Проблемы и пути совершенствования законотворческого процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 07:09, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи работы. Основной целью данной работы является изучение федерального законотворческого процесса, проблемы и пути совершенствования.
Для достижения цели поставлены и решены следующие задачи:
проанализированы теоретические аспекты, определены основные цели и характеристика стадий и элементов законотворческого процесса;
выявлены особенности возникновения и продвижения законопроектов;
изучены методические основы разработки законопроектов
исследованы средства и деятельность субъектов федерального законотворчества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика законотворческого процесса........…..5
Понятие и сущность законотворческого процесса………………..…5
Принципы законотворческого процесса……………………………....7
Глава 2. Стадии законотворческого процесса…………………………..12
2.1 Законодательная инициатива…………………………………………12
2.2 Предварительное рассмотрение законопроекта в Государственной Думе……………………………………………………………………………14
2.3 Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой……………………………………………………………………….…14
2.3.1 Рассмотрение законопроекта в первом чтении…………….….….14
2.3.2 Рассмотрение законопроекта во втором чтении…………………..16
2.3.3 Рассмотрение законопроекта в третьем чтении……………………17
2.4 Рассмотрения и ободрения законов Советом Федерации…………...…18
2.5 Рассмотрение и одобрение федеральных законов согласительной комиссией……………………………………………………………………...20
2.6 Подписание закона Президентом РФ и обнародование………………..21
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования законотворческого процесса…………………………………………………………………..…...22
3.1 Проблемы юридической техники…………………………………….….22
3.2 Проблемы участия субъектов РФ в законотворческом процессе…...…25
Заключение……………….…………………………………………………..31
Список использованной литературы……………

Работа содержит 1 файл

курсовая КПРФ.doc

— 159.50 Кб (Скачать)
 

    Содержание

    Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1. Общая характеристика законотворческого процесса........…..5

    1. Понятие и сущность законотворческого процесса………………..…5
    2. Принципы законотворческого процесса……………………………....7

Глава 2. Стадии  законотворческого процесса…………………………..12

     2.1 Законодательная инициатива…………………………………………12

     2.2 Предварительное рассмотрение законопроекта в Государственной       Думе……………………………………………………………………………14

     2.3  Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой……………………………………………………………………….…14

     2.3.1 Рассмотрение законопроекта в первом чтении…………….….….14

     2.3.2 Рассмотрение законопроекта во втором чтении…………………..16

    2.3.3 Рассмотрение законопроекта в третьем чтении……………………17

2.4 Рассмотрения и ободрения законов Советом Федерации…………...…18

2.5 Рассмотрение и одобрение федеральных законов согласительной комиссией……………………………………………………………………...20

2.6 Подписание закона Президентом РФ и обнародование………………..21

Глава 3. Проблемы и пути совершенствования законотворческого процесса…………………………………………………………………..…...22

3.1 Проблемы юридической техники…………………………………….….22

3.2 Проблемы участия субъектов РФ в законотворческом процессе…...…25

 Заключение……………….…………………………………………………..31

Список использованной литературы………………………………………..33 
 
 
 
 
 

    Введение 

     В настоящее время, когда политические и экономические реформы, проводимые в России, потребовали интенсивного законотворчества, как никогда становится ясно, насколько важен сам процесс  создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона "вписаться" в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его существования и реального применения.

     Данная  тема как никогда, актуальна именно сегодня, когда перед государством стоит задача укрепления его правовой основы. Некомпетентность, спешка законодателя, несоблюдение научных основ законопроектной работы могут негативно сказаться на всей правовой системе.

     Цель  и задачи работы. Основной целью  данной работы  является изучение федерального законотворческого процесса, проблемы и пути совершенствования.

     Для достижения цели поставлены и решены следующие задачи:

     проанализированы  теоретические аспекты, определены основные цели и характеристика стадий и элементов законотворческого  процесса;

     выявлены  особенности возникновения и  продвижения законопроектов;

     изучены методические основы разработки законопроектов

     исследованы средства и деятельность субъектов  федерального законотворчества.

     Предмет исследования - процедура возникновения, разработки, принятия и вступления в силу федеральных законов

     Объект  исследования - Законотворческая деятельность Высших органов Государственной власти Российской Федерации

     Методология и методы исследования. Общей методологической основой исследования является диалектический метод познания. Также применялись  методы исследования систематизации, сравнения, обобщения, классификации.

     Информационную  основу работы составили нормативные  документы и статистические данные. При написании работы использовались труды ученых в области теории государства и права, конституционного права, социологии права, материалы периодических изданий, научно-практических конференций и др.

     Работа  состоит из Введения, трех Глав, Заключения и списка используемой литературы.

     В Главе 1 - Общая характеристика законотворческого процесса - характеристика законотворческого процесса и принципов законотворчества.

     В Главе 2 – Стадии  законотворческого процесса - дается характеристика стадий законотворческого процесса; описывается процедура рассмотрения и принятия законов высшим законодательным органом нашей страны и показывается процесс подписания и обнародования принятых законодательных актов и порядок вступления их в силу.

     В Главе 3 - Проблемы и пути совершенствования законотворческого процесса – рассмотренные основные проблемы законотворчества на современном этапе и возможные пути их решения.  

     В Заключении делаются основные выводы по работе.

     В списке используемой литературы указаны  используемые в ходе выполнения работы источники и литература.  
 
 
 

    Глава 1. Общая характеристика законотворческого  процесса 

  1. Понятие и сущность законотворческого процесса

     Важнейшим условием осуществления правовой реформы  и совершенствования всей системы  законодательства являются высокое  качество принимаемых нормативных  правовых актов и их эффективность  в механизме правового регулирования  общественных отношений. Качество и эффективность законодательных актов в первую очередь достигаются в ходе нормотворческой деятельности государства.

