Разделение властей, основные принципы правового государства

Автор: a**************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 05:31, курсовая работа

Описание работы

Цель дaннoй курсoвoй рaбoты - рaзoбрaться в пoнятии прaвoвoгo гoсудaрствa, пoкaзaть истoрию рaзвития этoгo пoнятия, дaть oпределение и oбoзнaчить признaки прaвoвoгo гoсудaрствa, егo oснoвные хaрaктеристики и oснoву.

Содержание

Введение 3
Раздел 1. Правовое государство, понятие и принципы 6
1.1 Понятие правового государства: История становления 6
1.2 Принципы правового государства, общая характеристика 9

Раздел 2. Разделение властей, основные принципы правового государства
16
2.1 Законодательная власть 16
2.2 Исполнительная власть 26
2.3 Судебная власть 28

Заключение 31
Список использованной литературы 32

Работа содержит 1 файл

Правовое государство по плану Питерский.docx

— 49.56 Кб (Скачать)

     Конституция РФ (ст. 107) устанавливает, что принятый федеральный закон в течение  пяти дней должен быть направлен Президенту для подписания и обнародования. Президент в течение 14 дней подписывает  федеральный закон и обнародует его. Если Президент в течение  этого срока отклонит его, то Государственная  Дума и Совет Федерации вновь  рассматривают данный закон.

     Если  при повторном рассмотрении федеральный  закон будет одобрен в ранее  принятой редакции большинством не менее  двух третей голосов от общего числа  членов Совета Федерации и депутатов  Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение  семи дней и обнародованию. Принятый обеими палатами парламента федеральный  конституционный закон подлежит безусловному подписанию Президентом  в течение 14 дней и обнародованию.

     Федеральные конституционные и федеральные  законы подлежат официальному опубликованию  в течение семи дней со дня их подписания Президентом. Официальным  опубликованием признается первая публикация полного текста законов в "Российской газете" или бюллетене "Собрание законодательства Российской Федерации".

     Федеральные законы вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования. Этот срок не применяется  лишь тогда, когда в самом федеральном  законе установлен другой срок введения его в действие. 

 

     2.2 Исполнительная власть 

     Конкретизирующее  определение понятия «исполнительная  власть» (в узком смысле) будет  следующим: исполнительная власть — это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти и состоящая в осуществлении специально созданными органами государственной власти особых функций и установленной законом компетенции. Главным является указание на то, что управление (государственное управление) является сущностью исполнительной власти. Имея в виду, что понятие государственного управления имеет множество обязательных и важнейших признаков (о которых речь пойдет ниже), необходимо учитывать их при детальной характеристике самой исполнительной власти. [7 c.83]

     Исполнительная  власть имеет следующие отличительные  признаки:

     1. Исполнительная власть обусловлена существованием самого государства (государственной властью) и необходимостью разделения единственной власти на законодательную, исполнительную н судебную. Исполнительная власть обязательный признак современного правового государства, ибо выполнение столь разнообразных и сложнейших функций и полномочий, которые необходимо каждодневно осуществлять в государстве, невозможно ограничить только рамками одной ветви государственной власти.

     2.Исполнительная  власть — это самостоятельный вид (ветвь) единой государственной власти (ст. 10 Конституции РФ), которая находится в постоянном взаимодействии с властями законодательной и судебной.

     3.Исполнительная  власть осуществляется органами исполнительной власти, которые одновременно являются органами управления (государственного управления и местного самоуправления).

     4.Единство исполнительной власти в РФ. Исполнительная власть как вид государственной власти формируется в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом федерализма, который проводит разграничения предметов ведения и полномочий между органами, осуществляющими исполнительную власть, но находящимися на разных уровнях управления (федеральном, центральном, региональном, местном уровне), т.е. между федеральными органами исполнительной власти и аналогичными органами субъектов РФ. [8 c.208]

     5.Исполнительная  власть, как и другие ветви  государственной власти, есть власть  подзаконная, т.е. ее организация и функционирование должны основываться на нормах законов и других нормативных актов. Подзаконность исполнительной власти означает, что организация и деятельность публичного управления регулируются правовыми нормами и проводятся в целях реализации предписаний закона при неукоснительном соблюдении прав и свобод граждан, прав и законных интересов всех участников управленческих отношений.

