Прокурорский надзор за исполнением уголовных наказаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявить основные этапы развития института надзора за исполнением уголовных наказаний в средневековом праве в законодательстве Российской Империи и советском законодательстве.
Задачи :
Выявить основные особенности института надзора за исполнением уголовных наказаний по различным памятникам права и разным эпохам
2.Дать обзор нормативно – правовым актам по теме надзор за исполнением уголовных наказаний

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………… 3.
Глава 1………………………………………………………………………………………………..4.
Надзор за исполнением уголовных наказаний по памятникам средневекового права.
Глава 2. Институт надзора за исполнением уголовных наказаний в законодательстве Российской Империи……………………………………………………7.
Глава 3
Прокурорский надзор за исполнением уголовных наказаний в советском законодательстве………………………………………………………………………………………….18.
Заключение…………………………………………………………………………………………………...26
Список используемой литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 57.19 Кб (Скачать)

- состав лиц, содержащихся в каждом месте заключения по категориям;

- характеристика личного состава, причем подробная, с указанием степени подготовленности и пригодности;

- порядок продовольственного обеспечения заключенных, соблюдение порядка расходования продуктов и точного использования финансовых средств;

- обеспечение арестантов одеждой и состояние отчетности в этом деле;

- характер освещения и отопления каждого места заключения с обозначением количества светильников и очагов и израсходованных на эту статью в течение последнего года материалов, денег и т.д.

Таким образом, проверке подвергались все стороны жизни заключенных. Что касается полномочий, предоставленных  тюремным инспекторам, то они имели  право беспрепятственного входа  во все части мест заключения, личного  сношения с содержащимися в означенных местах и обозрения всех дел и  документов, имеющих какое-либо отношение  к тюремному делопроизводству, и  в то же время они были не в  праве, кроме случаев, когда это  поручалось Начальником ГТУ, делать в местах заключения собственной  властью распоряжения.

Одновременно с введением  института тюремных инспекторов, в  целях обеспечения реализации карательной  политики государства, усиления контрольных  функций, совершенствования управления местами заключения учреждается  новый коллегиальный орган –  Совет по тюремным делам. В состав Совета царским указом вводились лица высшего эшелона власти, представляющие различные ведомства.

По замыслу учредителей, на его обсуждение, по усмотрению Министра юстиции, могли выноситься проекты  смет доходов и расходов, вопросы  тюремного устройства, пересылки  арестантов, исправления заключенных, управления и отчетности и другие, имеющие важное значение для системы  мест заключения.

Следующим этапом реформы  было создание таких органов тюремного  управления, которые могли бы являться проводниками новых начинаний во всех областях тюремного дела, и  через которые ГТУ могло бы осуществлять ближайший надзор за деятельностью  всех пенитенциарных учреждений страны и их руководство. Такими учреждениями стали губернские тюремные инспекции (прообраз современных территориальных органов УИС), которые начали создаваться в 1890 г., и в течение пяти лет было учреждено 24 губернских тюремных инспекций в основных пунктах сосредоточения тюремного населения. Процесс их становления затянулся на долгие годы. Порядок образования губернских тюремных инспекций предусматривал рассмотрение проектов документов по этим вопросам в Государственном Совете, решение которого утверждалось царским указом. Губернские тюремные инспектора и их помощники назначались Главным тюремным управлением. Причем согласия губернаторов на такое назначение не требовалось. С введением должности губернского тюремного инспектора он становится фактически главою местного тюремного ведомства.

13 июля (30 июня) 1879 г. МВД  Российской империи утверждены  Временные правила для первоначального  руководства тюремным инспекторам  во время командировок с целью  осмотра и ревизии учреждений, входящих в состав карательной  системы.

14 августа 1881 г. издано  Положение о мерах к охранению  государственного порядка и общественного  спокойствия. 

24 апреля 1884 г. принято  законоположение «Об отмене заключения  в смирительном и работном  домах».

11 июня 1885 г. отменяется  предусмотренное Уложением о  наказаниях уголовных и исправительных  подразделение каторжных работ  на рудничные, крепостные и  работы на заводах. 

