Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 11:34, курсовая работа
Цель данной работы осветить вопросы, связанные с полномочиями и функциями Президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России. Объяснить необходимость его полномочий как высшего представителя народа в нашей стране.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 Становление и развитие института Президента в Российской Федерации 5
1.2 Место и роль Президента в системе органов государственной власти Российской Федерации 13
2 ВИДЫ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РФ 15
2.1 Функции Президента РФ 18
2.2 Классификация и характеристика полномочий Президента РФ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ
Представляется необходимым остановиться на причинах введения поста Президента СССР. Во-первых, демократизация процессов руководства страной продемонстрировала неспособность парламента и правительства принимать оперативные решения и быстро их осуществлять, и потому потребовалось иметь одного руководителя государства, который бы отвечал за текущие дела. Во-вторых, в условиях становления системы разделения властей на том историческом отрезке Съезд народных депутатов СССР и, особенно, Верховный Совет СССР, работавший на началах постоянства, присваивали, чуть ли не бесспорное право решать любые вопросы. В-третьих, при отсутствии парламентского большинства одной партии, либо союза нескольких партий в Парламенте, Президент объективно был бы вынужден брать на себя функцию формирования правительства и руководство его работой, поскольку конфликтующие партии могли бы попросту парализовать функционирование высшего органа исполнительной власти. В-четвертых, в процессе формирования идеологического плюрализма и отказа от политического монизма пост Генерального секретаря ЦК КПСС мало что значил, а руководство КПСС не желало ограничивать свои полномочия. Введение же должности Президента СССР рассматривалось значительной частью партийных функционеров как способ сохранения влияния партии в изменившихся общественно-политических и социально-экономических условиях жизни страны.
Таким образом, президентство предоставляло возможность бывшим партийным лидерам на уровне Союза и союзных (а также автономных) республик не только сохранить себя у власти, но и бороться с всесилием партии, а если они видели в партии угрозу своей власти, как, например, в РСФСР, вообще запретить ее.
Изложенные причины введения поста Президента понятны сегодня, по прошествии ряда лет. Непосредственно же при учреждении поста Президента СССР предпочитали подчеркивать, что это способствует упорядоченности дел в стране, что власть Президента СССР не будет авторитарна, что ни о каком покушении на роль высшего представительного органа власти СССР речь не идет.
Таким образом, в указанный период модель президентства в стране развивалась и ясности, какой она в результате всех преобразований должна стать, еще не было. Следовательно, полной ясности в вопросе о том, что должен представлять собой Президент РСФСР, на момент учреждения этого поста, также не было. Пожалуй, очевидно было лишь одно: Президент нужен России - как, впрочем, и любой другой союзной республике в то время, - как высшее лицо, которое будет заботиться об укреплении самостоятельности государства, о представительстве и защите его интересов.
Однако какую модель президентства выбрать? Имелось несколько вариантов.
Во-первых, Президент - глава государства с чисто представительскими функциями, он ни во что не вмешивается, открывает официальные мероприятия, принимает иностранные делегации и так далее. Почти всю серьезную работу по управлению страной выполняет премьер-министр. Из-за этого варианта не имело смысла вообще затевать в Российской Федерации введение поста Президента. Ведь речь шла об усилении самого государства, и названной цели должен был служить Президент. Государству нужна была сильная фигура для укрепления и отстаивания своих интересов.
Во-вторых, Президент - глава, правитель страны, который сам все делает либо предопределяет.
В-третьих, Президент является главой государства и главой исполнительной власти. Эта модель сильно ориентировала бы Президента на координационные функции в отношении государственных органов, принадлежащих к другим ветвям власти. Использование второй модели при учреждении поста Президента было малореальным, поскольку существовала сильная боязнь авторитарности этой должности, что вообще могло похоронить идею Президентства. Ввести такую модель было бы возможно лишь по мере роста авторитета уже функционирующего Президента. По тем же соображениям сложно было использовать и третью модель.
В-четвертых, Президент - глава исполнительной власти и высшее должностное лицо. Данная модель прямо ориентировала Президента на руководство аппаратом государственного управления. У такой модели существуют разные проявления: Президент не является главой правительства, но руководит им вплоть до председательствования на его заседаниях; Президент - официально является главой правительства; Президент самостоятельно формирует состав правительства, кроме премьера, кандидатура которого согласуется с парламентом; Президент представляет парламенту на утверждение состав правительства либо ряд его ключевых фигур и так далее. Объективно оставался только этот вариант, который и был отражен в нормативных актах РСФСР.
Таким образом, введение поста Президента в Российской Федерации стало следствием, в целом, весьма прогрессивных демократических процессов в российском обществе и в его политической системе. Оно отразило объективный процесс трансформации политической власти из системы партийных органов и организаций в систему государственных органов и организаций, включая институт Президента.
Следовательно, можно констатировать, что развитие института Президента неразрывно связано с развитием государственности и укреплением всей системы государственной власти в Российской Федерации.
В
системе органов
Правовое
положение президента в отличие
от главы государства в
Конституционный статус Президента представлен в Приложении 1.
