Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 22:52, реферат
Цель исследования – проанализировав отечественную историографию по данному вопросу, найти обоснование правовым основам политических репрессий .
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
―дать краткую характеристику понятию «политические репрессии»;
― рассмотреть политические репрессии в отечественной историографии;
― провести анализ взаимосвязи правовых основ политических репрессии с созданными в то время карательными органами;
―привести различные точки зрения ученых-историков по поводу численности репрессированных в 1930-1950-е годы.
Введение……………………………………………………………………...
Глава I. Политические репрессии в отечественной историографии……..
Глава II. Правовые основы политических репрессий – политическая юстиция………………………………………………………………………
Глава III. Мифы и факты о численности политических репрессий……...
Заключение…………………………………………………………………..
Список источников и литературы………………………………………….
Приложение
Таким
образом, в соответствии со всем вышеизложенным
можно прийти к следующему выводу:
в современной историографии
выделяется целый ряд причин (политические,
экономические, социальные, идеологические,
психологические) перехода советского
государства к активному использованию
репрессивного механизма во внутренней
политике.
Глава II. Правовые основы политических репрессий – политическая юстиция
Органы юстиции, входящие в систему Наркомюста СССР в 30-50-е годы ХХ века рассматриваются как единая организационная система взаимосвязанных элементов, объединенных едиными целями и управляемых единым органом власти. Так государственная политика осуществлялась через механизм партийного, ведомственного и контрольного управления правоохранительной системы.
В данной области важно просмотреть нормативно-правовые акты (приложение №3), организационное построение органов юстиции, их функции, конкретная реализация властных полномочий в сфере правосудия и эффективность механизма управления органами юстиции при проведении массовых репрессий.
Рассмотрим следующие этапы в организации правоохранительных органов с 30 по 50-е годы ХХ века13:
Следует
отметить для первого и последнего
периода такую характерную
Как уже было сказано, в 30-е годы руководство СССР стало искать возможные варианты по формированию общесоюзных органов юстиции. При этом преследовались следующие цели, где государство стремилось…:
Для реализации этих задач государство проводит реорганизацию органов юстиции под руководством административного отдела ЦК партии.
Одной из моделей союзной юстиции стало усиление Верховного Суда СССР и Прокуратуры СССР. Органы юстиции оказались органами двойного подчинения. Они одновременно подчинялись общесоюзным органам и наркоматам юстиции республик, однако со временем полномочия последнего были сокращены.
Отличительно
новой чертой органов юстиции
стал производственно-
Однако это нововведение утратило свою силу в 1936 году, так как создание союзно-республиканского наркомата, зачастую, сопровождалось конфликтами между судами и административными органами.
Прокуратура выделяется и становится единым независимым органом, занимает доминирующие положение в системе юстиции. Верховный Суд СССР теряет большинство своих полномочий. Новый наркомат юстиции оказался не в состоянии наладить нормальное управление органами юстиции и не смог организовать успешные уголовно-правовые кампании. Органы юстиции сыграли второстепенную роль при проведении массовых репрессий в тот период. Успешной работе мешали конфликты, тяжелое материальное положение, чистки и массовые репрессии против судебно-прокурорских работников.
Так представляется возможным сделать вывод – у высших органов власти СССР в данный период отсутствовал рациональный подход к построению структуры правоохранительных органов высшие органы власти, возможно по причине того, что власть не знала, как должна выглядеть система органов юстиции СССР.
В
итоге прокуратура освободилась
от административной опеки и приобрела
большую власть, а суды попали в
еще большую зависимость от новых
бюрократических органов
Создание Наркомата юстиции СССР совпало с периодом массового террора и сопровождалось борьбой за власть в системе органов юстиции. Деятельность данных органов в существенной степени была парализована из-за чисток и массовых арестов.
В период же Великой Отечественной войны реорганизация проводилась на основании закона о судоустройстве 1938 года.14 Он декларировал демократичный и независимый советский суд.
Однако ряд пробелов, содержащихся в этом законе, не позволили реализовать либеральные принципы судоустройства. Так во исполнение закона был принято ряд нормативных актов: Положение о наркомате юстиции СССР (1939 г.), Положения о наркоматах юстиции союзных республик (1939 г.), Положения о управлениях наркоматов юстиции союзных республик (1939 г.), Положение об адвокатуре СССР (1939 г.), постановление СНК РСФСР «Об организации и руководстве деятельностью государственных нотариальных контор РСФСР» (1940 г.), положения о нотариате отдельных союзных республик (1940 г.) и т.д. В работе подробно проанализировано содержание принятых актов и проектов, обсуждавшихся в 1938-1941 гг. (Положение о Верховном суде СССР, Положение о прокуратуре СССР, Положение о военных трибуналах и военных прокуратурах СССР).
