Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 08:18, курсовая работа
Вопросами происхождения государства и права в отечественной и зарубежной юридической литературе традиционно уделялось и уделяется большое внимание. Об этом свидетельствуют, в частности, опубликованные на рубеже XIX – XX веков работы известных российских ученых – юристов, философов: Муромцева С. А. ²Определение и основное разделение права² (М., 1879); Коркунова Н. М. ²Лекции по общей теории права² (СПб., 1904); Трубецкого Е. Н. ²Энциклопедия права² (М., 1906); Шершеневича Г. Ф. ²Общая теория права² т. 1 – 4 (М., 1910 – 1912); Михайловского И. В. ²Очерки философии² (Томск, 1914) и других.
Введение. 3
I. Развитие производящей экономики (неолитическая
революция), повлекшая коренные изменения в общественных отношениях. 4
II. Социальные нормы первобытного общества, особенности
регулирования ими общественных отношений. 9
III. Возникновение права. Признаки права, отличающие от
социальных норм первобытнообщинного строя. 13
IV. Множественность концепций о происхождении
государства и права (теологическая, патриархальная, органическая, насилие,
психологическая, договорная), их основные положения. 16
Заключение. 20
Литература. 21
появлению новых управленческих, организационных функций, становлению нового
типа трудовой деятельности, связанной с производством пищи и тем самым к
необходимости регламентировать сельскохозяйственное производство, хранение и
распределение первобытного продукта. Возникла необходимость нормировать и
учитывать трудовой вклад каждого члена общества, результаты его труда, его
участия в создании общественных фондов, выдачи ему из общественных фондов.
Эта экономика объективно
привела к дальнейшему
группы организаторов производства, работников информационных систем, в
которых осуществляется учет труда и распределение его результатов, а также
работников систем контроля за соблюдением регламентирующих норм.
Возникновение и присвоение прибавочного продукта ведет к становлению новых
форм собственности: коллективной, групповой, частной – к дальнейшему
социальному расслоению общества.
Новая организация
деятельности также
происходит отделение верхушки общества от основной массы производителей,
неучастия верхушки в материальном производстве. Начинается становление
классов, новых организационных форм управления обществом, зарождение
государства.
Таким образом, неолитическая революция - переход человечества к производящей
экономике – приводит первобытное общество объективно в силу своего
внутреннего развития к финальному рубежу – социальному расслоению общества,
появлению классов, зарождению государства.
Как правило, древнейшие государственные образования, закономерно возникают на
социально – экономической основе раннеземледельческого общества и
характеризуются как раннеклассовые государства. Эти первичные государства
возникают к IV – III тыс. до н. э. в Месопотамии, Месоамерике, в Горном Перу,
в некоторых районах
Первоначально они возникают как города – государства. Поселок (селение), в
котором живут свободные общинники – земледельцы представляют теперь не
родовую, а соседскую общину. Он выделяется из группы первоначальных селений в
хозяйственный и религиозный центр, постепенно перерастает в административно –
хозяйственный центр – город. Этот город с прилегающей к нему небольшой
сельскохозяйственной
В городе – государстве организуются три центра управления, административного
и идеологического лидерства: городская община, дворец и храм. В частности,
храмы начинают выступать как религиозные, организационно – хозяйственные,
распределительные и информационные системы.
Город начинает выполнять по отношению к другим прилегающим селениям функции
государственного управления. Эти функции весьма разнообразны: управление
общинным земледелием и землевладением; выполнение общественных ритуальных
обрядов; осуществление государственного продуктообмена, который со временем
развивается в товарообмен; защита от военных нападений и организация военных
походов для покорения других городов – государств; взымание дани или налогов;
создание и распределение общественных фондов; создание институтов для
рассмотрения споров; развитие ремесла и торговли и ряд других функций.
Таким образом, государство
как новая организационная
возникает объективно в итоге неолитической революции, перехода человечества к
производящей экономике, т. е. в процессе изменения материальных условий жизни
общества, становления новых организационно – трудовых форм этой жизни. Оно не
навязывается обществу извне. А возникает в силу внутренних факторов:
материальных, организационных, идеологических. Первоначальная форма – город –
государство – также обусловлена финальным, в основном земледельческим
развитием неолитической революции.
