Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:01, дипломная работа
Целью квалификационного исследования является раскрытие особенности разделения властей в Российской Федерации.
Достижение поставленной цели осуществлялось в ходе решения следующих задач:
1. рассмотреть появление и становление концепции разделения властей;
2. раскрыть сущность разделения властей в Российской Федерации;
3. исследовать принцип разделения властей в Конституции Российской Федерации 1993 года;
4. проанализировать проблему реализации конституционного принципа разделения властей в современной России.
Введение
Глава I. Появление и становление концепции разделения властей
§1.1 Возникновение и развитие концепции разделения властей, её сущность
§1.2 Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную власти
Глава II. Принцип разделения властей в России
§2.1 Принцип разделения властей в Конституции РФ 1993 года
§2.2 Проблемы реализации конституционного принципа разделения властей в современной России
Заключение
Список литературы
К сожалению, все еще традиционно слабым местом остается в России судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти.
Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. (Так закон о статусе судей, в котором говорится о предоставление судьи в течение полугода свободного жилья очень часто не может быть выполнен из-за отсутствия такого).
По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд.
Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст.126).
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст.127).
Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ. О соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125).
В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.
Принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов - одна из важных задач России Немова С.В. Закрепление принципа разделения властей в Конституции: теория и практика // Юрист. 1998. № 4. С. 51-54.
.
§2.2 Проблемы реализации конституционного принципа разделения властей в современной России
Современное российское государство представляет собой сложную социальную систему, и среди ее элементов важнейшее место занимает публичная власть со своими институтами. Государственные органы призваны обеспечивать эволюционное развитие общества в условиях политических, экономических и социальных преобразований.
Принятие Конституции РФ дало мощный импульс для становления российской государственности. Конституция стала своеобразным очередным этапом реформирования государственных органов, провозгласив действие фундаментального принципа осуществления публичной власти - принципа разделения властей Николаев А. Проблемы реализации принципа разделения властей в Конституции РФ // Право и жизнь. 2000. № 25. С. 24. .
Как было сказано
выше, государственную власть в РФ
осуществляют Президент РФ, Федеральное
Собрание, Правительство РФ и суды
РФ. Следуя структуре Конституции
РФ необходимо выделить особое положение
Президента РФ в системе государственных
органов. Президент наделен
Президент обладает
мощными рычагами воздействия на
законодательную и
Другим средством
воздействия на парламентариев является
право Президента на роспуск Государственной
Думы. Первый случай, в котором Президент
может распустить нижнюю палату Федерального
Собрания, предусмотрен в процедуре
формирования Правительства РФ (ч.4
ст. 111 Конституции РФ). Президент
начинает формирование Правительства
с внесения в Государственную
Думу предложения о кандидатуре
Председателя Правительства, которое
рассматривается
Таким образом,
Президент при назначении Председателя
Правительства имеет
Государственная Дума может быть распущена в случаях, предусмотренных ст. 117 Конституции. В ч. 3 ст. 117 говорится о выражении недоверия Правительству. Принятие Думой постановления о недоверии Правительству не означает его отставки, так как Президент имеет право отклонить данное постановление. «В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства Российской Федерации либо распускает Государственную Думу» (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ). Значит если Государственная Дума и осуществит данную процедуру, всегда имеется возможность защитить Правительство благодаря альтернативе, предусмотренной в ч. 3 ст. 117, т.е. сам смысл выражения недоверия извращается. Для сравнения: во Франции, форму правления в которой иногда считают аналогичной российской в контексте досрочного роспуска парламента, последствием выражения порицания Правительству будет, как минимум, вручение Президенту Республики заявления об отставке Правительства Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. М., Юрид. лит. 1995. С. 74..
Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации, и в случае если Государственная Дума в доверии отказывает, то Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
Также Президент
Российской Федерации может оказывать
большое влияние на исполнительную
власть. Обусловлено это тем, что
Президент назначает с согласия
Государственной Думы Председателя
Правительства Российской Федерации;
имеет право
Являясь формально главой исполнительной власти, Президент оказывает решающее воздействие на работу Правительства. Многие полномочия Президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближенны к исполнительной власти. При этом необходимо отметить сложность переплетения сфер деятельности и полномочий Президента и Правительства. Это вызвано тем, что Конституция закрепила ряд функций государственного управления одновременно за Президентом и Правительством, не обеспечив четкого разделения между ними Комарова В.В., Магомедов Ш.Б. Глава государства в Российской Федерации. М., Проспект. 1999. С. 116..
Наибольшей критики
заслуживает, на мой взгляд, порядок
отрешения Президента от занимаемой
должности. Он включает несколько этапов.
Сначала Государственная Дума должна
выдвинуть обвинения против Президента
в совершении государственной измены
или иного тяжкого
Недостатки содержит
и ст. 92 Конституции РФ, не дающая
ответа на вопрос о том, кто констатирует
стойкую неспособность
Одним из главных
недостатков Основного закона следует
считать ограниченный набор контрольных
полномочий парламента. Специфической
формой контроля может считаться
возможность отрешения
В практике многих
стран выработаны разнообразные
формы контроля парламента: вопросы
к правительству и
Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» предусматривает такие формы парламентского контроля за деятельностью правительства, как решение вопроса о доверии, вотум недоверия, депутатские вопросы и запросы, письменные обращения комитетов и комиссий палат Федерального Собрания к членам правительства и руководителям федеральных органов исполнительной власти, предоставление Правительством информации о ходе исполнения федерального бюджета. Этих полномочий явно недостаточно. Функционирование эффективного парламентского контроля, основанного на регулярном необходимом взаимодействии с исполнительной властью, не представляется возможным без соответствующей правовой базы.
Правительство
РФ, согласно ст. 1 Федерального конституционного
закона «О Правительстве Российской
Федерации» является высшим органом
исполнительной власти. Однако исполнительная
власть осуществляется на современном
этапе, как уже было сказано выше,
под значительным влиянием Президента.
Во многом от него зависит состав правительства,
именно Президент может принять
решение об отставке правительства.
Конституция РФ допускает существование
лояльного Президенту правительства
при любом раскладе политических
сил в Государственной Думе. Детальный
анализ соответствующих