Принципы организации и деятельности механизма (аппарата) государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 09:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия механизма государства, принципов организации и деятельности государственного аппарата, характеристика основополагающих принципов теории разделения властей и построения правового государства.
Объектом исследования является государственный механизм в настоящее время.
Предметом исследования являются принципы функционирования организации и деятельности механизма государства.

Содержание

Введение 3
1 Понятие механизма государства 6
2 Организация и деятельность механизма государства 11
2.1 Принципы организации и деятельности механизма (аппарата) государства 11
2.2 Принципы функционирования механизма (аппарата) государства 18
2.3 Структура государственного механизма 20
Заключение 26
Список использованных источников 28

Работа содержит 1 файл

мой курсовик.docx

— 59.20 Кб (Скачать)

 

Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе определенных принципов, имеющих  объективный характер. Их всесторонний учет как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом.

До недавнего времени  основными принципами организации  и деятельности государственного аппарата наша юридическая наука считала  принципом широкого участия масс в управлении государством; демократический  централизм; пролетарский интернационализм; социалистическую законность; социалистическую плановость, учет и контроль; партийное  руководство деятельностью всех звеньев государственного аппарата.

Кардинальные изменения, происходящие в экономической, политической и других сферах общественной жизни  нашей страны внесли существенные поправки в структуру, содержание и характер деятельности всех государственных  органов. Государственная жизнь  начинает строиться на новых принципах, обеспечивающих более эффективное  функционирование механизмапгосударства.тКрнимоотносятся:

  1. Принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата. Он обеспечивается демократической избирательной системой, реальными гарантиями социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью всех государственных органов, направленной на удовлетворение интересов личности;
  2. Принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;
  3. Принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата. Например, право граждан государства на основе общенародных голосовании (референдумов) отменять противоречия интересам народа решения любых органов государства, в том числе и в сфере международных отношений;
  4. Высокий профессионализм и компетентность государственных органов, их способность на высоком уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах населения страны. Профессиональный принцип в государственном управлении означает прежде всего использование квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность является основной профессией. Привлечение же к государственной службе людей, не обладающих навыками управления, как показала наша отечественная практика государственного строительства, приводит к негативным последствиям. Эти люди, будучи хорошими специалистами в области промышленного или сельскохозяйственного производства, на государственной службе (в советах, их комиссиях, комитетах) не могут выполнять возложенные на них обязанности достаточно квалифицированно;
  5. Принцип законности, правовых начал в деятельности всех составных частей механизма государства в их взаимоотношениях с населением страны и между собой, а также с различными общественными движениями и организациями;
  6. Принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиций, обычаев;
  7. В федеративных (союзных) государствах важным принципом организации и деятельности государственного аппарата является субординация и четкое взаимодействие между общефедеральными органами (центром) и государственной властью членов федерации. В национальных федерациях наиболее оптимальное разграничение компетенций между ними имеет особо важное значение, поскольку такое разграничение обеспечивает суверенитет членов федерации, их самостоятельность в решении внутренних и внешних задач.

Механизм государства  выступает основным субъектом осуществления  государственной власти. Через государственный  аппарат, его органы, государство  осуществляет возложенные на него задачи, оказывает заметное влияние на стабилизацию и развитие общественной жизни, способствует углублению демократии и организованности в стране, процветанию и благополучию населения. В определенных случаях властные государственные функции могут осуществлять и негосударственные организации если они на то уполномочены государством.

 

2.3 Структура государственного механизма

 

Единый и целостный  механизм государства дифференцируется (расчленяется) на составные части  — органы, подсистемы. Между ними существует своя иерархия: различные  органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отношениях субординации и координации.

Структура механизма государства  изменчива и разнообразна, но при  всех условиях в него входят органы управления и органы принуждения. Это, разумеется, не следует понимать так, что одна часть государственного механизма занимается только управлением, а другая — только принуждением. В реальной жизни управление и принуждение переплетаются между собой. [10]

Многие века и тысячелетия  государственный механизм был неразвит, его органы не были дифференцированы по составу и компетенции. В рабовладельческом, феодальном, да и на ранних этапах развития капиталистического государства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел.

Механизм современного государства  отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема — это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют вооруженные отряды людей — войско, полиция. [14]

К органам государства  примыкают государственные учреждения, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и др.

Первичным и важнейшим  структурным элементом механизма  государства является орган государства.

Государственный орган —  это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении  функций государства и наделенное для этого властными полномочиями. [13]

Раскрытие понятия, признаков  данного органа позволяет глубже познать механизм государства в  целом.

