Автор: a**************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 05:31, курсовая работа
Цель дaннoй курсoвoй рaбoты - рaзoбрaться в пoнятии прaвoвoгo гoсудaрствa, пoкaзaть истoрию рaзвития этoгo пoнятия, дaть oпределение и oбoзнaчить признaки прaвoвoгo гoсудaрствa, егo oснoвные хaрaктеристики и oснoву.
Введение 3
Раздел 1. Правовое государство, понятие и принципы 6
1.1 Понятие правового государства: История становления 6
1.2 Принципы правового государства, общая характеристика 9
Раздел 2. Разделение властей, основные принципы правового государства
16
2.1 Законодательная власть 16
2.2 Исполнительная власть 26
2.3 Судебная власть 28
Заключение 31
Список использованной литературы 32
Принцип приоритета права может быть раскрыт при усвоении следующих моментов. Во-первых, право неразрывно связано с человеком, это сторона его бытия, универсальное средство общения и гарантия нормального образа жизни. Во-вторых, государство не единственный источник формирования права. Во многих случаях оно лишь оформляет, облекает в правовую форму либо естественно-правовые требования, либо волеизъявление всего народа (общества),-ыраженное через референдумы, либо положения, сформировавшиеся в ходе общественной практики, в осооенности судебной. В-третьих, право возникло раньше, а потому носит более естественный характер, чем государство. По одной из версий, государство возникло из необходимости организационно-властной, силовой поддержки правовых установлений в обществе в целях его нормального функционирования.
Великие мыслители-«одиночки» догадывались о про-исхожаении права и его роли в жизни людей, но лишь сейчас можно сказать, что человечество постепенно, но последовательно осознает эту его роль и выбирает право в качестве приоритета в своем развитии. Отсюда необходимость ограничения государственной власти, связанности правом деятельности государственного аппарата, ориентирование государства на защиту прав и свобод человека.
В
конечном счете приоритет права
означает: а) рассмотрение всех вопросов
общественной и государственной
жизни с позиций права, закона;
б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых
ценностей (разумность, справедливость)
и формально-регулятивных ценностей
права (нормативность, равенство всех
перед законом) с организационно-
2.
Принцип правовой защищенности
человека и гражданина. Сразу
следует подчеркнуть, что
Человек как разумное и общественное существо в процессе своей жизни, общения с себе подобными создает различные организационные формы своего существования и устанавливает приемлемые для себя правила игры, нормы поведения. В этом смысле право и государство производны от человека.
Комплексность заключается в том, что названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов.
Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д. Иными словами, право возникло и существует как разумная сторона бытия, мера свободы человека.
Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нуяод человека.
Принцип
правовой защищенности в содержательном
плане имеет специфические
1)
Нормальные правовые отношения
предполагают равенство и
2)
Поскольку презюмируется, что
правовое государство и
Для
либеральных социальных систем характерно
сочетание двух основных типов правового
регулирования. Действия гражданина регламентируются
по общедозволительному типу, разрешающему
делать все, что прямо не запрещено
в законе, поощряющему творчество,
социально полезную инициативу. Государство,
его органы и должностные лица
должны руководствоваться
3)
Устойчивый, стабильный правовой
статус гражданина (система его
прав и обязанностей) и четкий,
бесперебойно работающий
3.
Принцип единства права и
4.
Принцип правового
Традиционная
концепция разделения властей на
законодательную, исполнительную и
судебную применительно к современным
государствам должна пониматься не как
дележ власти, а как создание системы
сдержек и противовесов, способствующих
беспрепятственному осуществлению
всеми ветвями власти своих функций.
Законодательная власть (верховная),
избранная всенародно, отражает суверенитет
государства. Исполнительная власть (производная
от законодательной), назначаемая представительным
органом власти, занимается реализацией
законов и оперативно-
Наряду
с изложенными правовому
2.
Разделение властей, основные
принципы правового
2.1
Законодательная власть
Конституция (ст. 94) определяет, что парламент России - Федеральное Собрание - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Это означает, во-первых, что Российский парламент состоит из представителей народа. О представительном характере Федерального Собрания свидетельствует и его структура.
В
соответствии со ст. 95 Конституции России
Федеральное Собрание состоит из
двух палат - Совета Федерации и Государственной
Думы, каждая из которых формируется
с учетом необходимого представительства.
Так, в верхнюю палату парламента
- Совет Федерации - входит по два
представителя от каждого субъекта
Российской Федерации - по одному от представительного
и исполнительного органов
Сущность
Федерального Собрания как законодательного
органа России состоит в том, что
парламент обладает правом принимать
общеобязательные для исполнения на
территории страны правовые акты - федеральные
конституционные законы и федеральные
законы по вопросам своей компетенции
Федеральное Собрание является постоянно
действующим органом. С целью
обеспечения своевременного начала
работы парламента установлено правило,
что вновь избранная
Палаты
могут собираться совместно лишь
в нескольких случаях для заслушивания
посланий Президента России, посланий
Конституционного Суда Российской Федерации,
выступлений руководителей
Для предварительного рассмотрения организационных вопросов, касающихся распорядка деятельности этой палаты, образуется Совет Государственной Думы. В его состав входят Председатель Государственной Думы, руководители фракций и депутатских групп.
К
числу депутатских объединений
Государственной Думы относятся
фракции и депутатские группы.
Фракция формируется
2.
Содержание основных
Закрепляя полномочия палат Российского парламента, Конституция (ст. ст. 102, 103) исходит из того, что Совет Федерации призван представлять интересы всех регионов страны, а Государственная Дума - политических партий, иных избирательных объединений, а также различных групп населения.
В связи с этим к полномочиям Совета Федерации относятся:
а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации. Следует иметь в виду, что такие изменения могут осуществляться только с взаимного согласия субъектов Федерации (ст. 67 п. 3 Конституции);
б) утверждение указа Президента России о введении военного положения, принятого им в соответствии со ст. 87 Конституции;
в) утверждение указа Президента России о введении им чрезвычайного положения в случаях, указанных в ст. 88 Конституции;
г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами России;
Информация о работе Разделение властей, основные принципы правового государства