Происхождение государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.

Содержание

Введение 3
Причины возникновения государства и права 5
Основные теории возникновения права 9
Основные теории возникновения государства 14
Заключение 26
Список литературы 27

Работа содержит 1 файл

курсовая тгп дз.doc

— 129.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

  по дисциплине «Теория государства и права» 

на  тему:

«Происхождение государства и права» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва, 2011 год

 

Оглавление: 

Введение 3

Причины возникновения государства и  права  5

Основные  теории возникновения права 9

Основные теории возникновения государства 14

Заключение 26

Список литературы 27

 

Введение 

     Изучение  процесса происхождения государства  и права имеет не только чисто  познавательный, академический, но и  политико-практический характер. Оно  позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.

     Проблема  возникновения государства и  права остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения. Например, есть мнение, согласно которому государство и право существовали вечно. Для его сторонников проблемы возникновения государства и права вообще нет. Во-вторых, историческая и  этнографическая наука  дают все новые знания  о причинах происхождения государства и права.

     Процессы  возникновения права и государства  идут параллельно. Вместе с тем, у  разных народов и в разные эпохи  возникновение права и  государства  имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности. Экономическая и социальная жизнь любого общества требует определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью социальных норм. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное расслоение общества, появление в нем разных социальных слоев и групп с различными, зачастую несовпадающими, интересами, привел к тому, что родовые обычаи уже не могли выполнять роль универсального регулятора. Качественно новые социально-экономические условия требовали новых общеобязательных норм, установленных (или санкционированных) и охраняемых государством. Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния. Поэтому общетеоретическое схематическое изложение не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов.

     Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение причин и закономерностей  возникновения государства и  права.

     При исследовании темы настоящей работы перед нами поставлены следующие задачи:

     - охарактеризовать основные причины возникновения государства и права;

     - исследовать основные теории возникновение права;

     - проанализировать основные теории возникновение государства.  

 

Причины возникновения  государства и  права 

     Развитие  первобытного общества привело на определенном этапе к тому, что произошло  его расслоение. Возникли либо особая социальная группа, составляющая чиновничий государственный аппарат, который  стал фактическим собственником средств производства, либо класс, обративший эти средства в частную собственность. В обоих случаях возникли социальное неравенство и эксплуатация человека человеком, иногда носящая замаскированный характер. Естественно, что для людей, поставленных в неравные условия распределения общественного продукта, передача общего достояния в руки узкого круга лиц перестала казаться справедливой. Участились нарушения таких обычаев, размывался, разрушался закрепленный ими и веками сохранявшийся неизменным порядок. Установленная обычаями форма общественных отношений пришла в противоречие с их изменившимся содержанием1.

     Людьми, более всего заинтересованными  в пресечении таких нарушений, были представители формирующихся господствующих классов, социальных групп, в руках которых находилась не только собственность (общественная или частная), но и публичная власть. И именно формирующийся государственный аппарат использует эту власть для пресечения подобных нарушений и осуществления мер принуждения к лицам, их совершающим.

     Возникают, таким образом, правовые обычаи, т.е. такие обычаи, которые обеспечиваются государством. Следует указать на то, что процессы классообразования, формирования государства и возникновения  права протекают параллельно, подкрепляя друг друга. Развитие общества с появлением даже зачатков государства резко убыстряется, и скоро наступает момент, когда правовые обычаи не могут обеспечить регулирование социальных связей: они изменяются слишком медленно, не поспевая за темпами социального развития2. Поэтому появляются новые источники, формы закрепления норм права: законы, юридические прецеденты, нормативные договоры.

     Можно выделить два основных пути развития права. Там, где господствующее положение  занимает государственная собственность, основным источником, способом фиксации правовых норм становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных положений (Поучение Птахотепа в Древнем Египте, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.п.). Зафиксированные в них нормы носят зачастую казуальный характер. Дополняются они в случае необходимости другими обычаями (например, адатами) и конкретными (ненормативными), но имеющими силу закона установлениями монарха или по его уполномочию чиновниками государственного аппарата3.

     В обществе же, основанном на частной собственности, которая обусловливала необходимость равенства прав собственников, развивалось, как правило, более обширное, отличающееся более высокой степенью формализации и определенности законодательство, и, прежде всего, гражданское, регулирующее более сложную систему имущественных общественных отношений. В некоторых случаях достаточно древнее законодательство отличалось такой степенью совершенства, что пережило на многие века использовавший его народ и не потеряло значения и сегодня (например, частное римское право).

     Так или иначе, в любом государственно-организованном обществе тем или иным способом нормы  права возводятся в закон, освященный свыше, поддерживаемый и обеспеченный государством. Правовое регулирование  общественных отношений становится важнейшим методом государственного руководства обществом. Но в то же время возникает и противоречие между правом и законом, поскольку последний перестает выражать всеобщую справедливость, отражает интересы только части, и, как правило, меньшей части, общества.

