Правовые основы политических репрессий 30-50-х гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 22:52, реферат

Описание работы

Цель исследования – проанализировав отечественную историографию по данному вопросу, найти обоснование правовым основам политических репрессий .
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
―дать краткую характеристику понятию «политические репрессии»;
― рассмотреть политические репрессии в отечественной историографии;
― провести анализ взаимосвязи правовых основ политических репрессии с созданными в то время карательными органами;
―привести различные точки зрения ученых-историков по поводу численности репрессированных в 1930-1950-е годы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...
Глава I. Политические репрессии в отечественной историографии……..
Глава II. Правовые основы политических репрессий – политическая юстиция………………………………………………………………………
Глава III. Мифы и факты о численности политических репрессий……...
Заключение…………………………………………………………………..
Список источников и литературы………………………………………….
Приложение

Работа содержит 1 файл

Реферат ИОГП - репрессии.docx

— 70.56 Кб (Скачать)

     В 1956 году руководство страны приняло  важное решение о существенном сокращении органов юстиции. Было ликвидировано  Министерство Юстиции СССР, управления юстиции в регионах, многие суды. Существенно ограничивается компетенция  Верховного Суда СССР. Происходит децентрализация  органов юстиции. Основные функции  по управлению правоохранительными  органами возлагаются на республиканские  министерства юстиции, а позже на верховные суды республик.

     В 1953-1956 гг. органы юстиции СССР находились в состоянии реорганизации и  перехода к новой модели управления и взаимоотношений в системе  правоохранительных органов. Органы юстиции  были сокращены в несколько раз, а многие были ликвидированы совсем. Такое сокращение было обусловлено  как объективными, так и субъективными  причинами (кампания Хрущева). Основное сокращение коснулось союзных и  региональных органов юстиции. Главная  цель реорганизации заключалась  в децентрализации и передаче основных управленческих функций в  республиканские органы юстиции. В  ходе реорганизации и ликвидации важный положительный опыт, накопленный  органами юстиции, был частично утрачен.

     В современной отечественной историографии  значительным интересом  пользуется проблема деятельности репрессивных органов  государственной власти, которые  непосредственно реализовывали  на практике противоправную политику борьбы против «контрреволюционной  преступности» в СССР периода  сталинской диктатуры.

     К вышеизложенной проблеме представляется возможным отметить следующий подход, предложенный В.Н. Кудрявцевым и  А.И. Трусовым. 18 Авторы предлагают в качестве наиболее равного понятия при характеристике репрессивной деятельности оперировать понятием «политическая юстиция». Под данным понятием исследователи понимают часть юридической системы, специально созданной и используемой для подавления политических противников.

     В.Н. Кудрявцев и А.И. Трусов особенное  внимание обратили на тот факт, что  в СССР действовала «смешанная репрессивная система»: борьбу с политическими противниками вели не только оперативные органы (ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ-КГБ), имевшие самые широкие полномочия, но также революционные и военные трибуналы, военные трибуналы войск НКВД, Военная коллегия Верховного суда СССР, специальные коллегии областных судов и верховных судов союзных и автономных республик, органы прокуратуры, учреждения исполнения наказания, а также внесудебные органы.

     Таким образом, если рассматривать органы юстиции в современное время, то можно отметить следующие проблемы: частота сменяемости судей, плохая исполняемость судебных решений, недостаточную гарантированность независимости судей, оказание давления на судей со стороны СМИ. Во избежание данных проблем необходимо усилить специализацию судов и создать единый дисциплинарный орган.

     В данной главе рассмотрено, как именно разрешались схожие проблемы в 30-50-е годы ХХ века.   
 
 
 
 
 
 
 

     Глава III. Мифы и факты  о численности  политических репрессий 

     Немаловажной  проблемой современной отечественной  историографии стал вопрос определения  информативной ценности архивных материалов по репрессивной проблематике. Ограничение доступа широкого круга исследователей к архивным материалам и фрагментарность части данных в современной российской исторической науке породили проблему соотношения, объективности данных центральных и региональных архивов. А потому, зачастую, возникают споры между специалистами данной области.

     Представляется  возможным рассмотреть мнения исследователей таких, как Л.И. Гвоздкова и В.Н. Земсков, в области сталинских политических репрессий.

     Кемеровская исследовательница Л.И. Гвоздкова в своей монографии отметила, что цифры, которыми оперирует при доказательстве своих предположений московский историк В.Н. Земсков, не могут быть истинными, так как его статистика численности лагерного контингента основана на базе лишь отчетов ГУЛАГа, отчетов начальников лагерей Главному управлению.