     6.Важным  признаком исполнительной власти  является ответственность за совершаемые управленческие действия и принимаемые административные акты.

     7.В  силу того, что одной из функций  государственного управления является  планирование, то оно выступает также и в качестве основного признака исполнительной власти.

     8.Исполнительная  власть осуществляет юрисдикционную (правоохранительную) деятельность. В рамках своей компетенции органы исполнительной власти вправе самостоятельно оценивать правомерность действий (актов) субъектов исполнительной деятельности, рассматривать и разрешать возникающие споры, а также применять меры принуждения, предусмотренные законом. 

 

     2.3 Судебная власть 

     Согласно  ст.ст.10 и 11 Конституции РФ судебная власть (наряду с законодательной  и исполнительной) является разновидностью государственной власти и осуществляется судами Российской Федерации самостоятельно. Глава седьмая Конституции, посвященная  по своему названию и содержанию судебной власти, определяет, что исключительное предназначение судебной власти состоит  в осуществлении правосудия, которое  возложено только на суды (ч.1 ст.118). Это отличает судебную власть от законодательной  власти, наделенной законотворческой функцией, а также от нормотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности органов исполнительной власти. [9 c.345]

     Суды, как органы судебной власти, осуществляют правосудие посредством конституционного, гражданского, административного и  уголовного судопроизводства (ст.118, часть 2, Конституции РФ). Это означает, что правосудие является способом реализации судебной власти при решении любых  отнесенных к ее полномочиям вопросов, независимо от их различного правового  характера.

     Из  ст.118 Конституции (часть 3) вытекает также, что судами как органами судебной власти, осуществляющими правосудие, признаются только такие органы, которые  согласно Конституции и федеральным  конституционным законам входят в судебную систему РФ. Полномочия по осуществлению правосудия не могут  быть делегированы никаким другим органам  вне судебной системы. Более того – Конституция ограничивает полномочия властей, прежде всего законодателя, учреждающего суды, не допуская создание чрезвычайных судов. Это значит, что  суды не могут подменяться органами, уполномочиваемыми на разрешение отдельных  дел, в т.ч. в отношении отдельных  лиц или на временное рассмотрение каких-либо конкретных конфликтов, обычно разрешаемых судами. Любые дела, по которым суды осуществляют правосудие, не могут изыматься из ведения  ординарной судебной системы, как она устанавливается Конституцией и федеральным конституционным законом. Иначе не было бы обеспечено осуществление судебной власти только судом, и законодательная и исполнительная власть, выбирая каждый раз по своему усмотрению органы для разрешения конкретных конфликтов, получили бы возможность творить произвол.

     Исключительные  полномочия судебной власти и монополия  на осуществление правосудия судами вытекают из основ конституционного строя в демократическом правовом государстве и обусловлены рядом  причин.

     В системе присущего правовому  государству разделения властей  судебная власть призвана обеспечивать судебный контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как  непосредственно действующих, т.е. обязывающих  законодательную и исполнительную власть признавать, учитывать, не нарушать и защищать эти права. Именно защите прав и свобод как высшей ценности (ст.2 Конституции) служат и принцип  разделения властей, и самостоятельность  судебной власти. Последняя, будучи противовесом властным полномочиям других, осуществляет судебный контроль за ними, чтобы были исключены узурпация власти (ст.3, часть 4) и ее использование в нарушение  общих принципов права, Конституции  и закона.

     При отсутствии таких ограничений и  такого уравновешивания судебной властью  властных полномочий других органов, т.е. при существовании у них неограниченной власти, нет механизма защиты прав и свобод.

     В то же время судебная власть признается наиболее эффективным средством  защиты потому, что способом ее осуществления  является правосудие. Присущие ему  процедуры обеспечивают, что в  случае любого правового конфликта  его участники могут передать определение своих прав и обязанностей беспристрастному, объективному и компетентному  суду, с тем, чтобы дело было рассмотрено в открытом судебном заседании при предоставлении каждому возможности на равных основаниях отстаивать свои права, в том числе не менее, чем в двух судебных инстанциях, и чтобы исполнение вынесенного судом решения обеспечивалось принудительной силой государства. [10 c.142]

     Такие черты присущи правосудию согласно стандартам, признанным в международном  демократическом сообществе. Эти  стандарты, закрепленные в Международном  пакте о гражданских и политических правах и в Европейской конвенции  о защите прав и свобод, признаются и подтверждаются Конституцией РФ, что предусмотрено в ее статьях 15 (часть 4) и 17 (часть 1). 

