Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 11:34, курсовая работа
Цель данной работы осветить вопросы, связанные с полномочиями и функциями Президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России. Объяснить необходимость его полномочий как высшего представителя народа в нашей стране.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 Становление и развитие института Президента в Российской Федерации 5
1.2 Место и роль Президента в системе органов государственной власти Российской Федерации 13
2 ВИДЫ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РФ 15
2.1 Функции Президента РФ 18
2.2 Классификация и характеристика полномочий Президента РФ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ
Являясь
по должности Верховным
Ныне весьма актуальной стала проблема использования Вооруженных Сил России за ее пределами, в чем также велика роль Президента. Согласно Федеральному закону от 23 июня 1995 года № 93-ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности», Президент Российской Федерации единолично принимает решение о направлении за пределы территории Российской Федерации отдельных военнослужащих, о районе их действий, задачах, подчиненности, сроках пребывания, порядке замены, а также об их отзыве. Что касается военных формирований, то решение вопроса о возможности их использования вне пределов территории России отнесено к полномочиям Совета Федерации. Однако, организация исполнения постановления Совета Федерации возлагается на Президента Российской Федерации.
Третью группу составляют полномочия Президента Российской Федерации по отношению к отдельным ветвям государственной власти.
Так Президент, в соответствии с Конституцией России и федеральным законом, назначает выборы в Государственную Думу, а в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, распускает ее.
Государственная Дума может быть распущена Президентом России в трех случаях:
1)
после трехкратного отклонения
ею представленных Президентом
кандидатур Председателя
2)
в случае, если она выразит
недоверие Правительству
3)
если Председатель
В тоже время установлен и ряд ограничений на роспуск Государственной Думы. В двух последних случаях Президент не может это сделать в течение года после ее избрания. Государственную Думу нельзя распустить с момента выдвижения ею обвинений против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации. Не может быть распущена Государственная Дума в период действия на всей территории России военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий главы государства.
В
случае роспуска Государственной Думы
Президент России назначает дату
выборов таким образом, чтобы
вновь избранная
Полномочия Президента Российской Федерации по отношению к отдельным ветвям власти концентрируются, главным образом, вокруг вопроса о кадрах, и, прежде всего руководящих, федеральных органов государственной власти. Президент Российской Федерации располагает рядом конституционных полномочий по воздействию на их состав:
1)
единолично назначает и
2)
назначает в порядке,
3)
по предложению Председателя
Правительства Российской
4)
представляет Совету Федерации
кандидатуры для назначения на
должности судей
5) представляет Государственной
Думе кандидатуру для
6)
по предложению министра
Четвертую группу составляют полномочия Президента Российской Федерации по отношению к субъектам Федерации.
Пятую группу составляют полномочия Президента Российской Федерации, связанные с внешнеполитическими отношениями России. Они отражены в статье 86 Конституции Российской Федерации, согласно которой Президент России осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей, представляет страну в международных отношениях.
Шестая труппа полномочий Президента связана с его нормотворчеством. В соответствии со статьей 90 Конституции Российской Федерации глава государства издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Наряду с тем, что Президент Российской Федерации имеет собственные нормотворческие полномочия, Конституция России относит его к числу субъектов права законодательной инициативы (часть 1 статьи 104).
Наконец, Президент Российской Федерации, в соответствии со статьей 107 и 108 Конституции Российской Федерации, подписывает и обнародует принятые Федеральным Собранием законы, завершая тем самым законотворческий процесс. Без этого ни один закон не приобретает юридической силы. Указами Президента Российской Федерации включаются в текст статьи 65 Конституции России новые наименования субъектов страны (часть 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, можно сделать вывод, что глава государства обладает широким кругом прав и обязанностей, которые необходимы для реализации его полномочий, затрагивающих, по сути дела, деятельность всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной). Именно Президент Российской Федерации, в конечном счете, выступает в качестве объединяющего начала в системе государственной власти России, осуществляет функцию координации и единения всех ветвей власти, что является юридической основой административно - правового согласия и созидательного взаимодействия всех ветвей власти российского государства.
Между тем, анализ компетенции Президента Российской Федерации свидетельствует о том, что его деятельность в большей степени соподчинена с исполнительной ветвью государственной власти. При этом полномочия главы государства и Правительства четко не разграничены, что усложняет управленческую вертикаль и приводит к увеличению аппарата государственной службы. Характерный пример - административная реформа органов исполнительной власти5, когда при сравнительно одинаковых требованиях, предъявляемых Указом Президента Российской Федерации к однотипным организационным формам, созданы и функционируют разные не только по объему полномочий, но и по уровню подчиненности, федеральные органы исполнительной власти, находящиеся в ведении Правительства Российской Федерации и в ведении Президента России.
Безусловно, такая конструкция никоим образом не избавляет страну от бюрократии и коррупции, не исключает дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти и не влияет на разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не устраняет избыточное государственное регулирование, но, бесспорно, приводит к нарушению баланса между органами исполнительной власти, и, как следствие, дестабилизирует деятельность исполнительной власти в целом.
Поэтому представляется правильным вести речь об уточнении правового положения Президента Российской Федерации в существующей системе субъектов исполнительной власти. С этой точки зрения кажутся привлекательными идеи о совершенствовании института Президента. К примеру, предлагается модель государственной власти, при которой Президент Российской Федерации возглавил бы систему исполнительной власти в России. По мнению автора, путем введения такой модели удастся добиться упрощения всей конструкции разделения властей6. Безусловно, могут быть и другие модели реформирования исполнительной власти на федеральном уровне.
Обобщить
полномочия Президента РФ можно Схемы
в Приложении 2 [21, с. 38].
Рисунок 2.- Полномочия Президента РФ
Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.
В установленном Конституцией РФ порядке Президент принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент РФ как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Президент РФ издает указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Конституционный Суд дает формулировке "гарант Конституции" довольно широкое толкование, признавая, в частности, за Президентом право издавать указы по вопросам, требующим законодательного решения, на период до принятия соответствующих законов.
Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства РФ (с согласия Государственной Думы); заместителей Председателя Правительства и федеральных министров (по предложению Председателя Правительства).
Президент
имеет право
Кроме того, Президент Российской Федерации назначает:
- полномочных представителей Президента Российской Федерации;
- высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
- дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (после консультаций с комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания);
- судей федеральных судов (кроме Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного) формирует:
- Администрацию Президента Российской Федерации;
- Совет Безопасности Российской Федерации (и возглавляет его).
Представляет кандидатуры:
- Государственной Думе - на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации;