Правовые акты Советского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 17:21, доклад

Описание работы

Первыми правовыми актами Советского государства можно считать обращение Петроградского ВРК "К гражданам России" и обращение II Всероссийского съезда Советов "Рабочим, солдатам и крестьянам". Важным правовым актом, который почти целиком вошел в первую Советскую Конституцию, была "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа", принятая III Всероссийским съездом Советов 12 января 1918 г.

Работа содержит 1 файл

Правовые акты Советского государства2.docx

— 41.47 Кб (Скачать)
  1. Правовые  акты Советского государства
 

Первыми правовыми  актами Советского государства можно  считать обращение Петроградского ВРК "К гражданам России" и  обращение II Всероссийского съезда Советов "Рабочим, солдатам и крестьянам". Важным правовым актом, который почти  целиком вошел в первую Советскую  Конституцию, была "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа", принятая III Всероссийским  съездом Советов 12 января 1918 г.

Эта Декларация не была традиционным документом либерального государства о правах индивидуума. Она провозглашала принципы социальной и экономической политики, и уже  в этом документе выражалась главная  идея, отличавшая Советское государство  от буржуазно-либерального: свободу  человека надо защищать не от государства, а с помощью государства.

Конечно, перестройка  всей системы права не могла быть моментальной, и в 1917-1918 гг. наряду с  законами Советского государства действовали  нормы старого права, которые  постепенно теряли свою силу по мере становления  нового законодательства.

Издавать  законодательные акты имели право  Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, СНК, а с 1919 г. также Президиум  ВЦИК. Правовые акты издавали также  центральные органы управления и  местные Советы. В выработке нормативных  актов в ряде случаев принимали  участие общественные организации  трудящихся (например, профсоюзы в  сфере трудового права). Чаще всего  законодательные акты именовались  декретами. Различить уровень этих актов можно было по уровню того органа, который их принял.

Вплоть до окончания гражданской войны  Советское государство действовало  в ситуации чрезвычайного положения. Ни целостной системы правовых норм, ни системы органов правопорядка создано еще не было. При отсутствии установленных правовых норм практические вопросы решались, или исходя из старых норм, или опираясь на "революционное  правосознание", источником которого было классовое сознание (или даже "классовое чутье"). На деле это  означало принятие решений под давлением  обстоятельств, исходя из "революционной  целесообразности". В целом господствовал  здравый смысл и общие культурные нормы, но все стороны многомерного конфликта, который разразился в  России, многократно прибегали к  крайним мерам и страшным эксцессам, свойственным всякой революции и  гражданской войне.

Но эксцессы - это особый срез истории государства  и права. Он требует академического, свободного от идеологических пристрастий  описания и изучения. Время для  этого, видимо, еще не пришло.

Гражданское право.

В ходе первых мероприятий Советской власти в  собственность государства последовательно  перешли земля и ее недра, банки, предприятия промышленности, железные дороги и флот т.д. Сфера частной  собственности граждан на орудия труда и средства производства, служащая для извлечения дохода, резко сократилась.

Многие акты были прямо направлены на подрыв частной  собственности и особенно на пресечение нарастающего вала сделок, направленных на распродажу и разделение крупной  собственности с целью вывести  ее из-под угрозы национализации.

Сокращались договорные отношения. Вместе с тем  еще в декабре 1917 г. СНК подтвердил, что все обязательства, возникающие  из договоров по поставкам и заготовкам продовольствия для армии, сохранялись  в силе. Отношения между предприятиями, перешедшими в собственность  государства, строились в основном уже на административном, а не гражданском  праве.

Декрет ВЦИК "Об отмене наследования" (27 апреля 1918 г.) отменил наследование как по закону, так и по завещанию. После  смерти владельца как движимое, так  и недвижимое имущество становилось  государственным достоянием. Супругу  или ближайшим родственникам  переходила лишь часть имущества, стоимостью не более 10 тысяч рублей (в инструкциях  НКЮ разъяснялось, что главное - не установленный предел, а источник приобретения наследуемого имущества). Впрочем, имущество умершего могли  получить его нуждавшиеся и нетрудоспособные родственники. Реально, декрет отменил  наследование буржуазной частной собственности, но не трудовой. Особым декретом были запрещены  дарение и всякое иное безвозмездное  предоставление, передача, переуступка  и т.п. имущества на сумму свыше  десяти тысяч рублей. В сфере интеллектуальной собственности государству было дано право на национализацию авторских  произведений и изобретений. Авторские  права было нельзя передавать по наследству.