Долгое время не мог сформироваться баланс власти между Верховным Судом СССР, Наркомюстом СССР и Прокуратурой СССР. В результате в ходе согласования полномочий высших органов юстиции Верховный Суд СССР стал осуществлять судебную политику, а Наркомат Юстиции СССР судебное управление. Провести разделение между политикой и управлением оказалось в тот период оказалось невозможно. Так Наркомюст стал осуществлять полное руководство судебными органами. В результате появилось ведомство, отвечающее за органы юстиции (кроме прокуратуры) в целом. Наркоматы юстиции принимали ведомственные акты, проводили ревизии, решали кадровые вопросы.15
Централизация органов юстиции положительно сказалась на организации и проведении массовых уголовно-правовых кампаний накануне войны (кампания 1939 года по борьбе с хищениями, кампания 1940 года по борьбе с трудовыми преступлениями, кампания 1940 года по борьбе с хулиганством и т.д.).
В преддверии войны возрастает роль органов специальной юстиции. После 1938 года компетенция специальной юстиции и штатный состав специальных судебно-прокурорских органов расширяются. Органы специальной юстиции стали рассматривать основную массу дел по контрреволюционным преступлениям и, отчасти, заместили НКВД.
Создание правовой базы органов юстиции было прервано войной.
Однако и в годы войны продолжалась централизация органов юстиции. Наркомат юстиции СССР принимал серию актов расширивших полномочия административных органов юстиции. Центральные органы юстиции не смогли в должной мере организовать работу судебно-прокурорских органов. Это было связано с эвакуацией, сокращением финансирования, ухудшением кадрового состава. Судебное управление осуществлялось неудовлетворительно.
В связи с военным положением в стране на значительное количество правонарушений распространилось жестокое уголовное законодательство, которое все больше переходит под юрисдикцию военных трибуналов. Значительная часть органов общей юстиции военизируется. Стирается четкая грань между военными и гражданскими органами юстиции. Развивается военно-юридическое образование и военное право, где военная юриспруденция занимает доминирующее положение.
Органы
военной юстиции активно
В послевоенный период происходит завершение формирования административной системы управления органами юстиции.
С
1945 по 1948 годы Министерство Юстиции
СССР достигает максимального
Так в 1948 году началась сплошная чистка органов юстиции.16 Больше всех пострадали министерства юстиции, суды и адвокатура. В 1948-1952 гг. в СССР проходят процессы над судьями. Полномочия министерств юстиции были существенно сужены. Они лишились части учебных заведений, были ограничены кадровые полномочия, возросла роль судов. Верховный Суд СССР с помощью постановлений проводил судебную политику.
В послевоенный период в целом сохранялась репрессивная направленность советских органов юстиции. Они рассматривались в первую очередь как политический инструмент Политбюро. С 1946 по 1949 годы непрерывно ужесточались наказания и увеличивалось количество осужденных, затем наблюдался небольшой спад. Но уже в 1952 году Сталин принуждал репрессивные органы вновь ужесточать уголовно-правовую политику по большинству категорий преступлений.
В послевоенный период Министерство юстиции СССР как главный орган судебного управления сохраняло полный контроль над судами. Основной аспект управления был смещен на проведение кадровой политики.
Министерству Юстиции СССР и Генеральной прокуратуре СССР удалось достичь относительных успехов в улучшении кадрового состава и бытового положения работников юстиции.
Послевоенные кампании позволили руководству юстиции несколько повысить формальные показатели в работе юстиции. Но во многих случаях они по-прежнему, скрывали неудовлетворительное состояние советского правосудия. Это отражалась и в увеличении секретности в работе советских учреждений. Разработка множества правил привела к чрезвычайной бюрократизации всей системы управления.
В середине 50-х годов ведется дискуссия партийного руководства и руководства высших органов юстиции о новой модели правоохранительной системы СССР.17 Выделяется конфликт интересов между Верховным Судом СССР, стремившимся к расширению своих полномочий, и Министерством Юстиции СССР, желавшим сохранить существующее положение. В 1953-1954 гг. происходи временное усиление Минюстов за счет передачи в их ведение ГУЛАГа, Госарбитража.
В
1954 году административные органы юстиции
вновь подверглись жесткой
В середине 50-х годов XX века происходил процесс перехода функций по судебному управлению от органов юстиции к судам, где предпоследние подвергаются критике за участие в репрессиях. А уголовное и уголовно-процессуальное законодательство существенно либерализуется.
В середине 50-х годов XX века в СССР состоялся первый этап массовой реабилитации граждан, осужденных по политическим мотивам. Проходила реабилитация беспорядочно и во многих случаях с нарушением норм законодательства. Как людей осуждали, так и оправдывали. Рассмотрение дел о контрреволюционных преступлениях почти прекратилось. Внесудебные органы были ликвидированы и с 1956 года гражданские суды становятся основными органами, рассматривающими политические дела.
Информация о работе Правовые основы политических репрессий 30-50-х гг