Прокурорский надзор. Основные направления прокурорского надзора

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 07:37, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является рассмотрение основных направлений деятельности прокуратуры, изучение системы органов прокуратуры Российской Федерации, раскрытие понятия прокурорского надзора и изучение основных его направлений, а также рассмотрение правового статуса работников прокуратуры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Основные задачи и направления деятельности прокуратуры Российской Федерации. ………………………………………………………………………..5

2. Система органов прокуратуры РФ………………………………………….....7

2.1. Генеральная прокуратура РФ………………………………………………..9

2.2. Прокуратуры субъектов Российской Федерации. ………………………..10

2.3. Прокуратуры районов и городов…………………………………………..11

3. Прокурорский надзор. Основные направления прокурорского надзора….12

3.1. Общий надзор (надзор за исполнением законов и законностью правовых актов)……………………………………………………………………………..13

3.2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина…………15

3.3. Другие виды надзора………………………………………………………..17

3.4. Иные функции прокуратуры……………………………………………….20

3.5. Координация работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью как функция прокуратуры РФ………………………………...22

4. Правовой статус работников прокуратуры…………………………………24

Заключение……………………………………………………………………….27

Библиографический список……………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

правоохранительные органы.docx

— 39.20 Кб (Скачать)

В Генеральной  прокуратуре образуется коллегия в  составе Генерального прокурора, его  заместителей и других прокурорских работников. Коллегия является совещательным  органом, ее решения реализуются  приказами Генерального прокурора.

В состав Генеральной  прокуратуры РФ входят Главное следственное управление и Главная военная  прокуратура РФ, которые возглавляются  заместителями Генерального прокурора  РФ; различные управления (управление по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам, управление по надзору за законностью  судебных постановлений по гражданским  делам и др.), создаваемые в  соответствии с основными направлениями  деятельности прокуратуры и отделы (отдел криминалистики, отдел по надзору за расследованием особо важных дел в Генеральной прокуратуре РФ и др.). Начальники управлений и отделов являются старшими помощниками и помощниками Генерального прокурора РФ. В Генеральной прокуратуре РФ действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры, куда входят ведущие научные и практические работники органов прокуратуры. Положение о научно-консультативном совете утверждается Генеральным прокурором РФ. 

2.2. Прокуратуры  субъектов Российской Федерации.

Прокуратуры субъектов  Российской Федерации и приравненные к ним специализированные прокуратуры  возглавляются соответствующими прокурорами, которые назначаются на должность  и освобождаются от нее Генеральным  прокурором РФ на срок 5 лет. Назначение прокуроров субъектов Российской Федерации  осуществляется по согласованию с органами государственной власти субъектов  РФ. Прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненных к ним  специализированных прокуратур руководят  деятельностью прокуратур районов  и городов, иных приравненных к ним  прокуратур на основе законов РФ и  нормативных актов Генерального прокурора РФ, издают приказы и  распоряжения, обязательные для исполнения подчиненными работниками. Они имеют  первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ. В качестве совещательного органа в прокуратурах субъектов РФ и  приравненных к ним прокуратурах образуются коллегии, в состав которых  входят прокурор, его заместители  и другие прокурорские работники. Коллегии рассматривают наиболее важные вопросы  деятельности прокурорских органов, исполнения приказов и инструкций Генерального прокурора РФ, обсуждают вопросы  подбора и расстановки кадров.

Структурно прокуратуры  субъектов Российской Федерации  и приравненные к ним специализированные прокуратуры состоят из управлений и отделов. Начальники управлений и  отделов являются старшими помощниками  и помощниками прокуроров субъектов  Российской Федерации (приравненных к  ним специализированных прокуроров), которые назначают их на должность  и освобождают от нее. 

2.3. Прокуратуры  районов и городов.

Прокуратуры районов  и городов, приравненные к ним  военные и иные специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, которые назначаются  на должность и освобождаются  от нее Генеральным прокурором РФ. Срок их полномочий – 5 лет. Прокуроры  районов и иных приравненных к  ним прокуратур руководят деятельностью  возглавляемой ими прокуратуры, вносят вышестоящим прокурорам предложения  об изменении штатной численности  прокуратуры, о кадровых изменениях.

 

3. Прокурорский  надзор. Основные направления прокурорского  надзора.

Прокурорский  надзор является главным направлением деятельности всех органов прокуратуры  и представляет собой действия прокуроров по наблюдению за законностью решений  органов власти и управления, хозяйствующих  субъектов и объединений, затрагивающих  права и законные интересы граждан, общества и государства, а также  направленные на устранение нарушений  законов и способствовавших им обстоятельств, на восстановление нарушенных прав и  привлечение виновных к ответственности.

