Разделение властей, основные принципы правового государства

Автор: a**************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 05:31, курсовая работа

Описание работы

Цель дaннoй курсoвoй рaбoты - рaзoбрaться в пoнятии прaвoвoгo гoсудaрствa, пoкaзaть истoрию рaзвития этoгo пoнятия, дaть oпределение и oбoзнaчить признaки прaвoвoгo гoсудaрствa, егo oснoвные хaрaктеристики и oснoву.

Содержание

Введение 3
Раздел 1. Правовое государство, понятие и принципы 6
1.1 Понятие правового государства: История становления 6
1.2 Принципы правового государства, общая характеристика 9

Раздел 2. Разделение властей, основные принципы правового государства
16
2.1 Законодательная власть 16
2.2 Исполнительная власть 26
2.3 Судебная власть 28

Заключение 31
Список использованной литературы 32

Работа содержит 1 файл

Правовое государство по плану Питерский.docx

— 49.56 Кб (Скачать)

     д) назначение выборов Президента России как в связи с истечением срока  полномочий, так и в случаях  их досрочного прекращения;

     е) отрешение Президента России от должности  в порядке предусмотренном Конституцией (ст. 93);

     ж) назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Это полномочие верхняя палата парламента Российской Федерации осуществляет по представлению Президента России (ст. 83 п. "е" Конституции);

     з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора  России (также по представлению Президента России).

     По  всем перечисленным вопросам Совет  Федерации большинством голосов  от общего числа членов палаты принимает  постановления. При этом постановления  Совета Федерации по целому ряду вопросов (утверждению изменения границ между  субъектами Российской Федерации, принятии решения о введении военного или  чрезвычайного положения и др.) носят нормативный характер.

     Решения Совета Федерации принимаются простым  большинством голосов (кроме случаев, предусмотренных Конституцией) открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может проводиться  с использованием электронной системы  подсчета голосов либо без нее: бюллетенями  или путем опроса. Для тайного  голосования могут также использоваться бюллетени или электронная система. [7 c. 66]

     К числу полномочий Государственной  Думы Конституция (ст. 103) относит:

     а) дачу согласия Президенту России на назначение Председателя Правительства РФ;

     б) решение вопроса о доверии  Правительству РФ;

     в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ по представлению Президента России;

     г) назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным  законом;

     д) объявление амнистии, т. е. акта о полном или частичном освобождении от наказания  лиц, совершивших преступления, либо замене этим лицам назначенного судом  наказания более мягким наказанием;

     е) выдвижение обвинения против Президента России для отрешения его от должности.

     По  всем этим вопросам Государственная  Дума принимает постановления, ряд  из которых также может иметь  нормативный характер. Постановления  принимаются большинством голосов  от общего числа депутатов Государственной  Думы.

     По  поводу принимаемых Государственной  Думой решений в отношении  назначения Председателя Правительства  России и деятельности этого Правительства (ст. 103, п. "а" и "з" Конституции), установлены специальные правила  регулирования противоречий между  нижней палатой парламента и Президентом  России. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 109) Государственная Дума может быть распущена Президентом России в случае, если она трижды отклонила представленные главой государства кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ. В этом случае Президент России назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Кроме того, Президент России может распустить Государственную Думу в случае своего несогласия с принятым ею решением о недоверии Правительству.

     Государственная Дума не может быть распущена по последнему основанию в течение  года после ее избрания. Государственная  Дума не может быть распущена и  с момента выдвижения ею обвинения  против Президента России до принятия соответствующего решения Советом  Федерации. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории России военного или чрезвычайного положения, а  также в течение шести месяцев  до окончания срока полномочий Президента России.

     Важно отметить, что Совет Федерации  не может быть распущен ни по какому поводу никаким государственным  органом, поэтому нет оснований  говорить о возможности роспуска парламента Российской Федерации в  целом. Это еще раз подтверждает постоянно действующий характер деятельности Федерального Собрания.

     Палаты  парламента образуют комитеты.

     Комитеты  Совета Федерации и Государственной  Думы образуются на срок полномочий каждой палаты. Сущность и порядок деятельности каждого комитета определяется содержанием  полномочий соответствующей палаты. Численный и персональный состав комитетов утверждается большинством голосов депутатов палаты. При  этом соблюдается следующее правило: комитет Совета Федерации не может  состоять менее чем из 10 депутатов; численность комитета Государственной  Думы может устанавливаться в  пределах от 12 до 35 депутатов этой палаты.

     Кроме того, каждая из палат Федерального Собрания вправе создавать комиссии, деятельность которых может быть ограничена определенным сроком или  какой-либо конкретной задачей.

     На  заседаниях комитетов, комиссий палат  Российского парламента рассматривают  две группы вопросов:

     а) связанные с выполнением поручений, даваемых палатой комитету, комиссии;

     б) влиянием комитета, комиссии на организацию  и характер принимаемых палатой  решений.

     Каждая  из палат парламента вправе проводить  парламентские слушания. Такие слушания проводятся по инициативе руководящих  органов палат, их комитетов; в Совете Федерации, кроме того, группы членов этой палаты (не менее 10 человек), а в  Государственной Думе - депутатских  объединений. Организуются слушания комитетами (комиссиями) палаты по вопросам своего ведения.

