Проблемы классификации правовых систем современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в том, чтобы дать правовую характеристику правовых систем современности.
Задачи исследования:
1. Дать понятие и охарактеризовать структуру правовой системы;
2. Классифицировать правовые системы;
3. Охарактеризовать правовые системы.

Содержание

Введение 3
1. Общие положения о правовых системах 5
1.1. Понятие и структура правовой системы 5
1.2. Виды правовых систем 10
2. Классификация правовых систем А ИНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ГДЕ? ОТРЕД. 2 ГЛАВУ. 15
2.1. Англосаксонская и романо-германская правовые системы 15
2.2. Мусульманская и социалистическая правовые системы 23
Заключение 29
Глоссарий 31
Список использованных источников 32
Приложение А «Критерии классификации правовых систем» ???
Приложение В «Правовые системы современности»?????

Работа содержит 1 файл

ТГП № 91 Алексанов.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

     ВЫВОД?

     СОРАЗМЕРНОСТЬ НАРУШЕНА.

     ГДЕ ССЫЛКИ? 
 

     2.2. Мусульманская и  социалистическая  правовые системы 
 

     Мусульманское право возникло как часть шариата (система предписаний верующим в  Аллаха), представляющего собой важнейший  компонент исламской религии. История  мусульманского права, нередко обозначаемого термином «фикх», начинается с пророка Мухаммеда (Мухаммада), жившего в 570 (по некоторым источникам 571 г.) - 632 гг. Мухаммед от имени Аллаха адресовал некоторые основные правила поведения, нормы верующим мусульманам. Эти нормы формулировались им главным образом в публичных проповедях. Другая часть юридически значимых норм сложилась в результате жизнедеятельности, поведения Мухаммеда. Позднее и те и другие нормы нашли отражение в первичных источниках мусульманской религии и права. Однако их было мало для системного регулирования всей совокупности правовых отношений мусульманской общины, а потому после смерти Мухаммеда его нормотворческую деятельность продолжили ближайшие сподвижники – «праведные» халифы Абу-Бакр, Омар, Осман и Али. Опираясь на Коран и сунну, они формулировали новые правила поведения, соответствующие, на их взгляд, воле Аллаха и Мухаммеда. В VIII-X вв. существенное влияние на развитие мусульманского права оказали исламские правоведы и мусульманские судьи - кади. Их роль в формировании мусульманской правовой системы была столь значительной, что некоторые исследователи стали определять мусульманское право как право юристов. В этот период зарождаются главные ветви (толки) ислама, восполняются правовые пробелы, на основе толкования Корана формулируется множество новых предписаний19.

     К концу X в. мусульманское право канонизировалось, и «ворота исканий» для его исследователей и реформаторов закрылись. Наступил «век традиций», период действий согласно установившимся правовым нормам и доктринам. Мусульманские судьи лишились права при отсутствии в Коране, сунне и другие источниках нужных норм выносить решения по своему усмотрению. Они должны были руководствоваться принятым населением страны толком.20.

     XIX в. знаменует принципиально новую ступень развития мусульманского права. Становление законодательства в качестве самостоятельного источника нормативного регулирования привело к постепенному вытеснению юридической доктрины, снижению ее роли, хотя в содержательном плане она продолжала оказывать определенное воздействие на правовую систему.

     Со  второй половины XIX столетия происходит активное заимствование европейского права, в частности романо-германского, которое в настоящее время в отдельных арабских странах (например, в Турции) практически вытеснило мусульманские правовые нормы. В других странах (Алжир, Египет, Сирия и др.) мусульманское право сохранилось в отдельных сферах социальных отношений, в частности в сфере «личного статуса» мусульман. В тех странах, где доминируют исламско-фундаменталистские позиции (Иран, Пакистан, Ливия, Судан), границы мусульманского права более широки, включают различные институты, подотрасли гражданского, уголовного, государственного права, других отраслей. Здесь наблюдается своеобразный ренессанс исламско-правовой культуры, возврат к традиционным исламским ценностям, что закономерно влечет за собой расширение предмета регулирования мусульманского права.

