Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 18:53, курсовая работа
Познавательный опыт, идеи и достижения прошлого оказывают значительное влияние на современные политические воззрения и ориентации, на теорию и практику наших дней. В своих попытках понять настоящее и найти пути к лучшему будущему люди всегда обращались и будут обращаться к исторически проверенным положениям, принципам, ценностям. И это не простая дань прошлому, не слепая вера в традиции и авторитеты, а «необходимый способ человеческой ориентации в историческом времени и пространстве, естественная потребность каждой современности найти себя, своё место и назначение между прошлым и будущим».
Введение 3
РАЗДЕЛ 1. Возникновение государства как объективный исторический процесс 5
1.1 Характеристика первобытного общества, его структура и органы управления 5
1.2 Предпосылки возникновения государства 9
1.3 Трансформация власти вождей в государственную власть 11
1.4 Способы (пути, формы) образования государства 14
1.5 Основные отличительные черты государственной власти 17
РАЗДЕЛ 2. Теории происхождения государства 19
2.1 Теологическая теория 20
2.2 Патриархальная теория 22
2.3 Договорная (естественно-правовая) теория 24
2.4 Теория насилия 28
2.5 Психологическая теория 30
2.6 Органическая теория 31
2.7 Марксистская (классовая, материалистическая) теория 34
2.8 Ирригационная теория 36
2.9 Иные теории происхождения государства (расовая, патримониальная, спортивная, инцестная) 37
Заключение 41
Примечания 43
Список использованной литературы 48
Структура первобытного общества со временем стала представлять собой довольно сложную систему. Роды группировались во фратрии, которые могли быть как исходными, первоначальными либо разветвленными родами, так и объединениями нескольких родов. Сообщества людей постепенно всё увеличивались, в результате чего происходит процесс объединения фратрий в племена, выступавшие верховным собственником территории, носителем определенных культов. Люди также, одни для нападения, другие для защиты, соединялись и в союзы племен. Союзы эти были невелики по сравнению с государствами, однако их можно всё же считать прообразами народности.
Обобщая знания по древнейшей истории человечества, ученые в общей сложности выделяют в первобытном обществе 6 органов управления. Конечно, эти властные структуры просматривались далеко не во всех общинах и племенах и далеко не в равной мере. Кроме того, не стоит думать о какой-либо жесткой подчиненности властных органов друг другу. Конкретный характер власти у племен мог принимать самые различные черты. Попытка автора настоящей работы теоретически проанализировать все эти органы может помочь если не выстроить их в ряд, то, по крайней мере, собрать их воедино и кратко охарактеризовать.
1) Старейшины
Это предводители, главы семей и родов. Старейшиной становился зрелый человек, обладавший особыми личностными качествами: жизненным опытом или мудростью (которая приходила с годами), умением предвидеть события, организационным талантом, волей. Старейшину не выбирали, им становились фактически, т.е. все сородичи как бы молчаливо признавали, что данный человек выделяется среди них, за что его боялись, уважали, слушались и даже почитали. Старейшина организовывал жизнь рода, руководил его повседневной хозяйственной, общественной и идеологической деятельностью, рассматривал споры между сородичами.
Должность старейшины была сменяемой: как только появлялся более сильный (на ранних ступенях развития общества) или более умный, опытный человек (на последующих стадиях), он заменял старейшину. «Особых противоречий при этом не возникало, поскольку, с одной стороны, ни один человек не отделял себя (и своих интересов) от рода, а с другой - должность старейшины не давала никаких привилегий (кроме уважения): он работал со всеми и получал свою долю, как и все».9 Власть старейшин, таким образом, базировалась исключительно на авторитете, на глубоком уважении членов рода к старшим, их мудрости, ловкости, храбрости. Принуждение было сравнительно редким и сводилось в основном к наложению обязанности за провинность (крайней формой было изгнание из общины).
2) Совет старейшин
На более поздней стадии развития первобытного общества, когда роды начали объединяться во фратрии, стал появляться круг вопросов, общих для всех соседствующих общин (родов, семей), для решения которых и стали собираться предводители родов. Вопросы эти были достаточно важны: разрешение споров между родами, согласование действий по проведению сельскохозяйственных работ, снижение эпидемиологической опасности для соплеменников и т.п.