II. Социальные нормы первобытного общества,
особенности регулирования ими общественных отношений.
Понимание неолитической революции как рубежа, длящего всю историю
человечества на два способа
существования и
присваивающую и производящую экономику – является также и методологическим
ключом к изучению происхождения права, научного познания этого не менее
сложного, чем государство, социального института.
Если при изучении процессов
происхождения государства
уделялось обобщению истории организационных форм и социальных структур,
существовавших в первобытном обществе, в том числе на этапе его перехода в
раннеклассовые общества, а также при функционировании раннеклассовых обществ,
то при изучении происхождения права хотелось бы уделить регулятивным началам
в жизни этих обществ.
Что и как определило и обеспечивало поведение человека и его различных
объединений: общины, клонов и т. д.? Всегда ли существовало право как одно из
мощнейших социально – регулятивных средств, или и право, точно так же, как и
государство, возникает лишь на определенном этапе развития человеческого
общества. Чем отличаются регулятивные системы догосударственных и
государственных обществ – вот основные вопросы, которые придется выяснить,
чтобы познать причины появления и сущность права, выполнив тем самым основную
исследовательскую задачу.
Обратимся в этой связи
вновь к социально –
присваивающей системы хозяйства. Эта система объективно не нуждалась в учете
вклада каждого члена общества в результаты конкретной охоты, занятие
рыболовством, в другие способы добывания пищи, в обеспечении жильем и т. п..
Не было в присваивающем хозяйстве и какого – либо нормирования затрат времени
на участие того или иного члена общины в этих процессах обеспечения локальной
группы.
Регулятивным фактором для таких затрат выступали только половозрастная
структура общины, клана, локальной группы, экологическое состояние среды,
возможности и потребности самих общин охотников, рыболовов и собирателей,
умение и опыт отдельных членов общины. Самоорганизация, иные самопроизвольные
процессы – вот главное, что характеризует в целом взаимодействия человека и
природы в присваивающей экономике на протяжении многих тысячелетий.
Вместе с тем необходимо отметить, что широкое распространение и использование
приобретают в таких обществах и регулятивные начала, формировавшиеся в ходе
самоорганизации человечества. Эта регуляция обеспечивает существование и
существенное воспроизводство конкретных общин, кланов, групп. Это правило
смягчения агрессивных столкновений между группами, организации семейно –
брачных отношений, закрепление половозрастного деления, взаимопомощи,
организации совместных охот, рыболовного промысла, распределение пищи, нормы
функционирования потестарных органов управления, процедуры решения споров и
т. п. . Эти регулятивные начала осуществляются в разных формах, но суть их
одна: они направлены на поддержание присваивающих экономик, на гармоничное
сосуществование человека в природной среде, на воспроизводство его как
биологического вида.
Отметим сразу, что в производящем хозяйстве дело обстояло совершенно иначе. К
IV – III тыс. до н. э. самоорганизационные процессы взаимодействия человека и
природы, поддержание равенства между ними, сменяются сознательным процессом
регулирования организации
сельскохозяйственного
скотоводства и т. п..
Как отмечалось выше, на этом этапе происходит усложнение организации
производства, появляются новые управленческие функции, происходит становление
подлинно трудовой деятельности, ее нового типа, связанного с производством
пищи. Возникает необходимость регламентировать сельскохозяйственное
производство, хранение, распределение и обмен прибавочного продукта и
возникающих на этой основе отношений собственности. Появляется объективная
необходимость нормировать, а следовательно, и учитывать, трудовой вклад
каждого члена общества, результаты его труда, его участие в создании
общественных фондов, выдачи ему из общественных фондов без такого
нормирования и учета общества производящей экономики попросту не смогли бы
существовать.
