Предмет истории политических и правовых учений как самостоятельной юридической дисциплины

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 15:31, лекция

Описание работы

Политика, государство, право, законодательство являются объектами исследования различных гуманитарных наук – юриспруденции, философии, социологии, политологии, этики и т. д.
В системе юридических наук и юридического образования история политических и правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей. Эта ее особенность обусловлена тем, что в рамках данной юридической дисциплины исследуется и освещается специфический предмет – история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий.

Работа содержит 1 файл

ИППУ.docx

— 247.03 Кб (Скачать)

 

 

 

 

54. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Б. ФРАНКЛИНА

 

 

Бенджамин Франклин (1706–1790) стал всемирно известным благодаря  научным трудам по электричеству, а  также подвижничеству на ниве просветительства и дипломатии. Республиканские симпатии ученого-энциклопедиста сблизили его  со сторонниками независимости колоний. В конце 60-х гг. он отказывается от восприятия Британской империи как  единого политического образования  и развивает идею гомруля, т. е. самоуправления и политического самоопределения североамериканских провинций. Зачатки такого плана возникли у Франклина еще в 1754 г., когда он выступил с идеей военно-политического союза колоний в целях противодействия французским войскам и поддерживающим их индейским племенам. Но этому плану помешали разобщенность колоний и то обстоятельство, что они были сильнее привязаны к Англии и непосредственной воле короны, нежели друг к другу. В 1769 г. Франклин впервые назвал североамериканские провинции государствами (штатами). Франклину принадлежит одна из версий плана конфедерации штатов. Он был активным участником составления Статей конфедерации 1781 г., а также Декларации независимости и проекта федеральной Конституции на Филадельфийском конвенте. Франклин не был сторонником радикальных политических преобразований. На протяжении полувековой общественной деятельности в роли публициста, члена выборных собраний Пенсильвании или дипломата в Лондоне и Париже он неизменно отстаивал идею независимого и гармоничного развития своей страны как «страны труда», в которой отсутствует резкая поляризация между богатыми и бедными, между роскошью одних и аскетизмом других, где люди живут в состоянии «счастливой умеренности», где простота республиканских нравов определяет все материальные предпочтения и политические навыки. Его зера в быстрый прогресс Северной Америки за счет роста населения, территории и социальных достижений связывалась с надеждой на то, что здесь произойдет усовершенствование той сферы знания, которая, по его мнению, долгое время игнорировалась и не развивалась в Европе, а именно – науки о политике. Франклин не был ни простодушным демократом, ни демагогом. При известии о начале революционных действий во Франции он высказывал большое беспокойство в связи с тем, что «огонь свободы может не только очищать, но и разрушать». В шуме толпы, размышлял Франклин, вряд ли будет услышан голос философии, но каким образом в этих условиях разумные люди будут призывать нацию ко вступлению в новую эпоху? Подобные вопросы характеризуют его скорее сторонником социальной эволюции и реформ, нежели радикалом. В глазах соотечественников Франклин и сегодня выглядит одним из великих умов во всей американской истории. Некоторые исследователи считают его родоначальником характерного утилитаризма – более раннего, чем у Бентама, и более гибкого, чем у Гельвеция. По словам историка П. Коннера, если у Гельвеция мораль и законодатели насильно ведут к доблести в обретении «величайшего блага», у Франклина существует на этот счет оговорка, что сам индивид имеет привилегию определять, что есть доблестное, и выбирать между увещеванием, убеждением и законным требованием. В утилитаризме французского философа соединены гибкие цели и жесткие средства, в то время как у Франклина четкость цели смягчена гибкостью в способе ее реализации. Характерно, что усилиями Франклина и некоторых других деятелей американской революции идейное наследие греко-римской мысли было привлечено к защите американского республиканизма, нуждающегося не только в учреждениях и правилах деятельности, но и в особой политической философии. Именно Франклин стал одним из учредителей и первым президентом «Общества политических изысканий», задачей которого провозглашалось развитие знания о государственном управлении и совершенствование политической науки в их взаимосвязи и взаимодействии.

 

 

 

 

55. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Т. ДЖЕФФЕРСОНА

 

 

Томас Джефферсон (1743–1826), подобно  многим именитым современникам, сочетал  занятия философией с государственной  и общественной деятельностью. Самое  крупное свое произведение он посвятил историко-государственному устройству родного штата Виргиния («Заметки о штате Виргиния», 1785), самое известное  его произведение – Декларация независимости  США (1776). Сын провинциального плантатора, он успешно прошел многие ступени  политической карьеры от практикующего  юриста и милицейского чиновника  графства до губернатора штата, а  затем и президента страны. В его  политических предпочтениях наблюдается  известная эволюция от радикальных, нередко утопических программ до умеренных либеральных принципов. Значительны заслуги Джефферсона  в деле просвещения и пропаганды свободомыслия – он был автором  Закона штата об установлении религиозной  свободы (1777), президентом американского  философского общества, опекуном университета, построенного в штате Виргиния по его собственному архитектурному проекту. Общественное обучение (от начальной  школы до университета) он считал таким  же неотъемлемым атрибутом демократической  республики, как и естественные права  человека, как право народа на самоуправление. Уже в первой своей значительной работе «Общий обзор прав Британской Америки» (1774), опубликованной в виде анонимной брошюры как обращение  к английскому королю, молодой  философ и публицист обосновывал  тезис о необходимости вернуть  народу «права, полученные по законам  природы». Характерно, что обращение  к королю за содействием писалось «языком правды» и было «лишено  выражений раболепия». Существенно  также, что сам король характеризовался «не больше как главный чиновник своего народа, назначенный законом  и наделенный известной властью, чтобы помочь работе сложной государственной  машины, поставленной для того, чтобы  приносить пользу народу, и, следовательно, подверженный контролю со стороны народа». В «Заметках о штате Виргиния»  Джеффер-сон высказывается по вопросу  о будущем демократии в Америке. Его не оставляет надежда, что  человечество вскоре «научится извлекать  пользу из всякого права и власти, которыми оно владеет или может  принять на себя». Собирая народные деньги и оберегая свободу народа, не следует в то же время доверять их тем, кто заполняет учреждения законодательной, исполнительной и  судебной властей, особенно когда они  не испытывают никаких ограничений. Джефферсон убежден, что в скором времени «коррупция в этой стране, как и в той, откуда мы происходим, охватит правительство и распространится  на основную массу нашего народа, когда  правительство купит голоса народа и заставит его заплатить полной ценой. Человеческая природа одинакова  на обоих берегах Атлантического океана и останется одинаковой под  влиянием одних и тех же обстоятельств. Настало время остерегаться коррупции  и тирании, пока они не завладели  нами». Защищая право на свободу  вероисповедания, Джефферсон относил  его к разряду естественных прав и потому непереуступаемых никакому правительству. Республиканские принципы в организации и деятельности государства должны пронизывать  последовательно все уровни –  организацию и деятельность федерации (по вопросам внешней и общефедеральной  политики), штата (по отношению к  гражданам), а также округа, района и отдельного прихода (по местным  вопросам). Полемизируя с Юмом относительно происхождения всякой справедливой власти и ее носителей (большинство, меньшинство, отдельные личности), он держался принципа правления большинства, полагая, что лекарством от зла, приносимого  демократией, является еще большая  демократизация, поскольку от народа можно ожидать несправедливостей  в целом меньше, чем от правящего  меньшинства.

 

 

 

 

56. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ А. ГАМИЛЬТОНА

 

 

Признанный лидер федералистов Александр Гамильтон (1757–1804) был  выдающимся государственным деятелем широкого масштаба и кругозора, автором  глубоких разработок власти конституционной  теории и практики и энергичным защитником сильной централизованной власти федерального правительства.

Представители централистов-федералистов были весьма далеки от того, чтобы делать основную ставку на мудрость и справедливость тех, кто оказывается при-частен к делам государства. Разделяя мнение демократов о необходимости верховенства власти народа в государстве, они  в то же время связывали это  с потребностью в обуздании дурных свойств, склонностей людей, поскольку  без такого обуздания они никогда  не станут подчиняться велениям разума и справедливости. В сборнике комментариев к проекту федеральной конституции  под названием «Заметки федералиста» все разновидности власти и правлений  рассмотрены с тщательностью  экспериментаторов, для которых  всякое учреждение – дело рук человеческих – изобретение людей, имеющее  свои достоинства и недостатки. В  такой оценке политических реалий федералисты  заметно сближались с просветителями-демократами  и просветителями-наукократами, которые, подобно Франклину, также признавали наличие конфликта между благами  коллективной мудрости (парламенты и  советы колоний) и предрассудками, страстями, личными интересами людей, в результате чего общий интерес почти всегда уступает перед частным, а законодатели-плуты  всегда строят козни против мудрецов, заседающих вместе с ними.

Гамильтон разделял мнение Дж. Адамса о том, что установление системы сдержек и противовесов в сфере власти необходимо вследствие неистребимого эгоизма людей, которых  нужно заставлять сотрудничать во имя  общего блага, невзирая на их неуемную жадность и честолюбие. Без учета  этого обстоятельства любая конституция  превращается в пустое хвастовство. Народ – это всего лишь огромный зверь, с которым мудрому правителю  следует считаться в той мере, в какой раздоры и недовольства могут угрожать его власти.

Гамильтон – один из трех авторов статей «Федералиста», опубликованных между октябрем 1787 и маем 1788 г. под псевдонимом древнеримского патриота республики Публиуса Валерия. Все три участника входили в число подготовителей Конституции, все они впоследствии занимали ключевые должности в правительстве: Гамильтон – пост министра финансов, Дж. Джей – председателя Верховного суда, Дж. Мэдисон – четвертого по счету президента страны.

В оправдание путей и средств  сохранения нового федерального союза  штатов Гамильтон нередко прибегал к обдуманно упрощенным аргументам, которые звучат достаточно правдоподобно, но трудно доказуемы. Так, в № 23 «Федералиста» он отстаивал неограниченные полномочия нового правительства в области обороны на том основании, что невозможно предвидеть или определить степень и разнообразие потребностей нации в этой области, равно как степень и разнообразие необходимых средств.

Более основательна его аргументация, изложенная в ст. 78 «Федералиста». По мнению Гамильтона, пожизненно назначенные, независимые, почитаемые и хорошо оплачиваемые члены суда в состоянии обеспечить управление с надлежащей ответственностью. Они смогут сделать это отчасти  и потому, что сами являются неизбираемыми  и неответственными. Верховный суд, кроме того, создавал наименьшую, по его оценке, угрозу правам, дарованным Конституцией. Исполнительная власть имеет меч, конгресс располагает  кошельком, а у судей одна только мудрость.

 

 

 

 

57. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ДЖ. АДАМСА

 

 

Джон Адамс (1735–1826) по своим  политическим взглядам примыкал к группе федералистов. Автор первого фундаментального труда по вопросам государства и  политической науки, последовательный противник правления большинства  и один из идейных предтеч современного консерватизма. Адамс поддержал  Джеф-ферсона в обосновании законодательной  и административной самостоятельности  колоний, доказывая с помощью  новых исторических и юридических  аргументов абсурдность и несправедливость подчинения парламенту, который находится  на расстоянии трех тысяч миль. Кроме  того, развращенная Англия, погрязшая  в долгах и избирательной коррупции, была попросту лишена всякого морального права претендовать на роль управителя пуритански добропорядочной Новой  Англии. Дж. Адамс одним из первых выделил вопрос о государственном  устройстве в разряд исключительно  важных и злободневных. В своей  обширной трехтомной монографии «В защиту конституций правительственной  власти в Соединенных Штатах Америки» (Лондон, 17871788) он обосновывал необходимость  обособления и независимости  трех отраслей власти (законодательной, исполнительной, судебной). Речь при  этом шла о сильной исполнительной власти и так называемой системе  сдерживания и взаимного уравновешивания  властей («сдержек и противовесов»). В отличие от Пейна он допускал и признавал целесообразность монархической формы правления при одном важном условии – если знать будет в состоянии контролировать (сдерживать) короля, министры – контролировать знать и т. д.