     Законотворческий  процесс характеризуется органическим единством трех его основных компонентов: познания, деятельности и результата, которые в своих диалектических взаимопереходах составляют относительно законченный цикл законотворчества, вслед за которым по восходящей линии следуют в той же последовательности аналогичные циклы, образующие в своей целостности систему этого процесса. На самом деле, для того чтобы в законах адекватно отражались происходящие в обществе процессы, надо постоянно обнаруживать, изучать и умело использовать объективные закономерности, направляющие эти процессы.

     Законотворчество  — это деятельность компетентных органов государственной власти, которая представляет собой особую правовую форму осуществления функций государства, состоящую в принятии, изменении или отмене правовых норм. Законотворческая деятельность отличается от других форм деятельности органов государственной власти тем, что здесь устанавливаются общеобязательные правила поведения (правовые нормы), адресованные всем субъектам правоотношений. В результате законотворчества нормы права получают свое закрепление в официальных документах — нормативно-правовых актах1.

     Законотворческий  процесс - основное, начальное звено механизма правового регулирования. Оно начинается тогда, когда необходимость нововведений уже назрела и их направление уже определено общественным развитием.

     Важнейшей задачей государства в области законотворческой деятельности является приведение всей системы законодательства в соответствие конституционным и международно-правовым стандартам обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина, установление правопорядка и законности.

     Законотворческая  деятельность занимает важнейшее место в механизме правового регулирования и управления обществом. Культура и уровень законотворческого процесса, а соответственно и качество принимаемых нормативно-правовых актов — это показатель цивилизованности общества и демократичности государства.

     Законотворческая  деятельность представляет собой не столько политико-правовое, сколько, прежде всего, социально-правовое явление. Если законотворчество в самом общем  виде может быть определено как деятельность (совокупность мероприятий и действий), направленная на создание правовых норм, обладающих высшей юридической силой, то законотворчество как специально-юридическая категория означает соответствующую юридически значимую деятельность. Законотворческая деятельность, будучи урегулированной правом, характеризуется строгой последовательностью операций (действий) по созданию законов и выражается в законотворческом процессе (его процессуальная сторона) как юридической форме функционирования механизма законотворчества во времени. Фактическое содержание законотворчества как научной категории составляет сама деятельность, направленная на создание закона, осуществляемая через специальный механизм законотворчества. В этом случае законотворческий процесс действует в качестве формы ее (деятельности) осуществления, характеристики функционирования механизма законотворчества (системы законодательных органов, законотворческих норм и т.д.) во времени2.

  1. Принципы законотворческого процесса

     Законотворчество, как и любой вид деятельности в государственно-организованном обществе, должно быть упорядоченно, четко регламентировано, подчиняться определенным принципам, правилам, требованиям.

     Основные  принципы законотворчества имеют объективное  значение, их содержание зависит, в конечном счете, от экономических общественных отношений, от объективных закономерностей развития общества. Тем самым основные принципы законотворческой деятельности не есть произвольные веления тех или иных органов, должностных лиц. Они должны отражать и учитывать объективные факторы, влияющие на законодательное регулирование общественных отношений в РФ, а также различные факторы общественного сознания, уровень культуры и правосознания народа и другие факторы и обстоятельства.

     Основными принципами законотворческого процесса выступают следующие исходные положения.

     Во-первых, это научный характер законотворчества и его связь с правоприменительной  практикой. Принцип научности выражается в использовании достижений науки, приемов и методов научного анализа в законотворческом процессе. Органы законодательной власти при разработке и принятии юридических норм изучают объективные потребности развития социальной жизни, обосновывают необходимость и целесообразность правового регулирования существующих общественных отношений. Только в этом случае юридические нормы будут эффективными в механизме правового регулирования. Научная обоснованность законотворческой деятельности — необходимое условие повышения качества принимаемых законов и предпосылка эффективности содержащихся в них норм. Во многом это зависит от высокого профессионализма и компетентности тех, кто занят разработкой и научной экспертизой законопроектов. Научная экспертиза принимаемых законопроектов дает возможность выявить, насколько они отвечают предъявляемым требованиям.

     Научная обоснованность принятия юридических  норм особенно возрастает в наши дни, когда общественная жизнь выдвигает  на передний план новые проблемы правового  регулирования социальных отношений. Это также вопросы, связанные  и с межнациональными конфликтами, и с религиозным экстремизмом, и с международным терроризмом, и пр. При разработке новых нормативно-правовых актов законодатель должен определить, какие юридические нормы необходимы для новых условий и как они будут действовать. А для этого нужна четкая научно обоснованная политика в области законодательного процесса, которая могла бы своевременно выявить недостатки существующей нормативно-правовой базы, избежать просчетов в процессе дальнейшей законодательной деятельности. Необходима научно обоснованная концепция развития законодательства во взаимосвязи с экономическими, политическими и социальными реформами. «Научное обеспечение законотворчества, — отмечает С.В. Поленина, — требует активного влияния науки на процесс создания как законодательных актов, так и издаваемых на их основе подзаконных нормативных актов, конкретизирующих и развивающих положения закона. Не последнюю роль играет при этом уровень использованной при подготовке закона законодательной техники»3.

     Законодательная деятельность государства должна быть тесно связана с правоприменительной практикой. Именно она дает возможность судить о качестве и эффективности принятых нормативно-правовых актов, информирует о необходимости их изменения или отмены. Тем самым корректируется и совершенствуется работа законодательных органов.

Информация о работе Проблемы и пути совершенствования законотворческого процесса