Президент РФ: виды полномочий

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы осветить вопросы, связанные с полномочиями и функциями Президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России. Объяснить необходимость его полномочий как высшего представителя народа в нашей стране.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 Становление и развитие института Президента в Российской Федерации 5
1.2 Место и роль Президента в системе органов государственной власти Российской Федерации 13
2 ВИДЫ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РФ 15
2.1 Функции Президента РФ 18
2.2 Классификация и характеристика полномочий Президента РФ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

президент.doc

— 334.00 Кб (Скачать)

     Являясь по должности Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, Президент осуществляет общее руководство их использованием в качестве сил обеспечения безопасности, а также принимает оперативные решения по обеспечению безопасности в пределах компетенции, определенной законом. Соответствующие полномочия Президента Российской Федерации обстоятельно определены Законом Российской Федерации от 05 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности» (статья 11), Федеральным законом от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» (статья 4), Федеральным законом от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (статья 4).

     Ныне  весьма актуальной стала проблема использования  Вооруженных Сил России за ее пределами, в чем также велика роль Президента. Согласно Федеральному закону от 23 июня 1995 года № 93-ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности», Президент Российской Федерации единолично принимает решение о направлении за пределы территории Российской Федерации отдельных военнослужащих, о районе их действий, задачах, подчиненности, сроках пребывания, порядке замены, а также об их отзыве. Что касается военных формирований, то решение вопроса о возможности их использования вне пределов территории России отнесено к полномочиям Совета Федерации. Однако, организация исполнения постановления Совета Федерации возлагается на Президента Российской Федерации.

     Третью  группу составляют полномочия Президента Российской Федерации по отношению к отдельным ветвям государственной власти.

     Так Президент, в соответствии с Конституцией России и федеральным законом, назначает  выборы в Государственную Думу, а  в случаях и порядке, предусмотренных  Конституцией Российской Федерации, распускает ее.

     Государственная Дума может быть распущена Президентом  России в трех случаях:

     1) после трехкратного отклонения  ею представленных Президентом  кандидатур Председателя Правительства  Российской Федерации (часть 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации);

     2) в случае, если она выразит  недоверие Правительству Российской  Федерации, Президент вправе объявить  об отставке Правительства либо  не согласиться с решением  Государственной Думы. Когда же  Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (часть 3 статьи 117 Конституции Российской Федерации);

     3) если Председатель Правительства Российской Федерации сам поставит перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации и Государственная Дума откажет в доверии, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы (часть 4 статьи 117 Конституции Российской Федерации).

     В тоже время установлен и ряд ограничений  на роспуск Государственной Думы. В двух последних случаях Президент  не может это сделать в течение  года после ее избрания. Государственную Думу нельзя распустить с момента выдвижения ею обвинений против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации. Не может быть распущена Государственная Дума в период действия на всей территории России военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий главы государства.

     В случае роспуска Государственной Думы Президент России назначает дату выборов таким образом, чтобы  вновь избранная Государственная  Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска прежней.

     Полномочия  Президента Российской Федерации по отношению к отдельным ветвям власти концентрируются, главным образом, вокруг вопроса о кадрах, и, прежде всего руководящих, федеральных органов государственной власти. Президент Российской Федерации располагает рядом конституционных полномочий по воздействию на их состав:

     1) единолично назначает и освобождает  высшее командование Вооруженных  Сил Российской Федерации, а  после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания, назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях;

     2) назначает в порядке, установленном  федеральным законом, судей федеральных судов (кроме Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации);

     3) по предложению Председателя  Правительства Российской Федерации  назначает на должность и освобождает  от должности заместителей Председателя  Правительства Российской Федерации и федеральных министров;

     4) представляет Совету Федерации  кандидатуры для назначения на  должности судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного  судов Российской Федерации, а  также кандидатуру Генерального  прокурора Российской Федерации;

      5) представляет Государственной  Думе кандидатуру для назначения  на должность председателя Центрального  банка Российской Федерации и  ставит перед ней же вопрос  об освобождении его от должности; 

     6) по предложению министра внутренних  дел Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности руководителей органов внутренних дел субъектов Российской Федерации.

     Четвертую группу составляют полномочия Президента Российской Федерации по отношению  к субъектам Федерации.

