Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:58, курсовая работа
Цель моей работы: исследовать принцип разделения властей, обобщить историю принципа разделения, рассмотреть его на современном этапе развития и проанализировать, каким образом этот принцип реализуется на данный момент в Российской Федерации.
Для написания реферата я использовала работы Ю. А. Дмитриева, Э. Н. Примова, Н. М. Марченко, В. А. Черепанова, В. Н. Протасова и других.
Введение
1. История развития теории разделения властей.
2. Понятие принципа разделения властей.
3. Реализация принципа разделения властей в Российской Федерации.
3.1. Институт президента в Российской Федерации.
3.2 Законодательная власть в Российской Федерации
3.3. Исполнительная власть в Российской Федерации
3.4 Судебная власть в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы.
По-иному и в некотором смысле сложнее выглядят взаимоотношения Правительства РФ с Президентом РФ, который формально как бы не входит ни в одну из трех властей, а по существу, имея ряд конституционных полномочий в сфере исполнительной власти, в эту власть входит. Президент РФ назначает (с согласия Государственной Думы) и единолично смещает Председателя Правительства, немедленно уведомляя об этом обе палаты Федерального Собрания (этим достигаются две важные цели: представительный орган участвует в назначении главы Правительства, но не является решающим источником предоставления ему власти, что неизбежно породило бы зависимость и контроль), назначает и смещает всех членов Правительства РФ и руководителей других федеральных органов исполнительной власти, напрямую руководит рядом министерств (обороны, иностранных дел и др.). Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ, его указы по своей юридической силе выше постановлений Правительства РФ.
Анализ полномочий Президента РФ и Правительства РФ дает все основания считать фактическим главой исполнительной власти Российской Федерации именно Президента РФ, а не Председателя Правительства или Правительство РФ в целом.
Правительство РФ состоит из Председателя, заместителей Председателя и федеральных министров. Количество членов Правительства РФ определяется Президентом РФ. Председатель - ведущая фигура в Правительстве РФ, он определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Председатель Правительства временно исполняет обязанности Президента РФ во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии их исполнять (ч. 3 ст. 92 Конституции РФ).
Согласно ч. 1 ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ:
- разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
- обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной, денежной политики;
- обеспечивает проведение в Российской федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
- осуществляет управление федеральной собственностью;
- осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.
На федеральном уровне действуют также федеральные органы исполнительной власти специальной компетенции - федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства. Правительство РФ руководит работой федеральных органов исполнительной власти (за исключением органов, подведомственных Президенту). Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается указом Президента РФ.
Система органов исполнительной власти субъекта РФ возглавляется высшим исполнительным органом, который, в свою очередь, формирует и возглавляет высшее должностное лицо (или руководитель высшего исполнительного органа) субъекта РФ. Высший исполнительный орган субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, осуществляет полномочия, установленные законодательством, а также формирует другие органы исполнительной власти.
Судебная власть - главный гарант соблюдения конституции и законности законодательной и исполнительной ветвями власти и органами государственной власти, обеспечения бесперебойного функционирования системы сдержек и противовесов.
Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.
Судебная власть принадлежит не только высшим судебным инстанциям, но всем судам Российской Федерации. Они стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в РФ. Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти.
Принцип разделения властей важен также для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью. Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти.
В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих судов:
1) Конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ, а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом; Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ, за соответствием Конституции издаваемых нормативных актов, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
2) Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, мировые суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений. Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются Федеральным Законом и законом субъекта РФ;
3) Арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел.
Судейская неприкосновенность является не личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а средством защиты публичных интересов, и прежде всего интересов правосудия.
Важнейшим конституционным принципом организации судебной власти является независимость судей. Статья 120 Конституции РФ гласит: "Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону". Одновременно это главное условие самостоятельности и эффективности судебной власти, ее способности защищать права и свободы людей.
