Проблемы классификации правовых систем современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в том, чтобы дать правовую характеристику правовых систем современности.
Задачи исследования:
1. Дать понятие и охарактеризовать структуру правовой системы;
2. Классифицировать правовые системы;
3. Охарактеризовать правовые системы.

Содержание

Введение 3
1. Общие положения о правовых системах 5
1.1. Понятие и структура правовой системы 5
1.2. Виды правовых систем 10
2. Классификация правовых систем А ИНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ГДЕ? ОТРЕД. 2 ГЛАВУ. 15
2.1. Англосаксонская и романо-германская правовые системы 15
2.2. Мусульманская и социалистическая правовые системы 23
Заключение 29
Глоссарий 31
Список использованных источников 32
Приложение А «Критерии классификации правовых систем» ???
Приложение В «Правовые системы современности»?????

Работа содержит 1 файл

ТГП № 91 Алексанов.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

     В Конституции РФ записано: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы» (п. 4 ст. 15). Это и понятно - любое национальное право тысячами нитей связано с межнациональным, как сгустком длительного коллективного опыта. Такое взаимодействие отражает современные мировые интеграционные процессы.

     Российская  правовая система переживает трудный  период своего становления и развития. Она постепенно преобразуется, избавляется  от пороков тоталитарного режима, деформаций и наслоений прошлого, приобретает более глубокие демократические и гуманистические черты. Но в целом ее главные недостатки пока сохраняются. Это - слабая эффективность, незавершенность, разбалансированность, неспособность успешно выполнять присущие ей регулятивные и охранительные функции, несоответствие новым условиям, рыночным отношениям. Процесс ее обновления - в начале пути.

     «Хотя действующая Конституция была принята  еще в 1993 г., правовая система страны полностью не сложилась. Главная причина состоит в том, что Россия все еще находится на переходном этапе. Нынешняя правовая реформа может принести успех только в том случае, если она найдет ответы на главные вопросы, которые ставит жизнь»6.

     Одна  из задач проводимых демократических  преобразований в России - создание устойчивой, четко работающей и эффективной правовой системы, в центре которой должен стоять человек. С другой стороны, сама правовая система - мощный инструмент этих преобразований, нормативная база, опора всех реформ.

     ВЫВОД? 

     1.2. Виды правовых систем 
 

     Право - явление мировой цивилизации, в  рамках которой сформировалось и  действует множество правовых систем. Для того чтобы понять правовое развитие в целом, как составную часть  прогресса мировой культуры, необходим  такой угол зрения на право, который позволил бы соотнести правовую систему с конкретным историческим временем и регионом, национальной, религиозной спецификой той или иной цивилизации. Для обозначения связи этих факторов развития общества с правовым регулированием в его исторической перспективе необходим раздел правоведения, занимающийся изучением не только и не столько внутренней структуры (системы) права, сколько выяснением закономерного места последнего в общем контексте правового измерения человечества на основе анализа общего и особенного в социальных, политических, структурных, специально-юридических характеристиках национального права.

     Через сопоставление одноименных государственно-правовых институтов, принципов, норм выявляются общие закономерности правового развития, его направление, этапы, перспективы. Такое сопоставление, основываясь на сравнительно-историческом методе познания, позволяет выявить общее и специфичное в правовых явлениях, встречающихся в мире, ступени и тенденции их формирования и функционирования, что дает возможность свести все многообразие конкретно-национального регулирования в определенную «периодическую систему» мирового права, где элементарной, исходной частицей выступает уже не норма права, а целостная национальная правовая система и даже их группа (тип, семья). Все это нужно в конечном счете для углубления наших представлений о природе права, его закономерностях, генезисе, свойствах7.

     Такие аспекты изучения права выступают  предметом сравнительного правоведения. Результатом применения сравнительного метода является группировка - классификация - правовых систем мира по различным признакам. Классификация означает распределение национальных систем права по классам (типам) в зависимости от тех или иных критериев. В этом плане классификация (типология) - важный способ научного познания, позволяющий под дополнительным углом зрения раскрыть как внутренние (структурные) взаимосвязи права, так и его отношения с более широким социальным контекстом, что открывает новые возможности в изучении юридических явлений8.