     Пятую группу составляют полномочия Президента Российской Федерации, связанные с внешнеполитическими отношениями России. Они отражены в статье 86 Конституции Российской Федерации, согласно которой Президент России осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей, представляет страну в международных отношениях.

     Шестая  труппа полномочий Президента связана  с его нормотворчеством. В соответствии со статьей 90 Конституции Российской Федерации глава государства издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

     Наряду  с тем, что Президент Российской Федерации имеет собственные нормотворческие полномочия, Конституция России относит его к числу субъектов права законодательной инициативы (часть 1 статьи 104).

     Наконец, Президент Российской Федерации, в  соответствии со статьей 107 и 108 Конституции  Российской Федерации, подписывает  и обнародует принятые Федеральным Собранием законы, завершая тем самым законотворческий процесс. Без этого ни один закон не приобретает юридической силы. Указами Президента Российской Федерации включаются в текст статьи 65 Конституции России новые наименования субъектов страны (часть 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации).

     Таким образом, можно сделать вывод, что  глава государства обладает широким  кругом прав и обязанностей, которые  необходимы для реализации его полномочий, затрагивающих, по сути дела, деятельность всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной). Именно Президент Российской Федерации, в конечном счете, выступает в качестве объединяющего начала в системе государственной власти России, осуществляет функцию координации и единения всех ветвей власти, что является юридической основой административно - правового согласия и созидательного взаимодействия всех ветвей власти российского государства.

     Между тем, анализ компетенции Президента Российской Федерации свидетельствует о том, что его деятельность в большей степени соподчинена с исполнительной ветвью государственной власти. При этом полномочия главы государства и Правительства четко не разграничены, что усложняет управленческую вертикаль и приводит к увеличению аппарата государственной службы. Характерный пример - административная реформа органов исполнительной власти5, когда при сравнительно одинаковых требованиях, предъявляемых Указом Президента Российской Федерации к однотипным организационным формам, созданы и функционируют разные не только по объему полномочий, но и по уровню подчиненности, федеральные органы исполнительной власти, находящиеся в ведении Правительства Российской Федерации и в ведении Президента России.

     Безусловно, такая конструкция никоим образом не избавляет страну от бюрократии и коррупции, не исключает дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти и не влияет на разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не устраняет избыточное государственное регулирование, но, бесспорно, приводит к нарушению баланса между органами исполнительной власти, и, как следствие, дестабилизирует деятельность исполнительной власти в целом.

     Поэтому представляется правильным вести речь об уточнении правового положения  Президента Российской Федерации в  существующей системе субъектов  исполнительной власти. С этой точки  зрения кажутся привлекательными идеи о совершенствовании института  Президента. К примеру, предлагается модель государственной власти, при которой Президент Российской Федерации возглавил бы систему исполнительной власти в России. По мнению автора, путем введения такой модели удастся добиться упрощения всей конструкции разделения властей6. Безусловно, могут быть и другие модели реформирования исполнительной власти на федеральном уровне.

     Обобщить  полномочия Президента РФ можно Схемы в Приложении 2 [21, с. 38]. 

     Рисунок 2.- Полномочия Президента РФ

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

     В установленном Конституцией РФ порядке  Президент принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент РФ как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

     Президент РФ издает указы и распоряжения, которые не должны противоречить  Конституции Российской Федерации  и федеральным законам.

     Конституционный Суд дает формулировке "гарант Конституции" довольно широкое толкование, признавая, в частности, за Президентом право  издавать указы по вопросам, требующим  законодательного решения, на период до принятия соответствующих законов.

     Президент Российской Федерации назначает  Председателя Правительства РФ (с  согласия Государственной Думы); заместителей Председателя Правительства и федеральных министров (по предложению Председателя Правительства).

     Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; принимает решение об отставке Правительства.

     Кроме того, Президент Российской Федерации назначает:

     - полномочных представителей Президента Российской Федерации;

     - высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

     - дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (после консультаций с комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания);

     - судей федеральных судов (кроме Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного) формирует:

     - Администрацию Президента Российской Федерации;

     - Совет Безопасности Российской Федерации (и возглавляет его).

     Представляет кандидатуры:

     - Государственной Думе - на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации;

Информация о работе Президент РФ: виды полномочий