Причины, закономерности и формы возникновения государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 08:18, курсовая работа

Описание работы

Вопросами происхождения государства и права в отечественной и зарубежной юридической литературе традиционно уделялось и уделяется большое внимание. Об этом свидетельствуют, в частности, опубликованные на рубеже XIX – XX веков работы известных российских ученых – юристов, философов: Муромцева С. А. ²Определение и основное разделение права² (М., 1879); Коркунова Н. М. ²Лекции по общей теории права² (СПб., 1904); Трубецкого Е. Н. ²Энциклопедия права² (М., 1906); Шершеневича Г. Ф. ²Общая теория права² т. 1 – 4 (М., 1910 – 1912); Михайловского И. В. ²Очерки философии² (Томск, 1914) и других.

Содержание

Введение. 3
I. Развитие производящей экономики (неолитическая
революция), повлекшая коренные изменения в общественных отношениях. 4
II. Социальные нормы первобытного общества, особенности
регулирования ими общественных отношений. 9
III. Возникновение права. Признаки права, отличающие от
социальных норм первобытнообщинного строя. 13
IV. Множественность концепций о происхождении
государства и права (теологическая, патриархальная, органическая, насилие,
психологическая, договорная), их основные положения. 16
Заключение. 20
Литература. 21

Работа содержит 1 файл

Курсовая Причины образования Государства.docx

— 80.36 Кб (Скачать)

появлению новых управленческих, организационных функций, становлению  нового

типа трудовой деятельности, связанной с производством пищи и тем самым к

необходимости регламентировать сельскохозяйственное производство, хранение и

распределение первобытного продукта. Возникла необходимость нормировать  и

учитывать трудовой вклад  каждого члена общества, результаты его труда, его

участия в создании общественных фондов, выдачи ему из общественных фондов.

Эта экономика объективно привела к дальнейшему разделению труда. Выделяются

группы организаторов  производства, работников информационных систем, в

которых осуществляется учет труда и распределение его  результатов, а также

работников систем контроля за соблюдением регламентирующих норм.

Возникновение и присвоение прибавочного продукта ведет к становлению  новых

форм собственности: коллективной, групповой, частной – к дальнейшему

социальному расслоению общества. Новая организация производственной

деятельности также способствует социальной дифференциации общества:

происходит отделение  верхушки общества от основной массы  производителей,

неучастия верхушки в материальном производстве. Начинается становление

классов, новых организационных  форм управления обществом, зарождение

государства.

Таким образом, неолитическая  революция - переход человечества к  производящей

экономике – приводит первобытное  общество объективно в силу своего

внутреннего развития к финальному рубежу – социальному расслоению общества,

появлению классов, зарождению государства.

Как правило, древнейшие государственные  образования, закономерно возникают  на

социально – экономической  основе раннеземледельческого общества и

характеризуются как раннеклассовые государства. Эти первичные государства

возникают к IV – III тыс. до н. э. в Месопотамии, Месоамерике, в Горном Перу,

в некоторых районах разновременно  и независимо друг от друга.

Первоначально они возникают  как города – государства. Поселок (селение), в

котором живут свободные общинники – земледельцы представляют теперь не

родовую, а соседскую общину. Он выделяется из группы первоначальных селений в

хозяйственный и религиозный  центр, постепенно перерастает в административно –

хозяйственный центр –  город. Этот город с прилегающей к нему небольшой

сельскохозяйственной местностью и становится городом – государством.

В городе – государстве  организуются три центра управления, административного

и идеологического лидерства: городская община, дворец и храм. В частности,

храмы начинают выступать  как религиозные, организационно –  хозяйственные,

распределительные и информационные системы.

Город начинает выполнять  по отношению к другим прилегающим  селениям функции

государственного управления. Эти функции весьма разнообразны: управление

общинным земледелием  и землевладением; выполнение общественных ритуальных

обрядов; осуществление государственного продуктообмена, который со временем

развивается в товарообмен; защита от военных нападений и  организация военных

походов для покорения  других городов – государств; взымание дани или налогов;

создание и распределение  общественных фондов; создание институтов для

рассмотрения споров; развитие ремесла и торговли и ряд других функций.