От чисто президентской республики Россия отличается наличием отдельного конституционного поста Председателя Правительства, что, однако, не препятствует некоторым российским исследователям относить Россию к чисто президентским республикам. Президент РФ, как в чисто президентской республике, избирается на свою должность независимо от парламента, прямым голосованием избирателей, что ставит Президента РФ фактически в независимое от парламента и других государственных органов положение. Общей закономерностью всех республик, в том числе и в России, является то, что чем дальше процедура избрания президента от парламента, тем его полномочия как главы государства более обширны и реальны. В отличие от французской модели, где правительство формируется на основе парламентского большинства, в России Президент фактически формирует Правительство без учета расстановки политических сил в Государственной думе.
Конституционные
должности Президента заключаются
в том, что он является главой государства,
Верховным главнокомандующим
Современное законодательство определяет статус Президента в тесной связке с системой разделения властей [24, с. 34]. В статье 11 Конституции России Президент указан в одном ряду с Федеральным Собранием, Правительством и судами Российской Федерации. Его первое место в перечне федеральных органов вполне соответствует той роли, которая отводится главе государства с президентской формой правления. Вместе с тем ни в статье 10, провозглашающей разделение властей, ни в статье 11, определяющей основы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, Президент не исключен из системы исполнительной власти.
В связи с этим правовой статус Президента России и система органов, которые по своему назначению и функциям именуются президентскими, являются объектами регулирования не только конституционного, но и административного права. Исходя из этого, представляется весьма актуальным изучение и рассмотрение вопроса о статусе Президента Российской Федерации как главы государства и, в частности, как фактического организатора и руководителя всей системы исполнительной власти России.
В Конституции Российской Федерации 1993 года Президент определяется как глава государства. В прежней Конституции его функция была определена через термины «высшее должностное лицо» и «глава исполнительной власти».
Согласно современному законодательству Президент оказывается как бы выведенным из системы разделения властей. Действующая Конституция исходит из ведущего положения Президента в системе государственных органов страны. Это отразилось даже на очередности ее глав: глава 4 «Президент Российской Федерации» предшествует главе 5 «Федеральное Собрание».
Но
изменение конституционной
В этой связи заслуживает внимания депутатский запрос по поводу государственно-правового статуса института Президента Российской Федерации. Депутаты Государственной Думы просили Конституционный Суд Российской Федерации дать толкование статье 80 Конституции по следующим позициям: что следует понимать под термином «гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина», и какое юридическое значение имеет этот термин; что означает и какими статьями Конституции регулируется порядок, посредством которого Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; вправе ли Президент вмешиваться в сферу компетенции органов законодательной, исполнительной и судебной властей с целью обеспечения их взаимодействия в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации, и дают ли положения этой же статьи право Президенту выходить за рамки полномочий, указанных в статьях 83 - 90, 107, 109, 114, 115, 117.
Представляют
интерес решения
Другой важный вывод связан с пробелами, противоречиями и устаревшими положениями в действующем законодательстве. Конституционный Суд подчеркнул, что такое состояние законодательства существенно увеличивает значимость прямого применения конституционных норм. Точка зрения, согласно которой полномочия Президента могут быть реализованы только при наличии соответствующего закона, означает отказ от принципа прямого действия Конституции, закрепленного в статье 15. Таким образом, Конституционный Суд, высказываясь за приоритет законодательного урегулирования вопросов, относящихся к предметам ведения Российской Федерации, не исключил использования Президентом своих полномочий как гаранта Конституции в тех случаях, когда федеральный закон «молчит» [24, с. 36].
Обращает на себя внимание и другой спорный момент в понимании принципа разделения властей. Сам по себе факт невключения Президента ни в одну из трех ветвей власти (статья 10) не означает неопределенности в вопросе о правовом статусе Президента. В мировой конституционной практике нет модели разделения власти в «чистом» виде. Представляется, что было бы гораздо худшим вариантом, если бы Конституция, наряду с тремя ветвями власти, содержала бы еще четвертую - президентскую. Это может формально показаться логичным, но в правовом отношении институт Президента встал как бы над ветвями власти и получил бы возможность оказывать на них серьезное давление, не всегда сочетающееся с принципом их самостоятельности.
Согласно нынешнему законодательству статус Президента Российской Федерации определяется в тесной взаимосвязи с системой разделения властей и характеризуется функциями и полномочиями главы государства. Эти два понятия очень близки друг к другу, но не тождественны. Между нормами, определяющими функции Президента России, и нормами, определяющими его полномочия, имеются существенные различия. Первый вид норм формирует цели, которые в процессе их реализации превращаются в определенный результат, а второй вид норм закрепляет за Президентом Российской Федерации права и обязанности, а также предопределяет его основные организационные формы работы. В той мере, в какой функции и полномочия присущи исключительно главе государства (то есть не делятся с парламентом, правительством или судебными органами), они называются прерогативами главы государства (например, предлагать парламенту кандидатуру на пост главы правительства или присваивать высшие воинские звания). Между функциями, полномочиями Президента России и его организационными формами деятельности существует тесная связь, так как каждая функция должна быть обеспечена правомочиями главы российского государства и реализована в соответствующих формах его работы.