     Если  система права - своеобразная «внутренняя  карта» национального права, то типология (классификация) правовых систем создает  своеобразную «правовую карту мира», раскрывающую специфику институтов, используемых для юридического регулирования в тех или иных странах, и показывающую, каким правовым семьям принадлежат правовые системы народов (государств) земного шара. Всякая реформа законодательства, не говоря уже о его теории, должна базироваться на знании исторической, культурной, идеологической и другой специфики национальной правовой системы. В противном случае трудно не только увидеть перспективы преобразований, но и воспользоваться опытом - как собственным, так и иностранным9.

     В настоящее время, как правило, используются основания для классификации правовых систем, опирающиеся главным образом на этногеографические, технико-юридические и религиозно-этические признаки права.

     В современном мире обычно различают  следующие правовые массивы: национальные правовые системы, правовые семьи, группы правовых систем.

     Национальная  правовая система - это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства). Национальная правовая система - элемент того или иного конкретного общества и отражает его социально-экономические, политические, культурные особенности. По отношению к группам правовых систем и правовым семьям национальные правовые системы выступают в качестве явления особенного, единичного. В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем.

     Феномен правовой системы позволяет решать важные учебно-познавательные и практически  юрисдикционные задачи. Только комплексное  видение институтов объективного и  субъективного права, структуры законодательства, правовой идеологии и психологии, менталитета общества, юридической практики формирует квалификацию юриста, его способность и возможность работать в рамках правовой культуры конкретной страны10.

     Наличие правовых явлений в их системной, концептуальной организации свидетельствует об известном уровне правовой жизни общества, его правосознания, юридической образованности и т.д. Поэтому далеко не все государства имеют развитые и особенно правокультурные самобытные и целостные юридические системы, выступающие источниками накопления правовых ценностей для всей мировой цивилизации.

     Правовая  семья - это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. В соответствии с этими критериями можно выделить следующие правовые семьи: общего права, романо-германскую, обычно-традиционную, мусульманскую, индусскую (индусское право), славянскую. Ни одна из классификаций правовых семей не является исчерпывающей для правовых систем мира, и поэтому в литературе можно встретить самые различные типологические подразделения семей национального права. В приведенной классификации своеобразие правовой семьи определяется характером ее источников: юридических, духовных (религия, этика и т.д.) и культурно-исторических. Один из этих признаков может преобладать в разграничении правовых семей. Так, форма, перечень и иерархия юридических источников права (форм права) традиционно рассматривается в качестве основного различия между семьей общего права и романо-германской.

     В частности, для романо-германской правовой семьи право выступает в виде норм, имеющих законодательное выражение (в виде закона или кодекса), а  правоприменитель лишь сравнивает конкретную ситуацию с общей нормой и в  ней находит решение дела. Основной источник англо-саксонского (общего) права - судебный прецедент, т.е. судебное решение судов определенного уровня по конкретному случаю, способ обоснования которых для других нижестоящих судов является образцом решения аналогичных дел.

     В рамках той или иной правовой семьи  возможны более дробные элементы, представленные определенной группой правовых систем.

     Так, внутри романо-германской правовой семьи  выделяют группу Романского права, в зону которой входят правовые системы таких стран, как Франция, Италия, Бельгия, Испания, Швейцария, Португалия, Румыния, право латиноамериканских стран, каноническое (церковно-католическое) право и группу германского права, в которую входят правовые системы ФРГ, Австрии, Венгрии, скандинавских стран и др. Внутри англо-саксонской правовой семьи различают правовую систему Англии, США и право бывших англоязычных колоний Великобритании. Славянская правовая семья включает группу российского права (Россия и ее субъекты) и западно-славянского права (Украина, Белоруссия, Болгария, новая Югославия). 
 

