Принципы организации и деятельности механизма (аппарата) государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 09:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия механизма государства, принципов организации и деятельности государственного аппарата, характеристика основополагающих принципов теории разделения властей и построения правового государства.
Объектом исследования является государственный механизм в настоящее время.
Предметом исследования являются принципы функционирования организации и деятельности механизма государства.

Содержание

Введение 3
1 Понятие механизма государства 6
2 Организация и деятельность механизма государства 11
2.1 Принципы организации и деятельности механизма (аппарата) государства 11
2.2 Принципы функционирования механизма (аппарата) государства 18
2.3 Структура государственного механизма 20
Заключение 26
Список использованных источников 28

Работа содержит 1 файл

мой курсовик.docx

— 59.20 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

 ФЕДЕРАЛЬНОЕ   ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

 «СИБИРСКАЯ  АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» 

АЛТАЙСКИЙ ФИЛИАЛ ФГОУ ВПО

 «СИБИРСКАЯ  АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»  В Г. БАРНАУЛЕ

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Дисциплина:

Теория государства и права

   

Тема:

Принципы организации и деятельности механизма 

 

(аппарата) государства


 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ:

студент

  3106

  группы

Вихрев Василий Васильевич 

(Ф.  И.О.)

ПРОВЕРИЛ:

  к.ф.н., доцент

(ученая степень, звание)

Иванов  Алексей Владимирович  

(Ф.  И.О.)

Оценка

 

Подпись

 

«_____»

_____________ 2011г.


 

 

 

 

 

Барнаул, 2011

 

Содержание

 

Введение 3

1 Понятие механизма государства 6

2 Организация и деятельность механизма государства 11

2.1 Принципы организации и деятельности механизма (аппарата) государства 11

2.2 Принципы функционирования механизма (аппарата) государства 18

2.3 Структура  государственного механизма 20

Заключение 26

Список использованных источников 28

 

 

Введение

 

Природа государства, его  организация и функционирование всегда занимали и продолжают занимать одно из ведущих мест среди проблем, изучаемых с позиции различных  подходов отечественной и зарубежной наукой, как прошлого, так и современности.

Нельзя не согласиться  с мнением российского государствоведа начала ХХ в. А. Паршина о том, что без глубокого и всестороннего понимания природы и сущности государства, без представления о том, как оно функционирует и каков его механизм, практически невозможно грамотное и квалифицированное управление им, а значит – руководство обществом, так как именно современное правовое государство выступает как механизм согласования неизбежно различных потребностей и интересов граждан и их организаций в целях обеспечения общего блага, выражает мировоззрение и представляет всех членов общества. [15]

Любое государство представляет собой целостный организм, существование  которого невозможно без четко налаженной структуры, своеобразного функционирующего механизма. Таким механизмом (или  аппаратом) государства являются органы государственной власти, каждый из которых обладает своими специфическими направлениями деятельности.

Основу государственного механизма составляет особая система  органов, непосредственно связанных  с осуществлением тех или иных государственных функций. «Орган»  происходит от греческого «organon», что значит «орудие, инструмент». Государственные органы - это относительно обособленные формализованные структуры, в совокупности образующие механизм государства и предназначенные присущими им методами осуществлять те или иные функции государства, используя в необходимых случаях меры государственного принуждения. Все органы государства взаимосвязаны и в той или иной степени взаимодействуют между собой.

Механизм государства - это  взятые в единстве и взаимодействии система государственных органов, учреждений и материальных средств, с помощью которых осуществляются задачи и функции государства.

Механизм государства  отождествляют с государством (зачастую) - это неверно. Механизм - одно из проявлений государства. Слово «механизм» выбрано  для того, чтобы показать, что  государство проявляется во множестве  государственных органов, учреждений, связанных иерархической подчиненностью, которые правомочны совершать действия от имени государства. Механизм - взаимосвязанное  целое, это та реальная организующая материальная сила, опираясь на которую, государство действует, властвует, проявляет себя во вне. Механизм олицетворяет государство, в нем выражена сущность государства. Без механизма государство не существует.

Таким образом, под механизмом государства понимают систему специальных  органов и учреждений, посредством  которых осуществляются государственное  управление обществом и защита его  основных интересов. Механизм является важнейшим составным элементом  любого государства. Актуальность данной работы заключается в том, что  любой политический режим невозможен без субъектов его осуществления, которыми являются аппарат власти, государственные органы, учреждения, организации, должностные лица.

Государственная деятельность не должна носить стихийный характер. Только функционирование специальной  системы органов и учреждений, входящих в государственный механизм, позволяет организованно и эффективно реализовывать задачи и функции  государства, его предназначение в  обществе. Государственный механизм является важным и необходимым атрибутом  любого государства, его «материальной субстанцией» и физическим воплощением государственной власти». [15]

Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия механизма государства, принципов организации и деятельности государственного аппарата, характеристика основополагающих принципов теории разделения властей и построения правового государства.

Объектом исследования является государственный механизм в настоящее  время.

Предметом исследования являются принципы функционирования организации и деятельности механизма государства.

 Теоретическую основу исследования составила специальная литература по исследуемой теме различных авторов. В данной курсовой работе используется как учебная литература, так и материал периодической печати.