Таким образом, государство  как новая организационная форма  жизни общества

возникает объективно в итоге  неолитической революции, перехода человечества к

производящей экономике, т. е. в процессе изменения материальных условий жизни

общества, становления новых  организационно – трудовых форм этой жизни. Оно не

навязывается обществу извне. А возникает в силу внутренних факторов:

материальных, организационных, идеологических. Первоначальная форма  – город –

государство – также обусловлена финальным, в основном земледельческим

развитием неолитической  революции.

    

     

II. Социальные  нормы первобытного общества,

особенности регулирования  ими общественных отношений.

 

Понимание неолитической  революции как рубежа, длящего  всю историю

человечества на два способа  существования и воспроизводства, – на

присваивающую и производящую экономику – является также и  методологическим

ключом к изучению происхождения  права, научного познания этого не менее

сложного, чем государство, социального института.

Если при изучении процессов  происхождения государства основное внимание

уделялось обобщению истории  организационных форм и социальных структур,

существовавших в первобытном обществе, в том числе на этапе его перехода в

раннеклассовые общества, а также при функционировании раннеклассовых обществ,

то при изучении происхождения  права хотелось бы уделить регулятивным началам

в жизни этих обществ.

Что и как определило и  обеспечивало поведение человека и  его различных

объединений: общины, клонов и т. д.? Всегда ли существовало право  как одно из

мощнейших социально –  регулятивных средств, или и право, точно так же, как и

государство, возникает лишь на определенном этапе развития человеческого

общества. Чем отличаются регулятивные системы догосударственных и

государственных обществ  – вот основные вопросы, которые  придется выяснить,

чтобы познать причины  появления и сущность права, выполнив тем самым основную

исследовательскую задачу.

Обратимся в этой связи  вновь к социально – экономической  сущности

присваивающей системы хозяйства. Эта система объективно не нуждалась  в учете

вклада каждого члена  общества в результаты конкретной охоты, занятие

рыболовством, в другие способы  добывания пищи, в обеспечении  жильем и т. п..

Не было в присваивающем  хозяйстве и какого – либо нормирования затрат времени

на участие того или  иного члена общины в этих процессах  обеспечения локальной

группы.

Регулятивным фактором для  таких затрат выступали только половозрастная

структура общины, клана, локальной  группы, экологическое состояние  среды,

возможности и потребности  самих общин охотников, рыболовов  и собирателей,

умение и опыт отдельных  членов общины. Самоорганизация, иные самопроизвольные

процессы – вот главное, что характеризует в целом  взаимодействия человека и

природы в присваивающей  экономике на протяжении многих тысячелетий.

Вместе с тем необходимо отметить, что широкое распространение  и использование

приобретают в таких обществах  и регулятивные начала, формировавшиеся  в ходе

самоорганизации человечества. Эта регуляция обеспечивает существование  и

существенное воспроизводство  конкретных общин, кланов, групп. Это  правило

смягчения агрессивных столкновений между группами, организации семейно  –

брачных отношений, закрепление  половозрастного деления, взаимопомощи,

организации совместных охот, рыболовного промысла, распределение  пищи, нормы

функционирования потестарных органов управления, процедуры решения споров и

т. п. . Эти регулятивные начала осуществляются в разных формах, но суть их

одна: они направлены на поддержание  присваивающих экономик, на гармоничное

сосуществование человека в  природной среде, на воспроизводство  его как

биологического вида.

Отметим сразу, что в производящем хозяйстве дело обстояло совершенно иначе. К

IV – III тыс. до н. э. самоорганизационные процессы взаимодействия человека и

природы, поддержание равенства  между ними, сменяются сознательным процессом

регулирования организации  сельскохозяйственного производства, ремесла,

скотоводства и т. п..

Как отмечалось выше, на этом этапе происходит усложнение организации

производства, появляются новые  управленческие функции, происходит становление

подлинно трудовой деятельности, ее нового типа, связанного с производством

пищи. Возникает необходимость  регламентировать сельскохозяйственное

производство, хранение, распределение  и обмен прибавочного продукта и

возникающих на этой основе отношений собственности. Появляется объективная

необходимость нормировать, а следовательно, и учитывать, трудовой вклад

каждого члена общества, результаты его труда, его участие  в создании

общественных фондов, выдачи ему из общественных фондов без такого

нормирования и учета  общества производящей экономики попросту не смогли бы

существовать.

