Пробелы в праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью исследования является изучение способов и механизмов устранения и восполнения пробелов в праве.
При подготовке данной работы поставлены следующие задачи:
- изучить понятие и виды пробелов в праве;
- проанализировать способы устранения пробелов;
- исследовать механизмы устранения пробелов в праве с точки зрения зарубежной литературы.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….5
1 Понятие и виды пробелов в праве …………………………………………….7
1.1 Понятие пробелов в праве …………………………………………………...7
1.2 Классификация пробелов в праве ………………………………………….10
2 Причины возникновения пробелов в праве …………………………………13
2.1 Появление новых общественных отношений как одна из причин возникновения пробелов в праве………………..……………………………. 13
2.1 Упущения со стороны законодателя как причина возникновения пробелов в праве……………………………………………………………………………16
3 Способы устранения пробелов в праве…………………………………….. 20
3.1 Устранение пробелов в Российском законодательстве …………………..20
3.2 Международный опыт устранения и преодоления пробелов в праве …..25
Заключение ………………………………………………………………………29
Список использованных источников………………

Работа содержит 1 файл

Пробелы в праве.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

     Любой пробел - отсутствие или неполнота нормы в содержании действующей системы права. Следует доказать, что имеющееся содержание не охватывает собой тех общественных отношений, которыми призвана регулировать данная система.

     Для установления пробела недостаточно обнаружить отсутствие или неполноту норм. Следует доказать необходимость их существования в действующей системе права.

     Необходимо  установить, что факты, призванные быть урегулированными, находятся в сфере  правового воздействия11.

     Под правовым воздействием понимается, в широком смысле, все формы влияния государства на поведение и деятельность людей, в узком смысле, правовое воздействие – влияние на общественные отношения через нормы права. И в том, и другом случае используются средства правового характера: основанные на нормах права, будь-то индивидуальные правоприменительные акты, акты реализации правоспособности. Сфера нормативного правового воздействия по своему содержанию – это круг общественных отношений, событий, фактов и обстоятельств, нуждающихся в правовом опосредовании. Границы правового регулирования и рамки действующих нормативных актов перекрещиваются, но не совпадают. Всегда имеется часть общественных отношений, жизненных ситуаций и обстоятельств, которые находятся в сфере правового регулирования и не регламентированы правом.

     В российском законодательстве аналогия закона упоминается всего лишь в  трех кодифицированных юридических  актах, причем весьма расплывчато.

     В ст. 6 ГК РФ записано, что в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 ст. 2 Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, то к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

     Так, Панов В.С. разделяет аналогии по отраслям права. Например, в уголовном праве аналогия полностью запрещена, тогда как в гражданском праве она разрешена. Общее признание запрета аналогии закона в уголовном праве как раз и доказывает концептуальную природу применения по аналогии. Советское уголовное право долгое время придерживалась иных позиций. «Ни один, хотя бы и самый совершенный, кодекс не может, само собой разумеется, перечислить всех деяний, которые так или иначе, в ту или иную эпоху могут оказаться социально – опасными. Основным критерием для определения опасности того или иного явления является правосознание господствующего класса…». Это обстоятельство в первую очередь существует потому, что при применении норм уголовного права последствия для личности гораздо существеннее, чем в гражданском праве, и в целях безопасности личности, обеспечения прав и свобод применение аналогии запрещено. Вместе с тем, следует отметить, что и в уголовном праве исключить вероятность возникновения пробелов практически не возможно.

     Юридической наукой установлено, что пробелы  свойственны не только материальному, но и процессуальному праву. Практика применения гражданско – процессуального и уголовно – процессуального законодательства свидетельствует об использовании института аналогии при восполнении встречающихся пробелов. Так, например, если действия суда не предусмотрены законом, то нельзя говорить об их незаконности.

     Закрепление аналогии непосредственно в нормативном  акте свидетельствует одновременно о признании законодателем возможности возникновения пробелов. В этом случае, для преодоления пробела используется два приема: аналогия закона и аналогия права.

     Аналогия  закона – это применение к данному отношению правовой нормы, которая регулирует похожие, однотипные отношения. Аналогия права – применяется тогда, когда невозможно использование аналогии закона, и означает применение к данному случаю общих принципов права и принципов отрасли права, к которой относится этот случай.

     Применение  права по аналогии не ликвидирует пробел, он только преодолевается в конкретном случае. Пробел в праве может заполнить и ликвидировать только законодательный орган.

