Проблемы и пути совершенствования законотворческого процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 07:09, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи работы. Основной целью данной работы является изучение федерального законотворческого процесса, проблемы и пути совершенствования.
Для достижения цели поставлены и решены следующие задачи:
проанализированы теоретические аспекты, определены основные цели и характеристика стадий и элементов законотворческого процесса;
выявлены особенности возникновения и продвижения законопроектов;
изучены методические основы разработки законопроектов
исследованы средства и деятельность субъектов федерального законотворчества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика законотворческого процесса........…..5
Понятие и сущность законотворческого процесса………………..…5
Принципы законотворческого процесса……………………………....7
Глава 2. Стадии законотворческого процесса…………………………..12
2.1 Законодательная инициатива…………………………………………12
2.2 Предварительное рассмотрение законопроекта в Государственной Думе……………………………………………………………………………14
2.3 Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой……………………………………………………………………….…14
2.3.1 Рассмотрение законопроекта в первом чтении…………….….….14
2.3.2 Рассмотрение законопроекта во втором чтении…………………..16
2.3.3 Рассмотрение законопроекта в третьем чтении……………………17
2.4 Рассмотрения и ободрения законов Советом Федерации…………...…18
2.5 Рассмотрение и одобрение федеральных законов согласительной комиссией……………………………………………………………………...20
2.6 Подписание закона Президентом РФ и обнародование………………..21
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования законотворческого процесса…………………………………………………………………..…...22
3.1 Проблемы юридической техники…………………………………….….22
3.2 Проблемы участия субъектов РФ в законотворческом процессе…...…25
Заключение……………….…………………………………………………..31
Список использованной литературы……………

Работа содержит 1 файл

курсовая КПРФ.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

     Во-вторых, это принцип законности, который предполагает строгий учет иерархии правовых норм, соблюдение процессуальных правил принятия нормативно-правовых актов правомочными на то органами государственной власти. Конституция Российской Федерации закрепляет принцип верховенства Конституции и законов Российской Федерации по отношению ко всем другим нормативно-правовым актам. Подзаконные нормативные акты, принимаемые органами государства, должны соответствовать законам. Верховенство законов обеспечивает строгое соответствие всех норм права иерархической структуре системы права и их эффективную реализацию.

     Под законностью в законотворчестве понимается то, что вся законотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию законов должна осуществляться в рамках закона и, прежде всего, Конституции Российской Федерации. Однако принцип законности выступает в качестве системообразующего и должен пропитывать все сферы жизни общества, в том числе и законотворчество, ведь его общепризнанная суть заключается в том, что, являясь конституционным, он подразумевает, прежде всего, требование соблюдения законов4. Следовательно, первейшей и непосредственной предпосылкой осуществления принципа законности является соблюдение установленных Конституцией РФ и законодательными актами правил в деятельности всех государственных органов и должностных лиц, независимо от вида осуществляемой деятельности.

     В-третьих, принцип демократизма, который проявляется в демократической процедуре разработки и принятия нормативно-правовых актов представительными органами государственной власти, а также в широком привлечении граждан к законотворческой деятельности. Принцип демократизма предполагает непосредственное участие народа в законотворческой деятельности, а также учет общественного мнения при разработке и принятии нормативно-правовых актов. Народ участвует в законотворческом процессе через своих представителей (депутатов), а также через свои общественные организации, которые выступают с законодательной инициативой. Конституция РФ предусматривает возможность принятия наиболее важных законопроектов (Конституция государства и др.) путем непосредственного всенародного голосования — референдума, что является наиболее ярким проявлением демократизма законотворчества. Законы, принятые путем референдума, имеют высшую юридическую силу.

     В-четвертых, в процессе законотворчества должен соблюдаться принцип системности, который предусматривает внутреннюю логику построения права и изложения всей системы юридических норм, в том числе отраслей и институтов права. Принцип системности также предполагает соответствие региональных законов федеральным законам, их согласованность и непротиворечивость, т.е. единство всей системы законодательства страны.