Уголовное право.

Первым актом  нового государства в области  уголовного права было постановление II Всероссийского съезда Советов "Об отмене смертной казни". На деле смертную казнь, начиная с февраля 1918 г., применяла  ВЧК. В июне 1918 г. ревтрибунал приговорил к смертной казни адмирала, обвиненного  в попытке сдать Балтийский флот немцам. Против этого приговора резко  протестовали левые эсеры. Примечательно, что будучи сторонниками террора  и казней без суда в ВЧК, они  отвергали именно судебный приговор как "возрождение буржуазной государственности". 16 июня 1918 г. было издано постановление  НКЮ, наделившее ревтрибуналы правом применения высшей меры.

К апрелю 1918 г. было принято 17 уголовно-правовых декретов и 15 актов об отдельных преступлениях, к концу июля 1918 г., соответственно, 40 и 69. К правовым актам относятся  руководства и инструкции НКЮ  для ревтрибуналов. Они создавали  нормы особенной части уголовного права в отношении дел, подсудных  трибуналам. 6 октября 1918 г. Кассационный отдел при ВЦИК систематизировал эти нормы. Была сделана попытка  сформулировать составы преступлений, отнесенных законодательством к  компетенции трибуналов, раскрыть содержание понятия контрреволюционной деятельности. Перечень деяний, подпадающих под эту категорию, был очень широк и неравнозначен (от контрреволюционных выступлений, ставящих своей целью свержение Советского правительства, до угроз по отношению к деятелям советских или хозяйственных органов) (17).

Особенностью  правовых актов этого периода  была возможность привлечь к суду ревтрибунала провокаторов, осведомителей  или иных служащих старого режима, деятельность которых до установления Советской власти признавалась вредной  для революции. Однако для этого  всякий раз требовалось специальное  постановление местного Совета или  исполкома. Формально, в этой части  закону придавалась обратная сила - недопустимая по меркам современного правового государства вещь. По сути это была скорее превентивная мера с целью обезвредить потенциального противника.

В 1919 году НКЮ, обобщив законодательство и судебную практику общих судов и ревтрибуналов, издал документ по общей части  уголовного права: "Руководящие начала по уголовному праву РСФСР". "Руководящие  начала..." дают общее определение  права и уголовного права в  классовой фразеологии. Так, задача советского уголовного права - посредством  репрессий охранять систему общественных отношений, соответствующую интересам трудящихся масс. Документ включал восемь разделов: об уголовном праве, об уголовном правосудии, о преступлении и наказании, о стадиях осуществления преступления, о соучастии, о видах наказания, об условном осуждении, о пространстве действий уголовного права.

В целом, если отвлечься от идеологической ("классовой") окраски, основные принципы "Руководящих  начал..." вполне соответствуют тем  представлениям о преступлении и  наказании, которые сложились в  Новое время в гражданском  обществе, а не в традиционном праве. Преступление определялось как нарушение  общественных отношений, а наказание как мера, посредством которой власть защищает данный порядок общественных отношений. То есть, цель наказания определялась как охрана общества от будущих возможных преступлений как данного лица, так и других лиц, т.е. как задача общего предупреждения - а не как месть, "ликвидирующая" преступление.

При определении  меры наказания суд должен был  оценивать опасность для общества преступника, а не только совершенного им деяния. Таким образом, с самого начала советского уголовного права  допускалась возможность превентивных наказаний - до совершения преступлений. Признаки, по которым можно было прогнозировать вероятность опасных  для общества деяний, были классовыми. Тем самым все уголовное право  неявно делилось на два совершенно различных раздела. Существовали "обычные" преступления, в отношении которых  можно было применять гуманные методы воспитания и исправления, и "контрреволюционные" преступления, которые следовало  карать и подавлять самыми крайними мерами. Так с самых первых шагов  стала выделяться категория "государственных  преступлений", оформленная позже.

При этом возникла и "классовая" дискриминация преступников. Считалось, что общие преступления может совершить даже пролетарий и крестьянин, а государственные - "классовый враг", хотя бы и  замаскировавшийся под рабочего. Исходя из этих категорий строилась  и система судов, и процесс. Перечислялись  обстоятельства, которые должен был  учитывать суд. Например, ревтрибунал  выяснял: принадлежит ли преступник к имущему классу, имело ли преступление целью восстановление, сохранение или  приобретение какой-либо привилегии, связанной  с собственностью - или оно совершено  неимущим в состоянии голода и  нужды и т.п.