     Так, в доказательстве по аналогии основанием умозаключения служит сходство в некоторых свойствах между двумя отдельными предметами или классами предметов: из этого сходства заключают, что эти предметы похожи друг на друга и еще в каком – либо свойстве или свойствах, которые, как известно, принадлежат одному из них, но неизвестно, принадлежат ли другому... «Две вещи сходны в нескольких свойствах, следовательно, и в данном свойстве – таково доказательство по аналогии»12.

     В ряде областей правового регулирования  применение аналогии полностью исключено. Так, аналогия закона и права не применяется  при привлечении к уголовной, административной, дисциплинарной и имущественной ответственности, что служит гарантией неприкосновенности личности, обеспечивает стабильность правового регулирования, служит пресечению произвола и субъективизма.

     Следует отметить, что в некоторых правовых системах понятие пробельности права отсутствует. В частности, в англосаксонской. Здесь судья ликвидирует пробел в праве в процессе решения конкретного дела путем создания судебного прецедента.

     Еще одним способом устранения пробелов в праве являются обычаи делового оборота. Гражданские отношения, кроме законов, указов Президента РФ, постановлений правительства, актов Министерств, договоров, регулируются обычаями делового оборота (т.е. обычно предъявляемыми требованиями), которые рассчитаны исключительно на предпринимательские отношения.

     В Гражданском кодексе под обычаями делового оборота понимается сложившееся  и широко применяемые в предпринимательской  деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, и неважно, зафиксировано оно в каком – либо документе или нет13.

     Обычай – это дополнительный источник права, что вытекает из ст. 5 ГК. Обычно предъявляемые требования такого общего статуса в ГК не получили и, следовательно, приравниваться к обычаю не должны. Вопрос о применении и содержании таких требований должен решаться судом с учетом широкого круга факторов, в том числе хозяйственных возможностей должника и кредитора.

     На  основе обычно предъявляемых требований могут складываться обычаи, однако такое перерастание должно быть признано практикой их применения и получить свое подтверждение в наличии признаков обычая, названных в ст. 5 ГК.

     Для определения обычая делового оборота  необходимо наличие названных в  Гражданском кодексе ч.1 ст. 5 признаков:

  • сложившегося, т.е. устойчивого и достаточно определенного в своем содержании;
  • широко применяемого;
  • не предусмотренного законодательством правила поведения;
  • в какой-либо области предпринимательства;

     Названные признаки, могут вызывать при разрешении практических вопросов неясности, которые в случае спора должны разрешаться судом. Понятие области предпринимательства следует толковать расширительно: это может быть и отрасль экономики, и отдельная ее подотрасль; не исключены и межотраслевые обычаи делового оборота; возможны так называемые локальные обычаи делового оборота, действующие в крупных территориальных регионах, для которых характерно развитие и распространение предпринимательской деятельности определенного вида (текстильной, угледобывающей и т. д.).

     Обычай  делового оборота не обязательно должен быть зафиксирован в письменном документе, хотя нередко они имеются и являются желательными, ибо это вносит определенность в отношения сторон и исключает возникновение коммерческих споров.

     В ряде статей ГК имеются прямые отсылки  к обычаям делового оборота, если отношения сторон не определены нормами законодательства и условиями связывающего стороны обязательства. Наиболее часто такие отсылки встречаются в гл. 22 «Исполнение обязательств» (ст. 309, 311, 314, 315, 316), гл. 30 «Купля – продажа» (ст. 474, 478, 508, 510, 513), гл. 45 «Банковский счет» (ст. 848, 863, 867, 874), гл. 51 «Комиссия» (ст. 992, 998).

     Применение  обычаев предусматривается отдельными нормами и других действующих  в Российской Федерации актов, в  частности ст. 134, 135 КТМ, и может вытекать из положений заключенных Российской Федерацией международных договоров.

     Суд или другой правоприменительный  орган обязан, обнаружив в нормативном (правовом) акте пробел, который не восполняется договором, применить обычаи делового оборота. Они используются не только в качестве источника права (правила поведения), но и как обстоятельство, которое должно учитываться при толковании права. При этом обычай делового оборота, воспроизведенный в договоре, приобретает правовую силу условий договора и занимает место договора. 

     3.2 Международный опыт  устранения и преодоления  пробелов в праве 

     Механизмы устранения пробелов в праве с  точки зрения правоприменительной  практики можно условно разделить  на две большие группы.