 

1 Понятие механизма государства

 

Механизм государства - это  система государственных органов, осуществляющих государственную власть, и обеспечивающих реализацию функций  государства. [5]

Механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно  олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное  воплощение. Без государственного механизма  нет и быть не может государства.

Понятие «механизм государства» тесно связано с понятием «государственный аппарат». Последнее принято употреблять в двух смыслах - широком и более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с понятием механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом принято понимать аппарат государственного управления. Именно в этом значении, в смысле совокупности исполнительно - распорядительных, управленческих органов государства, используется понятие «государственный аппарат» в науке административного права. [6]

В теории государства и  права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется, по общему правилу, в своем широком  значении, т.е. как адекватное понятию  механизма государства.

Выяснение понятия механизма  государства связано с раскрытием его характерных черт или признаков, позволяющих отграничить его  как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных  органов. Данные признаки заключаются  в следующем.

Во-первых, механизм (аппарат) государства - это система государственных  органов, проникнутая единством  принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции РФ, Законе РФ «О системе государственной службы Российской Федерации» и других федеральных законах. [2]

Во-вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется сложной  структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней  различные виды и, группы (подсистемы) государственных органов, их соотношение  и взаимосвязи. При этом необходимо учитывать, какой основополагающий системообразующий фактор (принцип) структуры государственного механизма закреплен в конституции данного государства в конкретно-исторических условиях. Например, в РСФСР в соответствии с конституциями 1918, 1924, 1936, 1978 гг., таким определяющим, системообразующим фактором, оказывающим решающее влияние на структуру механизма государства, как и в СССР, было всевластие Советов. С учетом данного признака механизм Советского государства формально представлял собой систему государственных органов, возглавляемую Советами. [7]

Следует заметить, однако, что  практическое осуществление лозунга «вся власть Советам» означало не что иное, как всевластие Политбюро ЦК и других руководящих структур Коммунистической партии. Рассматривая Советы как важнейший рычаг воздействия партии на массы, партийная верхушка полностью определяла содержание и основные направления деятельности Советов, с их помощью контролировала и использовала в своих интересах весь механизм Советского государства. Тем самым, Советам была отведена роль демократической ширмы существовавшего в стране семь десятилетий режима диктатуры Коммунистической партии.

В перестроечный и постперестроечный  периоды, в процессе демократизации Российского государства, в Конституцию  РСФСР 1978 г., согласно требованиям времени, были внесены поправки, в соответствии с которыми сохранялось всевластие Советов, но в качестве одной из основ  конституционного строя в России впервые было закреплено разделение властей, давно сложившееся и оправдавшее себя в цивилизованных демократических странах мира. Однако, как показала жизнь, принцип разделения властей, предполагающий самостоятельность каждой из них, оказался несовместимым с принципом всевластия Советов, основанным на соединении в их лице и законодательной, и исполнительной власти, подчинении исполнительной и судебной властей законодательной власти. Вызванное этим обострение борьбы между различными ветвями власти, ведущее к параличу государства, его механизма, коренилось, к сожалению, в противоречиях, содержащихся, несмотря на неоднократно вносимые поправки, в различных статьях действовавшей в то время Конституции РСФСР.

Так, в ст.1 и 3 этой Конституции  закреплялось разделение властей. Но с ними не сообразовывалась ст.2, которая и после внесенных в нее изменений провозглашала, что «народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу Российской Федерации, и непосредственно». При этом, однако, не упоминалось, что народ осуществляет государственную власть и через другие ветви власти.

В столь же резком противоречии со ст.1 и 3 находилась ст.104 упомянутой Конституции, которая устанавливала, что высшим органом государственной  власти Российской Федерации является Съезд народных депутатов, управомочивающий принимать к своему рассмотрению и решать любой вопрос, отнесенный к ведению Российской Федерации. Но высшему органу государственной власти вообще, подчиняющему себе все ветви власти, не может быть места в условиях реализации демократического принципа разделения властей. [8]

Эти противоречия устранила  Конституция РФ, принятая в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 г. В ней впервые в конституционной практике России последовательно проводится принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. [1] Данный принцип основан на самостоятельности всех ветвей власти, их способности обеспечить сдержки и противовесы в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры.

В ст.11 Конституции РФ содержатся три пункта, конкретизирующие и закрепляющие разделение властей в качестве основополагающего системообразующего фактора (принципа) структуры механизма современного Российского государства:

1. Государственную власть  в Российской Федерации осуществляют  Президент Российской Федерации,  Федеральное Собрание (Совет Федерации  и Государственная Дума), Правительство  Российской Федерации, суды Российской  Федерации.

2. Государственную власть  в субъектах Российской Федерации  осуществляют образуемые ими  органы государственной власти.

3.Разграничение предметов  ведения и полномочий между  органами государственной власти  Российской Федерации и органами  государственной власти субъектов  Российской Федерации осуществляется  настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий”.

Согласно ст.12 Конституции  органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти.

В-третьих, государственный  механизм неразрывно связан с функциями  государства. Между ними существует тесная обратная связь. Функции современного Российского государства осуществляются при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма - они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.

Информация о работе Принципы организации и деятельности механизма (аппарата) государства