     Система мусульманского права отличается от других правовых систем своеобразием, неповторимостью источников, структуры, терминов, конструкций, понятием нормы. Если континентальные европейские юристы под нормой права подразумевают предписание конкретного исторического законодателя, то исламские правоведы под ней понимают правило, адресованное мусульманской общине Аллахом. Данное правило основано не на логических выводах, а на иррациональных, религиозных догмах, на вере. Поэтому его нельзя изменить, отменить, «поправить», оно бесспорно и абсолютно, должно безусловно исполняться21.

     Первым  по значению источником мусульманского права признается Коран - священная книга мусульман. Внешне это книга стихов, содержащая 114 сур (глав), более 4 тыс. коротких стихотворных фрагментов, не связанных общим конструктивным замыслом, единым началом. Сами тексты датируются периодом с 610 по 631 г. и представляют собой речи и проповеди Мухаммеда, произнесенные им по различным поводам и обстоятельствам и собранные впоследствии в одно произведение. Лишь незначительная их часть затрагивает вопросы правовых взаимоотношений мусульман, а также других верующих, большинство же стихов посвящено вопросам религии и исламской нравственности. Большое воздействие на этот источник религиозно-правовой мысли оказали более древние доктрины - христианство и иудаизм - главным образом через Пятикнижие (Тору), Талмуд. Многоплановость содержания и незначительный объем правовых положений обусловили тот факт, что Коран не стал для мусульманского права системным юридическим документом подобно конституции или кодексу. Однако он был и остается для мусульманских юристов самым авторитетным источником исламского права.

     Генетически близок Корану и тесно связан с  ним второй источник мусульманского права - сунна, представляющий собой сборник хадисов, т. е. преданий о жизни Мухаммеда, его поведении, поступках, образе мыслей и действий.

     Третьим источником мусульманского права является иджма - общее решение авторитетных исламских правоведов. Мухаммед считал, что мусульманская община не может обижаться. Это утверждение легло в основу признания правомерности данного источника. Фактически от имени общины выступают наиболее сведущие юристы, теологи, которые и выносят единогласное решение22.

     Четвертый источник мусульманского права - кийяс - представляет собой обычное решение по аналогии.

     К числу вторичных источников права, возникших в более поздний период развития исламских государств, можно отнести закон (нормативно-правовой акт), который сегодня в большинстве мусульманских стран играет весьма важную роль в социальном регулировании. В нем могут содержаться нормы, не только дополняющие, конкретизирующие положения первичных религиозно-правовых документов, но и идущие вразрез с Кораном, сунной, иджмой (например, об ограничении брачного возраста совершеннолетием, о допущении спекуляции, ссудно-кредитных операций). В этом случае закон вряд ли может считаться формой мусульманского права23.

     Структура мусульманского права также имеет  существенные особенности, вытекающие из его природы. Оно не подразделяется на общее и частное право, как  в романо-германской системе, или  на общее право и право справедливости, как в странах англосаксонской семьи.

     Все поступки в мусульманском праве  подразделяются на пять основных категорий: обязательные, рекомендуемые, разрешаемые, порицаемые и запрещенные. В основе данной классификации лежат соответствующие религиозно-нравственные оценки тех или иных актов поведения. Нормы мусульманского права могут быть также классифицированы (с точки зрения их общности) на нормы-принципы, сформулированные в виде теоретических обобщений, и казуальные нормы, возникавшие, как правило, эмпирическим путем (таковы, например, нормы сунны).

     Социалистическая  правовая система возникла в России в 1917 г. Причины ее формирования обусловлены  не особенностями юридического сознания народа, правовой доктрины, источников и структуры права, а марксистско-ленинской идеологией, ее принципами политического устройства общества. Отсюда главные отличия возникшей в начале XX в. правовой системы от традиционных правовых семей лежат в сфере содержания правовых норм24.