Прокурорский  надзор осуществляется от имени государства  – Российской Федерации. В этом его  главное отличие от других видов  надзора, осуществляемого иными  государственными органами. Прокурорский надзор по сравнению с другими  государственными надзирающими и контролирующими  органами имеет самые широкие  границы осуществления. Он распространяется на все министерства, ведомства, представительные и исполнительные органы власти, а  также на деятельность должностных  лиц. Прокурорский надзор не включает граждан в качестве субъектов, на которых он распространяется. При  обнаружении в действиях граждан  признаков преступления прокурор осуществляет функцию уголовного преследования. При осуществлении прокурорского  надзора прокурор не вмешивается  в хозяйственную, управленческую и  оперативную деятельность предприятий, организаций и учреждений. Прокурор не обладает административными полномочиями, не управляет поднадзорными предприятиями  и организациями, не вправе применять  санкции административного, а тем  более уголовного характера. При  обнаружении нарушений закона он добивается их устранения, восстановления нарушенных прав и привлечения виновных к ответственности особыми мерами - внесением протеста, представлением, возбуждением уголовного дела, производства об административном правонарушении, обращением в суды с исками и заявлениями.

В соответствии с  Законом "О прокуратуре РФ" выделяются четыре направления прокурорского  надзора:

1) надзор за  исполнением законов федеральными  министерствами и ведомствами,  представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов  Российской Федерации, органами  местного самоуправления, органами  военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также  за соответствием законам издаваемых  ими правовых актов;

2) надзор за  соблюдением прав и свобод  человека и гражданина федеральными  министерствами и ведомствами,  представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов  РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами  контроля, их должностными лицами, а также органами управления  и руководителями коммерческих  и некоммерческих организаций;

3) надзор за  исполнением законов органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4) надзор за  исполнением законов администрацией  органов и учреждений, исполняющих  наказание и применяющих назначенные  судом меры принудительного характера,  администрацией мест содержания  задержанных и заключенных под  стражу.

Каждое направление (отрасль) прокурорского надзора  характеризуется своим предметом, полномочиями прокурора, специфическими актами реагирования на нарушения закона.

3.1. Общий  надзор (надзор за исполнением  законов и законностью правовых  актов).

Предметом первой отрасли прокурорского надзора, так называемого "общего" надзора, является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными  и исполнительными органами субъектов  РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а  также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

Полномочия прокурора при осуществлении общего надзора следующие: имеет право беспрепятственно входить на территории и в помещения федеральных министерств и ведомств и других органов, на которые распространяется эта отрасль надзора, иметь доступ к их документам и материалам; вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий; при необходимости вправе вызвать должностных лиц и граждан для получения объяснений по поводу нарушения закона. Должностные лица, от которых зависит выполнение требований прокурора, обязаны выполнять их незамедлительно, представлять необходимые документы, выделять специалистов, организовывать проверки и проводить ревизии.

Актами прокурорского  реагирования на установленные им нарушения  закона могут быть:

• принесение протеста на противоречащий закону правовой акт;

• внесение представления об устранении нарушений;

• обращение в суд или арбитражный суд с требованием признать правовой акт недействительным;

• вынесение постановления о возбуждении уголовного дела, производства об административном правонарушении, об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию на основании решений несудебного органа;

• письменное требование о привлечении виновного лица к иной установленной законом ответственности.

Протест приносится на противоречащий закону правовой акт, содержит требование отменить или изменить его и направляется органу или  должностному лицу, которые издали этот акт. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее 10-дневного срока с момента получения, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. О результатах рассмотрения протеста прокурору незамедлительно сообщается в письменном виде.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствовавших. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

При несоответствии постановлений Правительства РФ Конституции и законам Российской Федерации, Генеральный прокурор информирует  об этом Президента РФ.

Постановление о  возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению управомоченными органами или должностными лицами в установленный законом срок. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме. Постановление о возбуждении уголовного дела, как правило, направляется в орган дознания или предварительного следствия для производства расследования. Прокурор может и сам приступить к расследованию после возбуждения уголовного дела. 
 
 
 
 

3.2. Надзор  за соблюдением прав и свобод  человека и гражданина.

Данная отрасль  прокурорского надзора появилась  относительно недавно, в связи с  провозглашением Конституцией РФ прав и свобод гражданина высшей ценностью  государства.

Предметом этой отрасли  прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов  Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и  руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

При осуществлении  надзора за соблюдением прав человека и гражданина прокурор рассматривает  и проверяет заявления, жалобы и  иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений  прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности  лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба, использует полномочия, предоставленные прокурору при осуществлении общего надзора.

При наличии оснований  полагать, что нарушение прав и  свобод человека и гражданина имеет  характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию.

В случае, когда  нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного  правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение  о правонарушении и материалы  проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

В случае нарушения  прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или  иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы  или когда нарушены права и  свободы значительного числа  граждан либо в силу иных обстоятельств  нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и  поддерживает в суде общей юрисдикции иск в интересах пострадавших.

Прокурор или  его заместитель вправе принести протест на акт, нарушающий права  человека и гражданина, в орган  или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обратиться в суд в  порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Информация о работе Прокурорский надзор. Основные направления прокурорского надзора