Пробелы в праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью исследования является изучение способов и механизмов устранения и восполнения пробелов в праве.
При подготовке данной работы поставлены следующие задачи:
- изучить понятие и виды пробелов в праве;
- проанализировать способы устранения пробелов;
- исследовать механизмы устранения пробелов в праве с точки зрения зарубежной литературы.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….5
1 Понятие и виды пробелов в праве …………………………………………….7
1.1 Понятие пробелов в праве …………………………………………………...7
1.2 Классификация пробелов в праве ………………………………………….10
2 Причины возникновения пробелов в праве …………………………………13
2.1 Появление новых общественных отношений как одна из причин возникновения пробелов в праве………………..……………………………. 13
2.1 Упущения со стороны законодателя как причина возникновения пробелов в праве……………………………………………………………………………16
3 Способы устранения пробелов в праве…………………………………….. 20
3.1 Устранение пробелов в Российском законодательстве …………………..20
3.2 Международный опыт устранения и преодоления пробелов в праве …..25
Заключение ………………………………………………………………………29
Список использованных источников………………

Работа содержит 1 файл

Пробелы в праве.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

Аннотация 

       Данная курсовая работа посвящена теме «Пробелы в праве».

       В первой главе курсовой работы мы рассматриваем  понятие и природу пробелов в праве, а так же виды пробелов и их классификацию.

       Во  второй главе нашей курсовой работы рассматриваются причины пробелов в праве.

       В третьей главе курсовой работы уделено  внимание способам устранения пробелов в праве как в отечественном законодательстве, так и на примере зарубежных стран. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Содержание 

Введение  ………………………………………………………………………….5

1 Понятие и виды пробелов в праве …………………………………………….7

1.1 Понятие  пробелов в праве …………………………………………………...7

1.2 Классификация  пробелов в праве ………………………………………….10

2 Причины возникновения  пробелов в праве …………………………………13

2.1 Появление  новых общественных отношений как одна из причин возникновения пробелов в праве………………..……………………………. 13

2.1 Упущения  со стороны законодателя как причина возникновения пробелов в праве……………………………………………………………………………16

3 Способы  устранения пробелов в праве…………………………………….. 20

3.1 Устранение  пробелов в Российском законодательстве …………………..20

3.2 Международный  опыт устранения и преодоления  пробелов в праве …..25

Заключение ………………………………………………………………………29

Список использованных источников…………………………………………...31

Приложение А. Сферы правового регулирования…………………………….34

Приложение В. Классификация пробелов в праве…………………………….35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

     Актуальность  темы исследования. Данная тема актуальна, т. к. в современной России в условиях трансформации политической и экономической жизни страны появление новых институтов хозяйствования и новых типов общественных отношений, не охваченных правовым регулированием, неизбежно. Мы живем в ситуации, когда законодатели, правотворческие органы не успевают за быстро меняющимися реалиями бытия, что чрезвычайно затрудняет работоспособное функционирование предприятий. Основное внимание мы постараемся уделить вопросам теории государства и права.

     Различным категориям российских граждан регулярно  приходится сталкиваться с нетипичными  и крайне спорными ситуациями. Запутанность и неопределенность, иными словами пробелы права нашей страны, на мой взгляд, одна из существенных проблем периода реформирования. Их наличие (пробелов) способствует возникновению не только мошенничества, но и целенаправленным экономическим преступлениям.

     Механизмы восполнения пробелов в Российской Федерации должны разрабатываться  юридической наукой в первую очередь  потому, что законодательная власть не в состоянии в один миг решить огромный возрастающий спектр пробелов российского законодательства. Единственным механизмом устранения пробелов, помимо законотворческой деятельности, в российской практике выступают Постановления Конституционного и Высшего Арбитражного Суда России. О правильности данного суждения свидетельствует многократный рост исследований, посвященных нетипичным, спорным ситуациям в праве, т.е. пробелам в праве, механизмам их толкования и применения аналогии.

     В данной курсовой работе мною предпринята  попытка дать характеристику понятию  и видам пробелов в праве. Раскрыть их природу, способы устранения данных пробелов, осветить с точки зрения зарубежной литературы механизмы устранения в праве.

     Степень научной разработанности темы. Методологической основой исследования данной курсовой работы являются труды таких авторов, как Ватмана Д.П., Лазарева А.Е., Малько А.В.,  Матузова Н.И., Петрухина П.Л.

     Объект  и предмет исследования. Объектом исследования данной курсовой работы являются причины возникновения пробелов в праве, а также способы их устранения и восполнения. Предметом исследования данной курсовой работы является понятие и виды пробелов в праве.

     Цель  и задачи исследования. Целью исследования является изучение способов и механизмов устранения и восполнения пробелов в праве.

     При подготовке данной работы поставлены следующие задачи:

     - изучить понятие и виды пробелов в праве;

     - проанализировать способы устранения  пробелов;

     - исследовать механизмы устранения  пробелов в праве с точки  зрения зарубежной литературы.

     Методология и методы исследования. В процессе выполнения работы были использованы анализ и синтез полученной информации, обобщение, а так же метод системного подхода.

     Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, разбитых на шесть подразделов, заключения, списка использованных источников. 
 
 
 
 
 

     1 Понятие и виды  пробелов в праве

     1.1 Понятие пробелов  в праве 

     Обилие  и разнообразие жизненных ситуаций, фактических обстоятельств не всегда бывает полностью урегулировано  юридическими нормами. Природа пробелов в праве заключается, в первую очередь, скорее в обширности и разнородности общественных отношений.

