Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 07:37, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является рассмотрение основных направлений деятельности прокуратуры, изучение системы органов прокуратуры Российской Федерации, раскрытие понятия прокурорского надзора и изучение основных его направлений, а также рассмотрение правового статуса работников прокуратуры.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основные задачи и направления деятельности прокуратуры Российской Федерации. ………………………………………………………………………..5
2. Система органов прокуратуры РФ………………………………………….....7
2.1. Генеральная прокуратура РФ………………………………………………..9
2.2. Прокуратуры субъектов Российской Федерации. ………………………..10
2.3. Прокуратуры районов и городов…………………………………………..11
3. Прокурорский надзор. Основные направления прокурорского надзора….12
3.1. Общий надзор (надзор за исполнением законов и законностью правовых актов)……………………………………………………………………………..13
3.2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина…………15
3.3. Другие виды надзора………………………………………………………..17
3.4. Иные функции прокуратуры……………………………………………….20
3.5. Координация работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью как функция прокуратуры РФ………………………………...22
4. Правовой статус работников прокуратуры…………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….27
Библиографический список……………………………………………………..
В Генеральной прокуратуре образуется коллегия в составе Генерального прокурора, его заместителей и других прокурорских работников. Коллегия является совещательным органом, ее решения реализуются приказами Генерального прокурора.
В состав Генеральной
прокуратуры РФ входят Главное следственное
управление и Главная военная
прокуратура РФ, которые возглавляются
заместителями Генерального прокурора
РФ; различные управления (управление
по надзору за законностью судебных
постановлений по уголовным делам,
управление по надзору за законностью
судебных постановлений по гражданским
делам и др.), создаваемые в
соответствии с основными направлениями
деятельности прокуратуры и отделы
(отдел криминалистики, отдел по надзору
за расследованием особо важных дел в
Генеральной прокуратуре РФ и др.). Начальники
управлений и отделов являются старшими
помощниками и помощниками Генерального
прокурора РФ. В Генеральной прокуратуре
РФ действует научно-консультативный
совет для рассмотрения вопросов, связанных
с организацией и деятельностью органов
прокуратуры, куда входят ведущие научные
и практические работники органов прокуратуры.
Положение о научно-консультативном совете
утверждается Генеральным прокурором
РФ.
2.2. Прокуратуры
субъектов Российской
Прокуратуры субъектов
Российской Федерации и приравненные
к ним специализированные прокуратуры
возглавляются соответствующими прокурорами,
которые назначаются на должность
и освобождаются от нее Генеральным
прокурором РФ на срок 5 лет. Назначение
прокуроров субъектов Российской Федерации
осуществляется по согласованию с органами
государственной власти субъектов
РФ. Прокуроры субъектов Российской
Федерации и приравненных к ним
специализированных прокуратур руководят
деятельностью прокуратур районов
и городов, иных приравненных к ним
прокуратур на основе законов РФ и
нормативных актов Генерального
прокурора РФ, издают приказы и
распоряжения, обязательные для исполнения
подчиненными работниками. Они имеют
первых заместителей и заместителей,
назначаемых Генеральным
Структурно прокуратуры
субъектов Российской Федерации
и приравненные к ним специализированные
прокуратуры состоят из управлений
и отделов. Начальники управлений и
отделов являются старшими помощниками
и помощниками прокуроров субъектов
Российской Федерации (приравненных к
ним специализированных прокуроров),
которые назначают их на должность
и освобождают от нее.
2.3. Прокуратуры районов и городов.
Прокуратуры районов
и городов, приравненные к ним
военные и иные специализированные
прокуратуры возглавляются
3. Прокурорский
надзор. Основные направления
Прокурорский надзор является главным направлением деятельности всех органов прокуратуры и представляет собой действия прокуроров по наблюдению за законностью решений органов власти и управления, хозяйствующих субъектов и объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства, а также направленные на устранение нарушений законов и способствовавших им обстоятельств, на восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности.
Прокурорский
надзор осуществляется от имени государства
– Российской Федерации. В этом его
главное отличие от других видов
надзора, осуществляемого иными
государственными органами. Прокурорский
надзор по сравнению с другими
государственными надзирающими и контролирующими
органами имеет самые широкие
границы осуществления. Он распространяется
на все министерства, ведомства, представительные
и исполнительные органы власти, а
также на деятельность должностных
лиц. Прокурорский надзор не включает
граждан в качестве субъектов, на
которых он распространяется. При
обнаружении в действиях
В соответствии с Законом "О прокуратуре РФ" выделяются четыре направления прокурорского надзора:
1) надзор за
исполнением законов
2) надзор за
соблюдением прав и свобод
человека и гражданина
3) надзор за
исполнением законов органами, осуществляющими
оперативно-розыскную
4) надзор за
исполнением законов
Каждое направление
(отрасль) прокурорского надзора
характеризуется своим
3.1. Общий
надзор (надзор за исполнением
законов и законностью
Предметом первой отрасли прокурорского надзора, так называемого "общего" надзора, является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.
Полномочия прокурора при осуществлении общего надзора следующие: имеет право беспрепятственно входить на территории и в помещения федеральных министерств и ведомств и других органов, на которые распространяется эта отрасль надзора, иметь доступ к их документам и материалам; вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий; при необходимости вправе вызвать должностных лиц и граждан для получения объяснений по поводу нарушения закона. Должностные лица, от которых зависит выполнение требований прокурора, обязаны выполнять их незамедлительно, представлять необходимые документы, выделять специалистов, организовывать проверки и проводить ревизии.
Актами прокурорского реагирования на установленные им нарушения закона могут быть:
• принесение протеста на противоречащий закону правовой акт;
• внесение представления об устранении нарушений;
• обращение в суд или арбитражный суд с требованием признать правовой акт недействительным;
• вынесение постановления о возбуждении уголовного дела, производства об административном правонарушении, об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию на основании решений несудебного органа;
• письменное требование о привлечении виновного лица к иной установленной законом ответственности.
Протест приносится на противоречащий закону правовой акт, содержит требование отменить или изменить его и направляется органу или должностному лицу, которые издали этот акт. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее 10-дневного срока с момента получения, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. О результатах рассмотрения протеста прокурору незамедлительно сообщается в письменном виде.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствовавших. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
При несоответствии
постановлений Правительства РФ
Конституции и законам
Постановление о
возбуждении производства об административном
правонарушении подлежит рассмотрению
управомоченными органами или должностными
лицами в установленный законом срок.
О результатах рассмотрения сообщается
прокурору в письменной форме. Постановление
о возбуждении уголовного дела, как правило,
направляется в орган дознания или предварительного
следствия для производства расследования.
Прокурор может и сам приступить к расследованию
после возбуждения уголовного дела.
3.2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Данная отрасль
прокурорского надзора
Предметом этой отрасли прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
При осуществлении надзора за соблюдением прав человека и гражданина прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба, использует полномочия, предоставленные прокурору при осуществлении общего надзора.
При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию.
В случае, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.
В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде общей юрисдикции иск в интересах пострадавших.
Прокурор или его заместитель вправе принести протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.
Информация о работе Прокурорский надзор. Основные направления прокурорского надзора