Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 09:06, курсовая работа
Тема курсовой работы «Пробелы в праве» считается очень актуальной, так как в условиях трансформации политической и экономической жизни страны появление новых институтов хозяйствования и, соответственно, новых типов общественных отношений, не охваченных правовым регулированием, неизбежно. В нашем законодательстве, хоть и не много пробелов, но Мы живем в ситуации, когда законодатели, а именно правотворческие органы не успевают за быстро меняющейся реальностью, что чрезвычайно затрудняет работоспособное функционирование предприятий. В своей курсовой работе, мы в большей мере выделял пробелы гражданского, хозяйственного права, как более понятные мне, и мы старались не переступить грань теории государства и права, приводя лишь некоторые наиболее яркие примеры, которые я нашёл во все доступных мне источниках.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………..………………………………………...….…….…3
Глава 1 Пробелы в праве ……………………………………………….………...6
1.1 Природа пробелов в праве……………………………………………..…6
1.2 Устранение пробелов в праве …………………………………………..9
1.3 Полное отсутствие необходимых нормативных актов…………..…...12
1.4 Пробел как неполнота действующего нормативного акта …………...13
Глава 2 Механизмы устранения пробелов в праве …………………………...15
2.1 Механизмы устранения пробелов в праве с точки зрения
зарубежной литературы…………………………………………………………15
2.2 Обязательство судей в самостоятельности решений………………….17
Заключение ………...……………………………………………………….19
Список использованных источников и литературы ….……….…….……21
Приложение ……………..…………………………………………….…….22
Примерно в тоже время появляются процедуры применения право по аналогии. То есть судьям предписывается обращаться со своими сомнениями не к Суверенному владетелю власти, а к «Руке и помощи закона». В данном случае говорится о явно различных процедурах обращения.
После появления в XVIII веке доктрины о разделении властей, необходимость разделения законодательной и исполнительной власти была обоснована Монтескьё. Естественно, что доктрина разделения властей неисправимо ведет к уменьшению роли судей. Поэтому под влиянием данной концепции была проявлена склонность к разработке и изданию абсолютно точных текстов законов, оставляющих мало свободы судьям, и отдающих приоритетное право устранения пробелов законодателю, даже мелком несоответствии правовых норм каждому конкретному случаю. Так, судьям было запрещено самим толковать право в случае неясности и пробельности закона, но им разрешалось обращаться к Законодательному корпусу во всех случаях, которые они сочтут необходимым, заново переписать закон. Однако такая формулировка скорее уполномочивала, чем обязывала судей обращаться к законодательной власти, для того, чтобы получить точную и правооблеченную формулировку закона. Затем, было введена новая процедура, если судебный процесс дважды не приводил к однозначному решению, то судам последней инстанции предписывалось обращаться к законодателю с просьбой дать уточнения. Если процедура общего обращения вскоре исчезла, специальная, в случае конфликта судебных решений, просуществовала намного дольше.
Таким
образом, из этой главы можно сделать
вывод в зарубежной литературе приводиться
много способов по устранению пробелов
в праве, но более действенных методов
для нашего времени мы не смогли.
2.2 Обязательство
судей в самостоятельности
В противоположность описанным ранее двум путям, существует другая возможность – облечения судей властью постановлять самим в случае молчания или неясности закона и, тем самым, решать самим сложности, связанные с конкретным случаем. Присутствие в правовой системе положения, которое обязывает судей проявлять инициативу в устранении пробелов в праве, и дающие им компетенцию на это, оказывает глубокое влияние на всю систему права в целом. Такое положение дел имеет целью придать правовой системе, частью которой оно является, законченный характер и непротиворечивый характер. Похожая норма права кладет в основу системы постулат, который соотносится с двумя следующими характеристиками: принцип разумности и непротиворечивости, а также ситуационности. В таком случае, если законодатель не соблаговолил устранять неточности, двусмысленности текстуального содержания нормы, судья имеет право решать сам устранения пробелы путем толкования. А в случае, если законодатель упустил определенную жизненную ситуацию из сферы правового регулирования, то судья обязан сам, исходя из общей политики законодательства, решить сам. Такая правовая система является законченной, если не в данный момент, то после вмешательства судьи и столкновения с общественными отношениями, не попавшими в серу правового регулирования.
Среди норм, которые предоставляют судье право решать самому, можно выделить ограничивающие эту его возможность и устанавливающие правила для данных исключительных случаев, но каждая правовая система по-разному определят эти методологические нормы.
Исходя
из нашей работы, над этой главой можно
сделать вывод, что судья при вынесении
решении всегда должен ориентироваться
на принцип разумности и непротиворечивости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе мы постарались разобраться с категорией пробела в праве, возможными путями восполнения пробелов, доказать жизненность темы работы и привести несколько последних примеров недостатков права из моей практики, вынесенных в приложения. И в заключение приведу ряд проблем богатой зарубежной теории устранения пробелов, замешанных на использовании формальной логики:
Но это, все их несущественные признаки, очень далекие от реальной действительности. Российских законодателей, на мой взгляд, ожидает как всегда свой особый путь устранения недостатков в праве, противоречивости правовых норм, их взаимоисключаемости, ликвидации нежизненных устаревших норм.
На мой взгляд, в нашей российской практике возможны следующие способы разрешения проблемных ситуаций, с точки зрения правоприменительных органов, в гражданском праве:
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Логинов, А.Л. Нетипичные ситуации в правоприменительном процессе и их разрешение / А.Л. Логинов.- М., - 1994.- 367 с.
2. Алексеев, С.С. Теория государства и права / С.С. Алексеев.- М.,-1980 549 с.
3. Лазарев, А.Е. Пробелы в праве / А.Е. Лазарев.- М., - 1974.- 73 с.
4. Рассолов, М.М. Проблемы права / М.М. Рассолов.- М., // Закон и право, -2007.- c. 431
5. Гражданский кодекс Российской Федерации / М., - 2007.- с. 786
6. Налоговый кодекс Российской Федерации / М., - 2007.- с. 624
7. Гражданское право Российской Федерации / М., - 2007.- с. 704
8.
Хозяйственное право
9. Сырых, М.В. Теория государства и права / М.В.Сырых.- М., -2005.- с. 675
10. Корельский, В.М. Теория государства и права / В.М. Корельский.- М., - 1998.- с. 575
11. Комаров, С.А. Общая теория государства и права / С.А.Комаров. – М., - 1996.- c. 786
12. Лазарева, В.В. Теория права и государства / В.В. Лазарева.- М., - 2002.- с.212
13. Азрилиян, А.Н. Юридический словарь. / А.Н. Азрилиян. – М., - 1989.- 845 с.
14. Бородич, В.Д. Введение в правоведение / В.Д. Бородич. – М., -2000.- 987с.
15. Тарасов, О.Л. Проблемы законодательства / О.Л. Тарасов.- М., - 2006.- 875
16. Комментарий
к федеральному закону о защите прав
потребителей / М., -2005.- с.345
Приложение 1
Ситуация
Магазины
розничной и оптовой торговли
часто сталкиваются с потребностью
покупателей вернуть ранее
Проблема.
Несовершенство и непредусмотрительность законодателя, отсутствие уточняющих инструктивных материалов автоматически влекут за собой массу вопросов для хозяйствующего субъекта, как в денежном отношении (налоги), так и юридическом (проблема документирования) аспекте, которые до сих пор не удалось целиком решить.