     В Советской России и других странах социалистической правовой системы получили правовое воплощение следующие цели: централизованного управления экономикой, хозяйственными отношениями; что повлекло за собой использование императивных норм, плановых регуляторов, детальной регламентации гражданских договоров, правового положения имущества и полномочий субъектов; обобществления собственности, создания государственной, «общенародной» собственности как основы экономики; национализации предприятий, банков, хозяйственного имущества, а в некоторых странах - земли, других объектов недвижимости; регулирования меры труда и потребления и, как следствие, создания социально-правовых институтов нормирования трудовой деятельности и распределения социальных благ.

     Упрощались  процедурные формы, ограничивались права обвиняемых и подсудимых на защиту. Результатом же стали формирование обвинительного уклона, идеологизация судебного производства, отказ от использования суда присяжных.

     В то же время социалистической правовой системе присущи определенные достижения. К их числу можно отнести: глубокую теоретическую и практическую проработку вопросов пользования, владения, распоряжения государственным имуществом (включая право хозяйственного ведения, оперативного управления); внедрение в мировую юридическую практику институтов планово-правового регулирования экономических отношений, гражданско-правового института поставки, нормативно-правовых форм защиты наемных работников, обеспечения гарантированного прав на труд, бесплатного образования и др.

     В настоящее время к семье социалистической правовой системы относятся Китай, Вьетнам, КНДР, Куба. 

     ВЫВОДЫ?

 

      Заключение 

     СДЕЛАТЬ АКЦЕНТ НА КЛАССИФИКАЦИИ

     Под правовой системой понимается совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых публичная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей и их объединений (закрепление, регулирование, дозволение, обязывание, запрещение, убеждение и принуждение, стимулирование и ограничение, превенция, санкции, ответственность и т.д.).

     Правовая  система - это вся «правовая деятельность»  данного государства, активными  элементами которой выступают: -собственно право как система обязательных норм, выраженных в законе, иных, признаваемых государством источниках; -правовая идеология; -судебная (юридическая) практика.

     Англосаксонской правовой семьей принято считать  совокупность правовых систем Англии, США, Канады, Новой Зеландии и других стран. Отличительной чертой данной семьи считается то, что главным источником права выступает судебный прецедент, а основными творцами права являются судьи.

     Помимо  исключительно широких прав судей  в создании права и роли судебного  прецедента особенностями англосаксонской правовой системы являются: -индивидуальный (казуистический) характер юридических прецедентов; -приоритете прав человека (защищаемых судом); - главенствующая роль процессуального (доказательственного) права, оказывающего влияние на право материальное; - отсутствие четкого разделения права на частное и публичное; -отсутствие отраслевых кодексов.

     Романо-германская правовая система это правовая система  континентальной Европы, Северной Африки, Южной Америки, Японии, России, некоторых  других стран отличительной особенностью которых в том, что основным источником права в данной правовой семье является нормативно-правовой акт, которые составляют единую иерархическую систему нормативных актов.

     Основой возникновения Романо-германской правовой системы послужило римское право.

     Романо-германская правовая система отличается следующими особенностями: - нормативно-правовой акт является основным источником права; -нормативно-правовые акты составляют иерархическую систему во главе которой стоит конституция (основной закон); -система права делится на две большие части - публичное право и частное; главными творцами право являются законодатели, а не судьи; -большое значение имеют подзаконные акты; -судьи являются не создателями права, а его применителями.

     Мусульманская правовая система принадлежит к семье так называемого религиозно-традиционного права. Мусульманское право – это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии – исламе.

     Отличительными  чертами мусульманского права являются: -одним из главных источников права являются религиозно-правовые принципы, содержащиеся в священных книгах мусульман в ряде мусульманских стран имеет место дуализм правовой системы: сосуществование кодифицированного права и исламских религиозно-нравственных принципов; -признание Божественного происхождения права, а следовательно, его обязательности и нерушимости; -переплетение юридических норм с религиозными, философскими, нравственными корнями и обычаями; -вторичное значение нормативно-правовых актов.

Информация о работе Проблемы классификации правовых систем современности