     В подтверждение своей позиции  Л.И. Гвоздкова выдвигает следующие аргументы19:

    1. по всей видимости. В.Н. Земсков не работал с местными архивами низовых структур ГУЛАГа. Следовательно, информация, которой он владеет, недостаточно объективная и вот почему…. отчеты и статистика, сохранившиеся по лагерной теме в местных УВД (управление внутренних дел) доказывают, что на местах имелись 2 канцелярии – официальная и неофициальная. В результате возникает предположение, что в центр уже отправлялись откорректированные сведения;
    2. позицию В.Н. Земскова о том, что было выгодно и невыгодно органам НКВД, Л.И. Гвоздкова опровергает тем, что, зачастую, эти самые органы НКВД расправлялись с гражданами не по инструкциям из центра, а по личной инициативе.

     Так, основным аргументом Л.И. Гвоздковой является недоверие данным документам в силу несопоставимости цифровых показателей, их разрозненность и субъективность в оценках.

     В подтверждение своей позиции  В.Н. Земсков не подтверждает факт существования  «двух статистик».20 По его мнению, посылать в Москву недостоверные данные – это должностное преступление, на что не каждый бы чиновник в то время решился.

     Спорный характер в отечественной исторической науке носит проблема определения числа репрессированных в СССР граждан.

     Р. Медведев оценивает  потери населения  от политических репрессий 1927-1953 года в СССР примерно в 40 млн. человек.

     Но  большая часть отечественных  исследователей придерживаются официальной  государственной статистики.

     Так, например, А. Дугин, используя данные фондов Центрального государственного архива Октябрьской революции      (Государственный архив РФ), пишет, что в годы сталинизма по политическим мотивам было репрессировано 3,6-3,7 млн. человек.

     Анализируя  число арестованных граждан по статье 58 УК РСФСР, необходимо учитывать два  обстоятельства:

    1. число лиц, осужденных за «контрреволюционные преступления» гражданскими судами, было незначительным: по СССР до войны – 13,5 тыс. осужденных и после войны – около 5-8 тыс.;
    2. главный учет по лицам, осужденным за «контрреволюционные преступления», велся теми органами  ВЧК-ОГПУ-НКВД-МВД, которые непосредственно осуществляли репрессии.

     Важное  уточнение21 сделал В.В. Лунеев о том, что последнее официальное заявление о числе репрессированных граждан в СССР было сделано начальником Центрального архива Министерства безопасности  РФ  А. Краюшкиным. В интервью 1993 года он сказал, что если исходить из наличных уголовных дел, за «контрреволюционные преступления» с 1917 по 1990 год было осуждено 3853900 человек, из них 827955 расстреляно.

     Наиболее  известным из опубликованных документов, содержащих сводную информацию по репрессиям, является следующая докладная записка на имя Н.С.Хрущева (приложение №1).

       Итак, как явствует из приведенного документа, всего с 1921 по начало 1954 года по политическим обвинениям было приговорено к смертной казни 642.980 человек, к лишению свободы - 2.369.220, к ссылке - 765.180.

     Следует также иметь в виду, что не все  приговоры приводились в исполнение. Например, с 15 июля 1939 по 20 апреля 1940 г. за дезорганизацию лагерной жизни и  производства был приговорен к высшей мере наказания 201 заключенный, однако потом части из них смертная казнь  была заменена заключением на сроки  от 10 до 15 лет. В 1934 году в лагерях  содержалось 3849 заключенных, осужденных к высшей мере с заменой лишением свободы, в 1935 - 5671, в 1936 - 7303, в 1937 - 6239, в 1938 - 5926, в 1939 - 3425, в 1940 - 4037. Также приведены данные о количестве заключенных в лагерях ГУЛАГа (приложение №2)

Численность репрессированных членов партии

     В 1991 году ответственный работник КПК  при ЦК КПСС Катков сообщил, что среди  лиц, репрессированных в 1937-1938 годах, было 116 885 коммунистов. Эта цифра представляется явно заниженной, по крайней мере, по двум причинам:

  1. значительная часть репрессированных в те годы была исключена из партии перед арестом. Типичной была картина, описанная А. Мильчаковым: в преддверии ареста коммуниста членов его партийной организации вызывали в райком и говорили: "Его надо исключить из партии, а то он будет арестован с партбилетом".22 Поэтому в следственных делах и приговорах такие люди проходили как беспартийные.
  2. среди репрессированных были сотни тысяч людей, исключённых из партии во время предыдущих партийных чисток. На февральско-мартовском пленуме ЦК 1937 года Сталин сообщил, что в стране насчитывается 1,5 миллиона исключённых из партии с 1922 года. При этом в некоторых регионах и на многих предприятиях число исключённых превышало число членов партии. Естественно, что на эту категорию и в особенности на лиц, исключённых за участие в оппозициях, было обращено особое внимание органов НКВД.