Эта экономика объективно ведет к дальнейшему разделению труда. Половозрастное

деление, хотя и сохраняет  свое значение, но и дополняется  уже иным,

социальным, классовым делением. Появляется тот самый особый слой людей,

выделившихся из общества. В данном случае следует подчеркнуть, что появление

не только публичной власти, но и иной системы регулирования, вызванной к

жизни становлением производящей экономики и призванной объективно обеспечить

ее функциональное развитие.

Таким образом, на теоретическом  уровне можно выделить не только наличие  в

историческом развитии человечества двух способов хозяйственно – присваивающей

и производящей экономики, - но и наличие двух принципиально  отличных систем

регулирования, привязанных к экономическим и экологическим характеристикам

этих способов хозяйствования, по всему комплексу материальных, социальных и

духовных отношений, существовавших в них.

И в этой связи надо отметить, что социальные нормы присваивающей  экономики

имели свое особое содержание, формы выражения, способы реализации и защиты,

составляли достаточно солидную регулятивную систему.

     Содержание. Если упомянуть содержание регулятивной системы, то можно

увидеть, что в социальных нормах закреплялась тотемная система (тотем –

идеализированное существо – покровитель отдельного члена  группы или всей

группы: как правило вид животного и растения, которых нельзя убивать и

употреблять в пищу). Эта  система выполняла функции экологического регулятора,

была своеобразной ²Красной книгой².

Важнейшим вопросом существования  человечества является его воспроизводство

как биологического вида. Для  воспроизводства конкретных групп, кланов

необходимо было наличие  в них определенного количества женщин, детей.

Социальные нормы регулировали в этой связи брачно – семейные отношения,

способы приобщения женщин в других группах, в том числе  в некоторых ситуациях

и их похищения.

Словом, по содержанию нормы  первобытного общества обеспечивали социализацию

жизни общин, кланов, групп, экологическое состояние и ряд  других необходимых

условий жизнедеятельности  присваивающих обществ.

     Способы регулирования. Здесь можно выделить три основных способа –

запреты, дозволения и позитивное обязывание.

Запреты существовали главным  образом в виде табу, т. е. в виде

подкрепленной религиозными верованиями недопустимости совершать  те или иные

поступки, например, недопустимость брака между кровными родственниками.

Дозволения (или разрешения) также определяли поведение человека или

объединений людей в присваивающей  экономике указывая, например, на виды

животных и время охоты  на них, на виды растений и сроки  сбора их плодов,

выкапывание корней, на допустимость добрачных половых связей и т. д. .

Запрещалось нарушать разделение функций в обществе между мужчинами  и

женщинами, взрослыми и  детьми; запрещалось убийство, телесные повреждения,

каннибализм, кровосмешение, колдовство (им могли заниматься лишь специальные

лица - колдуны); запрещались  похищения женщин и детей, применение оружия на

стоянках, воровство, нарушение правил супружеского союза, нарушение

супружеской верности, соблазнение  чужих жен и т. д. .

Позитивное обязывание имело своей целью организовать необходимое поведение в

процессах приготовления пищи, строительстве жилищ, разжигание костров и

поддержание огня, изготовление орудий, средств передвижения, например, лодок.

Однако все эти способы  регулирования не были направлены на изменение

природных условий и выделение  человека из природы, и обеспечивали лишь

наиболее эффективные  формы присвоения предметов природы  и их переработки, их

приспособление для удовлетворения потребностей человека.

     Санкции. Это еще один из важнейших элементов регулятивной системы

присваивающих обществ. Хотя и на сегодня остается бесспорным вывод о

добровольном выполнении правил поведения в присваивающих обществах в силу

привычного понимания  полезности этих правил, подражание, но вместе с тем и эти

общества знали различных  нарушителей брачно – семейных отношений, пользования

участками территорий, тотемных систем и строгое их наказание. В  этих случаях к

нарушителям применялись  и суровые меры наказания, вплоть до лишения жизни.

Причем санкции не очень  четко дифференцировались на реальные и

сверхъестественные. И поскольку  нарушения всегда затрагивали религиозную

сторону жизни общества, постольку санкции всегда как  бы освещались,

поддерживались религиозными, сверхъестественными силами.

Санкции имели свою структуру: общественное порицание, изгнание из общины,

Информация о работе Причины, закономерности и формы возникновения государства и права