Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 09:39, курсовая работа
Целью настоящей работы является исследование демократии как принципа права.
Поставленная цель определила следующие задачи:
1) Изучить понятие и социальную обусловленность принципов права и их виды.
2) Рассмотреть понятие, сущность, основные черты и типы демократии.
3) Исследовать особенности суверенной демократии в российском обществе.
Введение 2
1. Принципы права: понятие, виды, социальная обусловленность 4
1.1. Понятие и социальная обусловленность принципов права 4
1.2. Виды правовых принципов 8
2. Содержание демократии как принципа права 14
2.1. Понятие, сущность, основные черты и типы демократии 14
2.2. Суверенная демократия в российском обществе 22
Заключение 30
Список использованных источников 32
Однако такой анализ предполагает, в исходном пункте, разделение терминов «суверенитет» и «демократия», выявление их понятийных и содержательных характеристик. Только после этого возможно вернуться к их синтезу и дать внятное (точнее, недвусмысленное) определение того и другого. Совершенствование научных представлений о взаимоотношении таких категорий как «суверенитет» и «демократия» неизбежно влечет расширение сфер познания философии, политологии, правоведения и других отраслей российской науки. Это предполагает выявление фундаментальных элементов концепции суверенной демократии, ее принципиальных положений и возможности реализации на существующем этапе развития российской государственности. Конечно, «суверенитет» и «демократия» как сложные политико – правовые категории не могут быть исследованы абсолютно во всех взаимосвязях, и содержательных характеристиках. В связи с этим следует остановиться на наиболее значимых, сущностных аспектах указанной концепции.Сами понятия «суверенитет» и «демократия» не являются тайной за семью печатями для отечественной науки. В многочисленных исследованиях философов, политологов, юристов, суверенитет, в самых общих его чертах, определяется как независимость носителя власти от всякой другой власти, при этом общее понятие суверенитета рассматривается как признак государства, понимаемый как верховенство, самостоятельность, независимость его власти [3, с. 59]. Размышления по поводу государственного суверенитета в наших условиях связаны, по меньшей мере, с тремя соображениями. Неприемлимыми, и потенциально опасными для России являются идеи «потенциального суверенитета».
Термин «демократия» представляется ещё более сложным и многосторонним, чем «суверенитет». Демократия определяется как форма власти, при которой официально провозглашён принцип подчинения меньшинства большинству, признаётся свобода и равноправие граждан. Демократия характеризуется и как форма общественной власти, государства основывающаяся на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод, как политический строй, основанный на признании принципов народовластия, свободы и равноправия граждан. С позиций наиболее устоявшихся и апробированных в многочисленных и, нередко, острых дискуссиях, представлений, выраженных в общей теории государства и права, демократия понимается как политический (государственный) режим (демократический режим), который основывается на участии народа в управлении государством, признании принципа равенства и свободы всех людей. Обобщая изложенное, можно сделать вывод о том, что концепция суверенной демократии должна основываться на современном понимании соотношения закрепленных в правовых нормах критериев, степеней:
1) независимости российского народа, и государства, как организации, выражающей его власть;
2) возможности народа
эффективно участвовать в
3) возможностей каждого
гражданина реализовать
Казалось бы, с правовым закреплением суверенитета, демократических основ формирования органов государства, провозглашением и гарантированием конституционных прав и свобод у нас всё в порядке. Действительно, Конституция РФ как основополагающий акт нашего общества и государства закрепляет все эти ценности. Но не смущает ли защитников нерушимости действующей Конституции тот факт, что масштабный переход от всевластия олигархов к современной модели государственной власти осуществлялся в период действия одних и тех же конституционных положений. Какова же гибкость конституционного выражения демократии? Может ли кто–либо гарантировать, что под прикрытием действующих конституционных норм не будет теоретически обоснован и практически осуществлён переход к авторитаризму? К сожалению таких гарантий сегодня нет. И в существующих условиях актуальным является рассмотрение проблематики не только суверенной демократии, но и гораздо более острых проблем суверенитета демократии, выражающей независимость власти российского народа.
Признавая право общества на существующие опасения, не следует заранее считать, что концепция суверенной демократии направлена на укрепление суверенитета в ущерб демократическим процессам. В условиях плюрализма мнений представления о независимости российского народа и государства от всякой иной власти как внутри, так и вне границ государства, а также воззрения на уровень его демократичности, не являются едиными.