     Во-первых, это передача спорных, неоднозначных и отсутствующих ситуаций на откуп судей и судов, которые могут как руководствоваться определенными методологическими институтами, так и решать все, исходя из предельно общих принципов построения правовой системы страны.

     Во-вторых, возможно создание центрального суверена, органа власти, который будет в краткий срок, знакомиться с неохваченными правом вопросами и давать свое решение, непреложно верное и истинное в последней инстанции. Рассмотрим оба способа, смешивая при этом понятия молчания закона и его неясности, в виду их крайней схожести.

     В течение своей долгой эволюции римское  право создало для толкования законов очень различающиеся  институциональные механизмы. Среди  них можно выделить процедуры  доклада. Можно процитировать «Институции Юстиниана». Последние, как это известно, предполагали намеренное устранение всех неточностей и споров в природе права. Предполагая выделить случаи, когда у судей возникали трудности употребления текстов, которые им казались двусмысленными, им предписывалось ходатайствовать императору, «которому принадлежит исключительное право издавать и толковать законы».

     Во  Франции абсолютные монархи, озабоченные  тем, чтобы помешать и не дать возможности  судьям изменить общий смысл своих  постановлений их толкованием, предоставляли возможность и обязывали суды и трибуналы обращаться к ним с этим типом доклада14.

     Силясь  уменьшить роль Парламента, им предписывалось также регистрировать свои Постановления  и толковать их централизованным путем. «Гражданское постановление  о реформировании юридической системы», например, гласит, что если в ходе судебного процесса, возникли какие-либо сомнения и проблемы по выполнению эдиктов, его Величество предписывает судам свободное толкование, но также им необходимо проинформировать об этих случаях и о своей позиции по толкованию сложных случаев Центральный аппарат власти. Впоследствии тенденция кодификации усилилась, роль судьи в механическом применении закона ограничивалась. Так, предписывалось судьям не решать им самим их сомнения, если смысл закона, им не кажется абсолютно точным, а обращаться к центральному аппарату судопроизводства с вопросами и докладными записками.

     Примерно  в тоже время появляются процедуры  применения право по аналогии. То есть судьям предписывается обращаться со своими сомнениями не к суверенному владетелю власти, а к «Руке и помощи закона». В данном случае говорится о явно различных процедурах обращения.

     После появления в XVIII веке доктрины о разделении властей, необходимость разделения законодательной и исполнительной власти была обоснована Монтескье. Что же по отношению к ликвидации пробелов в праве в данной доктрине нас занимает? Естественно, доктрина разделения властей неисправимо ведет к уменьшению роли судей. Так, под влиянием данной концепции была проявлена склонность к разработке и изданию абсолютно точных текстов законов, оставляющих мало свободы судьям, и отдающих приоритетное право устранения пробелов законодателю. Так, судьям было запрещено самим толковать право в случае неясности и пробельности закона, но им предписывалось обращаться к Законодательному корпусу во всех случаях, которые они сочтут необходимым, заново переписать закон. Однако такая формулировка скорее уполномочивала, чем обязывала судей обращаться к законодательной власти, для того, чтобы получить точную и право облеченную формулировку закона. Затем была введена новая процедура, если судебный процесс дважды не приводил к однозначному решению, судам последней инстанции предписывалось обращаться к законодателю с просьбой дать уточнения.

     В противоположность описанным ранее двум путям, существует другая возможность – облечения судей властью постановлять самим в случае молчания или неясности закона и, тем самым, решать самим сложности, связанные с конкретными случаями. Присутствие в правовой системе положения, которые обязывают судей проявлять инициативу в устранении пробелов в праве, и дающие им компетенцию на это, оказывают глубокое влияние на всю систему права в целом. Такое положение дел имеет целью придать правовой системе, частью которой оно является, законченный и непротиворечивый характер. Похожая норма права кладет в основу системы постулат, который соотносится с двумя следующими характеристиками: принцип разумности и непротиворечивости, а также ситуационности. В таком случае, если законодатель не соблаговолил устранять неточности, двусмысленности текстуального содержания нормы, судья имеет право сам устранять пробелы путем толкования. А, в случае, если законодатель упустил определенную жизненную ситуацию из сферы правового регулирования, то судья обязан решить сам,  исходя из общей политики законодательства. Такая правовая система является законченной, если не в данный момент, то после вмешательства судьи и столкновения с общественными отношениями, не попавшими в сферу правового регулирования.

Информация о работе Пробелы в праве