Эта экономика объективно ведет к дальнейшему разделению труда. Половозрастное
деление, хотя и сохраняет свое значение, но и дополняется уже иным,
социальным, классовым делением. Появляется тот самый особый слой людей,
выделившихся из общества. В данном случае следует подчеркнуть, что появление
не только публичной власти, но и иной системы регулирования, вызванной к
жизни становлением производящей экономики и призванной объективно обеспечить
ее функциональное развитие.
Таким образом, на теоретическом уровне можно выделить не только наличие в
историческом развитии человечества двух способов хозяйственно – присваивающей
и производящей экономики, - но и наличие двух принципиально отличных систем
регулирования, привязанных к экономическим и экологическим характеристикам
этих способов хозяйствования, по всему комплексу материальных, социальных и
духовных отношений, существовавших в них.
И в этой связи надо отметить, что социальные нормы присваивающей экономики
имели свое особое содержание, формы выражения, способы реализации и защиты,
составляли достаточно солидную регулятивную систему.
Содержание. Если упомянуть содержание регулятивной системы, то можно
увидеть, что в социальных нормах закреплялась тотемная система (тотем –
идеализированное существо – покровитель отдельного члена группы или всей
группы: как правило вид животного и растения, которых нельзя убивать и
употреблять в пищу). Эта
система выполняла функции
была своеобразной ²Красной книгой².
Важнейшим вопросом существования человечества является его воспроизводство
как биологического вида. Для воспроизводства конкретных групп, кланов
необходимо было наличие в них определенного количества женщин, детей.
Социальные нормы регулировали в этой связи брачно – семейные отношения,
способы приобщения женщин в других группах, в том числе в некоторых ситуациях
и их похищения.
Словом, по содержанию нормы первобытного общества обеспечивали социализацию
жизни общин, кланов, групп, экологическое состояние и ряд других необходимых
условий жизнедеятельности присваивающих обществ.
Способы регулирования. Здесь можно выделить три основных способа –
запреты, дозволения и позитивное обязывание.
Запреты существовали главным образом в виде табу, т. е. в виде
подкрепленной религиозными верованиями недопустимости совершать те или иные
поступки, например, недопустимость брака между кровными родственниками.
Дозволения (или разрешения) также определяли поведение человека или
объединений людей в присваивающей экономике указывая, например, на виды
животных и время охоты на них, на виды растений и сроки сбора их плодов,
выкапывание корней, на допустимость добрачных половых связей и т. д. .
Запрещалось нарушать разделение функций в обществе между мужчинами и
женщинами, взрослыми и детьми; запрещалось убийство, телесные повреждения,
каннибализм, кровосмешение, колдовство (им могли заниматься лишь специальные
лица - колдуны); запрещались похищения женщин и детей, применение оружия на
стоянках, воровство, нарушение правил супружеского союза, нарушение
супружеской верности, соблазнение чужих жен и т. д. .
Позитивное обязывание имело своей целью организовать необходимое поведение в
процессах приготовления пищи, строительстве жилищ, разжигание костров и
поддержание огня, изготовление орудий, средств передвижения, например, лодок.
Однако все эти способы регулирования не были направлены на изменение
природных условий и выделение человека из природы, и обеспечивали лишь
наиболее эффективные формы присвоения предметов природы и их переработки, их
приспособление для
Санкции. Это еще один из важнейших элементов регулятивной системы
присваивающих обществ. Хотя и на сегодня остается бесспорным вывод о
добровольном выполнении правил поведения в присваивающих обществах в силу
привычного понимания полезности этих правил, подражание, но вместе с тем и эти
общества знали различных нарушителей брачно – семейных отношений, пользования
участками территорий, тотемных систем и строгое их наказание. В этих случаях к
нарушителям применялись и суровые меры наказания, вплоть до лишения жизни.
Причем санкции не очень четко дифференцировались на реальные и
сверхъестественные. И поскольку нарушения всегда затрагивали религиозную
сторону жизни общества, постольку санкции всегда как бы освещались,
поддерживались религиозными, сверхъестественными силами.
Санкции имели свою структуру: общественное порицание, изгнание из общины,
Информация о работе Причины, закономерности и формы возникновения государства и права