     Близкими  к истине представляются цифры, приведённые  А. Д. Сахаровым в статье "Размышления  о прогрессе, мирном сосуществовании  и интеллектуальной свободе". Здесь  отмечалось, что в 1936-1939 годах было арестовано более 1,2 млн. коммунистов, что составило половину общей  численности партии. Из них, по данным Сахарова, вышло на свободу 50 тыс. чел., остальные были расстреляны (600 тыс. чел.) или погибли в лагерях.23

     Более детальное представление о численности  репрессированных коммунистов может  дать сопоставление данных партийной  статистики. На момент проведения XVII съезда (февраль 1934 года) в партии насчитывалось 1 872 488 членов и 935 298 кандидатов, на момент проведения XVIII съезда (март 1939 года) 1 588 852 членов и 888 814 кандидатов. Если бы в 1934-1938 годах не было массовых партийных чисток и репрессий, а все кандидаты были переведены в члены партии, то в партии к XVIII съезду насчитывалось бы около 2,8 млн. членов (поправки на естественную смертность не могут быть значительными, так как в 1934 году примерно 90 процентов членов партии и почти 100 процентов кандидатов составляли люди в возрасте до 50 лет). Кроме того, приём в партию, прекращённый в 1933 году, был возобновлен с 1 ноября 1936 года. С этого времени и до марта 1939 года членами партии стали сотни тысяч человек, не состоявших к XVII съезду в кандидатах. Поскольку же основная часть лиц, исключённых из партии в 1933-1938 годах, была подвергнута политическим репрессиям, нетрудно прийти к выводу, что коммунисты составляли, по самым минимальным подсчётам, более половины жертв большого террора.

     В некоторых регионах потери коммунистов  в процентном выражении были выше, чем в целом по стране. Так, в  компартии Украины число членов партии сократилось с 456 тыс. в 1934 году до 286 тыс. в 1938 году, т. е. почти на 40 %.24

     Приведённые данные показывают справедливость мысли  Троцкого: "Для установления того режима, который справедливо называется сталинским, нужна была не большевистская партия, а истребление большевистской партии". 
 

     Заключение

      Касаясь ли темы политических репрессий или  какой-нибудь другой темы, невозможно дать объективную оценку происходящему, если не имеешь достаточно оснований, фактов и документов, подтверждающих все доводы и гипотезы наглядно. Но так как многие бумаги были просто напросто уничтожены в свое время  либо скрыты определенными слоями того общества, либо утеряны, другие же до сих пор хранятся в закрытых для свободного доступа архивах, и разобраться в них без особо разрешения на доступ не представляется возможным. Следовательно, все это дает основание строить лишь догадки по тому или иному дискуссионному вопросу.

     После распада СССР и советской власти, с которой общественность ассоциировала  репрессивную деятельность государства, органы государственной власти пришли к радикальным действиям. Так, 23 июня 1992 года вышел Указ Президента РФ «О снятии ограничительных грифов» с законодательных и иных актов, служивших основанием для массовых репрессий и посягательств на права человека».  

     По  сути, данный указ должен был открыть  ведомственные архивы органов государственной  безопасности для историков. Однако на практике, все-таки часть архивных источников по проблеме носит еще  недоступный характер.

      Таким образом,  в   данной   работе  были   представлены     различные     точки     зрения      исследователей     по     теме    политических    репрессий      30-50-х     годов      ХХ    века,     численности их   жертв  и    их  правовой   основе. 
 
 

     Список  источников и литературы

     Источники

  1. Закон СССР от 16.08.1938 "О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик" // "Ведомости ВС СССР", 1938, N 11, М., Госюриздат, 1954
  2. Протокол Президиума ЦИК СССР от 01.12.1934 N 112 "О порядке ведения дел о подготовке или совершении террористических актов" // http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=ESU;n=7746
  3. Постановление ЦИК СССР N 84, СНК СССР N 2621 от 17.12.1933 "Об утверждении Положения о прокуратуре Союза ССР" //  http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=ESU;n=16305

Информация о работе Правовые основы политических репрессий 30-50-х гг