Принцип разделения властей: реализация его в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы: исследовать принцип разделения властей, обобщить историю принципа разделения, рассмотреть его на современном этапе развития и проанализировать, каким образом этот принцип реализуется на данный момент в Российской Федерации.
Для написания реферата я использовала работы Ю. А. Дмитриева, Э. Н. Примова, Н. М. Марченко, В. А. Черепанова, В. Н. Протасова и других.

Содержание

Введение
1. История развития теории разделения властей.
2. Понятие принципа разделения властей.
3. Реализация принципа разделения властей в Российской Федерации.
3.1. Институт президента в Российской Федерации.
3.2 Законодательная власть в Российской Федерации
3.3. Исполнительная власть в Российской Федерации
3.4 Судебная власть в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

ТГП.doc

— 116.50 Кб (Скачать)


 

Принцип разделения властей: реализация его в Российской Федерации

 

 

 

 

Оглавление

Введение

1. История развития теории разделения властей.

2. Понятие принципа разделения властей.

3. Реализация принципа разделения властей в Российской Федерации.

3.1. Институт президента в Российской Федерации.

3.2 Законодательная власть в Российской Федерации

3.3. Исполнительная власть в Российской Федерации

3.4 Судебная власть в Российской Федерации

Заключение

Список использованной литературы.


Введение

 

Основной мировой тенденцией конца XX века является приоритет модели правового государства и торжество теории естественного права. Российская Федерация в настоящее время переживает период экономических и социально-политических реформ, основной целью которых выступает создание условий для максимальной реализации личности в обществе и государстве. Поскольку, основным ориентиром для этого служат современные представления о демократии основных принципах ее воплощения, особую важность приобретает изучение основных принципов, делающих такую демократию возможной на практике. В современном мире идет тенденция к тому, чтобы государства мира строили общества как можно более демократичнее. А как известно, демократического общества без «принципа разделения властей» не существует. Принцип разделения властей является одним из основных принципов организации государственной власти и одним из основополагающих принципов организации и функционирования демократического, конституционного, правового государства. В настоящее время проблема разделения властей затрагивает самые насущные и кровные интересы и потребности каждого гражданина нашей страны. Действительно, все мы заинтересованы в стабилизации политической жизни, в укреплении законности, в нормальной человеческой жизни. Нет никаких сомнений в том, что только государство, поставленное на службу человеку и следующее неуклонно этому курсу, может быть легитимным и пользоваться поддержкой широких масс. Этим обусловливается актуальность темы моего реферата.

Цель моей работы: исследовать принцип разделения властей, обобщить историю принципа разделения, рассмотреть его на современном этапе развития и проанализировать, каким образом этот принцип реализуется на данный момент в Российской Федерации.

Для написания реферата я использовала работы Ю. А. Дмитриева, Э. Н. Примова, Н. М. Марченко, В. А. Черепанова, В. Н. Протасова и других.

1. История развития теории разделения властей.

Вопрос о власти занимает центральное место в научных исследованиях, посвященных сущности и роли государства и права, начиная с древнейших времен. Отдельные авторы находят корни доктрины разделения властей в Библии, где впервые независимая судебная власть противопоставлена царской.[1] Начиная с античных времен, в политико-правовой литературе с завидным постоянством стали появляться проекты «наилучшего» государственного строя. Например, Платон признает государство справедливым, «когда имеющиеся в нем три различных по своей природе сословия делают каждое свое дело».

Принцип разделения властей впервые сформулирован английским просветителем XVII века Дж. Локком. Будучи противником тирании, сторонником "теории общественного договора", компромисса, обосновывая сложившийся в Англии после "славной революции" государственный строй, он в сочинении "Два трактата о государственном управлении" предложил разделение властей по трём сферам на законодательную, исполнительную и федеративную (осуществляющую внешнеполитические функции, причём её отделение от исполнительной непринципиально). Судебная власть в качестве самостоятельной ветви власти Локком не выделяется. Это можно объяснить тем, что судебная деятельность находится в зависимости от законодательной и исполнительной властей: с одной стороны, решения и приговоры суда зависят от законов, а с другой стороны, решения и приговоры получают реализацию именно благодаря силе исполнительной власти.[2]

Идеи Локка был подхвачены и развиты ярким представителем французского Просвещения Шарлем Луи Монтескье. Главная ценность в его работе "О духе законов" – политическая свобода. Он предложил традиционную модель разделения властей: власть принадлежит народу, законодательная власть осуществляется собранием представителей и выражает интересы народа, исполнительная власть (во главе с монархом) ограничена по своей природе, она осуществляет законы, судебная власть "карает преступления и разрешает столкновения частных лиц".

В России идея разделения властей как принципа либерализма впервые в наиболее чёткой форме была выражена М.М. Сперанским (1772-1839г.) в  его «Плане всеобщего государственного преобразования». В своих проектах государственных преобразований Законность осуществления власти М. М. Сперанский связывал с разделением властей. Он исходил из того, что нельзя основать правление на законе, если одна и та же власть будет и составлять законы и их исполнять. Законодательная власть должна  принадлежать двухпалатной Думе, исполнительная власть – правительствующему Сенату и министерствам, а судебная власть – судебному Сенату. Хотя в проекте предполагалось в какой-то мере привлечь население (на основе имущественного ценза) к участию в исполнительной, законодательной и судебной власти посредством системы четырехстепенных выборов, самостоятельность перечисленных органов и их независимость от власти монарха не были предусмотрены. Монарх оказывался  в положении главы государства, без санкции которого не могла действовать ни одна из ветвей власти, однако проекту М. М. Сперанского не суждено было воплотиться в жизнь в первозданном виде.

Следующая попытка конституционных преобразований связана с деятельностью декабристов. После войны 1812 г. конституционные идеи становятся все более распространенными среди русского дворянства, особенно его молодого поколения, некоторые представители оказались участниками движения декабристов.

Автором одного из конституционных проектов стал Н. М. Муравьев. Его Конституция ставила своей целью превращение России в конституционную монархию. Законодательная власть вручалась двухпалатному  парламенту (Народное Вече), судебная – системе судов, а деятельность монарха должна была стать подконтрольной парламенту. Палаты парламента (Верховная Дума и Палата народных представителей) обладают разными полномочиями и отличаются по способу формирования, анализ которых позволяет разделить их на верхнюю и нижнюю. Верховная Дума обладает значительно большими полномочиями по сравнению с Палатой народных представителей: ей принадлежит право суда над министрами, верховными судьями и всеми прочими сановниками.

Источником власти  провозглашался народ, а император был главой исполнительной власти. Проект Конституции Н. М. Муравьева предусматривает систему сдержек и противовесов между законодательным и исполнительным органами государственной власти. По общему правилу, заседания Народного Веча – публичные, однако по предложению императора оно вправе провести закрытое заседание. Верховная Дума совместно с императором участвует в заключении мира, назначении судей верховных судебных мест, главнокомандующих и других воинских начальников.

Рассмотренные выше проекты механизма разделения властей подразумевали наличие монархии. Проект П.И. Пестеля (1793-1826гг.) - «Русская Правда» - в качестве формы государственного правления предусматривал республику - наиболее распространенную в настоящее время.

Законодательная власть по проекту Пестеля, сосредоточена в Народной Вече (в документах Пестеля этот орган вопреки российской грамматике именуется в женском роде) -- «однопалатном органе, который избирается сроком на пять лет, с ежегодной ротацией ее членов на одну пятую ее состава». Никто не может распустить Народную Вечу. Она представляет волю в государстве, душу народа, помимо законодательных функций, к полномочиям Народной Вечи относится объявление войны и заключение мира.

Исполнительная власть - Державная Дума - состоит из пяти человек, избираемых сроком на пять лет. Она подвергается ежегодной ротации на одну пятую состава. Дума ведет переговоры о войне и мире, но ни объявлять войны, ни заключать мира она не имеет права.

Блюстительная власть - Верховный собор - состоит из 120 членов (бояр), которые назначаются на всю жизнь и не участвуют ни в законодательной, ни в исполнительной власти. Кандидатов назначают губернии, а Народная веча замещает вакансии в составе Собора. К полномочиям Собора относится утверждение законов с точки зрения законности их принятия и действия, «не входя в суждение о сущности», отдача чиновников под суд и назначение главнокомандующего действующей армии в случае выполнения ею военных задач за пределами страны.[1]

В Советском государстве принцип разделения властей, как и многие другие правовые принципы, отрицался как неприемлемый и "буржуазный". Формально, по Конституции, вся власть принадлежала народу и осуществлялась им через Советы народных депутатов, которые составляли политическую основу СССР. Все другие государственные органы были подконтрольны и подотчётны Советам. Кроме того, почти все государственные органы формировались Советами. Никакого разделения властей не было, только полновластие Советов.

Вновь о разделении властей вспомнили в период конституционных реформ 90-х годов, в ходе которых наметилась тенденция поверхностного заимствования зарубежного опыта и переноса на российскую почву устоявшихся в зарубежных странах конституционно-правовых институтов. 25 апреля 1992 г. был проведён всероссийский референдум, по результатам которого  народ поддержал Президента и проводимые им экономические реформы, однако конституционное большинство, необходимое для роспуска Парламента, достигнуто не было (несмотря на то, что более двух третей проголосовавших избирателей проголосовали за досрочные выборы депутатов). После референдума Президент опубликовал свой проект Конституции РФ, а в июне созвал Конституционное Совещание, которое на основе президентского проекта разработало проект новой Конституции со смешанной, полупрезидентской формой правления, широкими полномочиями Президента и двухпалатным Парламентом.

12 декабря 1993 года, одновременно с выборами в Федеральное Собрание, было проведено всенародное голосование по Конституции, и при едва превысившей 50 процентов активности избирателей, небольшим перевесом была принята Конституция Российской Федерации, закрепившая систему государственной власти.

2. Понятие принципа разделения властей.

Историческое развитие теории разделения властей – богатый арсенал идей, без знания которых невозможна серьезная современная теоретическая разработка проблем, связанных с осуществлением государственной власти. Именно разделение властей стало основным исходным положением для организации государственной власти, важной особенностью устройства государственного механизма. Суть принципа разделения властей заключается в двух аспектах:

1). Разделение единой государственной власти, источником которой является народ, на различные ветви, представляемые самостоятельными видами органов государственной власти, между которыми разграничиваются властные полномочия. При этом разделенные власти не исключают, а дополняют друг друга, предусматривают координацию своих усилий и взаимодействие в установленных Конституцией Российской Федерации пределах и формах;

2). Установление системы сдержек и противовесов, препятствующей узурпации власти и обеспечивающей взаимодействие органов государственной власти.

Каждая из ветвей власти в соответствии со своей природой, характером функций и назначением должна занимать свое место в общей системе государственно-организованной власти и вести государственные дела в соответствующих им формах и пределах, надлежащими путями и средствами. Я попробую представить систему органов государственной власти в обобщенном виде.

Под законодательными понимаются органы, на которые в соответствии с принципом разделения властей возложена правотворческая деятельность. Они издают нормативно-правовые акты (законы), обладающие высшей юридической силой и регулирующие наиболее важные общественные отношения. Законодательная деятельность является прерогативой представительных органов государственной власти, которые избираются, как правило, посредством всеобщих, равных выборов и признаны выражать волю народа. Принятие законов является главным выражением законодательной власти, ее основной функцией. Однако наряду с этим законодательный орган может осуществлять и другие функции: представительство народа, участие в формировании других органов государственной власти и назначении некоторых высших должностных лиц, парламентский контроль.

Парламент – родовое название высшего представительного и законодательного органа в демократических государствах. В разных странах он называется по-разному: В США – конгрессом в Литве и Латвии – Сеймом на Украине – Верховной Радой в Испании – Генеральными Кортесами. Современный парламент – это высший орган народного представительства, выражающий современную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц.

К исполнительным относятся органы государства, осуществляющие государственную власть в форме организации исполнения законов. Высшим исполнительным органом в государстве является правительство, которое обычно формируется путем назначения. Каким именно способом и каким государственным органом назначается правительство, обусловлено формой правления, политическими и историческими традициями. В парламентских монархиях правительство назначается парламентом и утверждается монархом. В президентских республиках правительство формируется президентом. В парламентских монархиях и парламентских республиках правительство возглавляет премьер-министр, а в президентских республиках – президент.

В компетенцию правительства обычно входит: проведение  в жизнь законов и иных решений законодательной власти; руководство гражданской и военной администрацией; руководство внутренней и внешней политикой; составление бюджета.

Информация о работе Принцип разделения властей: реализация его в Российской Федерации