В связи с введением
нового Гражданского кодекса официально
отменены лишь акты, бывшие у всех на
слуху: Закон о собственности
в РСФСР, значительная часть Закона
о предприятиях и предпринимательской
деятельности. Горы же подзаконных
актов продолжают оставаться формально
действующими: мало кто может взяться
за титанический труд исследовать на
предмет соответствия ГК всю эту
махину. Лишь в процессе принятия решений
по конкретным гражданским делам
судебные органы выносят решения
о фактическом прекращении действия
того или иного акта. Если ранее
одновременно с принятием нового
нормативного акта издавался перечень
актов, подлежащих отмене, то нынешний
объем нормативного материала без
использования электронной формы
его представления делает такую
акцию невозможной.
В настоящее время
важное значение имеют нормы, содержащиеся
в подзаконных актах. Издаваемые
либо подготавливаемые различными ведомствами
такие акты весьма различны по степени
проработанности и соответствия
правилам юридической техники, нередко
противоречат друг другу и актам
более высокой юридической силы.
По-моему, классификатор
и процесс классификации нормативных
документов должны удовлетворять следующим
основным требованиям:
- Систематизация
нормативных актов должна, с одной стороны,
основываться на правовой доктрине, и,
с другой, быть доступной для всех правоприменителей
и граждан, способствовать стабильности
и укреплению законности и правопорядка.
Это требование диктуется, прежде всего,
огромным ростом числа хозяйствующих
субъектов, экономическая деятельность
которых нуждается в правовой поддержке.
- Классификатор
должен быть основан, прежде всего, на
Конституции России, а также на важнейших
кодифицированных актах (Гражданском
кодексе, Уголовном кодексе, Таможенном
кодексе и других). Кроме того, классификатор
должен быть восприимчив к изменениям
законодательства, то есть допускать введение
новых разделов и подразделов, а также
изменения уже существующих.
- В целях доступности
для широкого круга пользователей, подразделы
разделов классификатора должны сознательно
дублироваться: так, законодательство
о социальной защите военнослужащих должно
являться подразделом законодательства
об обороне, а также входить в законодательство
о социальном страховании и социальном
обеспечении.
- В соответствии
с Указом Президента России от 6 февраля
1995 г. начата подготовительная работа
к составлению и изданию Свода законов
Российской Федерации. Свод законов - это
систематическое собрание кодифицированных
и систематизированных актов высших органов
государственной власти. Свод должен сделать
российское законодательство более доступным
для всех правоприменителей и граждан.
Начиная с электронной системы необходимо
классифицировать не нормативные акты
в целом, а нормы права, содержащиеся в
этих актах - это позволит избежать громоздкости
при составлении Свода законов.
- Следует учитывать
установленное Конституцией Российской
Федерации и Договорами о разграничении
компетенции и предметов ведения разграничение
предметов ведения Российской Федерации
и ее субъектов. В настоящее время законодательные
органы субъектов Российской Федерации
разрабатывают более 4000 законопроектов
по самым разным вопросам нормативно-правового
регулирования. Определенные в соответствии
с законом разделы классификатора должны
учитывать необходимость систематизации
актов, издаваемых органами власти субъектов
Российской Федерации.
- Для разработки
действительно жизнеспособного классификатора
отраслей законодательства необходимо
провести анализ законопроектной работы
Государственной Думы Российской Федерации
и других субъектов законодательной инициативы.
Кроме того, особенно в части законодательства,
направленного на регулирование экономических
отношений, следует изучить проекты законов,
принятие которых предусмотрено Гражданским
кодексом России.
- В соответствии
со статьей 15 (часть 4) Конституции необходимо
детально разработать классификацию международных
договоров Российской Федерации. При этом
необходимо учитывать, что Россия является
правопреемником СССР.
Необходимо внимательно
изучить и взять все лучшее
из опыта классификации документов
Главного Государственно-правового
управления Президента РФ, Минюста
России, Федерального Собрания РФ, Верховного
Совета РСФСР, Конституционного Суда,
Верховного Суда, Высшего Арбитражного
Суда России. Необходимо также изучить
опыт классификации документов в
странах с развитой правовой системой:
Германии, Франции, Нидерландах, Великобритании,
США.
Список
литературы
- Конституция Российской
Федерации 1993 года. М.: Юристъ, 2000
- Комментарий к
Конституции Российской Федерации / Общ.
ред. Ю. В. Кудрявцева. М.: Фонд "Правовая
культура", 2000
- Алексеев
С.С. Теория права. М.,2003
- Бабаев
В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория права
и государства в схемах и определениях:
Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2000
- Гревцов Ю.И. Правовые
отношения и осуществлние права. Л., 2002
- Зивс С.Л. Источники
права. - М.: “Право”,2001
- Керимов
Д.А. Кодификация и законодательная техника.
М.2002.
- Коваленко А.И.
Общая теория государства и права (в вопросах
и ответах): Учеб. пособие. М., 2002.
- Козлова
Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право
России: Учебник. М. 2001.
- Лившиц Р.З Теория
права. М.: Изд-во Бек, 2003
- Медведев А.М.
Правовое регулирование действия закона
во времени // Государство и право. - 2001.
- № 3. - С.69-75.
- Общая теория
права и государства. / Под ред. В.В.Лазарева,
М., Юристъ, 2000
- Основы государства
и права. Учебное пособие / Под общей редакцией
С.А. Комарова. - М.: Манускрипт, Русь-90, 2002
- Развитие кодификации
советского законодательства. М. 2000.
- Спиридонов Л.И.
Теория государства и права. М.: Проспект,
2002.
- Тихомиров Ю.А.
Действие закона. М., 2002
- Херлок
Е.С. Исторический экскурс в теорию права.
М., 2002.
- Белов А.П. Правотворческая
деятельность судов право и судебная практика
в России и за рубежом // Право и экономика.
- №7. – июль, 2000
- Жилин
Г. Соотношение права и закона //Российская
юстиция. - №4. – апрель. - 2000