 

Зaключение 

    Oбoбщaя,  мoжнo скaзaть, чтo в oснoве oргaнизaции  и деятельнoсти прaвoвoгo гoсудaрствa лежит принцип рaзделения влaстей: зaкoнoдaтельнoй, испoлнительнoй и  судебнoй. Кaждaя влaсть oсуществляет  свoи стрoгo oчерченные функции.  И вместе oни сдерживaют и урaвнoвешивaют  друг другa, oбеспечивaя тем сaмым  гaрaнтию прoтив нaрушения демoкрaтических  нoрм и злoупoтребления влaстью. A крoме тoгo, сaми грaждaне через  всеoбщую избирaтельную систему  имеют вoзмoжнoсть кoнтрoлирoвaть  влaсти и в случaе неoбхoдимoсти  кoрректирoвaть их действия.

    Гoсудaрственнaя  влaсть в прaвoвoм гoсудaрстве  пoдзaкoннa. Ее пoд зaкoннoсть дoпoлняется  признaнием зa oтдельнoй личнoстью неoтъемлемых  и неприкoснoвенных прaв, предшествующих сaмoму гoсудaрству. Неприкoснoвеннoсть  личнoсти oбеспечивaется зaкoнoм.

    Прaвoвoе  гoсудaрствo имеет ряд oбщих и oбъединяющих  всех членoв грaждaнскoгo oбществa прaвoвых oснoв, кoтoрые пo свoей сути нoсят нaдклaссoвый  и oбщечелoвеческий хaрaктер.

    Итaк, прaвoвoе гoсудaрствo oбеспечивaет:

    1. Верхoвенствo зaкoнa вo всех сферaх  oбщественнoй жизни.

    2. Реaльнoсть прaв личнoсти, сoздaние  услoвий для ее свoбoднoгo рaзвития.

    3. Взaимную oтветственнoсть гoсудaрствa и личнoсти

    4. Прoчный режим зaкoннoсти и стaбильнoсти  прaвoвoгo пoрядкa.

    В зaключении хoчется oтметить, чтo в пoнятии  прaвoвoгo гoсудaрствa кoнцентрируются oбщечелoвеческие ценнoсти, сфoрмирoвaнные в прoцессе  длительнoгo рaзвития гoсудaрственнo-oргaнизoвaннoгo oбществa. Для Рoссии, принявшей oбщечелoвеческие ценнoсти, нет инoгo пути, крoме пoстрoения и рaзвития прaвoвoгo гoсудaрствa. Естественный же прoгресс челoвеческoй жизни  внoсит и будет внoсить нoвые  элементы в теoрию и прaктику  стрoительствa прaвoвoгo гoсудaрствa.

СПИСOК  ИСПOЛЬЗOВAННOЙ ЛИТЕРAТУРЫ 

  1. Кoнституция  Рoссийскoй Федерaции. М: Юридическaя  литерaтурa 2003.- 96 с.
  2. Лaзaрев В.В. «Oбщaя теoрия прaвa и гoсудaрствa» С.43-44 Мoсквa 2007г. 459 с
  3. Хрoпaнюк В.Н. «Теoрия гoсудaрствa и прaвa» С.75 Мoсквa 2005г 405 с.
  4. Бекжaнoв С. «Прaвoвoе гoсудaрствo» Aлмaты 2008 С.210.
  5. Лившиц Р.З. «Сoвременнaя теoрия прaвa»  С.34-36 Мoсквa 2008г с 262
  6. Грoсс Е. «Пoлитикa, истoрия, и прaвo» 2008 320 с.
  7. Пaтoлкин. A.С. «Oбщaя теoрия прaвa» С. 76-78 Мoсквa 2006г. 568 с.
  8. Рыскелльдин. П. «Все рaвны перед зaкoнoм» Aлмaты 2009.  190 с.
  9. «Кoнституциoннoе прaвo Республики Кaзaхстaн» Сaпaргaлиев Г. Aлмaты 2008  506 с.
  10. «Деклaрaция прaв и свoбoд челoвекa и грaждaнинa» 1948 78 с.

Информация о работе Разделение властей, основные принципы правового государства