     Немаловажным  принципом правотворческого процесса является также профессионализм его участников. Правоустановление – в первую очередь творческая работа, связанная с нахождением способа грамотного выражения общественных отношений через нормы права. Ввиду своей немалой социальной значимости, правотворчество должно осуществляться настоящими профессионалами. В данной работе дилетантизм и халатность ведут к необратимым социальным последствиям. Нечеткое установление норм права ведет к тому, что народ просто не понимает, о чём написано в законе, а значит, не может его выполнять. Также принципами законотворчества предлагают считать: принцип понятийно-терминологической определенности; принцип достаточной мотивированности норм права; принцип логической сбалансированности норм права;  принцип обеспечения действенности норм права5.

     Принципы  законотворчества играют важную роль в правовом регулировании. Во-первых, они выступают в качестве руководящих  идей для законодателя, определяя  пути совершенствования правовых норм. Во-вторых, в случаях пробелов в  законодательстве указанные принципы могут использоваться в качестве юридического основания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Стадии законотворческого процесса

     Как любая процессуальная деятельность правотворчество представляет собой  официальный порядок осуществления юридически значимых действий. Соответственно, возникает ряд взаимосвязанных взаимоотношений, например, правоотношения по поводу подготовки и принятия нормативного акта, т.е. соответствующие права и обязанности. Это обязанность подготовить и обсудить законопроект, право внести его на рассмотрение правотворческого органа, право этого органа рассмотреть проект и вынести по нему решение и т.д. Возникшие правоотношения носят как государственно-правовой (законодательная инициатива, принятие закона и т.д.) , так и административно-правовой характер (дача поручения подчиненному органу подготовить проект).

     Установление  новой нормы права состоит  из нескольких последовательных стадий – от осознания потребности в  издании соответствующей нормы  до ее принятия и официальной публикации. 

    2.1Стадия законодательной инициативы

       Суть данной стадии – первичное  официальное действие компетентного  субъекта, которое состоит во  внесении в правотворческий орган или предложения об издании нормативного акта, или подготовленного проекта акта. Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, ограничен законодательством, так как законодательная инициатива, в отличие от любого другого обращения в правотворческий орган с законопроектом, предполагает юридическую обязанность компетентного органа рассмотреть поступивший проект или предложение.

     Правом  законодательной инициативы обладают следующие субъекты: Президент РФ, Правительство РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, Государственная  Дума, депутаты Государственной Думы, законодательные органы субъектов РФ, а так же Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды (только по вопросам их ведения). Государственная Дума обязана рассмотреть внесенные данными субъектами законопроекты. Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу проектов федеральных законов (далее - ФЗ) и федеральных конституционных законов (далее – ФКЗ), законопроектов о внесении поправок в действующие законы и поправок к законопроектам. Часть 3 статьи 104 Конституции РФ устанавливает набор обязательных документов, необходимых для реализации права законодательной инициативы в форме законопроекта:

    • Пояснительная записка, содержащая предмет законодательного регулирования и концепцию законопроекта;
    • Текст законопроекта (на титульном листе – указание о том, кто его внес);
    • Перечень правовых актов, подлежащих изменению/отмене/приостановлению/дополнению;
    • Законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, должны сопровождаться также заключением Правительства РФ. Отрицательное заключение не является основанием для отклонения законопроекта.

     Регламент Государственной Думы определяет следующие  положения, которые подлежат обязательному  включению в законопроект:

    • О сроке и порядке вступления в силу ФЗ, ФКЗ или отдельных их положений;
    • О признании утратившими силу и о приостановлении действия ранее принятых правовых актов в связи с принятием данного ФЗ/ФКЗ.

     Факт  регистрации законопроекта можно  считать завершением предпарламентской  стадии законодательного процесса.

     2.2 Предварительное рассмотрение законопроекта в               Государственной Думе

     Задача  этапа предварительного рассмотрения – проверка текста законопроекта  со всеми сопровождающими материалами  требованиям ч. 3 ст. 104 Конституции  РФ и ст. 105 Регламента Государственной Думы. Законопроект вносится в Государственную Думу на имя её председателя и направляется им со всеми документами в депутатские объединения и комитет палаты, в ведении которого находится предметная область законопроекта. Данный комитет проверяет совместно с Правовым управлением Аппарата Государственной Думы законопроект на соответствие требованиям ст. 104 Конституции РФ и ст. 105 Регламента Государственной Думы и в течение 14 дней представляет его вместе с заключением в Совет Государственной Думы. При несоответствии законопроекта указанным требованиям Совет Государственной Думы возвращает его инициатору для их выполнения. После выполнения этих требований субъект права законодательной инициативы вправе вновь внести данный законопроект. Если же законопроект соответствует требованиям, Совет Государственной Думы назначает ответственный по законопроекту комитет и включает проект в примерную программу законопроектной работы палаты на текущую сессию. Данное действие означает признание законопроекта официально внесенным в Государственную Думу.

