяются в отдельную  категорию нарушения норм Конституции  РФ. После выдвижения обвинения Верховый Суд РФ дает заключение о наличии  в действиях Президента признаков  преступления, а Конституционный  Суд РФ - о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Наконец, вопрос об отрешении Президента от должности поступает на рассмотрение в Совет Федерации, который должен принять решение в трехмесячный срок после выдвижения обвинения  Государственной Думой. Однако, отрешение  Президента от должности на основании  обвинения, подтвержденного заключением  Верховного Суда, еще не означает, что  впоследствии он будет непременно признан  судом виновным в совершении преступления. Заключение Верховного Суда, подтверждающее обвинение, - это еще не вступивший в законную силу обвинительный приговор компетентного суда. Следовательно, возможна ситуация, когда отрешенный от должности, теперь уже экс-президент, будет признан судом невиновным в совершении преступления, обвинение  в котором послужило формальным основанием для отрешения его  от должности. Но экс-президент не будет  восстановлен в должности. Таким  образом, окажется, что отрешение  от должности произошло без причин юридического характера. И, наоборот, вопреки  заключению Верховного Суда, подтверждающему  обвинение, Совет Федерации по политическим соображениям может не принять решение  об отрешении Президента от должности. Наконец, Государственная Дума может  либо выдвигать, либо не выдвигать обвинение  против Президента по тем же политическим соображениям, независимо от причин юридического характера.

Недостатки содержит и ст. 92 Конституции РФ, не дающая ответа на вопрос о том, кто констатирует стойкую неспособность Президента по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.

Одним из главных  недостатков Основного закона следует  считать ограниченный набор контрольных  полномочий парламента. Специфической  формой контроля может считаться  возможность отрешения Президента от должности, о чем говорилось выше. Особого внимания требуют контрольные  полномочия парламента в отношении  органов исполнительной власти. Конституция  по существу сводит их к контролю за исполнением федерального бюджета, решению вопроса о доверии правительству в целом и ратификации международных договоров.

В практике многих стран выработаны разнообразные  формы контроля парламента: вопросы  к правительству и непосредственно  к премьер-министру, дебаты по общей  политике правительства и отдельным  вопросам, интерпелляция, постановка вопроса  о недоверии или вынесение  резолюции порицания, парламентские  слушания, парламентские расследования, контроль за делегированием законодательства Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., Зерцало. 1998. С. 160..

Федеральный конституционный  закон «О Правительстве Российской Федерации» предусматривает такие  формы парламентского контроля за деятельностью  правительства, как решение вопроса  о доверии, вотум недоверия, депутатские  вопросы и запросы, письменные обращения  комитетов и комиссий палат Федерального Собрания к членам правительства  и руководителям федеральных  органов исполнительной власти, предоставление Правительством информации о ходе исполнения федерального бюджета. Этих полномочий явно недостаточно. Функционирование эффективного парламентского контроля, основанного на регулярном необходимом взаимодействии с исполнительной властью, не представляется возможным без соответствующей правовой базы.

Правительство РФ, согласно ст. 1 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» является высшим органом  исполнительной власти. Однако исполнительная власть осуществляется на современном  этапе, как уже было сказано выше, под значительным влиянием Президента. Во многом от него зависит состав правительства, именно Президент может принять  решение об отставке правительства. Конституция РФ допускает существование  лояльного Президенту правительства  при любом раскладе политических сил в Государственной Думе. Детальный  анализ соответствующих конституционных  положений приводит к предположению  о том, что авторы Основного закона стремились лишь к формальному обозначению  разделения президентской и исполнительной ветвей власти. Закрепление целой  группы функций государственного управления одновременно за Президентом и Правительством вызвало появление правовых коллизий. Справедливо ставится вопрос о том, несколько способствует реализации правомочий правительства подчинение отдельных министерств и ведомств непосредственно ПрезидентуКомментарий к Конституции Российской Федерации /Отв. ред. Л.А. Окуньков. М., 2006. С. 130.. Отсутствие последовательного разграничения сфер управления правительства и Президента привело к дуализму в руководстве единой системы исполнительной власти. Широкий диапазон направлений деятельности Президента в области внутренней и внешней политики пересекается с функциями Правительства.

Информация о работе Разделение властей в РФ