     Государственность приходит на смену родоплеменному строю, когда первобытное равенство  и историческая первичная общественная форма собственности изживают себя и общество разделяется. Этому строю  были присущи общественная власть и  социальные нормы, регулировавшие поведение людей, но при отсутствии власти обособленного и как бы стоящего над обществом особого аппарата для принудительного воздействия. В управлении делами рода участвовали на основе равноправия все его взрослые члены. Все жизненно важные вопросы разрешались на общем собрании рода. Оно являлось и высшей судебной инстанцией. Постепенно первобытные коллективистские производственные отношения начинают видоизменяться и разрушаться. Три крупных общественных разделения труда (выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, обособление слоя людей, занятых в сфере обмена-торговли), а также постепенное совершенствование орудий труда и накопление опыта привели к такому росту производительности труда, когда начал создаваться значительный прибавочный продукт. С этого времени появляется объективная возможность обеспечить содержание большой группы людей, специализирующейся на выполнении каких-либо общественно значимых функций, группы, которая непосредственного участия в материальном производстве уже не принимает4.

     Прогрессирующее общественное разделение труда изменяет содержание и формы организации  общественной жизни в семейных и  родовых общинах, во фратриях, куриях и племенах. Родоплеменная структура  усложняется, постепенно начинает развиваться разделение социальных функций5.

     Например, в германских племенах во времена  Цезаря и Тацита все их члены обрабатывают землю, пасут скот, участвуют в  военных походах, ходят на народные собрания. Позднее, к V-VI вв. н.э., когда  завоеватели-германцы расселились на обширных территориях, положение изменилось. Войны велись теперь где-то далеко, многие общинники не желали участвовать в дальних походах. Это вызвало численный рост дружины, занятой, прежде всего, войной. Увеличивается число приближенных короля, среди них выделяются служители культа - духовенство. Таким образом, общинники, которые раньше занимались всеми делами социума, силой вещей понуждаются заниматься чем-то одним. Совмещение военных и хозяйственных функций становится все менее возможным. В результате подобной специализации появляется значительная группа людей, которая не участвует в создании материальных ценностей. Они воюют, выполняют судебные и полицейские функции, т.е. все то, что присуще государству, как воплощению уже не общественной, а государственной власти.

     Все большее удаление родоплеменных  структур от первоначального равенства  стимулировалось также развивающимся  процессом концентрации богатства, его накоплением в узком привилегированном  слое, что, в конце концов, приводит к появлению частной собственности или власти-собственности, а на их основе - к эксплуатации человека человеком.

     Переход от первобытнообщинного строя к  государственно-организованному обществу сопровождается образованием территориальной  общины и развитием центров племенной жизни -- укрепленных городов. Состав территориальной общины определялся уже не родственными отношениями, а расселением в одной местности, соседством. С этого момента территория становится важным фактором в процессе формирования государственности6.

     Переход от родоплеменного самоуправления к государственному управлению длился столетиями и проходил через ряд этапов. Одной из переходных форм была военная демократия, в которой имелись уже зачатки военно-насильственного подавления. Эти и подобные им формы представляли собой складывающуюся политическую организацию общества, в котором нарастали все более острые социальные противоречия. Традиционная родоплеменная организация была уже не в состоянии эффективно урегулировать трения и конфликты, все более дестабилизировались традиционные порядки. В результате общественная власть и система норм родоплеменного общества испытывали кризис и постепенно разрушались. Объективная реальность требовала поиска иных механизмов регуляции, каковыми стали право и государство.

 

Основные теории происхождения права 

     Учения  о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями  происхождения государства. Нередко  проблемы правообразования рассматриваются  в единстве с проблемами его природы, сущности, назначения права и правового  регулирования7.

     Теологическая теория исходит из божественного  происхождения права как вечного, выражающего Божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных  и человеческих (гуманистических) начал. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью. В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем эта теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.

     Теория  естественного права отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем законодательствования, и естественное право.

     Если  позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления  естественного права иные. С наступлением капиталистических отношений многие мыслители перестали связывать естественное право с именем Бога. Они считали, что естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.

     В естественно-правовой теории доминируют антропологические объяснения права  и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно назвать научно обоснованным8.

     Создатели исторической школы права в Германии XVIII-XIX вв. (Г.Гуго, Ф.Савиньи, Г.Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается  исторически, как язык, а не декретируется  законодателем. Оно вытекает из «национального», «народного» сознания. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта утверждал, что «право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право».

     Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не  существовало.

Информация о работе Происхождение государства и права