Принципы организации и деятельности механизма (аппарата) государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 09:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия механизма государства, принципов организации и деятельности государственного аппарата, характеристика основополагающих принципов теории разделения властей и построения правового государства.
Объектом исследования является государственный механизм в настоящее время.
Предметом исследования являются принципы функционирования организации и деятельности механизма государства.

Содержание

Введение 3
1 Понятие механизма государства 6
2 Организация и деятельность механизма государства 11
2.1 Принципы организации и деятельности механизма (аппарата) государства 11
2.2 Принципы функционирования механизма (аппарата) государства 18
2.3 Структура государственного механизма 20
Заключение 26
Список использованных источников 28

Работа содержит 1 файл

мой курсовик.docx

— 59.20 Кб (Скачать)

В-четвертых, механизм государства  для обеспечения возложенных  на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных  с этим государственных функций  располагает необходимыми материальными  средствами (так называемыми вещественными  придатками), на которые опираются  в своей деятельности отдельные  государственные органы и без  которых не может обходиться ни одно государство. Их особенность состоит в том, что они выделяются в механизме государства не в качестве его самостоятельных частей (элементов), каковыми являются государственные органы, а именно как вещественные придатки последних. К ним относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов. Например, применительно к органам Вооруженных Сил РФ - это бюджетные средства на их содержание, вооружение, боеприпасы, снаряжение, казармы, склады, ремонтные мастерские, лаборатории, учреждения военторга, аэродромы, испытательные полигоны, подземные шахты и т.п. [9]

Обобщение всех рассмотренных  признаков позволяет прийти к  выводу, что механизм современного Российского государства - это пронизанная  едиными, законодательно закрепленными  принципами, основанная на разделении властей, располагающая необходимыми материальными придатками система  государственных органов, посредством  которой осуществляются задачи и  функции государства.

Механизм современного государства  отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его  частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок  расположения его звеньев-элементов, их соподчиненность, соотношение и  взаимосвязь.

2 Организация и деятельность механизма государства

 

Успешное решение сложных  внутренних и внешних задач, стоящих  ныне перед Россией, напрямую связано  с повышением роли государства, его  усилением и развитием на основе демократии и права. В этих условиях особенно возрастает значение механизма  государства, укрепления и слаженной  работы всех его составных частей и структурных подразделений, создания и совершенствования необходимой  для этого нормативно-правовой основы.

Соответственно и исследование проблематики, связанной с механизмом государства, должно занять одно из ведущих  мест в юридической науке, в отдельных ее отраслях, и особенно в общей теории государства и права. [16]

 

2.1 Принципы организации и деятельности механизма (аппарата) государства

 

При характеристике механизма  государства надо иметь в виду, что он образуется и действует  в соответствии с определенными  принципами. Принципы организации и  деятельности механизма государства - те положения, идеи, в соответствии с которыми образуется и функционирует  механизм государства. Всякий принцип  представляет собой идею о том, как  должен работать механизм государства, каким он должен быть. Принципы - это только такие положения, идеи, которые нашли отражение в законодательстве, которые реализуются в практике, в деятельности государства. Чаще всего основные принципы организации и деятельности механизма государства закрепляются в Конституции (принцип уважения прав и свобод гражданина, разделения властей). Эти принципы находят отражение и в текущем законодательстве (законы о правительстве, «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4] и т. д. - в каждом из них есть статьи об основных принципах деятельности этих органов). Принципы организации и деятельности механизма государства зависят от политического режима, определяются им.

Принципы, о которых пойдет речь, - это законодательно закрепленные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации  и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к  механизму государства в целом, ко всем составляющим его государственным  органам, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые  звенья государственного механизма, отдельные  органы или группы органов. В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмотренный Конституцией РФ и федеральными процессуальными законами принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, на закрепленный в федеральном Законе «О прокуратуре Российской Федерации» (новая редакция, п. 2, ст. 4) принцип организации и деятельности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории России законами независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений. [3] Обращает на себя внимание то, что частные принципы в конечном счете проистекают из общих и конкретизируют их применительно к особенностям отдельных частей государственного механизма.

