Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:46, реферат
Одним из сложных вопросов правоприменительной деятельности является восполнение пробелов в законодательстве . Под пробелом в праве обычно понимается полное или частичное отсутствие правового регулирования таких отношений, которые объективно требуют этого. Природа пробельности законодательства довольно сложна, наиболее важными аспектами этого явления выступают следующие. Во-первых, частично существование пробелов (как неурегулированности, так и недостаточной урегулированности отдельных вопросов) вызвано неполным или неточным изложением воли законодателя в нормах, недостаточностью использования средств юридической техники. Примером такой пробельности является полное или частичное отсутствие у ряда субъектов уголовного процесса закрепленных в законе прав и обязанностей .
Понятие пробела в праве, их виды и причины появления;
Установление пробелов и их отграничение от смежных правовых явлений;
Устранение (восполнение) пробелов.
План
Одним из сложных вопросов правоприменительной деятельности является восполнение пробелов в законодательстве1. Под пробелом в праве обычно понимается полное или частичное отсутствие правового регулирования таких отношений, которые объективно требуют этого. Природа пробельности законодательства довольно сложна, наиболее важными аспектами этого явления выступают следующие. Во-первых, частично существование пробелов (как неурегулированности, так и недостаточной урегулированности отдельных вопросов) вызвано неполным или неточным изложением воли законодателя в нормах, недостаточностью использования средств юридической техники. Примером такой пробельности является полное или частичное отсутствие у ряда субъектов уголовного процесса закрепленных в законе прав и обязанностей2.
Во-вторых, пробел - не всегда просчет законодателя. Иногда пробельность (ее именуют последующей) вызвана появлением новых отношений, которые хотя и охватываются правом, но в деталях не могли быть предусмотрены законодателем.
Пробел существует в двух видах — в виде полного отсутствия какого-либо регулирования вопроса и в виде неполноты имеющегося регулирования. Те и другие пробелы являются настоящими, те и другие требуют апелляции к нормотворче-ским органам на предмет принятия новых норм.
Идеальных законов нет и в принципе не должно быть. Любой закон, если он в своей основе социально обусловлен, всегда детерминирован многими факторами общественного, экономического, политического, духовного, морально-нравственного характера. С другой стороны - это творение человеческого разума, продукт более или менее полного познания законодателем указанных сложных явлений действительности, которые постоянно уточняются, углубляются, а иногда и изменяются, и в этом смысле не всегда являются не абсолютными, а относительными, поскольку не дают полного и исчерпывающего представления о социально-экономических детерминантах, генерирующих назревшую потребность правового регулирования и само содержание принимаемого в связи с этим закона3.
Сфера социальной жизни настолько многообразна, что невозможно предусмотреть все оттенки его проявления, все жизненные ситуации, с которыми необходимо связывать наступление юридических последствий4. Таким образом, неизбежность существования пробелов объясняется невозможностью создания абсолютного совершенного права, самой особенностью познания бытия и мышления, материи и сознания, постоянным развитием объективной действительности.
«Пробелы в праве, - подчеркивает М.А. Кауфман, - неизбежны и свойственны даже самой развитой законодательной системе, так как запрет на конкретные виды поведения официально формулируются в законодательстве лишь на конечном этапе процесса правообразования».
По этому поводу классик русской юриспруденции И.А. Покровский справедливо писал, что закон, как и всякое дело рук человечества, часто страдает пороками мысли и пороками редакции5. Одним из таких пороков и является пробел в праве.
В целом можно отметить, что большая часть российских авторов в качестве причин появления пробелов называет два основных обстоятельства6:
1) неизбежное отставание законодательства от более динамично развивающихся общественных отношений;
2)
ошибки и упущения самого
При этом для изучения причин появления пробелов в праве важно отметить, что элемент их предвидения не беспределен. Познание объективных законов общества позволяет с точностью определить основное направление в развитии определенных общественных отношений. С большей или меньшей вероятностью можно учесть возможные отклонения от магистрального пути. Нельзя заранее предусмотреть всего многообразия жизненных ситуаций, которые могут возникнуть в дальнейшем. Когда такие ситуации (обстоятельства) возникают, а принятые ранее нормы их не учитывают, появляются пробелы в праве7.
«Очевидно, - пишет по этому поводу М.А. Кауфман, - что постоянные изменения общественной жизни, которые не в состоянии предвидеть ни один законодатель, так или иначе будут требовать своего регулирования, которое отсутствую в правовых актах. Процедура же создания правовых актов чрезвычайно громоздка и не успевает за ними. Таким образом, образуется пробел»8.
По мнению профессора А.Б. Венгерова, объективные пробелы возникают в случаях, когда «законодатель может быть не готов к принятию того или иного закона. Законодательный орган раздирают политические страсти, столкновения интересов социальных групп, политических партий. Верхняя палата отклоняет закон, принятый нижней палатой. Общественные отношения обладают такой новизной и степенью сложности, что непонятно, как, с помощью каких правовых средств их надо регулировать. Это объективные факторы. Они ведут к появлению так называемых правовых вакуумов»9.