6 января 1886 г. утверждено  Положение о занятии арестантов  работами и о распределении  получаемых от них доходов. 

2 февраля (по старому  стилю – 20 января) Высочайшим  повелением учреждается Конвойная  стража в составе 567 конвойных  команд, которым предписывалось  не только сопровождение этапируемых  заключенных, но и при необходимости  ликвидация беспорядков в местах  лишения свободы, наружная охрана  тюрем. 

16 июля 1889 г. МВД Российской  империи утверждена Инструкция  о содержании срочных арестантов  в тюрьмах, устроенных по системе  одиночного заключения.

Таким образом   проанализаровав  нормативно-правовые акты и указы  можно сделать вывод , что надзор за исполнением уголовных наказаний  получило своё развитие только во второй половине 19 века  , в первую очередь  из-за того , что в законах Российской Империи расширялся такой вид  наказания как лишение свободы  и создание мест заключения , за местами  тюремного заключения требовались  органы осуществляющие надзор за местами  лишения свободы . В 19 веке такими органами являлись как прокуратура , так и  специализированных орган в составе  МВД – тюремная инспекция. Можно  сказать , что органы надзора за исполнением  уголовных наказаний развивались  стремительно и осуществляли политику направленную на исправление заключённых.

Глава 3 Прокурорский надзор за исполнением уголовных наказаний в советском законодательстве.

П.1. прокурорский надзор за исполнением уголовных наказаний  в 1922-1955 г.г.

В советское время надзором за исполнением уголовных наказаний  Согласно постановлению ВЦИК от 28 мая  1922 года «Положение о прокурорском надзоре»14 , надзор за содержанием и законным исполнением уголовных наказаний занимались органы прокуратуры.

В этой сфере на неё были возложены следующие функции

  1. Наблюдение за правильностью содержания заключённых под стражей.
  2. Органы прокуратуры наделены правом инспектировать места лишения свободы , прокуратура осуществляла надзор за деятельностью ОГПУ.

Согласно статьи 11 уголовно-исправительного  кодекса РСФСР принятого в 1924 году надзор за точным исполнением  приговоров связанных с ограничением или лишением свободы и исправительным работами осуществляется Генеральным  прокурором  СССР и прокурором РСФСР  и нижестоящими прокурорами , прокурор обязан применять меры к выявлению  и своевременному устранению любых  нарушений закона.

Администрация исправительных учреждений и исправительных центров  и уголовно – исполнительных центров  обязаны выполнять постановления  и пожелания представителей органов  прокуратуры относительно  соблюдения правил отбывания наказаний , установленных  исправительно  - трудовым законодательством  СССР и РСФСР.

П.2. Прокурорский надзор  за исполнением уголовных наказаний  в 1955-1991 г.

Дальнейшее развитие прокурорский надзор за исполнением уголовных  наказаний получил  в связи  с принятием нового  « Положения  о прокурорском надзоре» от 24 мая 1955 года15.

24 мая 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР было утверждено

«Положение о прокурорском надзоре СССР» .

  Согласно ч. 2 ст. 32 Положения на органы прокуратуры была возложена

на обязанность  по соблюдению социалистической законности в местах

лишения свободы. Осуществлению прокурорского надзора в местах лишения

свободы была посвящена отдельная глава Положения, определявшая пред-

мет, пределы, правовые средства и методы прокурорского  надзора.

Значение  указанного Положения переоценить трудно.   характер правового регулирования прокурорской деятельности

в сфере надзора  за соблюдением законности в местах лишения

свободы, устанавливаемый Положением, способствовал обособлению этой

деятельности  от иных видов прокурорского надзора  и обусловил формирование в дальнейшем самостоятельной отрасли прокурорского надзора за исполнением уголовных наказаний.

Наконец , Положение впервые определило новое содержание основного предмета

прокурорского надзора – соблюдение законности. Если ранее это понятие

использовалось  преимущественно для отражения  соблюдения определенных юридический правил и процедур без учета их правовой значимости (например, в постановлении НКЮ РСФСР 1917 г. «О мерах заключения задержанных и об учреждении при тюрьмах следственных комиссий, проверяющих   правильность и законность ареста , то теперь основной акцент был сделан на соблюдении юридической силы норм, закрепляющих указанные правила и процедуры. Формированию такого подхода также способствовало усиление роли законов как актов высшей юридической силы в регулировании общественных отношений, в том числе в пенитенциарной сфере.

