Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 07:37, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является рассмотрение основных направлений деятельности прокуратуры, изучение системы органов прокуратуры Российской Федерации, раскрытие понятия прокурорского надзора и изучение основных его направлений, а также рассмотрение правового статуса работников прокуратуры.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основные задачи и направления деятельности прокуратуры Российской Федерации. ………………………………………………………………………..5
2. Система органов прокуратуры РФ………………………………………….....7
2.1. Генеральная прокуратура РФ………………………………………………..9
2.2. Прокуратуры субъектов Российской Федерации. ………………………..10
2.3. Прокуратуры районов и городов…………………………………………..11
3. Прокурорский надзор. Основные направления прокурорского надзора….12
3.1. Общий надзор (надзор за исполнением законов и законностью правовых актов)……………………………………………………………………………..13
3.2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина…………15
3.3. Другие виды надзора………………………………………………………..17
3.4. Иные функции прокуратуры……………………………………………….20
3.5. Координация работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью как функция прокуратуры РФ………………………………...22
4. Правовой статус работников прокуратуры…………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….27
Библиографический список……………………………………………………..
Представление прокурора об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранять допущенное нарушение.
3.3. Другие виды надзора.
Предметом надзора
за исполнением законов органами,
осуществляющими оперативно-
Полномочия прокурора
по надзору за исполнением законов
органами, осуществляющими оперативно-
Указанное направление
прокурорского надзора
Уголовно-процессуальная
деятельность осуществляется органами
дознания и следователями органов
внутренних дел, прокуратуры, Федеральной
службы безопасности, Федеральной службы
налоговой полиции. Прокурор осуществляет
надзор за всеми этими органами независимо
от ведомственной принадлежности. Полномочия
прокурора в сфере надзора
за исполнением законов органами
дознания и предварительного следствия
установлены уголовно-
При обнаружении
нарушений закона прокурор вправе отменить
незаконные и необоснованные постановления,
вернуть уголовное дело для продолжения
предварительного расследования, отстранить
следователя или лицо, производящее
дознание от расследования, передать дело
другому следователю или
Оперативно-розыскная
деятельность осуществляется оперативными
подразделениями милиции, учреждений,
исполняющих наказание в виде
лишения свободы, следственных изоляторов.
Федеральной службы безопасности, Федеральной
службы налоговой полиции, таможенных
органов РФ, Службы внешней разведки.
Полномочия прокурора при осуществлении
надзора за этими органами заметно
уже. Прокурор может требовать представления
ему оперативно-служебных
Отдельной отраслью
надзора является надзор за исполнением
законов администрациями
Предметом данной отрасли прокурорского надзора являются:
- законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;
- соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;
- законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы. При осуществлении этого надзора прокурор вправе посещать в любое время указанные выше органы и учреждения, опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
- знакомиться с документами, на основании которых лица задержаны, заключены под стражу, осуждены или подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами. Он имеет право требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации соответствующих органов и учреждений, требовать объяснений от должностных лиц.
При обнаружении нарушений закона прокурор вправе вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производство по административным правонарушениям. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрации учреждения приостанавливается. Прокурор вправе отменить дисциплинарное взыскание, наложенное в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освободить их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора. Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение. Постановления прокурора относительно исполнения установленного законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера или помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.
3.4. Иные функции прокуратуры.
В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ органами прокуратуры осуществляется уголовное преследование, под которым следует понимать возбуждение уголовных дел в отношении конкретных лиц, производство предварительного следствия следователями прокуратуры, а также действия прокуроров, направленные на обеспечение неотвратимости ответственности лиц, виновных в совершении преступлений – дача указаний о возбуждении уголовного дела в отношении конкретных лиц, применение к ним меры пресечения, направление дела с обвинительным заключением в суд, а также поддержание государственного обвинения в суде.
Участие прокурора в рассмотрении дел судами охватывает два аспекта его деятельности. В судебном разбирательстве по уголовным делам прокурор участвует в качестве государственного обвинителя и в этих случаях он осуществляет функцию уголовного преследования. Государственный обвинитель принимает участие в допросах подсудимого, потерпевшего, свидетелей, исследовании вещественных доказательств, документов, заключений экспертов. В судебных прениях он дает оценку собранным доказательствам, высказывает свое мнение о доказанности обвинения, квалификации преступления, о наказании и по другим вопросам, которые предстоит решить суду при вынесении приговора. Если прокурор придет к мнению, что обвинение не доказано, он вправе от него отказаться. После постановления приговора прокурор, если приходит к выводу, что допущена судебная, ошибка, обязан принять меры к ее устранению, даже если это будет в пользу осужденного. В этих целях он или его заместитель (помощник, являвшийся государственным обвинителем) приносит в вышестоящий суд кассационный протест на необоснованный или незаконный приговор.
Участие прокурора в судебном рассмотрении гражданских дел имеет целью защиту прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. Прокурор обладает правом обращаться с иском (заявлением) в суд, вступать в любое гражданское дело на любом этапе его рассмотрения судом, знакомиться с материалами гражданских дел, принимать участие в исследовании доказательств, представлять доказательства суду, давать заключения с точки зрения закона по существу рассматриваемого дела. После вынесения судом решения по гражданскому делу прокурор, если усмотрит нарушение закона, обязан принести протест на необоснованное или незаконное решение.
Прокурор или его заместитель вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда уголовное или гражданское дело, по которому приговор или решение вступили в законную силу. Усмотрев, что приговор или решение является незаконным или необоснованным, прокурор, в зависимости от его компетенции, приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением о внесении протеста к вышестоящему прокурору.
В связи с расширением
функций арбитражных судов, увеличением
количества дел, рассматриваемых в
этих судах, и установлением
Прокурор также
может участвовать в
3.5. Координация
работы правоохранительных
Данная функция преследует цель добиться (при организующей роли прокуратуры) согласованности усилий по предупреждению и раскрытию преступлений, обеспечению неотвратимости ответственности за совершение уголовно наказуемых деяний.
В координационных
совещаниях по проблемам борьбы с
преступностью участвуют
По сложившейся
практике руководители судебных органов
в этих совещаниях не участвуют, поскольку
перед судом стоит задача не борьбы
с преступностью, а осуществления
правосудия. Решения координационных
совещаний носят
Координационные
совещания готовятся
Другими формами координации являются проведение межведомственных совещаний, совместные проверки, составление совместных планов по организации борьбы с преступностью и др.
4. Правовой статус работников прокуратуры.
Прокурорами и
следователями прокуратуры
Помимо перечисленных требований, лицо, занимающее должность прокурора, должно иметь и определенный жизненный опыт. Поэтому на должность прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы помощником прокурора или следователем прокуратуры не менее 3 лет. На должность прокурора субъекта Российской Федерации назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее 5 лет.
Информация о работе Прокурорский надзор. Основные направления прокурорского надзора