     3. Законодательная деятельность парламента  России

     Свои  важнейшие полномочия Российский парламент  осуществляет посредством принятия законодательных актов. Процесс  принятия законов складывается из ряда стадий (этапов).

     Первой  из них является стадия реализации права законодательной инициативы. В соответствии со ст. 104 Конституции  Российской Федерации право законодательной  инициативы (т е. права внесения в  Российский парламент проектов законов) принадлежит Президенту России, Совету Федерации, членам Совета Федерации (лично  или группе), депутатам Государственной  Думы (также лично или группе), Правительству России, законодательным (представительным) органам субъектов  Российской Федерации. Право законодательной  инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему  Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Министерства, ведомства, политические партии и иные общественные объединения, не обладающие правом законодательной инициативы, могут вносить законопроекты только посредством указанных выше субъектов законодательной инициативы

     Законопроекты вносятся в нижнюю палату парламента - Государственную Думу. При этом должно быть соблюдено правило о  том, что законопроекты по вопросам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных  займов, об изменении финансовых обязательств государства, а также другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые  за счет федерального бюджета, могут  быть внесены в Государственную  Думу только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

     Следующей стадией является предварительное  рассмотрение законопроекта. При поступлении  законопроекта Совет Государственной  Думы направляет его в комитет  палаты, соответствующий профилю  представленного проекта и назначает  данный комитет ответственным по законопроекту. Если законопроект направляется в несколько комитетов, Совет  Государственной Думы определяет из числа этих комитетов один ответственный  по законопроекту. Законопроекты по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов направляются каждому из субъектов России для  дачи предложений и замечаний  по существу законопроектов

     Третья  стадия законодательного процесса включает в себя сложную процедуру рассмотрения законопроекта в Государственной  Думе. В палате сложилась и нашла  свое закрепление в Регламенте практика рассмотрения проектов законодательных  актов в три чтения.

     Первое  чтение проводится в палате при поступлении  законопроекта и сводится в основном к обсуждению депутатами вопроса  о целесообразности принятия закона по данному вопросу. В результате обсуждения Государственная Дума вправе принять одно из следующих решений:

     * одобрить законопроект и продолжить  работу над ним с учетом  высказанных замечаний и предложений; 

     * отклонить законопроект;

     * принять закон в окончательной  редакции; направить законопроект  на всенародное обсуждение.

     Если  палатой принято решение продолжать работу над законопроектом, то Государственная  Дума обычно устанавливает срок подачи поправок к законопроекту и определяет время вынесения его на следующее, второе, чтение. Правом внесения поправок обладают все указанные выше субъекты законодательной инициативы.

     Второе  чтение начинается с доклада представителя  ответственного комитета Государственной  Думы. Он сообщает депутатам результаты рассмотрения законопроекта в комитете и работы с поступившими поправками. Затем выступают представитель  инициатора законопроекта, а при  необходимости, представители Президента России и Правительства Российской Федерации в парламенте страны. В  прениях по законопроекту могут  участвовать и депутаты Государственной  Думы.

     Третье  чтение состоит в принятии закона. Это - четвертая стадия законодательного процесса. С учетом того, что Конституция  России предусматривает принятие федеральных  законов (по вопросам, указанным в  ст. 3, 25, 37, 41, 49, 50 и др. Конституции), а  также федеральных конституционных  законов (ст. 56,65, 66, 70,118,128 Конституции), порядок их принятия в соответствии с Основным законом РФ и Регламентом  палаты существенно отличаются. Федеральные  законы принимаются большинством голосов  от общего числа депутатов Государственной  Думы. Федеральный конституционный  закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей депутатов Государственной  Думы.

     Принятые  Государственной Думой законы передаются на рассмотрение в Совет Федерации.

     Следующая, пятая стадия - рассмотрение и одобрение  принятого закона Советом Федерации. Федеральный закон считается  одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. Следует отметить, что принятый нижней палатой парламента закон не является неизвестным для Совета Федерации, так как после первого чтения законопроект дорабатывается не только в комитетах и комиссиях Государственной Думы, но и передается для рассмотрения в соответствующие комитеты и комиссии Совета Федерации. Согласно ст. 105 Конституции федеральный закон считается принятым также и в том случае, если в течении 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

     Однако  обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной  Думой федеральные законы (ст. 106 Конституции) по вопросам:

     а) федерального бюджета;

     б) федеральных налогов и сборов;

     в) финансового, валютного, кредитного, таможенного  регулирования, денежной эмиссии;

     г) ратификации и денонсации международных  договоров Российской Федерации;

     д) статуса и защиты государственной  границы Российской Федерации;

     е) войны и мира.

     В случае отклонения федерального закона Советом Федерации, обе палаты парламента могут создать согласительную комиссию из числа своих членов для преодоления  возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной  Думы с решением Совета Федерации  федеральный закон считается  принятым, если при повторном голосовании  за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов  Государственной Думы.

     Несколько иной порядок предусмотрен Конституцией (ст. 108) и Регламентом Совета Федерации  для одобрения федеральных конституционных  законов. Они считаются принятыми, если одобрены большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации.

     Завершающей стадией законодательного процесса является подписание Президентом России закона и его обнародование.

Информация о работе Разделение властей, основные принципы правового государства