Общие принципы, в свою очередь, принято разделять на две группы. К первой из них относятся принципы, выраженные в Конституции РФ, ко второй - принципы, сформулированные в Законе РФ «О системе государственной службы Российской Федерации» и иных федеральных законах («О Конституционном Суде Российской Федерации», «О прокуратуре Российской Федерации» и др.).

Первая группа охватывает такие конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма Российского государства, как народовластие, гуманизм, гласность, федерализм, разделение властей, законность.

Принцип народовластия проявляется  в демократической организации  государства, республиканской форме  правления, при которых носителем  суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ  осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе непосредственно (например, выборы президента и представительных; органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако особое место в перечне  средств осуществления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице входящих в него органов.

Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского  государства зиждется на том, что  оно - социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества. Гуманизм предполагает, прежде всего, учет и уважение элементарных прав человека в деятельности государственных органов – права на жизнь, на личную неприкосновенность, на честь и достоинство, на собственность и др. Гуманное государство применяет насилие к человеку только в самых исключительных случаях, например в случае противоправного поведения.

Конституция РФ в ст. 2 впервые  в ряду основ конституционного строя провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Это конституционное требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому государственному служащему. Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, он не может произойти в одночасье, но важно, что новая Конституция гарантирует его в качестве магистрального пути развития России.

Гласность. Необходима достаточная информированность общества о деятельности государственных органов, поскольку только на основе гласности возможно реальное народовластие. В содержание данного принципа входит право каждого на получение информации, затрагивающие его права и законные интересы, а в более широком плане - формирование общественного мнения о деятельности государственного аппарата. Так, согласно Конституции РФ: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом».

Таким образом, речь не идет об абсолютной гласности: она ограничивается в случае возможности нанесения  ущерба существенным интересам государства  или граждан.

 

Принцип разделения властей, согласно которому государственная  власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и  судебную, причем органы каждой из этих ветвей власти являются самостоятельными, представляет собой, как отмечалось, системообразующий фактор механизма современного Российского государства. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.

Принцип федерализма в  формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что  Российская Федерация состоит из равноправных субъектов: республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Согласно принципу федерализма, механизм государства формируется и функционирует в соответствии с Конституцией РФ, Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации и другими договорами компетенцией государственных органов. Соответственно этому федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Федеративное государственное  устройство России обеспечивает единство ее государственного механизма, разумное сочетание в нем централизации  и децентрализации власти, равноправие  и самоопределение народов в  составе Российской Федерации.

Принцип законности в формировании и действии механизма Российского  государства состоит в том, что, согласно ст. 15 (п. 2) Конституции РФ, органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Рассмотренные общие конституционные  принципы организации и деятельности механизма Российского государства  получают подкрепление, развитие и  конкретизацию в принципах, закрепляемых в федеральных законах. Наиболее общее комплексное выражение  эта группа принципов получила в  федеральном Законе «О системе государственной службы Российской Федерации». Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно- правовом акте сформулированы следующие принципы:

  • федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • законность;
  • приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
  • равный доступ граждан к государственной службе;
  • единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
  • взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
  • открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
  • профессионализм и компетентность государственных служащих;
  • защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц. [2]

К числу этих принципов  следовало бы отнести также: сочетание  коллегиальности и единоначалия; экономичность государственной  службы. Выполнение последнего принципа особенно актуально в нынешних условиях существования чрезмерно разросшегося управленческого аппарата.

Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного механизма как системы государственных  органов, рассматриваемые во взаимосвязи  и взаимодействии, придают механизму  государства необходимые для  его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.

 

2.2 Принципы  функционирования механизма (аппарата) государства

Информация о работе Принципы организации и деятельности механизма (аппарата) государства