Правые (правоцентристские и праворадикальные) политические партии и движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 09:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: сравнить, выявить общие тенденции и различия в развитии правых (правоцентристских и праворадикальных) политических партий и движений в рамках политических систем Швейцарии, Польши и Норвегии.
Поставленная цель определяет следующие задачи исследования:
проследить эволюцию и закрепление в партийной системе праворадикальных и т.н. «новых правых» партий;
проанализировать идеологические программы правых партий, сравнить их;
выявить основные причины успехов/поражений правых партий на политической арене;
определить возможные перспективы развития праворадикальных и «новых правых» партий в партийной структуре стран.

Содержание

Введение……………………………………………………………3
Глава 1. Правые (правоцентристские и праворадикальные) политические партии и движения Швейцарии…………………………..5
Глава 2. Правые (правоцентристские и праворадикальные) политические партии и движения Польши……………………………..10
Глава 3. Правые (правоцентристские и праворадикальные) политические партии и движения Норвегии……………………………17
Заключение………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………….24

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа..docx

— 80.63 Кб (Скачать)

Национал-консервативная партия Лига польских семей, в отличие от ГП и ПиС, придерживается абсолютно противоположных взглядов на внешнюю политику. ЛПС рьяно выступает против европейской интеграции и утверждает, что она является угрозой национальной идентичности22. В экономических вопросах ЛПС придерживается протекционистских и антикапиталистических позиций. Данные программные позиции партии не позволяют ей органический войти в правый блок, обрекая ее на изоляцию.

Теоретически, следуя из программных  постулатов ГП и ПиС, эти партии могли вполне объединиться и выступить общим фронтом. Однако же, они предпочли конкурировать между собой на парламентских выборах в 2005 году.

Перед парламентскими выборами 2005 года в стране сложилась довольно кризисная обстановка. Выражалась она, прежде всего,  в падении авторитета власти, самих политиков, обесценивании многих общественных ценностей, всепроникающей коррупции, подрывающей основы польской политической системы. На этом фоне очевидным преимуществом на выборах обладали бы партии, которые ратовали бы за очищение, «санацию» политической системы, а не «идеологические партии». Таковыми партиями как раз и стали Гражданская платформа и Право и Справедливость.

Они, в особенности партия Право и Справедливость, делали ставку именно на «исправление» государства, обещая восстановить моральные ценности общественной жизни. «Социологические исследования показывают, что 90% поляков считают, что политическая система действует неудовлетворительно, нет никакого равенства шансов, принципы социального аванса не ясны»23.

 В ходе предвыборной  кампании «…лидеры партии Право  и Справедливость, Лидеры партии – братья-близнецы Лех и Ярослав Качиньские – в своих публичных выступлениях представляли по сути дела образ «нового реального социализма», где государство заботится о гражданах, строит квартиры, увеличивает детские пособия»24.

Итоги парламентских выборов 2005 года в очередной раз продемонстрировали маятникообразный характер политической жизни страны и существенно изменили политический облик Польши. Выборы 2005 года явились триумфом правых политических сил – польской правицы.  Победительницей парламентских выборов стала партия Право и Справедливость, набравшая 27 % голосов избирателей25.

Успех правых не был неожиданностью ни для аналитиков, ни для простых  поляков. Политических профиль страны отчетливо вырисовался задолго  до 2005 года.  Ни для кого не составляло труда, на фоне общественно-политического  кризиса и сотрясавших страну коррупционных скандалов, спрогнозировать провал левых на парламентских выборах.  Но результаты самой расстановки в правом блоке оказались несколько неожиданными: «…по всем прогнозам и результатам социологических исследований  победительницей на парламентских выборах должна была стать партия Гражданская платформа, а президентом не Лех Качиньский, а Дональд Туск – лидер этой партии»26. Таким образом,  «…Польша оказалась «ближе к Бугу, чем к Одеру», то есть более традиционной и не такой уж «европейской», как представлялось многим»27.

Анализируя успех правых сил, необходимо, прежде всего, отметить, что к избирательным урнам  пришли граждане преимущественно консервативно-религиозной  ориентации. Голосуя за ПиС, они хотели реабилитировать такие морально-этические категории, как честь, и достоинство, справедливость и доверие, хоть это и нельзя было осуществить через административные меры.

Также, парламентские выборы  2005 года продемонстрировали, что население  страны на данном этапе более тяготеет к традиционным, консервативным ценностям. Не малую роль в победе партии Право и Справедливость сыграла и поддержка церкви, недвусмысленно заявившей о своей приверженности антилиберальным и антисоциалистическим позициям.

Став первой партией в  Сейме, Право и Справедливость не поспешила, однако, формировать коалиция вместе с Гражданской платформой, что было бы логичней, в силу  близости их идеологических платформ. Вместо этого, ПиС сформировала коалицию вместе с популистской партий Самооборона и крайне правой националистической партией Лига польских Семей. Впервые с 190 года в правительство вышла крайне правая, да еще и представляющая периферию страны.