Здесь,
также как и на уровне рода, прослеживается
принцип родоплеменной демократии, основывавшийся
на равенстве всех членов общины. Проявлялось
это в разрешении рядовым членам племени
участвовать в заседании совета старейшин.10
3) Военные предводители
Это в основном главы племен. Объединение родов, фратрий в племена чаще всего служило целям военным (оборонительным или нападательным). Поэтому предводителями становились, как правило, люди, отличающиеся особыми физическими качествами: силой, храбростью, ловкостью, а также умением прогнозировать военные действия и организовывать их практически.
Особенно большую роль в управлении первобытным обществом играл этот орган власти в северных районах, где люди занимались охотой, постоянно кочевали, в связи с чем беспрестанно вступали в стычки друг с другом. В южных же, земледельческих районах роль предводителя возрастала лишь в военное время.11
4) Советы военных предводителей
Эти коллегиальные органы собирались для решения различного рода военных вопросов: выработка тактики боя, ускорения событий в ходе затянувшейся осады и т.д.
5) Собрание взрослых членов (воинов)
В зависимости от района данный орган власти представлял собой либо собрание всех взрослых людей (например, в Средиземноморье), либо созыв всех носящих оружие воинов (у северных племен). Расценивать существование подобного собрания у многих первобытных племен как идиллию, основанную на демократических началах, как это делал Ф. Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», сейчас уже не принято. Всё больше ученых аргументируют свой отказ от подобной точки зрения рядом приводимых ими фактов: во-первых, такой орган власти существовал далеко не везде, во-вторых, он созывался крайне редко и , в-третьих, ход собрания весьма жестко регулировался и направлялся вождем или главой совета старейшин.12
6) Жрецы (колдуны, ведуны, шаманы, священники, знахари)
Этот орган управления занимался, образно говоря, организацией сознания людей. Не зная многого о мире, люди приписывали природе божественную силу. Священники же были связующим звеном между людьми и различными богами, а также выступали в качестве хранителей, блюстителей обычаев. Особенно сильна и крепка в родовом обществе была власть, совмещавшая в одном лице обычного вождя и колдуна.
Таковы были основные органы власти в эпоху первобытно - общинного строя. Некоторые из них исчезли сразу же после появления государства, другие преобразовались в государственные органы, третьи остались практически неизменными. Особое место среди них занимает такой орган, как вождь или предводитель племени. Именно этот институт первобытного общества впоследствии послужил основой для создания государственных органов власти, о чем ещё будет упомянуто в данной работе.
В понимании первобытного общества ученые прежде всего выделяют знания, характеризующие развитие этого общества, периодизацию первобытной истории. В настоящее время в исторической науке эти проблемы обсуждаются и уточняются. Обобщая различные подходы к данному вопросу, историк и этнограф А.И. Першиц выделяет, наряду с общеисторической периодизацией, и специальные: археологическую и антропологическую.13 Но всё же особую методологическую ценность представляет для теории государства и права периодизация, базирующаяся на данных археологии и выделяющая в качестве одного из основных рубежей развития первобытного общества «неолитическую революцию» (от «неолит» - новый каменный век). Ввел это понятие в историческую науку английский археолог Г. Чайлд в середине ХХ века, характеризуя тот принципиальный качественный переворот, который произошел во всех сферах жизни человечества при переходе в неолите (VII - III тыс. до н.э.) от присваивающего к производящему хозяйству и который стал основной причиной зарождения в первобытном обществе государственной власти.
Начиная характеристику предпосылок возникновения государства, следует оговориться, что всю их совокупность принято делить на несколько групп (каждая из которых будет рассмотрена в дальнейшем). Важнейшую из них представляют экономические предпосылки.
Итак, как уже было отчасти сказано, появление государств явилось закономерным следствием произошедшей в обществе «неолитической революции». Социально-экономическая и экологическая сущность данного явления заключалась в том, что с целью удовлетворения своих потребностей человек от орудийной деятельности, связанной с присвоением готовых животных и растительных форм, перешел к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство пищи: созданию новых растительных и животных форм и замещению ими природных естественных форм.14
Вопрос о факторах, определивших переход к производящей экономике, до сих пор остается весьма спорным. Среди возможных причин, побудивших людей заняться вместо собирательства земледелием, называют следующие: 1) демографическая обстановка (увеличение народонаселения и сокращение по мере развития человеческого общества продукта для потребления, даваемого природой); 2) изменение климата (произошедшая в то время на Земле экологическая катастрофа заставила человека задуматься о новых средствах существования в связи с начавшимся похолоданием и вымиранием наилучшей добычи людей - крупной фауны); 3) воля случая (предположение о том, что человек совершенно случайно нашел способ устойчивого получения пропитания, например, обнаружив всходы оброненных зёрен злаков); 4) интеллектуальный фактор (в ходе эволюции человек научился мыслить, и вследствие этой особенности своего сознания он смог дать достойный ответ на вызов конкурентной среды: перейти от присваивающего хозяйства к производящему).15
Важнейшим результатом «неолитической революции» стала специализация труда (3 крупных общественных разделения труда: отделение скотоводства от земледелия, ремесла от земледелия и торговли от ремесла), приведшая, в свою очередь, к увеличению производительности труда и трансформации коллективной собственности сначала в групповую, а затем в семейную (частную).