     2.3 Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой.

       Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе осуществляется в трех чтениях, если палатой применительно к конкретному законопроекту не принимается другое решение.

     2.3.1 Рассмотрение законопроекта в первом чтении

     В первом чтении обсуждаются основные положения законопроекта, вопрос о необходимости его принятия, дается общая оценка концепции законопроекта. Обсуждение начинается с доклада инициатора законопроекта и содоклада ответственного комитета палаты. Рассмотрение законопроекта, внесенного Президентом РФ, Правительством РФ, субъектом РФ, начинается с обоснования их представителями необходимости законопроекта и заканчивается их заключительным словом с анализом высказанных в ходе обсуждения законопроекта предложений и замечаний. В ходе рассмотрения заслушиваются предложения и замечания фракций и депутатских групп, полномочного представителя Президента РФ, представителей Правительства РФ, субъектов РФ и других лиц, приглашенных для участия в обсуждении.

      По  результатам обсуждения законопроекта  в первом чтении Государственная  Дума может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний, отклонить законопроект или принять закон. В случае принятия законопроекта Дума может установить сроки подачи поправок к законопроекту и внесения его на второе чтение. Дума может также принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении.

      Решение по законопроекту, рассмотренному в  первом чтении, считается принятым, если за него проголосовало большинство  от общего числа депутатов Государственной  Думы. Это решение оформляется  постановлением Государственной Думы.

      Законопроект, принятый в первом чтении, в течение  пяти дней направляется для сведения в Совет Федерации.

      Поправки  к законопроекту, принятому в  первом чтении, поступают в соответствующий  комитет Государственной Думы. Такие  поправки вправе вносить Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ могут вносить поправки к законопроекту по вопросам их ведения.

      Ответственный комитет изучает и обобщает поправки. Комитет вправе проводить независимую  экспертизу поправок на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным конституционным законам. Лица, внесшие поправки, вправе уточнять их в ходе обсуждения в комитете. После рассмотрения на заседании комитета доработанный законопроект представляется в Совет Государственной Думы для включения в календарь рассмотрения палатой вопросов во втором чтении. Вместе с законопроектом комитетом представляется таблица поправок, рекомендованных комитетом к отклонению, и таблица одобренных комитетом поправок. Таблицы направляются также Президенту РФ, субъекту права законодательной инициативы, внесшему данный законопроект, и Правительству РФ.

      2.3.2 Рассмотрение законопроекта во втором чтении.

        В начале второго чтения законопроекта с докладом выступает представитель ответственного комитета, который сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в комитете, поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Затем выступают полномочный представитель Президента РФ, представители инициатора законопроекта, Правительства РФ. Председательствующий выясняет, имеются ли возражения фракций и депутатских групп или депутатов против поправок, включенных ответственным комитетом в законопроект при его доработке. Если такие возражения имеются, то предоставляется слово для их краткого обоснования. Докладчик отвечает на возражения, после чего проводится голосование об одобрении или отклонении поправки.

      При рассмотрении возражений против поправок, включенных ответственным комитетом в законопроект при его доработке, проводится голосование о принятии проекта за основу. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов. В случае принятия законопроекта за основу председательствующий ставит на голосование вопрос об утверждении рекомендации комитета по отклонению соответствующих поправок. При утверждении данной рекомендации на голосование ставится вопрос о принятии законопроекта во втором чтении.

      Если  же законопроект за основу не принят, то на голосование ставится вопрос о продолжении обсуждения или его отклонении. Если принято решение о дальнейшем обсуждении, Дума переходит к рассмотрению поправок, отклоненных ответственным комитетом. После принятия решения по отклоненным поправкам проводится голосование о принятии законопроекта во втором чтении. В результате голосования Государственная Дума принимает законопроект во втором чтении либо отклоняет его.

Информация о работе Проблемы и пути совершенствования законотворческого процесса