Правовые системы современности: сравнительный аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Если система права – это правовое явление, представляющее собой внутреннее строение объективного права, характеризующееся наличием и взаимосвязью его элементов (норм, институтов, отраслей), то правовая система включает в себя наряду с системой права многие другие компоненты, играющие специфическую роль в правовом регулировании. Кроме систематизированных правовых норм, правовая система охватывает юридическую практику (практика правотворчества, систематизации законодательства, правоприменения), правоотношения, правосознание, юридическую науку, правовую культуру.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3
1. Романо-германская правовая система……………….….…….6
2. Англо-саксонская правовая система……………………..……9
3. Мусульманская правовая система………………….…………17
4. Иные правовые семьи:
4.1 Скандинавская правовая семья……………………………...25
4.2 Африканская правовая семья………………………………..27
4.3 Социалистическая правовая семья……………………….....29
Заключение…………………………………………….….………32
Список используемых источников……………….……….…….33

Работа содержит 1 файл

ОТП (Правовые системы современности сравнительный аспект).doc

— 165.00 Кб (Скачать)

         Сейчас в англо-саксонских  странах   идет  тенденция  к  увеличению  значения  закона  и подзаконных актов;  в государствах континентальной Европы,  наоборот, роль судебной практики и прецедента растет с каждым днем (при формально сложившемся принципе решения имеют законную силу только для дела,  по которому  оно  вынесено,  но  суды  более  низкой инстанции  все  больше  принимают во внимание решения высших судов для вынесения своего решения по аналогичному делу).

         Интегрирующее действие сыграло образование «общего рынка», который благодаря единообразному правовому регулированию стимулирует сближение источников права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        4. Иные правовые  системы: 

        4.1 Скандинавская  правовая система 

      Скандинавское право –  в  сравнительном  правоведении  выделяется  как самостоятельная правовая система, в  которую  включаются  Швеция,  Норвегия, Дания,  Исландия  и  Финляндия.  Римское  право  сыграло  несомненно   менее заметную роль в развитии правовых систем в  скандинавских  странах,  чем  во Франции и в Германии. Судебная практика играет здесь  более  значимую  роль, чем в странах континентальной Европы. В  то  же  время  скандинавское  право нельзя отнести и к системе общего права, поскольку оно почти не имеет  таких характерных  признаков  общего  права,  как  правило   прецедента,   техника различий, особая роль процессуального права.

      Своеобразие  географического   положения,   сходство   уклада   жизни, теснейшие экономические, культурные и  политические  связи  между  северными государствами Европы  способствовали  формированию   общего   юридического

мышления  и правовой культуры. Влияние университетов в скандинавских странах было  общепризнанным.  Исходным  пунктом  формирования  права  скандинавских стран стали два законодательных акта, два свода: Кодекс короля Христиана  V, принятый в Дании в 1683 г. (в 1687 г. его действие  было  распространено  на Норвегию  под  названием  "Норвежское  право"),  и  Свод  законов  Шведского государства 1734 г.

      Скандинавское право представляет собой единую систему не только в силу сходства исторических путей развития права,  особенностей  законодательства, источников права. Особую роль здесь  играет  то,  что  скандинавские  страны тесно сотрудничают в области законодательства и этот процесс,  начавшийся  в конце прошлого века, привел к появлению значительного числа  унифицированных актов, равно  действующих  во  всех  государствах-участниках. Законодательные акты этих стран не имеют, как правило, общих частей и  посвящены  конкретно-регулирующим нормам, хотя  их  сходство  с  законами  стран  континентальной Европы   становится   все   более   очевидным.   Сказываются   интенсивность межгосударственного сотрудничества и обмена правовой  информацией,  а  также совместные теоретические разработки в области права.

      Разумеется, нельзя полностью исключать и  даже недооценивать  известное воздействие  на  систему  скандинавского  права  систем  общего  и   романо-германского права. Оно было неодинаковым на протяжении истории и  по-разному проявлялось применительно к отдельным  отраслям  права,  и  прежде  всего  к гражданскому праву. В современный период такое влияние становится еще  более заметным, особенно в связи с нахождением североевропейских стран под  эгидой надгосударственного права Европейского союза  и  Совета Европы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        4.2 Африканская правовая  система 

      Население Африки в течении многих веков  жило по нормам обычая.  Каждый считал себя обязанным жить  так,  как  жили  его  предки.  Чаще  всего  было достаточно  боязни   сверхъестественных   сил,   чтобы   заставить   уважать традиционный образ жизни. Каждая  община  имела  свои  собственные  нравы  и традиции. Различия между обычаями одного района или одной этнической  группы были незначительными, а иногда носили просто ничтожный  характер.  В  то  же время  были  значительные  различия  в  других  сферах  жизни  племен:  одни народности имели монархический режим, другие демократический; в одних  царил матриархат в других патриархат. Признавая крайнее обилие обычаев на континенте все  исследователи  признают, что имеется нечто общее, отличающее африканское право от европейского.

      Африканская правовая семья охватывает правовые процессы  на  громадном континенте.   Исторические   племена   и    народности    этого    континента руководствовались такими  «вечными»  источниками  регулирования  жизни,  как приверженность общности людей (роду, племени, семье)  и  почитание  предков. Нерасчлененность – социальная  и  психологическая  –  обусловила  акцент  на обязанностях людей, причем скорее моральных, чем юридических.  Субъективные права оставались неизвестными африканскому мышлению. А  отсюда  неразвитость вплоть до XX века юридической науки, юридических профессий и учреждений.

      Идея  права  проложила  себе  путь  в  Африке,   как   и   в   Европе: христианизация  и  исламизация  лишили  обычаи  их   сверхъестественного   и магического основания, они открыли путь к их упадку. В XIX веке вся Африка подпала  под  господство  европейцев.  Страны  Африки, входившие в Британскую империю, считают себя сейчас странами  общего  права, а страны, входившие во Французскую империю – примыкают  к  системе  романо-германского права.

      В данном  случае  имело  место  двойное  развитие.  С  одной  стороны, произошла рецепция современного права, затронувшая прежде  всего  те  сферы, где особенно ощущался переход к  новой  цивилизации  и  где,  следовательно, традиционные обычаи были практически бесполезными. С другой  стороны, можно отметить преобразования обычного права даже и там,  где  оно  давало  полную регламентацию. Это  происходило  либо  потому,  что  держава-колонизатор  не рассматривала его как достаточно цивилизованное, либо  потому,  что  обычное право было вынуждено приспособиться к изменениям в других областях.

      Со  времени  обретения  африканскими  государствами  независимости   в середине XX века их национальными руководителями предпринимались  усилия  по сближению  древних  традиций,   выраженных   в   обычаях,   с   современными принципами, необходимыми  странам,  находящимся  на  пути  экономического и

политического развития. Вместе с независимостью возобладало новое  отношение

к традиционному  праву.  В  традиционном  образе  жизни  не  все  необходимо отвергать. В частности,  солидарность  между  членами  группы  является  тем позитивным  элементом,  который следует сохранить.  Поэтому,  хотя  страны Африки в какой-то мере и заимствуют западные идеи, они в  значительной  мере остаются верны взглядам, в  которых  право  понимается  совсем  иначе  и  не призвано выполнять те же функции, что в западных странах.

      Современный этап развития африканской  правовой  семьи  как  и  прежде характеризуется  «правовой  многослойностью»,  но  более   отчетливо   стала проявляться тенденция к оригинальным  юридическим  конструкциям  и  способам правовой регламентации. Сильнее сказывается и воздействие  норм  африканских межгосударственных  объединений   и   институтов,   а   также   общих   норм международного права. Общей тенденцией  многих  африканских  стран  является постепенное формирование общетерриториального права. 
 
 
 
 
 
 

        4.3 Социалистическая  правовая система 

        Социалистическая правовая семья (или социалистические правовые системы) составляет, или точнее во многом составляла, еще одну крупную правовую семью. На социалистические правовые системы Европы, Азии и Латинской Америки, составлявшие "социалистический лагерь" существенное влияние оказала первая социалистическая правовая система - советская. Национальные правовые системы зарубежных социалистических стран являлись и являются (Китай, Куба) разновидностями советского права. Следовательно, на примере права СССР можно рассмотреть основные черты, присущие социалистическому праву. 

        Социалистическое право обнаруживает известное сходство с романо-германской правовой системой. Оно достаточно широко сохранило ее терминологию, а также хотя бы по внешнему виду - ее структуру. Для советского права характерна концепция правовой нормы, которая мало чем отличается от французской или немецкой концепции. Исходя из этого, многие западные авторы, особенно англичане и американцы, отказываются видеть в советском праве оригинальную систему, и помещают ее в романо-германские правовые системы. Социалистические юристы единодушно защищали противоположный тезис. Для них право это надстройка, отражение определенной экономической структуры. Социалистическое право обусловлено ярко выраженным классовым характером. Единственным или основным источником социалистического права являлось вначале революционное творчество исполнителей, а позднее нормативно-правовые акты, в отношении которых декларировалось, что они выражают волю трудящихся, подавляющегося большинства населения, а затем - всего народа, руководимого коммунистической партией. Принимавшиеся нормативно-правовые акты, большую часть которых составляли подзаконные (секретные и полусекретные приказы, инструкции и т.д.) фактически выражали, прежде всего, и главным образом, волю и интересы партийно-государственного аппарата. Социалистическое право рассматривается как реализация марксистско-ленинской доктрины. В своих работах советские авторы постоянно ссылались на основоположников марксизма-ленинизма, труды и речи советских руководителей, программу и решения коммунистической партии. Такого рода документы, как партийная программа и решения, совершенно очевидно, не образуют право в собственном смысле этого слова. Однако их доктринальное влияние для советского права неоспоримо, ибо в этих документах содержится изложение марксистско-ленинской теории в ее современном звучании по современным вопросам. Советский юрист, любое другое лицо, желавшее изучать советское право, должны были постоянно обращаться к ним. Советское право восприняло от старого русского права такую концепцию правовой нормы, которая близка к ее пониманию в романо-германской правовой системе. Что же касается категорий и институтов, то здесь нельзя не признать оригинальности советского права. По внешнему виду в нем сохранены категории и институты романо-германской системы. Однако по своему существу они коренным образом обновлены. В обществе нового типа, основанном на иной экономической системе, и руководствующимся иными идеалами, возникают совершенно иные проблемы. Советская система права по внешнему виду остается такой же что и система романо-германского типа. Существуют и существенные отличия: семейное право отделено от гражданского, исчезло торговое право, появилось колхозное и жилищное право. Советские авторы возражали, чтобы отличия в системах права сводились только к формальным моментам, без рассмотрения содержания отраслей права. В государстве социалистическом и не социалистическом встают различные проблемы, марксистско-ленинские учения требуют их рассмотрения под новым, неиндивидуалистическим углом зрения. Конституционное право в высшей степени отличается от конституционного права западных стран. Особенно характерны две черты: ведущая роль, отведенная коммунистической партией, и осуществление власти и управления советами всех уровней. Оригинальность советского права не сводится лишь к характеристике конституционного права, тоже можно сказать и о других отраслях: административном праве, уголовном, трудовом, гражданском и т.д. Юристам западных стран было не понятно административное право, которое не сконцентрировано на охране личности и судебном контроле над администрацией. Для юристов же социалистических стран основным была государственная политика строительства коммунизма: идея судебного контроля они заменили новым видом контроля, осуществляемым представителями народа и общественными организациями. Еще одним важным аспектом социалистического права является отрицание советскими юристами частного права. Права, по мнению теоретиков марксизма-ленинизма - это не более чем аспект политики, инструмент в руках господствующего класса. В этой концепции не остается места для частного права, которое претендовало бы на независимость от каких бы то ни было предвзятых мнений и политических обстоятельств; "право - это политика, и, наоборот, то, что не является политикой, не является правом". Для советской правовой системы остались чуждыми идея господства права и мысль о том, что надо изыскивать право, соответствующее чувству справедливости, основанному на примирении, согласовании интересов частных лиц и общества. Право носило императивный характер, было теснейшим образом связано с государственной политикой, являлось ее аспектом, обеспечивалось партийной властью и принудительной силой правоохранительных (карательных) органов. В теории исключалась возможность для судебной практики выступать в роли созидателя норм права. Ей отводилась лишь роль строгого толкователя права. Это принципиальная позиция в какой-то мере подкреплялась и отсутствием в стране судебной «касты», которая претендовала бы на то, чтобы стать независимой от государственной власти, если не соперничающий с ней. Несмотря на конституционный принцип независимости судей и подчинения их только закону, суд оставался инструментом в руках господствующего класса (группы), обеспечивал его господство и охранял прежде всего его интересы. Судебная власть не пыталась контролировать законодательную и исполнительную ветви власти. В СССР трудно было найти что-либо подобное контролю за конституционностью законов. В настоящее время, в результате перемен произошедших в первую очередь в бывшем СССР, социалистическое право (за исключением некоторых стран) практически перестало существовать. Это в очередной раз доказывает, что когда государство ставит себя выше права, когда право является «инструментом в руках господствующего класса или партии» -такое государство заранее обрекает себя на развал и гибель.  
 