В ходе дальнейшего развития общество достигает такого уровня производительности, при котором начинает создаваться дополнительный продукт, не используемый сразу же после производства на нужды людей. Таким образом, появляется объективная возможность обеспечить содержание большой группы людей, специализирующихся на выполнении каких-либо общественно значимых функций, группы, которая непосредственного участия в материальном производстве не принимает, что и послужило главной экономической предпосылкой создания государства.
Другой крупной группой обстоятельств, выделяемых учеными в качестве повлиявших на процесс возникновения государства, являются политические предпосылки. Здесь историки обращают внимание в основном на 3 момента: 1) необходимость регулирования отношений в обществе (усложнение организации производства, появление новых управленческих функций, связанных с переходом к производящей экономике, и тем самым с назревшей потребностью регламентирования сельскохозяйственного производства, объективно привели к выделению группы организаторов производства, работников, ведающих учетом труда и распределением его результатов и т.п.); 2) острая потребность в существовании стабильного порядка в обществе для гарантированного и устойчивого осуществления производства (контроль за соблюдением регламентирующих норм); 3) необходимость регулирования отношений с соседними сообществами людей.16 Всё это требовало организации некой единой властной структуры, способной более или менее адекватно реагировать на изменяющиеся жизненные обстоятельства с целью непрерывного развития общества.
Очень часто в ходе рассмотрения вопроса о происхождении государства ученые также выделяют идеологические предпосылки этого процесса. Дело в том, что господствующей формой идеологии в первобытную эпоху была языческая религия, т.е. поклонение многим богам, потом, со временем, появилась своеобразная иерархия божеств, а затем в различных регионах земного шара в разное время стало возникать и укрепляться единобожие. Многие исследователи справедливо считают, что религия консолидировала древнее общество, способствуя объединению разрозненных племен в единую социально-политическую общность - народ. Более того, считается, что возникновение монотеистической религии у тех или иных народностей является показателем формирования у них государств.17
Очень интересной представляется и классификация предпосылок возникновения государства, при которой в отдельную группу выделяются психологические предпосылки. Впервые в нашей юридической литературе обратил на них внимание В.И. Гойман-Червонюк. На подобный шаг юриста толкнуло прежде всего стремление отойти от монистического взгляда на общество, присутствовавшего в нашей стране в советский период, а точнее, от экономического детерминизма, имевшего место в то время. Концепция Гоймана-Червонюка сводится к утверждению о формировании в связи с изменившимися экономическими условиями нового духовного облика людей, нового типа самосознания. На начальном этапе развития общества общие интересы осознаются людьми лишь в очень небольшой мере. Но со временем, отчасти под воздействием военных нашествий и необходимости защиты от них, у людей возникает понимание о том, что эти общие интересы, кроме как централизованной структуре, осуществляющей координацию различных сторон жизни общества, реализовывать некому. И постепенно в развитом обществе цель его существования начинает рассматриваться исключительно в качестве некой правовой цели (т.е. развития и обеспечения права), которая, помимо прочего, включает в себя и контроль и управление властью, осуществляющей принуждение в связи с необходимостью определенной организации жизни людей. Подобный сформировавшийся у людей тип самосознания, по мнению Гоймана-Червонюка, в немалой степени способствует образованию у них государства.18
Теории государства и права известна также еще одна точка зрения, связывающая появление государства с воспроизводством самого человека, в частности, с запретом инцеста (кровосмешения), что якобы не только способствовало выживанию и укреплению человеческого рода, но и оказало многоплановое воздействие на его развитие, структуру внешних и внутренних отношений, культуру.19 Но поскольку данный аргумент признается далеко не всеми и к тому же довольно сильно перекликается с инцестной теорией происхождения государства, то и рассмотрен он будет более подробно в настоящей работе в рамках той самой теории.