     Наиболее  наглядно вопрос о пробелах в праве  встает при проведении кодификаций, когда выявляются неохваченные нормами  права области жизнедеятельности. Выявление пробелов в праве не только дополняет и исправляет неточности и недостатки законодательства, но и одновременно с их выявлением, позволяет глубже понять все стадии правоприменительного процесса. Устранение пробелов в праве, на мой взгляд, ближе к практической деятельности, так как выявление пробелов требует столкновения правовых норм и общественных отношений. Но при любых обстоятельствах практические рекомендации требуют сколько-нибудь развитой методологической базы1.

     Понятие пробела в советской юридической  литературе практически не исследовалось. Но практика и жизнь в ситуации появления новых институтов наиболее ярко демонстрируют несовершенство и пробельность права и вызывают необходимость и потребность в поисках методов и способов разрешения спорных вопросов как в судебных случаях, так и просто в жизненной практике. Так, появление совершенно обновленного типа правоотношений повлекло за собой соответствующее появление норм материального и процессуального права, допускавших применение аналогии, как механизма разрешения и устранения пробелов.

     На  первом этапе развития советской юриспруденции главенствующую роль несли формулировки права, как таковые исключавшие саму по себе постановку вопроса о пробелах. Критика действующего законодательства в период 30-50-х годов не только не поощрялась, а наоборот, наказывалась2. Хотя, в зарубежных источниках, этот вопрос освещался практически постоянно. В тот момент западная юридическая наука предоставила ряд крупных работ, посвященных проблеме пробелов в праве, из которых можно почерпнуть технический инструментарий и накопленную ими сумму знаний о приемах и средствах исследования пробелов.

     Вопрос  о пробелах в праве в юридической  науке возникает преимущественно  в связи с применением и  толкованием правовых норм, а также  при решении общеметодологических задач правотворческого и правоприменительного процесса.

     Право по содержанию есть совокупность конкретно  определенных правил поведения людей3.

     Понимание понятия пробела в законе или в праве достаточно сложное. Смешение фактических общественных отношений с правоотношениями и, особенно, их включение в понятие права затрудняет уяснение вопроса о пробелах.

     Определяя право через нормы или совокупность норм, необходимо обращать внимание на применение права в общественных отношениях.

     Юридической наукой дано определение понятия  пробела в праве – это отсутствие конкретного нормативного предписания в отношении фактических обстоятельств, находящихся в сфере правового регулирования, отсутствие нормы права для урегулирования какого-либо вида общественных отношений.

       Основными критериями  установления пробелов выступают:

  • Потребность правового регулирования.
  • Не должны противоречить требованиям действующего законодательства и нормам права.
  • Научная и правовая политика законодателя в качестве критерия установления пробела.
  • Воля государства на создание соответствующих норм.

     О полном отсутствии норм как о пробеле  в праве можно судить и на основе анализа действующих норм, если рассматривать  их в системе.

     Рассматривая  право как систему, проникнутую  единством и взаимообусловленностью в своих частях, мы должны признать дефектность системы, если по каким-либо причинам отсутствует звено, обеспечивающее наряду с другими функциональную связь общественных отношений и права.

     Достижение  конечных целей права затрудненно  и эффективность действующих  норм снижается, когда полностью отсутствует необходимый нормативный акт, в данном случае налицо пробел в праве.

     Социальная  ценность права выражается, прежде всего, в таких его объективных  свойствах как нормативность  и формальная определенность, поэтому, если законодатель проявил волю на урегулирование определенного типа общественных отношений, но имеются в наличии не все необходимые нормы, ощущается неполнота издаваемых нормативных актов. О воле законодателя может свидетельствовать и сам факт издания нормативного акта. Если выраженное намерение законодателя не во всем получило формальную определенность, то в таком случае можно говорить о неполноте акта.

     Говоря  о пробеле в праве как о  неполноте действующих актов, (речь идет о дефектах в оформлении государством своей воли,  о неполном ее выражении посредством юридических норм), нельзя констатировать  неполноту закона, если понимать ее как несоответствие содержания, логического смысла и буквального смысла, выраженного в его текстуальной форме, устраняемого путем толкования. Никакие приемы толкования не способны устранить действующие устаревшие законы, толкование которых лишь подчинено цели уяснения воли законодателя, заключенной в нормах права. С помощью различных приемов толкования уясняется воля законодателя, а с помощью расширительного или ограничительного толкования  буквальный смысл норм приводится в соответствии с действующим законодательством.

     Пробелом  в праве будет такая неполнота  законодательства, когда содержание норм права не дает основания для  разрешения определенного случая, когда ни буквальным текстом, ни его смыслом этот случай не охватывается. Только абсолютно не ясные и взаимоисключающие нормы  могут свидетельствовать о пробеле.

     Установление  пробела преследует продолжение  целей толкования на новой ступени  детализации. При установлении неполноты актов необходимо определять, входят ли фактические обстоятельства в сферу правового воздействия.  Именно это и характеризует творческий характер правоприменительной деятельности.

       Таким образом, пробел в праве - несовершенство права, отсутствие реального содержания, которое должно являться необходимым его компонентом. Некоторые видят в праве и намеренные пробелы, что значит - законодатель сознательно оставил вопрос, находящийся в поле его зрения, открытым с целью предоставить его решение течению времени или отдавал его на усмотрение практики. Необходима теоретическая разработка оснований оставления законодателем тех или иных вопросов без внимания. 

     1.2 Классификация пробелов  в праве 

     Пробелы - это дефекты системы права, когда отсутствуют отдельные нормы, а возможно и целые их совокупности.

     Говорить  о полном отсутствии необходимых  правовых актов можно,       когда       нормодатель   не   урегулировал       обособленную совокупность общественных отношений, требующих закрепления  правом, и поэтому отсутствуют конкретные нормы права. Если на регулирование каких-либо обстоятельств государственная воля проявлена, то можно говорить о пробелах в праве как о полном отсутствии нормативных актов1.

Информация о работе Пробелы в праве