Принцип разделения властей по первоначальному своему предназначению есть заслон преграждающий путь к превышению власти произволу и авторитаризму. Другой целью разделения властей является определение функций каждой из ветвей власти проведение их разграничения а также определение полномочий и компетенции образующих их органов власти.
Следуя цели своего реферата, я рассмотрела систему государственных органов, составляющих в совокупности государственную власть, и систему политической власти в целом, и увидела, что принцип разделения властей в российской конституционной практике претерпел существенные изменения. Современное Российское государство, позаимствовав из мировой конституционной практики общедемократические и общеправовые принципы, сохранило многие традиции и институты советского государства и даже возродило некоторые дореволюционные традиции. Россия закрепила в своей Конституции общепризнанный принцип разделения властей, но в его реализации предпочитает идти своим путём, строить свою "систему сдержек и противовесов", учитывая свои исторические традиции и национальные особенности.
Характерной особенностью организации государственной власти в современной России является особый статус главы государства - всенародно избираемого Президента РФ. Его компетенция так или иначе затрагивает различные ветви власти, он выполняет координирующие функции, обладает широкими государственно-властными полномочиями, при этом он не возглавляет исполнительную ветвь власти, вообще не входит ни в одну из основных ветвей имея свои формы влияния на каждую из них. Законодательная и судебная ветви власти, в свою очередь, имеют свои формы влияния на Президента. Однако, положение Президента, даёт ему самый большой объём власти в государстве, тем самым он может воздействовать на законодательную и исполнительную ветви власти, судебная ветвь власти юридически очень слабо зависит от Президента, она подвластна ему только при процедуре утверждения кандидатур судей.
1. Баренбойм П. Д. 3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера. – М.: РОССПЭН. – 2003. – 288 с.
2. Дмитриев Ю. А., Николаев А. М. Система государственной власти в России и в мире: историко-правовая ретроспектива. – М.: Профобразование. – 2002. – 797 с.
3. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации.- Новосибирск: Сиб. унив. изд-во. – 2007. – 64 с.
4. Медушевский А. Н. Сравнительное конституционное право и политические институты: Курс лекций. – М.: Государственный университет Высшей школы экономики. – 2002. – 512 с.
5. Панарин А. С. Политология: Западные и восточные традиции. – М.:Университет. – 2000. - 320 с.
6. Плясуля Г. И. Взаимодействие законодательной и исполнительной властей в современной России: учебное пособие. – Новосибирск: СибАГС. – 2005. – 160 с.
7. Примова Э.Н. Конституционно-правовые основы Российской Федерации: концептуальный аспект. – М.: Логос. – 2006. – 224 с.
8. Протасов В. Н. Теория государства и права. Проблемы теории государства и права: учебное пособие. – М.: Юрайт. – 2001. - 346 с.
9. Разделение властей: учебное пособие / Отв. ред. М. Н. Марченко. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт. – 2004. – 428с.
10. Халипов В. Ф. Наука о власти. Кратология. – М.: Ось-89. – 2002. – 448 с.
11. Черепанов В. А. Теория российского федерализма: учебное пособие. – М.: МЗ Пресс. – 2005. – 320 с.
12. Энтин Л. М. Разделение властей: опыт современных государств – М.: Юридическая литература. – 1995. – 176 с.
2
[1] М. Баренбойм 3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера. – М., 1995. – С.12
[2] Ю.А. Дмитриев, А. М. Николаев Система государственной власти в России и в мире: Историко-правовая ретроспектива. – М.,2002. – С.24
[1] Ю.А. Дмитриев, А. М. Николаев Система государственной власти в России и в мире: Историко-правовая ретроспектива. – М.,2002. – С.42
[1] Ю.А. Дмитриев, А. М. Николаев Система государственной власти в России и в мире: Историко-правовая ретроспектива. – М.,2002. – С.69
[1] Примова Э. Н. Конституционно-правовые основы Российской Федерации: концептуальный аспект. – М., 2006. – С.53
[2] Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. – Новосибирск,2007.
Информация о работе Принцип разделения властей: реализация его в Российской Федерации