Очевидно, объективные по природе пробелы в праве могут быть вызваны в первую очередь появлением новых общественных отношений в условиях трансформации политической, экономической и социальной жизни страны, появления новых сфер общественной жизни, не охваченных правовым регулированием. В сложившейся ситуации законотворческие органы не успевают за быстро меняющимися реалиями современного развития новых технологий науки, рыночных отношений, изменений экономического развития страны и т.д. Поэтому постоянное развитие политических, социальных и экономических отношений вызывает часто потребность в дополнительном нормативном регулировании. Все это особенно актуально в современных условиях, в свете появления новых общественных отношений и стремительного изменяющегося законодательства в Российской Федерации при переходе к новым социально-экономическим и политическим условиям. Таким образом, можно сказать, что объективные причины появления пробелов могут быть вызваны рядом факторов. Прежде всего, они могут объясняться резкой сменой экономического и политического курсов государства, которые по существу изменяют старые нормативно-правовые акты. То есть это, по сути, революционная ситуация, приводящая к образованию масштабных пробелов глобального характера. Именно в данные периоды появления пробелов в праве особенно заметны и значительны, в равной степени относятся ко всем отраслям российского права. Российская действительность XX в. дает нам множество примеров появления пробелов в праве10.
Объективные причины пробелов в праве могут образовываться также в процессе появления новых общественных отношений, связей, которые не предвидел и, возможно, не мог предвидеть законодатель. «Они объективные, - утверждает В.В. Лазарев, - если в момент издания соответствующих актов не существовало тех отношений, которые впоследствии заявили о себе в качестве нуждающихся в правовом регулировании, которые, другими словами, позже вошли в сферу правового регулирования»11.
Причины появления пробелов в праве согласно определениям ряда авторов носят и субъективный характер (как несовершенство законодательства, отсутствие надлежащей законодательной техники, различные неблагоприятные факторы субъективного характера и т.д.)12, т.е. когда нормодатель по каким-либо причинам что-то недосмотрел, упустил, неточно выразился, создал радикальное противоречие между нормами и т.п.
Е.И. Спектр13 к субъективным причинам появления пробелов относит непосредственное упущение законодателя, что имеет место:
1)
вследствие нормативного
2)
вследствие юридико-
Действительно,
при издании новых или отмене
устаревших правовых актов не всегда
соблюдаются правила
Так, Д.А. Керимов под законодательной техникой понимает определенную систему специальных знаний, навыков овладения искусством формирования и формулирования законодательных актов, необходимых при создании нормативно-правовых правил, законов и подзаконных актов, их систематизации14.
В современной отечественной литературе по теории права законодательная техника традиционно рассматривается как система правил и приемов наиболее рациональной организации и логически последовательного формулирования закона (и подзаконных актов) в соответствии с их сущностью и содержанием. Таким образом, подготавливаемый текст нормативного документа является результатом больших интеллектуальных усилий законодателя.
Изучение тенденций развития законодательной практики позволяет сделать три важных вывода:
1) законодательная техника проявляет себя на всех стадиях жизни закона;
2)
при внешней беспристрастности
законодательная техника может
использоваться для
3) необходимо учитывать специфику юридико-технологических приемов разных отраслей законодательства.
Проблема
совершенствования юридической
техники, подчеркивает М.А. Кауфман, занимает
важное место в современной
В целом в качестве причин появления субъективных пробелов можно отметить: упущения, ошибки самого законодателя и низкий уровень его законотворческой культуры.
Таким образом, совершенствование правовых норм в соответствии с объективно возникающими потребностями, появлением новых общественных отношений, которые законодатель не мог предугадать, составляет одну из важнейших закономерностей поступательного развития отечественных отраслей права. Пробелы могут быть вызваны объективными причинами, в первую очередь появлением новых общественных отношений в условиях трансформации политической, экономической и социальной жизни страны, появлением новых сфер общественной жизни, не охваченных правовым регулированием. Все это особенно актуально в современных условиях, в свете появления новых общественных отношений и стремительного изменяющегося законодательства в Российской Федерации при переходе к новым социально-экономическим и политическим условиям.
Субъективные
причины приобретают и пробелы,
когда необходимость
Причины здесь могут разные - как экономические обстоятельства (затраты по приведению в жизнь закона, политические факторы и т.д.), так и причины идеологического порядка, когда культурный уровень общества созреет и позволить урегулировать соответствующие отношения в нормах права16.
Как видим, причины появления пробелов носят как объективный, так и субъективный характер. В этой связи, справедливо отмечает В.В. Лазарев, на каком-то отрезке времени отдельные факты и отношения в силу объективных причин (изменения социально-экономического и политического развития, невозможность предвидения всего многообразия возможных отношений и т.д.), а также по обстоятельствам субъективного характера (недостаточная оперативность, недосмотр, несоблюдение правил законодательной техники и т.п.) остаются неохваченными действующим правом, а другие утрачивают свое значение как правовые в отношении фактов и социальных связей, находящихся в сфере правового регулирования. Вместе с тем они продолжают оставаться закрепленными формально не отмененными актами17.
Недопустимо смешивать такие понятия, как «пробел в праве» и «ошибка в праве». Ошибка - это неправильная оценка объективно существующих условий и появление на этом основании не той воли нормотворческих органов, которую следовало бы отобразить в нормативных актах. По мнению отдельных ученых, она имеет место, когда нормотворческий орган: