Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:58, курсовая работа
Цель моей работы: исследовать принцип разделения властей, обобщить историю принципа разделения, рассмотреть его на современном этапе развития и проанализировать, каким образом этот принцип реализуется на данный момент в Российской Федерации.
Для написания реферата я использовала работы Ю. А. Дмитриева, Э. Н. Примова, Н. М. Марченко, В. А. Черепанова, В. Н. Протасова и других.
Введение
1. История развития теории разделения властей.
2. Понятие принципа разделения властей.
3. Реализация принципа разделения властей в Российской Федерации.
3.1. Институт президента в Российской Федерации.
3.2 Законодательная власть в Российской Федерации
3.3. Исполнительная власть в Российской Федерации
3.4 Судебная власть в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы.
Смысл деятельности исполнительной власти заключается в реализации законов, исполнении их предписаний, управлении и обеспечении повседневного функционирования государственного механизма, экономики и труда, удовлетворении запросов и нужд населения. Важнейшей чертой исполнительной власти является не только исполнение нормативных предписаний, но и распорядительная деятельность: главным образом – правоприменительная, а в определенном объеме – также и подзаконная нормативно-регулирующая.
К исполнительным органам относятся министерства и другие центральные административные учреждения (комитеты, агентства, бюро), которые осуществляют руководство в различных сферах государственной жизни, организуя исполнение законов и других нормативно-правовых актов высших государственных органов.
Судебная власть является независимой и самостоятельной ветвью государственной власти. Она реализуется специальными государственными органами – судами. Суды формируются различными способами, как путем выборов, так и путем назначения. Независимость судов от других государственных органов обеспечивается тем, что они подчиняются только закону и ответственны только перед ним.
К полномочиям, составляющим содержание судебной власти, относят правосудие, конституционный контроль, контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц, участие в обеспечении надлежащего исполнения судебных решений, разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики.
Особое место занимают конституционные суды, которые осуществляют контроль и надзор за тем, чтобы все нормативно-правовые акты соответствовали конституции. В некоторых государствах функции конституционного суда выполняют верховные суды (США) либо специальные государственные органы (Конституционный совет Франции).
Институт главы государства занимает исключительно важное место в структуре высших органов государственной власти. Глава государства - это официальное лицо, занимающее формально высшее место в системе государственных органов и осуществляющее представительство государства во внутриполитической жизни и международных отношениях. В настоящее время наиболее распространены два вида этого института: монарх и президент; соответственно различают две формы правления: монархию и республику.
Монарх занимает свой пост в установленном порядке престолонаследия, как правило, пожизненно, его власть не считается производной от какого-либо другого органа или населения (принцип божественного происхождения власти). Он является символом национального единства и сплочения, его особа священна и неприкосновенна. Наследственный принцип престолонаследия является генеральным для всех монархий, хотя в истории известны случаи, когда монархии избирались. В настоящее время монарх избирается в Малайзии. Традиционно монарх рассматривается как суверенный, верховный представитель и верховный носитель государственной власти.
Институт президента возникает в силу различных оснований в той или иной степени под влиянием исторических, национальных традиций данной страны, на основе учета государственной необходимости и целесообразности его создания в конкретных политических условиях. США – первая страна в мире, где была введена должность президента, объединившая в одном лице главу государства и главу правительства. Сегодня президентство – неотъемлемый элемент государственной власти многих стран.
Президент избирается на ограниченный срок либо всем населением, либо парламентом и в зависимости от этого президентская власть считается производной от народа или законодательного органа. Важность и необходимость института главы государства обусловлена тем, что глава государства координирует деятельность всех высших органов государственной власти, выражает интересы всего общества, служит носителем и гарантом государственного суверенитета. В установленных законом случаях (чрезвычайное положение, военное положение) на главу государства возлагается весь груз государственной власти, объем его полномочий становится практически неограниченным.[1]
Основные направления деятельности президента в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они проявляются, условно можно подразделить на внутренние и внешние, а по времени осуществления – на постоянные и временные.
Глава государства обычно наделяем широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступает как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. Глава государства должен обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти.
Часть 1 статьи 80 Конституции РФ определяет Президента РФ как главу государства и устанавливает в общем виде его функции. Он является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (иначе говоря - координирует деятельность "ветвей власти"), определяет в соответствии с федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики, представляет Россию как глава государства внутри страны и в международных отношениях.
Президент избирается гражданами РФ на четырёхлетний срок полномочий с возможностью переизбрания на второй срок. Он не подотчётен Федеральному Собранию, не несёт перед ним политической ответственности и может быть отрешён от должности только за совершение государственной измены или иного тяжкого преступления.
Указы и распоряжения Президента РФ, с одной стороны, должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам (то есть они являются подзаконными актами), с другой стороны, они являются обязательными для исполнения на всей территории РФ. По сложившейся конституционной практике Президент РФ издаёт указы не только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено Конституцией РФ и федеральными законами, но и в случае обнаружения пробелов в законодательстве.
Досрочное прекращение полномочий Президента возможно в случае
- его отставки;
-стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
- отрешения от должности.
Президенту принадлежит право назначать выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президента назначаются Советом Федерации. После выборов Государственная Дума собирается на тридцатый день самостоятельно, но Президент может созвать заседание Думы раньше этого срока.
Президент имеет право законодательной инициативы, то есть внесения законопроектов в Государственную Думу, он обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием. Это вето может быть преодолено при повторном принятии законопроекта двумя палатами Федерального Собрания при раздельном обсуждении большинством в две трети голосов каждой палаты - в этом случае Президент обязан подписать закон в течение семи дней.
Президент вправе распускать Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, но не предусмотрено его право распускать Совет Федерации. Роспуск Думы возможен в случае трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ), при двукратном вынесении недоверия Правительству в течение трех месяцев (ч. 3 ст. 117) и при отказе Думы в доверии Правительству (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ)
В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает новые выборы с тем, чтобы новая Дума собралась не позднее чем через четыре месяца после роспуска.
Отношения Президента и исполнительной власти основываются на безусловном приоритете президентской власти. Президент назначает Председателя Правительства РФ с одним только условием, что он получит на это согласие Государственной Думы. Президент единолично принимает решение об отставке Правительства и вправе этого не делать даже в условиях выраженного Думой недоверия. Без участия Думы, а только по предложению Председателя Правительства Президент назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Он имеет право (и часто им пользуется) председательствовать на заседаниях Правительства, что не оставляет сомнений в его фактически руководящем положении в исполнительной власти.
В соответствии с принципами разделения властей и независимости судов Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, т. е. высших судебных органов Российской Федерации. Президент также назначает судей других федеральных судов, что предусмотрено ч. 2 ст. 128 Конституции РФ. Так же Президент обладает некоторыми квазисудебными полномочиями - проводит согласительные процедуры, осуществляет помилование.
В федеративных государствах законодательные собрания формируются на двухпалатной основе. Это объясняется тем, что в федеративном государстве так называемая общая воля, объединяющая всех его граждан в единое целое, образуется как бы из двух источников волеизъявления – всех ее граждан, с одной стороны, и субъектов федерации - с другой. Такова структура Федерального собрания Российской Федерации, которое состоит из верхней палаты в лице Совета Федерации и нижней палаты в лице Государственной Думы.
Двухпалатная структура Федерального собрания предполагает самостоятельность палат по отношению друг к другу, которая выражается в различном порядке образования Государственной думы и Совета Федерации, в различной компетенции каждой из палат, разной роли в законодательном процессе, в отсутствии единого координирующего органа Федерального Собрания, в раздельном порядке заседаний Совета Федерации и Государственной Думы. Палаты равноправны, хотя их полномочия не одинаковы. Одно и то же лицо не может одновременно быть членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.
Федеральное собрание рассматривает все вопросы, связанные с экономической деятельностью Правительства. Оно образует Счетную палату для осуществления контроля за исполнением бюджета. Депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации вправе обращаться к Правительству с депутатским запросом.
Совет Федерации возглавляет Председатель Совета Федерации, который тайным голосованием избирается из числа членов Совета Федерации. Наряду с Председателем Совет Федерации избирает его заместителей.
Основными структурными подразделениями Совета Федерации являются комитеты по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам. В их обязанности входят подготовка заключений по федеральным законам, принятым Государственной Думой и преданным на рассмотрение Совета Федерации; организация проведения парламентских слушаний; разработка и предварительное рассмотрение законопроектов, которые предлагается внести в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы.
В исключительную сферу деятельности Совета Федерации входят утверждение указов Президента о введении военного и чрезвычайного положения в стране; решение вопроса об использовании Вооруженных сил РФ за пределами ее территории по своей инициативе или по представлению Президента; назначение даты проведения очередных и внеочередных выборов Президента в случае досрочного прекращения его полномочий; принятие решений по формированию персонального состава таких органов, как Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд, а также назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.
На Государственную думу возлагаются основная тяжесть в принятии федеральных законов. Для реализации своих функций Государственная дума, в соответствии со ст.101 Конституции РФ, формирует комитеты и комиссии, в том числе по конституционному законодательству: судебно-правовой реформе и правам человека; социальной политике; бюджету, налогам и финансам; вопросам безопасности; науке и культуре и др.
Государственную думу возглавляет Председатель, который избирается их числа депутатов Государственной думы тайным голосованием. Для избрания председателя требуется, чтобы за него проголосовало более половины депутатов Государственной думы. Наряду с председателем избираются его заместители по порядку, урегулированному регламентом Государственной думы[1].
В компетенцию Государственной думы входят назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ и Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Она может ставить вопрос о доверии Правительству РФ, однако вынесение вотума недоверия не всегда влечет отставку Правительства, поскольку решение этого вопроса входит в компетенцию Президента РФ. Но Государственная Дума вправе повторно в течение трех месяцев выразить недоверие Правительству. И тогда Президент РФ обязан выбрать одно из двух: объявить об отставке Правительства РФ либо распустить Государственную Думу.
Часть 2 статьи 77 Конституции РФ предусматривает образование единой системы исполнительной власти в РФ "в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения"[2].
Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Соотношение Правительства с Федеральным Собранием и судами не порождает каких-либо неясностей. Согласно Конституции РФ органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, что предполагает невмешательство в деятельность каждой власти со стороны двух других. В то же время Правительство РФ взаимодействует с палатами Федерального собрания, и особенно с постоянными комитетами и комиссиями, рассматривая их рекомендации и принимая соответствующие меры. Члены Правительства обязаны по приглашению палат присутствовать на их заседаниях и отвечать на вопросы.
Информация о работе Принцип разделения властей: реализация его в Российской Федерации