 

        Заключение: 

         В данной работе я рассмотрел основные правовые черты основных правовых систем современного мира. В заключении хотел бы отметить, что наверное не существует идеальной правовой модели, которая одинаково подходила бы для всех стран. Много плюсов могу отметить у романо-германской правовой системы: правовые нормы четко кодифицированы, правоприменителю не составляет труда найти ту или иную норму. Но с другой стороны, доктрина, выражающая тождество права и закона, может сыграть и отрицательную роль. Так было в 30 годы в Германии и ряде других стран, когда к власти пришел тоталитарный режим, и изменив законы, поставил закон над правом. У прецедентного права преимущество в том, что оно ближе к практике, но с другой стороны очень затруднен поиск прецедентов при реализации норм права. В последнее время, в результате развития международного права, торговых и экономических связей между странами наблюдается тенденция к сближению правовых систем различных стран. Так в странах «общего права» все большее значение приобретает кодификация, а в странах континентального права наоборот судебный прецедент. Также не трудно увидеть, что даже принадлежность стран к одной и той же крупной правовой семье, отнюдь не исключает существенных различий между национальными правовыми системами этих стран. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемых источников: 

   
  1. Общая теория государства и права: учебник. 2-е  изд., перераб. и доп. / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. ред. проф. В.А. Кучинского. – М.: Издательство деловой и учеб. лит-ры, 2006. – 656 с.
  2. Юридическая энциклопедия. [Текст] / В. Г., Гавриленко, Н.И. Ядевич - Минск : "Бип-С", 1999. - 532 с. - Б. ц.
  3. Общая теория права и государства: Учеб пособие/ А.Ф. Вишневский. - Мн.: Амалфея, 2002 - 344с.
  4. Теория государства и права. Учебник. Издание 3-е, расширенное Т 29 и дополненное. Под ред. М. Н. Марченко. — М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 2000. — 624 с.
  5. Синицина И.Е. Обычай и обычное право в современной Африке. М., 1998
  6. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и  юридическая  география  мира. М., 1993
  7. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные  правовые  системы  современности. М., 1997
  8. Решетников Ф.М. "Правовые системы стран мира". - М., 1993.
  9. Лазарев В.В. "Общая теория права и государства". - М., 1994.

Информация о работе Правовые системы современности: сравнительный аспект