В известной  мере тем самым воспроизводилась, но в перевернутом виде, уголовная  система гражданского общества на ранних стадиях его формирования. Там  уголовное право и система  наказаний была открыто и жестко направлена против бедных ради защиты "республики собственников" (так, статистика показывает, что тюрьма как современный способ наказания  была создана почти исключительно  для бедных, а для имущих классов  созданы особые меры наказания) (18).

Уголовная ответственность  наступала с 14 лет. В специальном  разделе давались примерные виды наказаний: внушение, общественное порицание, бойкот, возмещение причиненного ущерба, отрешение от должности, воспрещение  занимать ту или другую должность, конфискация  имущества или его части, лишение  политических прав, объявление врагом революции или народа, принудительные работы без помещения в места  лишения свободы, лишение свободы  на определенный срок или на неопределенный срок до наступления известного события, объявление вне закона, расстрел (по приговору лишь ревтрибунала). Предусматривалось  условное осуждение совершивших  преступление впервые при тяжелом  стечении обстоятельств его жизни, когда безопасность общества не требует  его изоляции.

Отметим, что  советское уголовное право с  самого начала включило принудительные работы в число важнейших видов  наказания. Декрет Наркомюста от 23 июля 1918 г. установил, что лишение свободы  всегда предполагает принудительные работы. Тем же декретом учреждались "изоляторы специального назначения" - для заключенных, виновных в дисциплинарных нарушениях, "неисправимых" (потенциально, все классовые враги на время чрезвычайного периода считались "неисправимыми").

Уголовное право  РСФСР действовало как в отношении  ее граждан, так и иностранцев, совершивших  преступления на ее территории, а также  в отношении тех, кто совершил преступления на территории другого  государства, но уклонился от суда в  месте совершения преступления и  находился в пределах РСФСР.

Современные исследователи отмечают, что "Руководящие  начала..." сыграли большую роль в улучшении деятельности судебных органов, в развитии уголовного права, были важным этапом на пути создания уголовного кодекса.

Трудовое  право.

В прежних  системах права России трудовое право  не выделялось в особую отрасль, оно  составляло краткую часть гражданского права. Теперь оно формируется как  самостоятельная отрасль права. Вопросы трудовых отношений составляли важный раздел политэкономии марксизма  и обсуждались в документах РСДРП  с самого ее возникновения. Общие  положения взглядов большевиков  на трудовые отношения были отражены в декретах 1917-1918 гг.

Присущие  марксизму категории рабочей  силы, труда, прибавочной стоимости  и заработной платы были разработаны  применительно к рыночной экономике  Запада в ее чистом, даже абстрактном  варианте. Они не отражали реальных трудовых отношений в России и  воспринимались общественным сознанием  существенно иначе, нежели в теории. На революционном этапе развития Советского государства это не имело  большого значения, т.к. из марксизма  были взяты, в основном, злободневные идеи равенства, справедливости и освобождения от эксплуатации человека человеком. Впоследствии расхождение между теорией марксизма  и советской реальностью стало  все больше и больше вредить здоровью советского общества.

Первым правовым актом о труде было постановление  СНК от 29 октября 1917 г. "О восьмичасовом  рабочем дне, продолжительности  и распределении рабочего времени". Советское государство было первым в мире, законодательно установившим 8-часовой рабочий день для всех лиц, занятых работой по найму. Продолжительность  рабочей недели не должна была превышать 46 часов. Был запрещен ночной труд женщин и подростков до 16 лет (это, кстати, вызвало  акции протеста некоторых фабзавкомов). Женщины и подростки до 18 лет  не допускались к подземным и  сверхурочным работам. Рабочий день подростков до 18 лет был ограничен 6 часами. Сверхурочные работы оплачивались в двойном размере и т.д. Постановление  это было передано на места по телеграфу  и вступало в силу немедленно. В  декабре 1917 г. декретом ВЦИК было введено  страхование по болезни. В июне 1918 г. СНК ввел оплачиваемые двухнедельные  отпуска рабочим и служащим.

Информация о работе Правовые акты Советского государства