1. Хотя орган государства  и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью  единого Механизма государства,  занимает в государственной машине  свое место и прочно связан  с другими ее частями.

2. Орган государства состоит  из государственных служащих, которые  находятся в особых правоотношениях  между собой и органом. Они  абстрагированы от семейных, гражданских  и других отношений, не имеющих  связи с государственной службой,  являются официальными.

Положение, права и обязанности  государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования  ими властных правомочий устанавливаются  тоже законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штатных  расписаниях и др.

К числу государственных  служащих относятся и должностные  лица, которые обладают властными  полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь.

Служащие государства  непосредственно материальных благ не производят, поэтому содержание их возлагается на общество. Они  получают заработную плату в государственном  органе согласно занимаемой должности.

3. Органы государства  имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений,  скрепленных единством целей,  ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все  служащие обязаны соблюдать.

4. Важнейшим признаком  органа государства является  наличие у него компетенции  — властных правомочий (совокупности  прав и обязанностей) определенного  содержания и объема. Компетенция  обусловлена предметом ведения,  т. е. конкретными задачами  и функциями, которые решает  и выполняет государственный  орган. Компетенция обычно юридически  закреплена (в конституции или  текущем законодательстве). Реализация  органом государства своей компетенции  — это не только его право,  но и обязанность.

5. Согласно своей компетенции  орган государства обладает властными  полномочиями, которые выражаются: а) в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенными (акты применения норм права); б) в обеспечении выполнения правовых актов органов государства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.

6. Для осуществления своей  компетенции орган государства  наделяется необходимой материальной  базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник  финансирования (из бюджета).

7. Наконец, орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы. [11]

Таким образом, структуру  механизма государства можно представить следующим образом:

  1. государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций.

Особенностью государственных  органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и  возможностями, которые связаны  с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);

  1. государственные организации - это такие подразделения механизма государства (его "материальные придатки"), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция, и т.п.);
  2. государственные учреждения - это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница, телеграф, научно-исследовательский институт, ВУЗ, школа, театр и т.д.);
  3. государственные предприятия - это такие подразделения механизма государства, которые тоже властными полномочиями (за исключением их администрации) не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли (речь может идти о принадлежащих государству заводах, фабриках и пр.);
  4. государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (депутаты, президент, глава правительства, министры и др.); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);
  5. организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимых для обеспечения деятельности государственного аппарата. [12]

 

 

Заключение

 

Механизм государства, как  система органов и учреждений, посредством которых обеспечивается выполнение внешних и внутренних функций государства, представляет собой живой, постоянно развивающийся  организм. Эволюция его в конкретных исторических условиях обусловлена  многими факторами, в том числе  формой правления государства, социально-экономическими и политическими условиями, национальными  особенностями, традициями управления, степенью интеграции государства в  мировое сообщество и т.д. Устройство механизма государства и создание правовой базы его функционирования является одной из главных задач  любой конституции. Весь огромный разветвленный  горизонтально и вертикально  механизм властвования должен работать согласованно, разделяя сферы регулирования, охватывая все стороны жизни  общества.

Этот вопрос особенно актуален для России в настоящее время, когда идет интенсивное государственное  строительство и модернизация. Многие декларированные в конституции СССР положения наполняются в современный период реальным содержанием: разделение властей, местное самоуправление, права человека, гражданское общество, правовое государство, социальное государство и т.д.

Так, разделение властей  между государственными органами происходит вследствие разнообразия стоящих перед  государством социально-политических, экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государственной  власти. При этом за каждым органом  закрепляются определенный круг задач  государственной власти, соответствующих  его компетенции. Одностороннее  ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.

Механизм современного Российского государства - это закрепленная Конституцией и иными действующими в настоящий момент нормативно-правовыми актами Российской Федерации система государственных органов с их полномочиями, формами и методами воздействия на общественные процессы, а также способами реализации задач и функций государства.

Принципы организации  и деятельности государственного механизма - это наиболее важные отправные  начала, идеи и требования, лежащие в основе его построения и функционирования. Они раскрывают сущность, социальное содержание и назначение, основные цели и задачи государственного механизма.

Необходимым условием становления  и формирования правового государства  является также наличие единого  правового пространства на территории РФ, т.е. приоритет Конституции РФ над конституциями субъектов  федерации и не противоречие всех принимаемых законов и нормативно-правовых актов Конституции РФ.

Информация о работе Принципы организации и деятельности механизма (аппарата) государства