Новое правительство, тон  в котором задавала партия Право  и Справедливость, сразу приступило к выполнению одному из заявленных обещаний – а именно, к «очищению» страны от коррупционных структур. ПиС умело артикулировала теорией заговора, уличая во всех проблемах Польши особую экономическую и политическую сеть (układ), имеющую корни в бывшей коммунистической системе и Движении Солидарность28.

Такая «антикоррупционная»  кампания по сути дела представляла собой  попытку ослабить своих политических визави, Гражданскую платформу, а  также окончательно добить польскую левицу. Этот польский маккартизм явился попыткой установления более авторитарного правительства. Так или иначе, но данная инициатива ПиС встретила ожесточенное сопротивление как в рядах правящей элиты (включая СМИ), так и среди городского населения.

Расхождения по многим вопросам, а также серия скандалов сильно ослабили правительство и в конце концов привели к его падению. В 2007 году были назначены внеочередные парламентские выборы. По сути это был вотум доверию политическому курсу, проводимому ПиС. И Этот тест ПиС провалила. Партия Гражданская платформа набрала 41.5% голосов избирателей, Право и Справедливость – около 3-% голосов; при этом явка на выборах стала самой большой со времени парламентских выборов 1989 года29. Партиям Лига польских семей и Самооборона не удалось пройти 5% барьер.

Выборы 2007 года  в очередной  раз выявили серьезные социальные противоречия. Четко обозначилась разделительная линия город-деревня, а также региональные и возрастные различия.

Лидер партии ГП, Дональд Туск, быстро сформировал правительственную коалицию вместе с Польской народной партией, которая под руководством Вальдемара Павляка пытается трансформироваться в Христианско-демократическую партию Польши. Все это сопровождалось небывалым оптимизмом и обещаниями совершить «экономическое чудо» в Польше30. Однако, анализируя причины успеха ГП, можно выявить тот факт, что голосование за ГП было по сути голосованием против ПиС.  Придя в правительство, ГП столкнулась с серьезными проблемами, прежде всего в вопросах экономической и внешней политики.

Подводя итог, можно заключить, что партийно-политическая конфигурация, где основными столпами являются две партии из правого спектра  и которая сформировалась после  выборов в 2005 году, не сможет просуществовать  долго, если только лидеры этих партий не предложат меры по примирению различных  социальных слоев. Ведь именно из различных социальных слоев, имеющих различные интересы, и складывается электорат двух основных правых партий Польши – ГП и ПиС.

Невыполнение обещаний Гражданской  платформы по сокращению налогов  и увеличению финансирования государственного сектора выставило ГП с явно популистской стороны, в очередной раз показав отдаленность польского политического класса от всей страны. Проблема, однако, состоит в том, что разочарованные в политике ГП избиратели вряд ли буду голосовать в пользу ПиС. Также маловероятен тот факт, что разочарованные избиратели отдадут свои голоса крайне правым или агро-популистским партиям. Вполне вероятно, что образовавшийся политический вакуум в стране может занять какая-либо партия из левого политического спектра.

 

Глава 3. Правые (правоцентристские и праворадикальные) политические партии и движения Норвегии. 

Политическая система  Норвегии, равно как и другие политические системы Скандинавии, строится на фундаменте гомогенного общества и общепринятого  консенсуса основных политических сил  по поводу основных приоритетов общественного  развития. К последним обычно относят такие аспекты, как система государства всеобщего благосостояния, особое внимание государства к защите окружающей среды, образованию, науке и др. Различия же между политическими акторами заключаются, прежде всего, в средствах осуществления общепринятых целей.

Норвегия – страна с  глубокими демократическими и парламентскими традициями. В партийной системе  страны можно выделить семь основных партий – это Норвежская рабочая  партия, под знаком которой прошла вторая половина XX века, Консервативная партия (т.н. Хёйре),  Прогрессивная партия,  Христианская Народная партия (центристы), Социалистическая левая партия (бывшая коммунистическая), Партия Центра,  Либеральная партия (Венстре). «Эти политические субъекты могут быть разделены на два относительно независимых блока – на социалистический и на не социалистический»31.

К правому блоку большинство  аналитиков относят всего две  партии – Консервативную и Партию прогресса. В последние два десятилетия в норвежской политической системе наблюдается тенденция увеличения электората Партии прогресса.

Консервативная партия –  одна из старейших партий Норвегии, основанная в 1884 году, одновременно с введением парламентской системы32. С 1920 года Консервативная партия стабильно находилась на втором месте, после Норвежской рабочей партии. Но в в конце 1990- х она начала терять свое влияние, постепенно уступая его Партии прогресса. Парламентские выборы в 2005 году стали для Консервативной партии самыми неудачными за всю историю ее существования. Ей удалось набрать всего 14% голосов33. Однако, уже в 2009 году на выборах в Стортинг партии удалось немного увеличить количество мест, получив 17,2% голосов34.

Консервативная партия соотносит  себя как оппонент социализма, сторонник  экономического либерализма. В экономических вопросах выступает за сокращение налогов и является единственной партией, которая ратует за сокращение государственных расходов в сфере социального обеспечения35. По этой причине очень часто подвергается критике со стороны левых партий, часто обвиняющих Консервативную партию в защите богатых слоев населения. Является одним из самых рьяных сторонников интеграции с Европейским Союзом.

 Партия прогресса, основанная в 1973 году Андерсом Ланге,   заметно выделяется из всего спектра норвежских партий36. Постепенно набирая политический вес, в середине 90-х годов партия вытесняет консерваторов и становится второй по численности партией в Норвегии, регулярно набирая от 12% до 15% голосов на выборах (проведенный в 2001 году  опрос общественного мнения даже показал, что наибольшее число избирателей поддерживают именно Партию прогресса – около 30%).37

Партия прогресса выступает  против превалирующей в Норвегии иммиграционной и интеграционной политики.  В основном благодаря своим антииммиграционным взглядам партии удалось заручиться значительной поддержкой населения. «Такие определения как антииммиграционная, крайне правая, популистская часто используются, чтобы охарактеризовать Партию прогресса,  что, определенно,  показывает, какой характер имеет эта партия»38. В европейском контексте могут быть проведены параллели с такими правыми партиями, как Лист Пима Фортейна, Австрийская партия свободы, Национальный Фронт Ле Пена, Швейцарская народная партия. Так или иначе, но партия решительно отстраняется от каких-либо сравнений с этими партиями и отказывает им в сотрудничестве. Находясь на правом фланге политического спектра, основным источником прироста электората для Партии прогресса, однако, является электорат Норвежской рабочей партии.

Идеологически, Партия прогресса  относит себя к классическому  либерализму, или консервативному  либерализму. Но, как это было не раз в истории партии, идеология  ее менялась. «В исторической перспективе  идеология партии представляет собой  непостоянную смесь неолиберализма, консерватизма и популизма»39.

В преамбуле идеологической программы говорится, что «…Партия прогресса – либертарианская  партия, основанная на норвежских и  западных традициях и культурном наследии,  на базисе христианского  понимания жизни и человеческих ценностей»40. Делая акцент  на формировании свободной личности в обществе,  партия приоритетом в экономической сфере ставит свободный рынок, свободный частный сектор, ограниченное вмешательство государства в экономику. Основная цель  - снижение налогового бремени.

Но, конечно же, центральную  роль в общественно-политических дебатов, касающихся Партии прогресса, играют иммиграционные вопросы. Норвегия – одна из лучших стран мира по показателю качества жизни. К тому же, она по праву может гордиться своей поистине социальной сущностью государства.  Поэтому не удивительно, что страна привлекает к себе большое количество мигрантов из разных стран.

В разное время, вопросы, касающиеся мигрантов, как легальных, так и  нелегальных, занимали одно из главных  мест в общественном дискурсе страны. Особенно же остро это проблема встала с началом XXI века. И, как раз «Партия прогресса широко известна и получила поддержку населения благодаря своей антииммиграционной позиции, вытекающей из недоверия к способности правительства эффективно решать социальные проблемы, связанные с иммиграцией»41. Партия стоит за то, чтобы установить более жесткие правила для приема беженцев. В этом вопросе она не гнушается использовать популистскую риторику и соответствующие агитационные плакаты, направленные против иммигрантов. В этом Партия прогресса очень схожа со Швейцарской Народной партией.

В силу своей непримиримой позиции по вопросам мигрантов Партию прогресса довольно долгое время  обходили стороной все партии Норвегии, никто не желал с ней сотрудничать. Но, в 2000-е годы лидеры партии резко сменили курс на стремление создания правоцентристской коалиции. Во многом по этой причине, в 2001 году из партии были исключены многие видные политики Партии прогресса42.

Однако, на парламентских выборах в 2001 году была образована правоцентристская коалиция  все же без Партии прогресса. В правительство вошло три партии – Консервативная, Христианская народная и Либеральная партии. Партия прогресса условно поддерживала эту коалицию.

На выборах в Стортинг в 2005 году Норвежской рабочей партии удалось взять реванш, набрав 32,7 % голосов избирателей43. Она сформировала так называемую красно-зеленую коалицию вместе с Партией Центра и Социалистической левой партией.  Между тем второй партией стала Партия прогресса, набравшая 22,1% голосов44.

Информация о работе Правые (правоцентристские и праворадикальные) политические партии и движения