Разделение властей, основные принципы правового государства

Автор: a**************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 05:31, курсовая работа

Описание работы

Цель дaннoй курсoвoй рaбoты - рaзoбрaться в пoнятии прaвoвoгo гoсудaрствa, пoкaзaть истoрию рaзвития этoгo пoнятия, дaть oпределение и oбoзнaчить признaки прaвoвoгo гoсудaрствa, егo oснoвные хaрaктеристики и oснoву.

Содержание

Введение 3
Раздел 1. Правовое государство, понятие и принципы 6
1.1 Понятие правового государства: История становления 6
1.2 Принципы правового государства, общая характеристика 9

Раздел 2. Разделение властей, основные принципы правового государства
16
2.1 Законодательная власть 16
2.2 Исполнительная власть 26
2.3 Судебная власть 28

Заключение 31
Список использованной литературы 32

Работа содержит 1 файл

Правовое государство по плану Питерский.docx

— 49.56 Кб (Скачать)

     Принцип приоритета права может быть раскрыт  при усвоении следующих моментов. Во-первых, право неразрывно связано  с человеком, это сторона его  бытия, универсальное средство общения  и гарантия нормального образа жизни. Во-вторых, государство не единственный источник формирования права. Во многих случаях оно лишь оформляет, облекает в правовую форму либо естественно-правовые требования, либо волеизъявление всего народа (общества),-ыраженное через референдумы, либо положения, сформировавшиеся в ходе общественной практики, в осооенности судебной. В-третьих, право возникло раньше, а потому носит более естественный характер, чем государство. По одной из версий, государство возникло из необходимости организационно-властной, силовой поддержки правовых установлений в обществе в целях его нормального функционирования.

     Великие мыслители-«одиночки» догадывались о  про-исхожаении права и его роли в жизни людей, но лишь сейчас можно  сказать, что человечество постепенно, но последовательно осознает эту  его роль и выбирает право в  качестве приоритета в своем развитии. Отсюда необходимость ограничения  государственной власти, связанности  правом деятельности государственного аппарата, ориентирование государства  на защиту прав и свобод человека.

     В конечном счете приоритет права  означает: а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной  жизни с позиций права, закона; б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей  права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным  делением общества и легитимной публичной  властной силой; в) необходимость идеологически-правового  обоснования любых решений государственных  и общественных органов; г) наличие  в государстве необходимых для  выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).

     2. Принцип правовой защищенности  человека и гражданина. Сразу  следует подчеркнуть, что данный  принцип носит первичный, комплексный,  непреходящий и абсолютный характер.

     Человек как разумное и общественное существо в процессе своей жизни, общения  с себе подобными создает различные  организационные формы своего существования и устанавливает приемлемые для себя правила игры, нормы поведения. В этом смысле право и государство производны от человека.

     Комплексность заключается в том, что названный  принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и  его органами, так и с другими  общественными образованиями, другими  гражданами в рамках правовых отношений  по поводу самых различных объектов.

     Непреходящий  характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д. Иными словами, право возникло и существует как разумная сторона  бытия, мера свободы человека.

     Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит  в том, что все взаимоотношения  индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться  только на правовой основе. Если они  выходят за пределы действия права, со стороны государства это может  обернуться произволом, внеправовым  насилием, игнорированием нуяод человека.

     Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки. Это 1) равенство сторон и  взаимная ответственность государства  и гражданина; 2) особые тип правового  регулирования и форма правоотношений; 3) стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления [4 c.206].

     1) Нормальные правовые отношения  предполагают равенство и взаимную  ответственность их сторон. Разумеется, государство, вступая во взаимоотношения  с множеством различных общественных  образований и со всеми гражданами, уже поэтому обладает огромным  объемом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный  представитель народа имеет ряд  особых правомочий, которых не  может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы,  взимать налоги и т. д.). И  все же оснований для утверждения,  что государство располагает  большими правами, чем гражданин, не существует. В конкретных правоотношениях у них равные права и соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве должен быть отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение прав, невыполнение обязанностей.

     2) Поскольку презюмируется, что  правовое государство и граиоданин  — равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей  выступает договор (о приеме  на работу, займа, купли-продажи,  найма жилого помещения и т.  д.). Договором высшей формы является  конституция, если она принята  в результате всенародного голосования  (референдума). В ней определяются  те особые права, которые передаются  государству и не могут принадлежать  отдельному гражданину, и те естественные  права, которые составляют содержание  частной жизни граждан и неприкосновенны  для всего государства.

     Для либеральных социальных систем характерно сочетание двух основных типов правового  регулирования. Действия гражданина регламентируются по общедозволительному типу, разрешающему делать все, что прямо не запрещено  в законе, поощряющему творчество, социально полезную инициативу. Государство, его органы и должностные лица должны руководствоваться разрешительным типом правового регулирования, который позволяет им действовать  только в пределах своей компетенции, делать лишь то, что разрешено законом.

     3) Устойчивый, стабильный правовой  статус гражданина (система его  прав и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический  механизм его обеспечения позволяют  человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права  могут быть в любой момент  нарушены.

