Президент РФ: виды полномочий

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы осветить вопросы, связанные с полномочиями и функциями Президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России. Объяснить необходимость его полномочий как высшего представителя народа в нашей стране.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 Становление и развитие института Президента в Российской Федерации 5
1.2 Место и роль Президента в системе органов государственной власти Российской Федерации 13
2 ВИДЫ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РФ 15
2.1 Функции Президента РФ 18
2.2 Классификация и характеристика полномочий Президента РФ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

президент.doc

— 334.00 Кб (Скачать)

     Не  допускается проведение повторного референдума (референдума по вопросу, имеющему по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопрос, голосование по которому проведено  на уже состоявшемся референдуме) в  течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) его результатов.

     Указанный перечень обстоятельств, исключающих  назначение и проведение референдума, является исчерпывающим.

     К ведению Президента отнесены вопросы  награждения государственными наградами, присвоения почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий. Указом Президента Российской Федерации от 02 марта 1994 года № 442 утверждено Положение «О государственных наградах Российской Федерации». 30 декабря 1995 года принят Указ Президента Российской Федерации № 1341 «Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации».

     К полномочиям Президента относится  также принятие актов о помиловании осужденных приговором суда. Помилование применяется к отдельным лицам, и его надо отличать от амнистии, акт об объявлении которой принимает Государственная Дума Российской Федерации (пункт «е» части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации).

     Президент Российской Федерации Указом от 28 декабря 2001 года № 1500 утвердил Положение о  порядке рассмотрения ходатайств о  помиловании в Российской Федерации,4 которое дало ответ на многие вопросы, возникшие в практике, и установило новые сложные, рассчитанные на действенный общественный контроль процедуры осуществления помилования.

     Был установлен перечень лиц, к которым  может быть применено помилование, и перечень осужденных, в отношении  которых помилование, как правило, не применяется, а также разработан порядок прохождения ходатайства о помиловании.

     Предусмотрено, что обращение осужденного к  Президенту Российской Федерации о  помиловании администрация учреждения, где лицо отбывает наказание, с приложением  ряда документов, в частности копии приговора и характеристики, направляет в территориальный орган Министерства юстиции России в субъекте Российской Федерации, который, в свою очередь, все полученные документы представляет в комиссию по вопросам помилования на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, образованную в каждом субъекте. Состав комиссий утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Помимо рассмотрения конкретных материалов о помиловании, комиссии осуществляют общественный контроль за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта Российской Федерации указов Президента России по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных. Свое заключение о целесообразности применения помилования к конкретному осужденному комиссия направляет высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, который и вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного. Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации к помилованию, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта страны. При этом высшее должностное лицо может также обнародовать мотивы, которыми оно руководствовалось, при принятии соответствующего решения.

     Только  после всего этого Президент  принимает решение помиловать осужденного  или отклонить его просьбу.

     В рамках первой группы полномочий Президент  Российской Федерации рассматривает  адресованные ему обращения граждан, которые, согласно статье 33 Конституции Российской Федерации, они вправе направлять в любые государственные органы и органы местного самоуправления. Обращения являются важной формой связи Президента, других государственных органов и органов местного самоуправления с населением. Обращения бывают трех видов: предложения, заявления и жалобы.

     К предложениям относится любое обращение, направленное на совершенствование  жизнедеятельности общества, его  политической, экономической и культурной жизни, изменение законодательства. С заявлениями граждане обращаются по поводу реализации предоставленных им законодательством социально-экономических, политических и личных прав (например, о предоставлении социального жилья, назначении пенсии). Иной характер у жалоб, являющихся реакцией на предполагаемые или действительные нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан.

     Вторую  группу составляют полномочия по отношению  к Российскому государству в  целом, обеспечивающие его нормальную безопасную жизнедеятельность, ясные  перспективы развития. Президент ежегодно обращается к Федеральному Собранию с посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики (пункт «е» статьи 84 Конституции Российской Федерации). Конкретная содержательность посланий не отдана целиком на усмотрение самого Президента России. Иногда законодательно формулируются некоторые основные требования к ним. В частности, статьи 3, 5 Федерального закона от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» обязывают Президента Российской Федерации давать в посланиях оценку фактического состояния дел в экономической и социальной сферах, излагать концепцию социально-экономического развития, отражать свое видение этого развития в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе.

     К сожалению, никакой реакции на послания Президента Российской Федерации со стороны Федерального Собрания Конституцией России не предусмотрено, и юридически значимого решения по ним Федеральное  Собрание не принимает. В Конституции ничего не сказано и о том, как надлежит Президенту реагировать на критические замечания по его посланиям, равно как и о том, какова окончательная судьба послания, каковы правовые последствия этой «акции» Президента. Тем самым данное полномочие, по существу, лишено той роли, которую призвано играть в государственном строительстве, управлении обществом вообще.

