Построение и деятельность
механизма государства осуществляется
на основе определенных принципов, имеющих
объективный характер. Их всесторонний
учет как при образовании государственных
органов, так и в процессе их функционирования
позволяет обеспечить максимальную эффективность
государственного управления обществом.
До недавнего времени
основными принципами организации
и деятельности государственного аппарата
наша юридическая наука считала
принципом широкого участия масс
в управлении государством; демократический
централизм; пролетарский интернационализм;
социалистическую законность; социалистическую
плановость, учет и контроль; партийное
руководство деятельностью всех
звеньев государственного аппарата.
Кардинальные изменения,
происходящие в экономической, политической
и других сферах общественной жизни
нашей страны внесли существенные поправки
в структуру, содержание и характер
деятельности всех государственных
органов. Государственная жизнь
начинает строиться на новых принципах,
обеспечивающих более эффективное
функционирование механизмапгосударства.тКрнимоотносятся:
- Принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата. Он обеспечивается демократической избирательной системой, реальными гарантиями социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью всех государственных органов, направленной на удовлетворение интересов личности;
- Принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;
- Принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата. Например, право граждан государства на основе общенародных голосовании (референдумов) отменять противоречия интересам народа решения любых органов государства, в том числе и в сфере международных отношений;
- Высокий профессионализм и компетентность государственных органов, их способность на высоком уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах населения страны. Профессиональный принцип в государственном управлении означает прежде всего использование квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность является основной профессией. Привлечение же к государственной службе людей, не обладающих навыками управления, как показала наша отечественная практика государственного строительства, приводит к негативным последствиям. Эти люди, будучи хорошими специалистами в области промышленного или сельскохозяйственного производства, на государственной службе (в советах, их комиссиях, комитетах) не могут выполнять возложенные на них обязанности достаточно квалифицированно;
- Принцип законности, правовых начал в деятельности всех составных частей механизма государства в их взаимоотношениях с населением страны и между собой, а также с различными общественными движениями и организациями;
- Принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиций, обычаев;
- В федеративных (союзных) государствах важным принципом организации и деятельности государственного аппарата является субординация и четкое взаимодействие между общефедеральными органами (центром) и государственной властью членов федерации. В национальных федерациях наиболее оптимальное разграничение компетенций между ними имеет особо важное значение, поскольку такое разграничение обеспечивает суверенитет членов федерации, их самостоятельность в решении внутренних и внешних задач.
Механизм государства
выступает основным субъектом осуществления
государственной власти. Через государственный
аппарат, его органы, государство
осуществляет возложенные на него задачи,
оказывает заметное влияние на стабилизацию
и развитие общественной жизни, способствует
углублению демократии и организованности
в стране, процветанию и благополучию
населения. В определенных случаях властные
государственные функции могут осуществлять
и негосударственные организации если
они на то уполномочены государством.
2.3
Структура государственного механизма
Единый и целостный
механизм государства дифференцируется
(расчленяется) на составные части
— органы, подсистемы. Между ними
существует своя иерархия: различные
органы и подсистемы занимают неодинаковое
место в государственном механизме,
находятся в сложных отношениях
субординации и координации.
Структура механизма государства
изменчива и разнообразна, но при
всех условиях в него входят органы
управления и органы принуждения. Это,
разумеется, не следует понимать так, что
одна часть государственного механизма
занимается только управлением, а другая
— только принуждением. В реальной жизни
управление и принуждение переплетаются
между собой. [10]
Многие века и тысячелетия
государственный механизм был неразвит,
его органы не были дифференцированы
по составу и компетенции. В рабовладельческом,
феодальном, да и на ранних этапах развития
капиталистического государства основу
механизма составляли военное ведомство,
ведомства внутренних дел, финансов и
иностранных дел.
Механизм современного государства
отличается высокой степенью сложности,
многообразием органов и учреждений,
подразделяется на крупные подсистемы.
Так, одну его подсистему (часть) образуют
высшие органы государства: представительные,
глава государства, правительство.
Они обычно находятся в поле зрения
общественности, средств массовой информации,
вокруг них формируется общественное
мнение. Другая подсистема — это органы
правопорядка, суд, прокуратура, а также
силовые структуры (армия, полиция, разведка).
Последние выполняют решения высших органов
государства, в том числе методами государственного
принуждения (военное подавление, полицейские
меры). Наиболее жесткие способы принуждения
осуществляют вооруженные отряды людей
— войско, полиция. [14]
К органам государства
примыкают государственные учреждения,
которые властными полномочиями
не обладают, а выполняют общесоциальные
функции в сфере экономики, образования,
здравоохранения, науки и др.
Первичным и важнейшим
структурным элементом механизма
государства является орган государства.
Государственный орган —
это звено (элемент) механизма государства,
участвующее в осуществлении
функций государства и наделенное
для этого властными полномочиями.
[13]
Раскрытие понятия, признаков
данного органа позволяет глубже
познать механизм государства в
целом.
1. Хотя орган государства
и обладает определенной самостоятельностью,
автономией, он служит частью
единого Механизма государства,
занимает в государственной машине
свое место и прочно связан
с другими ее частями.
2. Орган государства состоит
из государственных служащих, которые
находятся в особых правоотношениях
между собой и органом. Они
абстрагированы от семейных, гражданских
и других отношений, не имеющих
связи с государственной службой,
являются официальными.
Положение, права и обязанности
государственных служащих определяются
законом и обеспечивают их правовой
статус. Объем и порядок использования
ими властных правомочий устанавливаются
тоже законом и конкретизируются
в должностных инструкциях, штатных
расписаниях и др.
К числу государственных
служащих относятся и должностные
лица, которые обладают властными
полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно
проводят их в жизнь.
Служащие государства
непосредственно материальных благ
не производят, поэтому содержание
их возлагается на общество. Они
получают заработную плату в государственном
органе согласно занимаемой должности.
3. Органы государства
имеют внутреннее строение (структуру).
Они состоят из подразделений,
скрепленных единством целей,
ради достижения которых образованы,
и дисциплиной, которую все
служащие обязаны соблюдать.
4. Важнейшим признаком
органа государства является
наличие у него компетенции
— властных правомочий (совокупности
прав и обязанностей) определенного
содержания и объема. Компетенция
обусловлена предметом ведения,
т. е. конкретными задачами
и функциями, которые решает
и выполняет государственный
орган. Компетенция обычно юридически
закреплена (в конституции или
текущем законодательстве). Реализация
органом государства своей компетенции
— это не только его право,
но и обязанность.
5. Согласно своей компетенции
орган государства обладает властными
полномочиями, которые выражаются:
а) в возможности издавать обязательные
к исполнению правовые акты. Эти акты могут
быть нормативными или индивидуально-определенными
(акты применения норм права); б) в обеспечении
выполнения правовых актов органов государства
путем применения различных методов, в
том числе методов принуждения.
6. Для осуществления своей
компетенции орган государства
наделяется необходимой материальной
базой, имеет финансовые средства,
свой счет в банке, источник
финансирования (из бюджета).
7. Наконец, орган государства
активно участвует в реализации функций
государства, используя для этого соответствующие
формы и методы. [11]
Таким образом, структуру
механизма государства можно представить
следующим образом:
- государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций.
Особенностью государственных
органов является то, что они обладают
государственно-властными полномочиями,
т.е. такими средствами, ресурсами и
возможностями, которые связаны
с силой государства, с принятием
общеобязательных управленческих решений
(парламент, президент, правительство,
министерства, ведомства, государственные
комитеты, губернаторы, администрации
краев и областей и т.п.);
- государственные организации - это такие подразделения механизма государства (его "материальные придатки"), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция, и т.п.);
- государственные учреждения - это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница, телеграф, научно-исследовательский институт, ВУЗ, школа, театр и т.д.);
- государственные предприятия - это такие подразделения механизма государства, которые тоже властными полномочиями (за исключением их администрации) не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли (речь может идти о принадлежащих государству заводах, фабриках и пр.);
- государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (депутаты, президент, глава правительства, министры и др.); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);
- организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимых для обеспечения деятельности государственного аппарата. [12]
Заключение
Механизм государства, как
система органов и учреждений,
посредством которых обеспечивается
выполнение внешних и внутренних
функций государства, представляет
собой живой, постоянно развивающийся
организм. Эволюция его в конкретных
исторических условиях обусловлена
многими факторами, в том числе
формой правления государства, социально-экономическими
и политическими условиями, национальными
особенностями, традициями управления,
степенью интеграции государства в
мировое сообщество и т.д. Устройство
механизма государства и создание
правовой базы его функционирования
является одной из главных задач
любой конституции. Весь огромный разветвленный
горизонтально и вертикально
механизм властвования должен работать
согласованно, разделяя сферы регулирования,
охватывая все стороны жизни
общества.
Этот вопрос особенно актуален
для России в настоящее время,
когда идет интенсивное государственное
строительство и модернизация. Многие
декларированные в конституции СССР положения
наполняются в современный период реальным
содержанием: разделение властей, местное
самоуправление, права человека, гражданское
общество, правовое государство, социальное
государство и т.д.
Так, разделение властей
между государственными органами происходит
вследствие разнообразия стоящих перед
государством социально-политических,
экономических и прочих задач, решаемых
в рамках единой государственной
власти. При этом за каждым органом
закрепляются определенный круг задач
государственной власти, соответствующих
его компетенции. Одностороннее
ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной
или правоохранительной деятельности
с неизбежностью ведет к невыполнению
всего комплекса задач государства.
Механизм современного Российского
государства - это закрепленная Конституцией
и иными действующими в настоящий момент
нормативно-правовыми актами Российской
Федерации система государственных органов
с их полномочиями, формами и методами
воздействия на общественные процессы,
а также способами реализации задач и
функций государства.
Принципы организации
и деятельности государственного механизма
- это наиболее важные отправные
начала, идеи и требования, лежащие в основе
его построения и функционирования. Они
раскрывают сущность, социальное содержание
и назначение, основные цели и задачи государственного
механизма.
Необходимым условием становления
и формирования правового государства
является также наличие единого
правового пространства на территории
РФ, т.е. приоритет Конституции РФ
над конституциями субъектов
федерации и не противоречие всех
принимаемых законов и нормативно-правовых
актов Конституции РФ.