     3. Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой  нормативно-правовой акт должен  не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию  быть правовым. Это означает, что  он должен отражать естественно-правовые  начала, соответствовать международно-правовым  нормам о правах человека и  гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов и др. [5 c.307]

     4. Принцип правового разграничения  деятельности различных ветвей  государственной власти. Власть  в государстве может олицетворять  один человек (монарх, диктатор, харизматический  лидер), она может принадлежать  группе лиц (хунте, верхушке  партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих  неважно, каким путем она им  досталась (революция, гражданская  война, переворот, по наследству  и т.п.). Но для правового государства  характерным является демократический  способ приобретения власти, наделение  ею только в соответствии с  правом, законом.

     Традиционная  концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и  судебную применительно к современным  государствам должна пониматься не как  дележ власти, а как создание системы  сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению  всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет  государства. Исполнительная власть (производная  от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией  законов и оперативно-хозяйственной  деятельностью. Судебная власть выступает  гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. В Англии, США и других странах  судебная власть явилась источником и стержнем формирования всей правовой системы. В России начало реальному  разделению властей положила судебная реформа 1864 г. В историко-теоретическом  плане можно говорить о необходимости  постоянного возвышения судебной власти, испокон веков олицетворяемой с образцами беспристрастности и справедливости.

     Наряду  с изложенными правовому государству  присущи и принципы верховенства закона — высшего нормативно-правового  акта, конституционно-правового контроля, политического плюрализма и др. 

 

 

     2. Разделение властей, основные  принципы правового государства  

     2.1 Законодательная власть 

     Конституция (ст. 94) определяет, что парламент  России - Федеральное Собрание - является представительным и законодательным  органом Российской Федерации. Это  означает, во-первых, что Российский парламент состоит из представителей народа. О представительном характере  Федерального Собрания свидетельствует  и его структура.

     В соответствии со ст. 95 Конституции России Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной  Думы, каждая из которых формируется  с учетом необходимого представительства. Так, в верхнюю палату парламента - Совет Федерации - входит по два  представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от представительного  и исполнительного органов государственной  власти. Этим обеспечивается представительство  в Российском парламенте интересов  каждого из субъектов Федерации. Более того, обеспечивается реализация интересов и законодательной, и  исполнительной ветвей государственной  власти этих субъектов.

     Сущность  Федерального Собрания как законодательного органа России состоит в том, что  парламент обладает правом принимать  общеобязательные для исполнения на территории страны правовые акты - федеральные  конституционные законы и федеральные  законы по вопросам своей компетенции  Федеральное Собрание является постоянно  действующим органом. С целью  обеспечения своевременного начала работы парламента установлено правило, что вновь избранная Государственная  Дума собирается на первое заседание  на тридцатый день после избрания. Однако в случае необходимости Президент  России может созвать заседание  Государственной Думы и ранее  этого срока (п. 2 ст. 99 Конституции  Российской Федерации). Непрерывность в деятельности парламента России достигается тем, что полномочия Государственной Думы прежнего созыва (т.е. избранной раньше) прекращаются с момента начала работы Государственной Думы нового созыва. Палаты заседают раздельно. Заседания палат являются обычно открытыми. В случаях, предусмотренных регламентами палат, их заседания могут быть закрытыми. [6 c. 241]

     Палаты  могут собираться совместно лишь в нескольких случаях для заслушивания посланий Президента России, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных  государств. С целью обеспечения  необходимой организации работы палат, ведения заседаний и соблюдения внутреннего распорядка депутаты каждой палаты избирают из своего состава  соответственно - Председателя Совета Федерации и его заместителей, Председателя Государственной Думы и его заместителей (ст. 101 Конституции  России).

     Для предварительного рассмотрения организационных  вопросов, касающихся распорядка деятельности этой палаты, образуется Совет Государственной  Думы. В его состав входят Председатель Государственной Думы, руководители фракций и депутатских групп.

     К числу депутатских объединений  Государственной Думы относятся  фракции и депутатские группы. Фракция формируется депутатами, избранными в состав палаты от какого-либо избирательного объединения (политической партии, движения и т. п.) и депутатами - членами этой политической партии (движения), избранными в нее по одномандатным  избирательным округам. Депутаты Государственной  Думы, не вошедшие во фракции, могут  образовать депутатские группы (при  наличии в них не менее 35 депутатов).

     2. Содержание основных полномочий  палат Федерального Собрания

     Закрепляя полномочия палат Российского парламента, Конституция (ст. ст. 102, 103) исходит из того, что Совет Федерации призван  представлять интересы всех регионов страны, а Государственная Дума - политических партий, иных избирательных объединений, а также различных групп населения.

     В связи с этим к полномочиям  Совета Федерации относятся:

     а) утверждение изменения границ между  субъектами Российской Федерации. Следует  иметь в виду, что такие изменения  могут осуществляться только с взаимного  согласия субъектов Федерации (ст. 67 п. 3 Конституции);

     б) утверждение указа Президента России о введении военного положения, принятого  им в соответствии со ст. 87 Конституции;

     в) утверждение указа Президента России о введении им чрезвычайного положения  в случаях, указанных в ст. 88 Конституции;

     г) решение вопроса о возможности  использования Вооруженных Сил  за пределами России;

Информация о работе Разделение властей, основные принципы правового государства