     Фактически  от посланий Президента отключено общественное мнение: средства массовой информации, в том числе государственные, уделяют им внимание лишь раз в год, публикуя (часто в изложении), выступления Президента Российской Федерации в Федеральном Собрании и тексты самих посланий.

     Но  все же анализ текстов самих посланий свидетельствуют о том, что они  не только определяют основные направления экономической, финансовой, социальной, внешнеполитической сторон государственного строительства, но и стратегию полномочий Президента по осуществлению государственно-управленческой деятельности. Формально послания Президента Российской Федерации обращены только к Федеральному Собранию России, но, фактически, представляют собой обращение к народу и, что особенно важно, к исполнительной ветви власти, к государственному аппарату.

     Президент России издает также отдельные акты, в которых определяет политику по конкретным вопросам жизнедеятельности государства. Например, Указом от 12 декабря 1997 года № 1300 утверждена Концепция национальной безопасности. С последней тесно связано военное строительство. Президент, согласно пункту «з» статьи 83 Конституции Российской Федерации, утверждает военную доктрину.

     И Концепция национальной безопасности, и военная доктрина весьма изменчивы. Они напрямую зависят от положения, складывающегося внутри страны, а  также от ситуации, в которой оказывается  Россия на международной арене. По ныне действующей Концепции национальной безопасности она представляет собой систему взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации. Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. Главное - обеспечение национальных интересов России, представляющих собой совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.

     Действующими  правовыми актами предусмотрена  возможность возникновения на территории страны или в отдельных ее местностях экстраординарных ситуаций, первичную оценку которым и необходимые меры к их преодолению принимает Президент Российской Федерации. Самая серьезная из них - военное положение. Согласно части 2 статьи 87 Конституции Российской Федерации Президент вводит его на территории России или в отдельных ее местностях в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

     Режим военного положения определяется Федеральным  конституционным законом от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении». Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый Президентом  Российской Федерации. Цель введения военного положения - создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.

     В период действия военного положения  могут в той мере, в какой  это необходимо для обеспечения  обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц также могут возлагаться дополнительные обязанности.

     На  основании указов Президента Российской Федерации на территории, на которой  введено военное положение, могут  применяться такие меры, как: усиление охраны общественного порядка и  обеспечения общественной безопасности, введение особого режима и усиление охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды; эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений; введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, выезда с нее, ограничение свободы передвижения по ней; запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства, выезда граждан за пределы территории Российской Федерации; приостановление деятельности политических партий, других общественных и религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую оборону и безопасность Российской Федерации; привлечение граждан к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями; изъятие необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством его стоимости; запрещение или ограничение проведения любых массовых мероприятий, а также забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций; ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра; запрещение нахождения граждан в общественных местах в определенное время суток и предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам военного управления права, при необходимости, осуществлять проверку документов, личный досмотр, досмотр вещей граждан, жилища и транспортных средств, а в некоторых случаях, и задержание граждан и транспортных средств. При этом срок задержания граждан не может превышать 30 суток; запрещение продажи (а в некоторых случаях и изъятие) оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков; введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, средств массовой информации, использование их работы для нужд обороны; запрещение работы приемопередающих радиостанций индивидуального пользования; введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля над телефонными переговорами, создание органов цензуры; интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией; прекращение деятельности в Российской Федерации иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что указанные организации осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности Российской Федерации.

     В период действия военного положения  федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации  в целях производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил России, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований и для нужд населения могут быть предусмотрены меры, связанные с введением временных ограничений на осуществление экономической и финансовой деятельности, оборот имущества, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, временно изменены форма собственности организаций, порядок и условия процедур банкротства, режим трудовой деятельности и установлены особенности финансового, налогового, таможенного и банковского регулирования как на территории, на которой введено военное положение, так и на территориях, на которых военное положение не введено. Указанные федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации могут быть приняты как в период действия военного положения, так и до его введения.

     Сходные, но менее значительные меры устанавливаются  в случае чрезвычайного положения, которое в соответствии со статьей 88 Конституции Российской Федерации Президент правомочен вводить на территории страны или в отдельных ее местностях с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Обстоятельства, при которых возможно введение чрезвычайного положения, а также порядок его введения и режим предусмотрены Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

     Чрезвычайное  положение означает вводимый особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации.

     Чрезвычайное  положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся: попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Информация о работе Президент РФ: виды полномочий