Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 17:21, доклад
Первыми правовыми актами Советского государства можно считать обращение Петроградского ВРК "К гражданам России" и обращение II Всероссийского съезда Советов "Рабочим, солдатам и крестьянам". Важным правовым актом, который почти целиком вошел в первую Советскую Конституцию, была "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа", принятая III Всероссийским съездом Советов 12 января 1918 г.
"Декларация
прав трудящегося и
В декабре 1918
г. был принят первый кодекс законов
о труде (КЗОТ). Он подробно регулировал
трудовые отношения и связанные
с ними социальные права (например,
права на пособие по безработице).
КЗОТ действовал как на государственных,
так и на частных предприятиях.
Он определил место профсоюзов, их
полномочия в регулировании найма
и увольнения, оплаты труда и т.д.
Социальное страхование Кодекс заменял
социальным обеспечением из фондов государства.
Государственное обеспечение
Семейное право.
В Советском
государстве семейное право впервые
стало формироваться как
Устанавливались моногамная форма брака, добровольность вступления в брак, отменялись многие прежние ограничения. Для вступления в брак не требовалось согласия родителей, начальства, не влияла принадлежность к сословию, религии, национальности. Внебрачные дети уравнивались с брачными в правах и обязанностях как в отношениии родителей к детям, так и детей к родителям. Родителями ребенка записывались лица, подавшие об этом заявление. Допускался судебный порядок установления отцовства.
Вводился свободный развод по желанию одного или обоих супругов (при обоюдном согласии - без суда, прямо в ЗАГСе). С кем остаются несовершеннолетние дети, как распределяются обязанности супругов по их воспитанию и содержанию, решал суд.
16 сентября 1918
г. ВЦИК принял "Кодекс законов
об актах гражданского
В кодексе
было записано, что родительские права
осуществляются исключительно в
интересах детей и если это
не делалось, суду предоставлялось
право лишить родителей этих прав.
Родители были обязаны заботиться о
несовершеннолетних детях, их воспитании
и подготовке к полезной деятельности.
Родители обязаны были содержать
несовершеннолетних, нетрудоспособных
и нуждающихся детей, а те в
свою очередь обязаны были содержать
нетрудоспособных и нуждающихся
родителей, если они не получали содержание
от государства. Кодекс не допускал усыновления
ни своих, ни чужих детей, опасаясь их
эксплуатации со стороны усыновителей.
Введение в жизнь этого кодекса
в многонациональной стране было
сложным делом, особенно в мусульманских
регионах РСФСР. Например, ЦИК и СНК
Казахской АССР лишь 20 декабря 1920 г.
принял декрет о запрещении калыма.
2. Создание советской судебной системы.
Суд – есть орган государственной власти, а судебная деятельность –
одна из функций государственного управления. Во всяком государстве суд
играет огромную роль как орган охраны интересов господствующего в данном
обществе класса, как орган укрепления существующего государственного и
политического строя. Советская судебная система – это совокупность судебных
органов Советского государства, взаимосвязанных осуществлением целей и
задач правосудия. Судебная система СССР отражала федеративное устройство
советского многонационального государства. В связи с этим в ней различали
общесоюзные суды и суды союзных республик. Каждый судебный орган для
осуществления правосудия был наделен конкретными полномочиями. Суды с
одинаковыми полномочиями в пределах одной союзной республики составляли
звено судебной системы.
Судебные уставы 1864 года провозгласили такие принципы судоустройства
и судопроизводства, как выборность некоторых категорий судов, независимость
судей от администрации, гласность и состязательность процесса, равенство
сторон перед судом, право обвиняемого на защиту. Однако указанные принципы
были в значительной мере декларативными. Воспользоваться ими могли, главным
образом, представители имущих классов. Суд состоял преимущественно из
представителей этих классов. Для кандидатов в мировые судьи был установлен
имущественный, национальный, возрастной и образовательный ценз. В сельских
местностях судьи избирались земскими собраниями, то есть собраниями
помещиков, в городах – городскими думами – собраниями представителей
зажиточного класса (фабрикантов, купцов, домовладельцев и др.). Присяжные
заседатели подбирались особыми комиссиями, состоящими из представителей
земства или городской думы, прокуратуры и полиции, председательствовали в
комиссиях представители дворянства. Кроме того, был установлен особый
порядок выдвижения кандидатов в мировые судьи и утверждения их в должности,
а также утверждения лиц, привлекаемых к участию в качестве присяжных
заседателей. Все остальные судьи, как и мировые судьи национальных губерний
и окраин России, назначались верховной властью или правительством.
Не был осуществлен и принцип независимости судей от администрации.
Установления различных правил о порядке представления к назначению на
должность судьи, повышении их в должности, дисциплинарной ответственности и
т.д. ставило судей в зависимое от администрации положение. Не был полностью
проведен
в жизнь и принцип
действия этого принципа правительство всегда имело возможность устранить
любого судью, деятельность которого не соответствовала его политическим
целям. Не было, конечно, и равенства граждан перед судом и законом. В той
или иной мере были ограничены и другие принципы судоустройства и
судопроизводства,
провозглашенные Судебными
Судебная реформа 1864 года оказалась очень недолговечной. Прошло не
так много времени после введения новых судов, как началась ликвидация тех
немногих прогрессивных начал, на которых они были построены. Например,
законом 1887 года из ведения суда присяжных было изъято рассмотрение
политических, должностных и других преступлений.
На месте старого суда
новый, народный суд, построенный на принципе участия в нем только
трудящихся. Этот важнейший принцип организации первых советских судов был
закреплен в
Конституции РСФСР 1918 года.
3. Проблема систематизации законодательства
Ныне действующий общеправовой классификатор отраслей законодательства, утвержденный Указом Президента России от 16 декабря 1993 года № 2117 (в редакции на 1 января 1996 года) не вполне отвечает требованиям времени: с начала 90-х годов на первый план вышли акты, регулирующие экономические, основанные на равенстве сторон, а не административные отношения. В названном же классификаторе основное внимание уделено именно административным, а не экономическим отношениям1.
Анализ этого классификатора
приводит нас к выводу о том, что
он является результатом адаптации
системы классификации
1. Часть его разделов
(такие, как законодательство
по общим вопросам
2. Финансовое право
разработано недостаточно
3. Классификатор содержит
и ряд юридических ошибок: подраздел
"доверительная собственность"
в разделе законодательство о
собственности (ГК России не
предусматривает такого
Разработки в президентском
классификаторе систематизации ряда отраслей
законодательства, таких как Законодательство
об обороне, Законодательство о безопасности,
Основы конституционного строя, Законодательство
об охране окружающей среды, а также
разделы "решения по вопросам награждения",
"решения о присвоении почетных
званий", "решения по кадровым
вопросам" и некоторые другие
выполнены на современном уровне
и, по нашему мнению, вполне отвечают потребностям
сегодняшнего дня. Однако при всей своей
обширности (более 400 разделов) классификатор
не отражает таких реалий современной
экономики России как финансово-промышленные
группы, финансовая аренда (лизинг); наличие
договоров о разграничении
Следует отметить, что классификатор, утвержденный Указом Президента России является не только официальным, но и фактически единственным, применяемым при систематизации законодательства.
Может быть, повторюсь,
но еще раз подчеркну, что существующий
порядок систематизации законодательства
очень слабо учитывает все
возрастающую роль норм, регулирующих
экономические отношения. С принятием
новой Конституции России соотношение
частного и публичного права в
регулировании экономических
Официальная действующая
электронная форма
Огромное количество
различных правовых актов делает
весьма затруднительным использование
старой системы подготовки Свода
законов. В этой ситуации наиболее приемлемым
выглядит использование возможностей
электронной формы