Разброс идей весьма велик. Наиболее радикальные позиции основываются либо на идеях политического, экономического и духовного изоляционизма (гиперсуверенизации российского народа и государства), либо исходят из необходимости полной политической, экономической, духовной глобализации (десуверенизации российского народа и государства). Такие позиции весьма субъективны и, как правило, охватывают оценку только отдельных направлений сложных и многомерных процессов, происходящих в современном мире. Более того, радикальные воззрения нередко базируются на выявлении только негативных черт окружающей действительности и их абсолютизации. Воплощение таких крайних позиций в политической практике может быть связано либо с абсолютным идеализмом, либо со злым умыслом и не может рассматриваться как серьёзная перспектива. Поэтому истина должна находиться между ними, и её поиск связан с анализом особенностей именно российской демократии и теми обстоятельствами, которые побуждают нас укреплять её суверенитет. С учётом изложенных соображений, необходимой предпосылкой возможного становления, развития и воплощения концепции суверенной демократии является формулирование цели развития российского общества и государства, а также обобщенный анализ тех экономических, политических, идеологических и иных социальных процессов, которые происходят внутри и вне границ Российской Федерации [9, с. 68].
Говоря о суверенной демократии, следует говорить и об определении границ суверенитета не только в географическом смысле, но и в экономическом, политическом смыслах, то есть речь идет о своего рода «делимитации» и «демаркации» экономических, политических, идеологических границ России. Решение задачи превращения России в экономически развитое, демократическое и социально ориентированное государство связано с преодолением серьезных препятствий. К ним относятся негативные результаты начального периода реформ, экономическая слабость России, выражающаяся в значительном разрыве между государствами с высокоразвитой экономикой и нашей страной, наличие внешнеполитических и внешнеэкономических проблем, в том числе, попытки оттеснения России с перспективных мировых рынков, возрастание геополитических амбиций стран с высокоразвитой экономикой в условиях экономической глобализации, попытки геополитического переустройства мира, трудности нахождения общей позиции в вопросах, представляющих региональную или международную угрозу, активное использование средств политического, экономического и информационного давления на Российскую Федерацию, в целях уменьшения ее роли как конкурента в борьбе за рынки, инвестиции, политическое и экономическое влияние, необъективная и односторонняя трактовка процессов, происходящих в российском обществе и государстве, наличие проблем идеологического, духовного характера, связанные с наличием определенного идеологического «вакуума», который быстро заполняется исторически не свойственными России идеологическими установками, вносимыми извне, оправданно низкий уровень доверия граждан к отдельным институтам государственной власти и к крупному бизнесу.
Сама необходимость формирования идеологии гражданственности связана с обеспечением развития личности, общества и государства исходя из содержания национальных интересов во внутриполитической, социальной, духовной, а также международной сферах [4, с. 251].
Общим направлением формирования
этой идеологии является консолидация
общества, преодоление недоверия
между различными социальными группами,
а также обществом и
Необходимо определить идеологические обязанности государства по разрешению конфликтов, имеющих общесоциальную, межэтническую и религиозную основу, установить конституционный механизм их разрешения. Решение этой задачи возможно посредством закрепления конституционных принципов и основных элементов механизма разрешения социальных конфликтов, в составе которых должен быть выражен и идеологический аспект.
Таким образом, в настоящей работе рассмотрена тема демократии и демократического режима.
Подводя итог всему изложенному, хотелось бы отметить следующее.
Распространение демократии в мире — сложный и противоречивый процесс. С момента возникновения Афинской республики демократические государства всегда оставались в меньшинстве. В истории человечества после редких “приливов” демократии, расширения числа демократических государств обычно следовали ее затяжные “отливы” — сокращение численности таковых или вообще исчезновение на многие века. Любая ли страна готова к демократии и что она способна дать обществу и отдельным людям — разрушение государственности, хаос и анархию или свободу, порядок и процветание? Ответы на эти вопросы особенно актуальны для России и ряда других постсоциалистических государств, вступивших на путь демократизации общества.
На протяжении многих десятилетий либеральная демократия была одним их главных символов Запада в его борьбе с коммунистической идеологией и странами командного социализма. Это наложило свой отпечаток не только на обыденные, но и на научные представления о демократии, способствовало массовому распространению идеализированных, явно завышенных оценок ее возможностей, проявившихся в попытках обоснования демократии как универсальной и наилучшей формы политического устройства для всех стран и народов.
Так как носителем суверенитета в Российской Федерации является ее многонациональный народ, в суверенитете государственной идеологии выражается идеологическая независимость народа. Тем не менее, обобщенное выражение идеологии общества, выступающей результатом социального идеологического консенсуса, является прерогативой государства. Таким образом, идеологический суверенитет государства заключается не в его независимости от идеологии народа, а в возможности и способности выражать идеологический суверенитет народа внутри и вне границ России.
Идеологический суверенитет
государства не может быть абсолютным.
Абсолютизация внешней
Информация о работе Принципы права: понятие, виды, социальная обусловленность