     ВЫВОДЫ?

 

      2. Характеристики правовых систем 
 

     2.1. Англосаксонская  и романо-германская  правовые системы 
 

     Становление и развитие англосаксонского права  связано со множеством исторических, географических, национальных, политических, экономических и других факторов. С исторической точки зрения эпохальным для Англии и англосаксонского права является период нормандского завоевания. До этого времени в стране действовали разрозненные местные акты, приказы королей, регулирующие отдельные вопросы общественной жизни. Римляне, правившие в Британии почти пять столетий, не смогли оказать определяющего воздействия на ее дальнейшее правовое развитие. Римское право не прижилось и вскоре было вытеснено местными нормами.

     В XII—XIV вв. система общего права достигла расцвета, но постепенно, с возрастанием числа прецедентов в ней стала обнаруживаться тенденция к консерватизму и формализации, что к XV в. подготовило почву для качественно нового этапа ее развития, связанного с появлением «права справедливости» и его противостоянием общему праву. Нарождающиеся рыночные отношения не находили должного выражения в старых правовых формах, и постепенно стал складываться особый порядок апелляции к монарху рассмотреть дело «по совести», «по справедливости», а не по прецедентам. Такая апелляция обычно осуществлялась через лорда-канцлера, который решал вопрос о передаче жалобы королю. Вскоре сама функция разбирательства дела по существу переходит к лорду-канцлеру, и он становится самостоятельным судьей11.

     В Англии, таким образом, сложились две самостоятельные системы права: общего прецедентного и права справедливости.

     Современный период развития англосаксонского права - период кардинальной правовой реформы, суть которой состоит в активизации  законодательной деятельности, унификации искового производства, слиянии судов общего права и права справедливости. В данный период существенно повысилась роль законодательного регулирования, возросло значение закона среди других источников права. Законодательное «наступление» привело к модификации структуры и содержания права, а также самого юридического мышления, правовой доктрины и образования. Если раньше английские юристы обучались главным образом на практике, то в настоящее время приоритет получило университетское образование. При выработке законопроектов учитывается опыт зарубежных стран, в том числе относящихся к романо-германской семье права, идут заимствование и унификация других правовых ценностей. Таким образом, наблюдается постепенное сближение названных правовых систем.

     Прецедентное  право Англии существенно повлияло на правовое развитие многих стран  мира. В сферу его воздействия  попали США, Канада, Австралия, Индия, Новая  Зеландия, другие страны. Однако в самой  Великобритании господство общего права  не повсеместно. Оно применяется лишь в Англии и Уэльсе.

     В англосаксонском праве существует два вида норм: законодательные и  прецедентные. Законодательные представляют собой (как и в романо-германской системе) правила поведения общего характера. Прецедентные - определенная часть судебного решения по конкретному делу. Английские юристы относят к прецедентной норме, во-первых, юридическое заключение по делу и, во-вторых, аргументацию, мотивировку решения. Эти два элемента составляют сущность решения. Остальная его часть есть «попутно сказанное». Она имеет лишь убеждающий характер и не является обязательной для других судов. На практике весьма трудно отличить законодательные и прецедентные нормы. Для этого выработано множество методов, приемов их различения, но все они недостаточно эффективны.

     Источники англосаксонского права. Наиболее важным источником англосаксонского права (с точки зрения процесса его формирования) является, как уже отмечалось, судебный прецедент. Именно он долгое время был главной формой выражения и закрепления английского права, которое поэтому было и остается прецедентным. Прецедентны создаются в Англии только высшими судебными инстанциями: Палатой лордов, Судебным комитетом Тайного Совета (по делам государств - членов Содружества), Апелляционным судом и Высоким судом. Нижестоящие суды прецеденты не создают. Английское правило прецедента гласит: решать так, как было решено ранее. Оно имеет императивный характер, т.е. каждая судебная инстанция обязана следовать прецедентам, выработанным вышестоящим судом, а также созданным ею самой.

Информация о работе Проблемы классификации правовых систем современности