7 апреля 1956 г. Постановлением Пленума Верховного Совета СССР была

 утверждена  структура центрального аппарата Прокуратуры СССР, в которую ,

 в частности,  вошел отдел по надзору за  местами лишения свободы на

 правах отдельного структурного подразделения. Таким образом, была

организационно обособлена надзорная деятельность прокуратуры в осуществлении надзора за исполнением наказаний.

В конце 50-х  – начале 60-х гг. произошло постепенное расширение предмета

 прокурорского  надзора за соблюдением законности  в местах лишения

свободы. В  конце 50-х гг. была ликвидирована  система исправительно-

трудовых  лагерей.  Пенитенциарная система была  освобождена от непрофильных обязанностей, связанных с обеспечением

нужд экономики  и обороны государства .

Дальнейшее  расширение предмета прокурорского надзора связано с

развитием исправительно-трудового законодательства. 8 декабря 1958 г.

Постановлением Совета Министров СССР № 1334 было утверждено новое

Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД СССР, которое определило основные средства воздействия на заключенных и условия их содержания.

Положение предусматривало  создание трех видов режимов:

1)общего

2) облегчённого

3) строгого

 Таким  образом, в предмет надзора  прокурора впервые было включено наблюдение за законностью отбывания наказания и заключения в тюрьмах, а также соблюдение условий и порядка отбывания наказания с учетом новых режимных требований. В связи с дальнейшей разработкой правовых основ деятельности мест заключения 9 сентября 1961 г. было утверждено Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД РСФСР, установившее новые виды режима: общий, усиленный, строгий и особый, что автоматически отразилось на предмете прокурорского надзора.

В 1963 г. предмет  прокурорского надзора за соблюдением законности  в местах лишения свободы был расширен в связи с учреждением нового вида исправительно-трудовых – колоний-поселений, а в 1968 г. в связи с принятием Положения о трудовых колониях для несовершеннолетних предметом было охвачено наблюдение за соблюдением законности в воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних. . Последнее направление рассматривалось как самостоятельное направление деятельности в рамках прокурорского надзора за соблюдением законов о несовершеннолетних. Усложнение предмета прокурорского надзора за соблюдением законности  в местах лишения свободы не ограничилось включением наблюдения за исполнением исправительно-трудовых мер и надзором за соблюдением законности в деятельности исправительно-трудовых колоний. 26 июля 1966 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об административном надзоре органов милиции» за лицами

освобожденными  из мест лишения свободы» на органы прокуратуры в

рамках наблюдения за соблюдением законности в местах лишения свободы

был возложен надзор за соблюдением законности при осуществлении

административного надзора за освобожденными из мест заключения.

Закономерным  итогом развития уголовной политики с учетом вновь

провозглашенных приоритетов правового строительства, направленных на

повышение роли законов как актов высшей юридической силы, стало принятие кодификационных актов, регулировавших исправительно-трудовые, уголовные и уголовно-процессуальные отношения.

В этой связи 25 декабря 1958 г. Верховным Советом  СССР были утверждены Основы уголовного  Законодательства Союза ССР и союзных республик, а также Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик. В 1969 г. были приняты  основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик (далее по тексту – Основы ИТЗ СССР). На основе указанных актов в 1960 г. был принят Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (действовал с января 1961 г.), и в 1970 г. – Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (действовал с 1 июня 1971 г.).

ИТК РСФСР 1970 г. утвердил на уровне закона сложившуюся  к этому

времени систему  отбывания наказаний, а также  уточнил режимы отбывания

наказания и  виды исправительных учреждений. В  частности, было предусмотрено создание колоний общего, усиленного, строгого и особого

режимом, колоний-поселений для лиц, совершивших преступления по неосторожности , колоний-поселений для лиц, совершивших умышленные преступления , колоний-поселений для лиц, твердо вставших на путь исправления в исправительно- трудовых колониях.

Информация о работе Прокурорский надзор за исполнением уголовных наказаний