Все простые формы правления  – монархия, аристократия, демократия – выглядели в его истолковании как воплощение деспотизма. Идеал  Адамса – смешанная форма правления, в частности трехэлементный баланс: исполнительная власть, верхняя аристократическая  и нижняя демократическая палата парламента – все это вместе образует некую форму сбалансированной публичной  власти. Организацию взаимодействия трех отраслей государственной власти он обосновывал выдержками из трактата Цицерона «О республике» и специально уточнял при этом, что данная форма  более всего подходит для осуществления  законов государства и реализации принципа «правления законов, а не людей». Отрасли правительственной власти должны не только действовать, но и  восприниматься как гармонично составленное целое, подобное прекрасным трехголосным композициям в творчестве Генделя. Исторические сопоставления Адамсом  различных государственных форм удивляли его современников широтой  обзора и тщательностью в отборе событий и фактов. Помимо опыта  греков и римлян, им досконально  проанализированы все известные  системы устройства государств в  Европе и проведен их сопоставительный анализ с опытом отдельных американских штатов. Внешним поводом к написанию  «В защиту конституций в США» была критика американского конституционного опыта со стороны Тюрго, который  считал наиболее пригодной для американских условий однопалатную структуру  высшего законодательного учреждения. Одной из центральных идей, занимавших Адамса, стало обоснование неизбежности существования социальных различий и всевозможных социальных группировок  и классов (класс джентльменов, класс  простых людей и др.). Собранные  им исторические и фактические материалы  группировались таким образом, что  аристократия предстает в истории  господствующим элементом во всяком цивилизованном обществе от древности  до наших дней (в этом пункте своей  исторической гипотезы Дж. Адамс выступает  предшественником ряда классиков современной  политической социологии и культурологии  – В. Па-рето, А. Тойнби и др.). Полемизируя  с романтическими построениями Пейна  или Джефферсона, он любил, по словам историка В. Паррингтона, облить холодной водой здравого смысла их пылкие надежды  на возрождение свободы и справедливости при опоре на одни только политические институты.

 

 

 

 

58. УЧЕНИЕ И. КАНТА О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

 

 

Профессор философии Кенигсбергского  университета Иммануил Кант (1724–1804) был  в Германии первым, кто приступил  к систематическому обоснованию  либерализма – идейной платформы класса буржуа, выделившихся из конгломерата третьего сословия, осознавших свое место в обществе и стремившихся утвердить в стране экономическую и политическую свободы. Политико-юридические взгляды Канта содержатся преимущественно в трудах «Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения», «К вечному миру», «Метафизические начала учения о праве».

Краеугольные принципы социальных воззрений И. Канта: каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью; личность не есть орудие осуществления  каких бы то ни было планов, даже благороднейших планов общего блага. Человек – субъект  нравственного сознания, в корне  отличный от окружающей природы, – в своем поведении должен руководствоваться велениями нравственного закона. Закон этот априорен, не подвержен влиянию никаких внешних обстоятельств и потому безусловен. Кант называет его «категорическим императивом», стремясь тем самым сильнее подчеркнуть абстрактно-обязательный и формалистический характер данного предписания.

Истинное призвание права  по Канту – надежно гарантировать  морали то социальное пространство, в  котором она могла бы нормально  проявлять себя, в котором смогла бы беспрепятственно реализоваться  свобода индивида. Осуществление  права требует того, чтобы оно  было общеобязательным. Общеобязательность достигается через наделение  его принудительной силой. Сообщить праву столь нужное ему свойство способно лишь государство – исконный и первичный носитель принуждения. По Канту, оказывается, что государственность  вызывают к жизни и ее бытие  оправдывают в конце концов требования категорического императива. Так  в кантовском учении перебрасывается  один из главных мостов от этики  и права к государству.

Выдвижение и защита Кантом тезиса о том, что благо и назначение государства – в совершенном  праве, в максимальном соответствии устройства и режима государства  принципам права, дали основание  считать Канта одним из главных  создателей концепции «правового государства». Кант многократно подчеркивал насущную необходимость для государства  опираться на право, ориентироваться  в своей деятельности на него, согласовывать  с ним свои акции.

Свобода в рамках правового  состояния предусматривает, в свою очередь, свободу критики. Феодальному  бесправию и произволу Кант противопоставляет  твердый правопорядок, опирающийся  на общеобязательные законы. Он порицает юридические привилегии, проистекающие  из обладания собственностью, и настаивает на равенстве сторон в частноправовых отношениях. Однако Кант делает серьезную  уступку феодальной идеологии, когда  признает объектом частного права не только вещи и поведение людей, но и самого человека.

Информация о работе Предмет истории политических и правовых учений как самостоятельной юридической дисциплины